Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.2. Ревизия расчётных и кредитных операцийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВОПРОС № 1 Проверка операций по расчетам с подотчетными лицами, как правило, осуществляется специалистами Министерства труда и социальной защиты, Министерства по налогам и сборам, обслуживающим банком, аудиторами и специалистами ведомственного контроля. Целью проверки является установление правильного и целевого использования подотчетных сумм, выявление незаконных и нецелесообразных с хозяйственной точки зрения расходов, соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов. Основными задачами контроля расчетов с подотчетными лицами являются: соблюдение правил выдачи подотчетных сумм; своевременность представления авансовых отчетов и отчетов о командировках; целесообразность и законность использования подотчетных сумм; правильность оформления документов, приложенных к авансовым отчетам; порядок погашения оправдательных документов с целью предотвращения их повторного использования; своевременность возврата неизрасходованных подотчетных сумм. Источниками проверки являются: приказы и распоряжения по предприятию, задания на командировку, авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами об использовании подотчетных сумм, отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами, книги регистрации убывающих в командировку, Главная книга, бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств, журнал-ордер, данные аналитического и синтетического учета по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами". Расчеты с подотчетными лицами проверяют, как правило, сплошным способом. При проверке законности выдачи сумм в подотчет на хозяйственные и операционные нужды в первую очередь определяется наличие списка работников предприятия, которым могут выдаваться в подотчет наличные деньги. Данный список утверждается приказом или распоряжением руководителя предприятия. В список включаются только постоянно работающие на предприятии лица либо выполняющие разовые работы для предприятия на основании договоров подряда. По выданным в подотчет суммам устанавливают, нет ли превышения предельных размеров аванса. При проверке действующего порядка выдачи подотчетных сумм следует установить, не выдавались ли деньги под отчет лицам, которые имели задолженность по ранее полученным суммам (Штрафные санкции за несоблюдение сроков возврата неиспользованных сумм, выданных под отчет, взимаются в размере 10% от суммы выданного аванса (согласно инструкции «О мерах ответственности за нарушение правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в РБ»). Важным этапом проверки является установление своевременности возврата неиспользованных подотчетных сумм. Неизрасходованные и своевременно не возвращенные подотчетные суммы должны быть удержаны по расчетно-платежной ведомости в бесспорном порядке не позднее месяца со дня окончания срока их возвращения. В процессе контроля необходимо проверить законность и целесообразность возмещения командировочных расходов. Устанавливается наличие отметок в командировочных удостоверениях о датах прибытия и выбытия из пунктов назначения, нет ли подчисток, помарок в командировочном удостоверении, все ли реквизиты заполнены. Фактическое время пребывания в командировке определяют по отметке в командировочном удостоверении о выбытии и прибытии. Соблюдение срока нахождения в командировке определяется путем сопоставления времени, указанного в приказе, со временем фактического пребывания, исчисленным по отметкам в командировочном удостоверении. Отдельно проверяется правильность оплаты суточных расходов, расходов по найму жилья и на проезд. Работнику за пребывание в командировке оплачиваются суточные, квартирные и проездные расходы. Командированному работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения (кроме случаев, когда ему предоставляется бесплатное помещение) в размере, указанном в предоставленных счетах (квитанциях). Проезд работника к месту командировки и обратно оплачивается на основании проездных документов в размере стоимости проезда на воздушном, железнодорожном, водном и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), включая платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте. Расходы за пользование постельными принадлежностями в поездах возмещаются командированным работникам при проезде к месту командировки и обратно в плацкартном, купейном или мягком вагонах без предъявления квитанций. На предприятии могут выплачиваться суточные, квартирные и другие расходы в размерах, превышающих вышеназванные суммы за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При контроле расчетов с подотчетными лицами необходимо проверить правильность бухгалтерских записей по отражению полученных под отчет сумм и их списанию. Следует проверять правильность подсчета оборотов и выведения сальдо в тех регистрах, в которых ведется аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами, и провести их сверку с записями в других регистрах бухгалтерского учета. Необходимо также проверить правильность отражения расчетов с подотчетными лицами в балансе предприятия. ВОПРОС № 2 Проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками могут проводить специалисты органов государственного контроля (комитет государственного контроля, министерство по налогам и сборам, национальный банк, министерство финансов, министерство экономики), органы ведомственного контроля и аудиторы. Цель проверки – соблюдение законодательства при совершении операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Основными задачами контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками являются: проверка наличия договоров с поставщиками и подрядчиками и соответствие их оформления требованиям законодательства; проверка соблюдения выполнения условий договоров по срокам, ассортименту, количеству и качеству, суммам и валютам платежа; оценка задолженностей по реальности ко взысканию и по срокам погашения; проверка достоверности и законности учетных данных о состоянии расчетов, соблюдения расчетно-финансовой дисциплины и ее влияния на платежеспособность предприятия. Источниками информации являются: договоры и контракты, счета-фактуры, таможенные и статистические декларации, сертификаты, журналы-ордера, главная книга, бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств, данные синтетического и аналитического учета по счету 60 Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками начинается с установления наличия и правильности оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ресурсов, выполнению работ и оказанию услуг. Прежде всего проверка расчетов предполагает правильность классификации задолженности, поскольку целью проводимой проверки является подтверждение ее наличия, состояния и оценки. Каждая сумма дебиторской и кредиторской задолженности на отдельных счетах рассматривается с точки зрения возникновения долга, причины и давности образования задолженности, реальности ее получения. При проверке дебиторской и кредиторской задолженности различают следующие ее категории: текущую (или нормальную); не оплаченную в срок; задолженность с истекшим сроком исковой давности; спорную; безнадежную. Текущей считается такая задолженность, которая вытекает из установленных форм расчетов и является неизбежной в процессе хозяйственной деятельности. Наличие такой задолженности не является нарушением финансовой дисциплины. Задолженность, не оплаченная в срок, — это задолженность с истекшим сроком оплаты, которая должна быть погашена. При этом необходимо выяснить причины ее непогашения в установленные сроки расчетов. Задолженность с истекшим сроком исковой давности определяется путем сопоставления сроков возникновения права на иск и сроков иска, установленных законодательством (срок исковой давности в РБ - 3 года) К спорной относится задолженность по претензиям, предъявленным поставщикам и подрядчикам, транспортным и другим организациям или переданным в хозяйственный суд. Здесь необходимо проверить копии исковых заявлений и расписок о приеме дел на рассмотрение хозяйственным судом. При проверке следует обращать внимание на явно необоснованные иски, составляемые с таким расчетом, чтобы использовать отказ суда в удовлетворении претензии для списания нереальной задолженности на убытки. При наличии безнадежной задолженности, в иске которой хозяйственный суд отказал, следует выяснить мотивы отказа, особенно если он был вызван истечением срока исковой давности, необоснованностью иска и неправильным ведением дел. Выявленные факты невзысканной просроченной дебиторской задолженности и нарушений расчетной дисциплины рекомендуется обобщить в ведомости Следует также установить, производилась ли инвентаризация расчетов со всеми дебиторами и кредиторами, ознакомиться с ее результатами, а в необходимых случаях провести встречную сверку расчетов с дебиторами и кредиторами. Такая проверка должна быть оформлена промежуточным актом При контроле расчетов с поставщиками необходимо установить наличие договоров поставки материально-технических средств и проверить целесообразность приобретения, соблюдения установленных договором расчетов. Особое внимание уделяется проверке своевременности поставок соответствующего количества и качества материальных ценностей, а также использованию ревизуемым предприятием своих прав в случае нарушения условий договоров поставки. При ревизии расчетов с подрядчиками устанавливают: • включены ли строящиеся объекты в титульный список; • обеспечены ли они соответствующими источниками финансирования; • имеется ли проектно-сметная документация на строящиеся объекты • заключены ли договоры с подрядчиками, и каковы условия расчетов (за объект в целом, за законченные технологические этапы; • правильность применения цен, расценок, нет ли приписок объемов выполненных работ; • достоверность предъявленных к оплате счетов с приложенными к ним актами о выполненных работах. Если будут выявлены факты завышения объемов выполненных работ, неправильного применения цен, включения в счета расходов, не предусмотренных сметой, необходимо провести контрольный обмер выполненных объемов строительно-монтажных работ. ВОПРОС №3 Проверку операций с покупателями и заказчиками могут проводить специалисты органов государственного контроля (комитет гос. контроля, министерство по налогам и сборам, национальный банк, министерство финансов,) специалисты ведомственного контроля и аудиторы. Цель проверки – соблюдение законодательства при совершении операций по расчетам с покупателями и заказчиками. Задачами проверки являются: проверка наличия договоров и соответствие их оформления требованиям законодательства; проверка соблюдения выполнения условий договоров по срокам, ассортименту, количеству и качеству, суммам и валютам платежа; оценка задолженностей по реальности ко взысканию и по срокам погашения; проверка достоверности и законности учетных данных о состоянии расчетов. Источниками информации являются: бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств, главная книга, журнал-ордер № 11, договоры и контракты, счета-фактуры, таможенные и статистические декларации, сертификаты, данные синтетического и аналитического учета по счету 60 При проверке расчетов с покупателями устанавливают, заключены ли договоры поставки продукции, правильно ли исчисляются суммы (с учетом сроков реализации, качества продукции и других факторов), причитающиеся предприятию за принятую покупателем продукцию, а также проверяют реальность задолженности покупателей, числящейся по счету 62. Инвентаризация расчетов с иногородними покупателями производится высылкой копии карточки аналитического учета расчетов (контокоррентной выписки). Здесь должно соблюдаться правило: выписки высылают организации-кредиторы организациям-дебиторам. Данную выписку после проверки и внесения необходимых исправлений, подписи и заверения печатью предприятие-дебитор возвращает предприятию—кредитору в течение 10 дней со дня получения. Если покупатели не являются иногородними, при проведении инвентаризации расчетов составляется акт взаимовыверки расчетов. По акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками необходимо исследовать задолженность, числящуюся на балансе в целом и по отдельным должникам. По справке к акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, составленной бухгалтерией проверяемого предприятия, устанавливают: за что и когда образовалась эта задолженность, а также является ли она реальной. В заключение контроля расчетов с покупателями и заказчиками проверяется соблюдение действующей корреспонденции счетов бухгалтерского учета, что позволяет не только выявить ошибки в учетном отражении расчетных операций, но и вскрыть факты умышленного искажения учетных данных с целью сокрытия допущенных злоупотреблений. ВОПРОС №4 В соответствии с пунктом 13 действующего Порядка организации проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций «при выявлении фактов нарушения законодательства в части расходования государственных финансовых и материальных ресурсов, невыполнения обязательств перед бюджетом, других нарушений финансовой дисциплины проверяющими должны быть установлены размер причиненного вреда, причины нарушений и лица, действия (бездействие) которых повлекли нарушение субъектом предпринимательской деятельности законодательства, регулирующего экономические отношения». Поэтому при проведении ревизии особо выделяются вопросы, связанные с определением размера материального ущерба. Материальный ущерб - это уменьшение количества или ухудшение качества имущества или денежных средств, возникшее в результате противоправных действий.. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь под прямым действительным ущербом следует понимать «уменьшение наличного имущества предприятия вследствие утраты, ухудшения или понижения его ценности, а также необходимости произвести затраты на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей либо произвести излишние выплаты» (УПК Республики Беларусь, с. 163). Вместе с тем ревизор должен иметь в виду, что при определении размера ущерба не учитываются фактические потери в пределах норм естественной убыли, а также износ материальных ценностей с учетом установленных норм и времени нахождения их (ценностей) в эксплуатации. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям на основании данных бухгалтерского учета. Возмещение ущерба, причиненного нанимателю в размере, не превышающем среднемесячный заработок работника, производится по распоряжению нанимателя путем удержания из заработной платы. В соответствии со статьей 408 Трудового кодекса Республики Беларусь распоряжение об удержании должно быть дано не позднее двух недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и исполнено не ранее семи дней со дня сообщения об этом работнику. В том случае, если виновное лицо не согласно с порядком вычета или с размером удержания ущерба, трудовой спор по его заявлению должен рассматриваться в установленном законодательством порядке. В случаях, когда возникает необходимость определить размер ущерба, причиненного в условиях коллективной материальной ответственности каждым членом бригады, следует иметь в виду, что подлежащий возмещению ущерб, причиненный предприятию членами бригады, распределяется между членами данного коллектива пропорционально заработной плате (месячная тарифная ставка, должностной оклад) и фактически проработанному времени за период от последней инвентаризации до дня обнаружения ущерба. При определении размера убытков (ущерба) необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности предприятий ВОПРОС №5 Проверка расчетов по платежам в бюджет по налогам проводится специалистами министерства по налогам и сборам, таможенного комитета, комитета государственного контроля, специалистами ведомственного контроля и аудиторами. Целью проверки расчетов является установление соблюдения налогового законодательства. Задачи проверки: контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременной уплатой в бюджет налогов, соблюдением законодательства РБ в области налогового и таможенного законодательства, принятием мер по обеспечению взыскания в бюджет пеней, примененных экономических санкций., наложенных административных штрафов; выявление, пресечение и предотвращение правонарушений в сфере налогового законодательства Источники информации: учредительные документы, свидетельство о присвоении УНН, учетная и отчетная документация по бухгалтерскому и налоговому учету, выписки банка и приложенные к ним платежные документы по расчетам с бюджетом, данные синтетического и аналитического учета по счетам 18, 68. При проверке расчетов по платежам в бюджет устанавливаются: · своевременность постановки на налоговый учет; · открытие (закрытие) счетов в банке; · своевременное получение необходимых документов (лицензий, сертификатов); · правильность определения объектов налогообложения и правил их учета; · своевременность исчисления налогов, представления деклараций в налоговые и таможенные органы; · своевременность и полнота перечисления в бюджет налогов. Далее осуществляется проверка соблюдения определения видов налогов и пошлин в соответствии с осуществляемыми видами экономической деятельности и их источниками. Затем осуществляется контроль правильности определения объектов налогообложения, обоснованность получения налоговых льгот, определения ставок налогов. Поскольку местные налоговые инспекции систематически проверяют состояние расчетов предприятий с бюджетом, то в процессе проверки следует обстоятельно изучить акты проверок, проведенных налоговой инспекцией, выяснить у нее, имеются ли претензии к проверяемому предприятию. ВОПРОС №6 В условиях рыночных преобразований, происходящих в экономике нашей республики, значительно повысилась роль кредита как дополнительного источника финансирования деятельности предприятия. Кредит, в основном, предоставляется банками на определенный срок, за определенную плату и под определенное обеспечение, позволяющее ранку в случае неуплаты заемщиком задолженности по кредиту вернуть свои деньги. Проверку операций по кредитам и займам могут проводить правоохранительные органы, специалисты органов государственного и ведомственного контроля, обслуживающего банка и аудиторы. Цель проверки – установление законности и обоснованности получения, использования и возврата кредитных ресурсов. Задачами проверки являются: проверка структуры заемного капитала, состава кредитов и займов; анализ условий кредитования; проверка целевого характера использования полученных кредитов и займов; проверка своевременности расчетов по процентам и кредитам Основными источниками информации кредитных о пераций являются: бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств, главная книга, кредитные договоры и договоры займа, бизнес-планы, выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами, учетная политика. Проверку данного вопроса целесообразно начать со знакомства с кредитной политикой организации. Затем ревизору необходимо установить, в каких банках и какие ссуды получает проверяемое предприятие. Целесообразно выяснить в учреждениях банков, не было ли нарушений со стороны проверяемого предприятия правил кредитования, применялись ли санкции банка за нарушение условий кредитования и другие. Следует ознакомиться, с актами проверок, заключениями банков по квартальным и годовым отчетам. Заемщик и банк заключают кредитный договор. Он является основным юридическим документом, который регулирует все отношения между кредитором и заемщиком. Условия кредитного договора определяются для каждого заемщика индивидуально и включают следующие положения: • целевое назначение ссуды; • конкретный размер или предельная величина кредита; • процентная ставка по кредиту; • сроки погашения кредита и процентов по нему; • формы обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита; • периодичность и сроки представления банку баланса и других данных, необходимых для проверки обеспечения кредита; • меры по наращиванию заемщиком собственного оборотного капитала. Ревизор должен проверить, не допускаются ли за счет кредита предварительные платежи за товарно-материальные ценности и услуги, покрытие бесхозяйственности и убытков, покупка ценных бумаг и иностранной валюты, уплата страховых взносов и платежей, погашение заемщиком ранее полученных кредитов или процентов по ним. За пользование кредитом предприятие уплачивает банку проценты в размерах, предусмотренных кредитным договором. Ревизор должен проверить правильность определения и своевременность уплаты данных процентов. Проценты по кредитам начисляются и взыскиваются ежемесячно по состоянию на определенную дату в кредитном договоре. Ревизор должен проверить правильность начисления процентов за пользование кредитами. Целесообразно проверить и установить, своевременно ли предприятие погашало задолженность по ссудам. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ № 2.2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.195.229 (0.016 с.) |