Тема 2.2. Ревизия расчётных и кредитных операций



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.2. Ревизия расчётных и кредитных операций



  1. Ревизия расчетов с подотчетными лицами
  2. Ревизия расчетов с поставщиками и подрядчиками
  3. Ревизия расчетов с покупателями и заказчиками
  4. Ревизия расчетов по возмещению материального ущерба
  5. Ревизия расчетов с бюджетом.
  6. Ревизия кредитных операций

ВОПРОС № 1

Проверка операций по расчетам с подотчетными лицами, как правило, осуществляется специалистами Министерства труда и социальной защиты, Министерства по налогам и сборам, обслуживающим банком, аудиторами и специалистами ведомственного контроля. Целью проверки является установление правильного и целевого использования подотчетных сумм, выявление незаконных и нецелесообразных с хозяйственной точки зрения расходов, соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов. Основными задачами контроля расчетов с подотчетными лицами являются: соблюдение правил выдачи подотчетных сумм; своевременность представления авансовых отчетов и отчетов о командировках; целесообразность и законность использования подотчетных сумм; правильность оформления документов, приложенных к авансовым отчетам; порядок погашения оправдательных документов с целью предотвращения их повторного использования; своевременность возврата неизрасходованных подотчетных сумм.

Источниками проверки являются: приказы и распоряжения по предприятию, задания на командировку, авансовые отчеты с приложенными к ним оправда­тельными документами об использовании подотчетных сумм, отче­ты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами, книги регистрации убывающих в командировку, Главная книга, бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств, журнал-ордер , данные аналитического и синтетического учета по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

Расчеты с подотчетными лицами проверяют, как правило, сплош­ным способом.

При проверке законности выдачи сумм в подотчет на хозяйствен­ные и операционные нужды в первую очередь определяется наличие списка работников предприятия, которым могут выдаваться в подотчет наличные деньги. Данный список утверждается приказом или распо­ряжением руководителя предприятия. В список включаются только постоянно работающие на предприятии лица либо выполняющие разо­вые работы для предприятия на основании договоров подряда.

По выданным в подотчет суммам устанавливают, нет ли превыше­ния предельных размеров аванса.

При проверке действующего порядка выдачи подотчетных сумм следует установить, не выдавались ли деньги под отчет лицам, кото­рые имели задолженность по ранее полученным суммам (Штрафные санкции за несоблюдение сроков возврата неиспользованных сумм, выданных под отчет, взимаются в размере 10% от суммы выданного аванса (согласно инструкции «О мерах ответственности за нарушение правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в РБ»).

Важным этапом проверки является установление своевремен­ности возврата неиспользованных подотчетных сумм. Неизрасхо­дованные и своевременно не возвращенные подотчетные суммы должны быть удержаны по расчетно-платежной ведомости в бес­спорном порядке не позднее месяца со дня окончания срока их воз­вращения.

В процессе контроля необходимо проверить законность и целесо­образность возмещения командировочных расходов. Устанавливается наличие от­меток в командировочных удостоверениях о датах прибытия и выбы­тия из пунктов назначения, нет ли подчисток, помарок в командиро­вочном удостоверении, все ли реквизиты заполнены. Фактическое время пребывания в командировке определяют по отметке в командировочном удостоверении о выбытии и прибытии.

Соблюдение срока нахождения в командировке определяется пу­тем сопоставления времени, указанного в приказе, со временем фак­тического пребывания, исчисленным по отметкам в командировоч­ном удостоверении. Отдельно проверяется правильность оплаты су­точных расходов, расходов по найму жилья и на проезд.

Работнику за пребывание в командировке оплачи­ваются суточные, квартирные и проездные расходы. Командирован­ному работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения (кроме случаев, когда ему предоставляется бесплатное помещение) в размере, указанном в предоставленных счетах (квитанциях).

Проезд работника к месту командировки и обратно оплачивается на основании проездных документов в размере стоимости проезда на воздушном, железнодорожном, водном и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), включая платежи по государ­ственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте.

Расходы за пользование постельными принадлежностями в поез­дах возмещаются командированным работникам при проезде к месту командировки и обратно в плацкартном, купейном или мягком ваго­нах без предъявления квитанций.

На предприятии могут выплачиваться суточные, квартирные и другие расходы в размерах, превышающих вышеназванные суммы за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

При контроле расчетов с подотчетными лицами необходимо про­верить правильность бухгалтерских записей по отражению получен­ных под отчет сумм и их списанию. Следует проверять правильность подсчета оборотов и выведения сальдо в тех регистрах, в которых ведется аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами, и провести их сверку с записями в других регистрах бухгалтерского учета. Необходимо так­же проверить правильность отражения расчетов с подотчетными ли­цами в балансе предприятия.

ВОПРОС № 2

Проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками могут проводить специалисты органов государственного контроля (комитет государственного контроля, министерство по налогам и сборам, национальный банк, министерство финансов, министерство экономики), органы ведомственного контроля и аудиторы. Цель проверки – соблюдение законодательства при совершении операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

Основными задачами контроля расчетов с поставщиками и под­рядчиками являются: проверка наличия договоров с поставщиками и подрядчиками и соответствие их оформления требованиям законодательства; проверка соблюдения выполнения условий договоров по срокам, ассортименту, количеству и качеству, суммам и валютам платежа; оценка задолженностей по реальности ко взысканию и по срокам погашения; проверка достоверности и законности учетных данных о состоянии расчетов, соблюдения расчетно-финансовой дисциплины и ее влияния на платежеспособность предприятия.

Источниками информации являются: договоры и контракты, счета-фактуры, таможенные и статистические декларации, сертификаты, журналы-ордера, главная книга, бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств, данные синтетического и аналитического учета по счету 60

Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками начинается с установления наличия и правильности оформления документов, оп­ределяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ресурсов, выполнению работ и оказанию услуг.

Прежде всего проверка расчетов предполагает правильность классификации задолженности, поскольку целью проводимой проверки является подтверждение ее наличия, состояния и оценки. Каждая сумма дебиторской и кредиторской задолженности на от­дельных счетах рассматривается с точки зрения возникновения дол­га, причины и давности образования задолженности, реальности ее получения.

При проверке дебиторской и кредиторской задолженности раз­личают следующие ее категории: текущую (или нормальную); не оп­лаченную в срок; задолженность с истекшим сроком исковой давности; спорную; безнадежную.

Текущей считается такая задолженность, которая вытекает из ус­тановленных форм расчетов и является неизбежной в процессе хо­зяйственной деятельности. Наличие такой задолженности не являет­ся нарушением финансовой дисциплины.

Задолженность, не оплаченная в срок, — это задолженность с ис­текшим сроком оплаты, которая должна быть погашена. При этом необходимо выяснить причины ее непогашения в установленные сроки расчетов.

Задолженность с истекшим сроком исковой давности определяется путем сопоставления сроков возникновения права на иск и сроков иска, установленных законодательством ( срок исковой давности в РБ - 3 года)

К спорной относится задолженность по претензиям, предъяв­ленным поставщикам и подрядчикам, транспортным и другим орга­низациям или переданным в хозяйственный суд. Здесь необходимо проверить копии исковых заявлений и расписок о приеме дел на рас­смотрение хозяйственным судом. При проверке следует обращать внимание на явно необоснованные иски, составляемые с таким рас­четом, чтобы использовать отказ суда в удовлетворении претензии для списания нереальной задолженности на убытки.

При наличии безнадежной задолженности, в иске которой хозяй­ственный суд отказал, следует выяснить мотивы отказа, особенно ес­ли он был вызван истечением срока исковой давности, необоснован­ностью иска и неправильным ведением дел.

Выявленные факты невзысканной просроченной дебиторской задолженности и нарушений расчетной дисциплины рекомендуется обобщить в ведомости

Следует также установить, производилась ли инвентаризация расчетов со всеми дебиторами и кредиторами, ознакомиться с ее ре­зультатами, а в необходимых случаях провести встречную сверку расчетов с дебиторами и кредиторами. Такая проверка должна быть оформлена промежуточным актом

При контроле расчетов с поставщиками необходимо установить наличие договоров поставки материально-технических средств и проверить целесообразность приобретения, соблюдения установленных договором расчетов. Особое внимание уделяется проверке своевременности поставок соответствующего количества и качества материальных ценностей, а также использованию ревизуемым предприятием своих прав в слу­чае нарушения условий договоров поставки.

При ревизии расчетов с подрядчиками устанавливают:

• включены ли строящиеся объекты в титульный список;

• обеспечены ли они соответствующими источниками финанси­рования;

• имеется ли проектно-сметная документация на строящиеся объекты

• заключены ли договоры с подрядчиками, и каковы условия рас­четов (за объект в целом, за законченные технологические этапы;

• правильность применения цен, расценок, нет ли приписок объе­мов выполненных работ;

• достоверность предъявленных к оплате счетов с приложенными к ним актами о выполненных работах.

Если будут выявлены факты завышения объемов выполненных работ, неправильного применения цен, включения в счета расходов, не предусмотренных сметой, необходимо провести контрольный об­мер выполненных объемов строительно-монтажных работ.

ВОПРОС №3

Проверку операций с покупателями и заказчиками могут проводить специалисты органов государственного контроля (комитет гос. контроля, министерство по налогам и сборам, национальный банк, министерство финансов,) специалисты ведомственного контроля и аудиторы. Цель проверки – соблюдение законодательства при совершении операций по расчетам с покупателями и заказчиками.

Задачами проверки являются: проверка наличия договоров и соответствие их оформления требованиям законодательства; проверка соблюдения выполнения условий договоров по срокам, ассортименту, количеству и качеству, суммам и валютам платежа; оценка задолженностей по реальности ко взысканию и по срокам погашения; проверка достоверности и законности учетных данных о состоянии расчетов.

Источниками информации являются: бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств, главная книга, журнал-ордер № 11, договоры и контракты, счета-фактуры, таможенные и статистические декларации, сертификаты, данные синтетического и аналитического учета по счету 60

При проверке расчетов с покупателями устанавливают, заключены ли договоры поставки продукции, правильно ли исчисляются суммы (с учетом сроков реализации, качества продукции и других факторов), причитающиеся предприятию за принятую покупателем продукцию, а также проверяют реальность задолженности покупателей, числящейся по счету 62.
Важным вопросом является проверка полноты и своевременности расчётов покупателей за принятую ими продукцию. С этой целью проводится инвентаризация расчётов.

Инвентаризация расчетов с иногородними покупателями производится высылкой копии карточки аналитического учета расчетов (контокоррентной выписки). Здесь должно соблюдаться правило: выписки высылают организации-кредиторы организациям-дебиторам. Данную выписку после проверки и внесения необходимых исправлений, подписи и заверения печатью предприятие-дебитор возвращает предприятию—кредитору в течение 10 дней со дня получения. Если покупатели не являются иногородними, при проведении инвентаризации расчетов составляется акт взаимовыверки расчетов.
В техслучаях, когда по отдельным покупателям проверка выявила устойчивую задолженность, то ее обоснованность устанавливается по данным первичных документов (счетов, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных), отражающих ее возникновение, и актом взаимной сверки расчетов. Выясняются причины, препятствующие своевременному проведению расчетов покупателя с ревизуемым предприятием, устанавливаются виновные лица.

По акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками необходимо исследовать задолженность, числящуюся на балансе в целом и по отдельным должникам. По справке к акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, составленной бухгалтерией проверяемого предприятия, устанавливают: за что и когда образовалась эта задолженность, а также является ли она реальной. В заключение контроля расчетов с покупателями и заказчиками проверяется соблюдение действующей корреспонденции счетов бухгалтерского учета, что позволяет не только выявить ошибки в учетном отражении расчетных операций, но и вскрыть факты умышленного искажения учетных данных с целью сокрытия допущенных злоупотреблений.

ВОПРОС №4

В соответствии с пунктом 13 действующего Порядка организации проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций «при выявлении фактов нарушения законодательства в части расходования государственных финансовых и материальных ресурсов, невыполнения обязательств перед бюджетом, других нарушений финансовой дисциплины проверяющими должны быть установлены размер причиненного вреда, причины нарушений и лица, действия (бездействие) которых повлекли нарушение субъектом предпринимательской деятельности законодательства, регулирующего экономические отношения». Поэтому при проведении ревизии особо выделяются вопросы, связанные с определением размера материального ущерба.

Материальный ущерб - это уменьшение количества или ухудшение качества имущества или денежных средств, возникшее в результате противоправных действий..

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь под прямым действительным ущербом следует понимать «уменьшение наличного имущества предприятия вследствие утраты, ухудшения или понижения его ценности, а также необходимости произвести затраты на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей либо произвести излишние выплаты» (УПК Республики Беларусь, с. 163).

Вместе с тем ревизор должен иметь в виду, что при определении размера ущерба не учитываются фактические потери в пределах норм естественной убыли, а также износ материальных ценностей с учетом установленных норм и времени нахождения их (ценностей) в эксплуатации. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям на основании данных бухгалтерского учета.

Возмещение ущерба, причиненного нанимателю в размере, не превышающем среднемесячный заработок работника, производится по распоряжению нанимателя путем удержания из заработной платы. В соответствии со статьей 408 Трудового кодекса Республики Беларусь распоряжение об удержании должно быть дано не позднее двух недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и исполнено не ранее семи дней со дня сообщения об этом работнику. В том случае, если виновное лицо не согласно с порядком вычета или с размером удержания ущерба, трудовой спор по его заявлению должен рассматриваться в установленном законодательством порядке.

В случаях, когда возникает необходимость определить размер ущерба, причиненного в условиях коллективной материальной ответственности каждым членом бригады, следует иметь в виду, что подлежащий возмещению ущерб, причиненный предприятию членами бригады, распределяется между членами данного коллектива пропорционально заработной плате (месячная тарифная ставка, должностной оклад) и фактически проработанному времени за период от последней инвентаризации до дня обнаружения ущерба.

При определении размера убытков (ущерба) необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности предприятий

ВОПРОС №5

Проверка расчетов по платежам в бюджет по налогам проводится специалистами министерства по налогам и сборам, таможенного комитета, комитета государственного контроля, специалистами ведомственного контроля и аудиторами. Целью проверки расчетов является установление соблюдения налогового законодательства.

Задачи проверки: контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременной уплатой в бюджет налогов, соблюдением законодательства РБ в области налогового и таможенного законодательства, принятием мер по обеспечению взыскания в бюджет пеней, примененных экономических санкций., наложенных административных штрафов; выявление, пресечение и предотвращение правонарушений в сфере налогового законодательства

Источники информации: учредительные документы, свидетельство о присвоении УНН, учетная и отчетная документация по бухгалтерскому и налоговому учету, выписки банка и приложенные к ним платежные документы по расчетам с бюджетом, данные синтетического и аналитического учета по счетам 18, 68.

При проверке расчетов по платежам в бюджет устанавливаются:

· своевременность постановки на налоговый учет;

· открытие (закрытие) счетов в банке;

· своевременное получение необходимых документов (лицензий, сертификатов);

· правильность определения объектов налогообложения и правил их учета;

· своевременность исчисления налогов, представления деклараций в налоговые и таможенные органы;

· своевременность и полнота перечисления в бюджет налогов.

Далее осуществляется проверка соблюдения определения видов налогов и пошлин в соответствии с осуществляемыми видами экономической деятельности и их источниками.

Затем осуществляется контроль правильности определения объектов налогообложения, обоснованность получения налоговых льгот, определения ставок налогов.

Поскольку местные налоговые инспекции систематически проверяют состояние расчетов предприятий с бюджетом, то в процессе проверки следует обстоятельно изучить акты проверок, проведенных налоговой инспекцией, выяснить у нее, имеются ли претензии к проверяемому предприятию.
В процессе проверки следует уточнить правильность выведения оборотов и сальдо по каждому виду платежей на конец отчетного периода. Для этого данные аналитического учета по каждому виду платежей сопоставляют с записями в журнале-ордере и Главной книге по счету 68. Своевременность и полноту расчетов с бюджетом можно установить проверкой выписок банка и приложенных к ним первичных платежных документов. При расхождениях в записях и выявлении случаев допущения неточности расчетов с бюджетом нужно установить их характер и принять меры к их устранению; выяснить, уплатило ли предприятие штрафы, пени налоговым инспекциям за неправильное определение размера платежей или их просрочку.

ВОПРОС №6

В условиях рыночных преобразований, происходящих в эконо­мике нашей республики, значительно повысилась роль кредита как дополнительного источника финансирования деятельности пред­приятия. Кредит, в основном, предоставляется банками на опреде­ленный срок, за определенную плату и под определенное обеспече­ние, позволяющее ранку в случае неуплаты заемщиком задолженнос­ти по кредиту вернуть свои деньги.

Проверку операций по кредитам и займам могут проводить правоохранительные органы, специалисты органов государственного и ведомственного контроля, обслуживающего банка и аудиторы. Цель проверки – установление законности и обоснованности получения, использования и возврата кредитных ресурсов.

Задачами проверки являются: проверка структуры заемного капитала, состава кредитов и займов; анализ условий кредитования; проверка целевого характера использования полученных кредитов и займов; проверка своевременности расчетов по процентам и кредитам

Основными источниками информации кредитных операций являются: бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств, главная книга, кредитные договоры и договоры займа, бизнес-планы, выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами, учетная политика.

Проверку данного вопроса целесообразно начать со знакомства с кредитной политикой организации. Затем ревизору необходимо установить, в каких банках и какие ссуды получает проверяемое предприятие. Целесообразно выяснить в учреждениях банков, не было ли нарушений со стороны проверяемого предприятия правил кредитования, применялись ли санкции банка за нарушение условий кредитова­ния и другие. Следует ознакомиться, с актами проверок, заключениями банков по квартальным и годо­вым отчетам.

Заемщик и банк заключают кредитный договор. Он является основным юриди­ческим документом, который регулирует все отношения между кре­дитором и заемщиком.

Условия кредитного договора определяются для каждого заем­щика индивидуально и включают следующие положения:

• целевое назначение ссуды;

• конкретный размер или предельная величина кредита;

• процентная ставка по кредиту;

• сроки погашения кредита и процентов по нему;

• формы обеспечения исполнения обязательств по возврату кре­дита;

• периодичность и сроки представления банку баланса и других данных, необходимых для проверки обеспечения кредита;

• меры по наращиванию заемщиком собственного оборотного ка­питала.

Ревизор должен проверить, не допускаются ли за счет кредита предварительные платежи за товарно-материальные ценности и ус­луги, покрытие бесхозяйственности и убытков, покупка ценных бу­маг и иностранной валюты, уплата страховых взносов и платежей, погашение заемщиком ранее полученных кредитов или процентов по ним.

За пользование кредитом предприятие уплачивает банку проценты в размерах, предусмотренных кредитным договором. Ревизор должен проверить правильность определения и своевре­менность уплаты данных процентов.

Проценты по кредитам начисляются и взыскиваются ежемесячно по состоянию на определенную дату в кредитном договоре.

Ревизор должен проверить правильность начисления процентов за пользование кредитами. Целесообразно проверить и установить, своевременно ли пред­приятие погашало задолженность по ссудам.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ № 2.2

  1. Перечислите задачи, источники ревизии расчетов с подотчетными лицами.
  2. назовите категории дебиторской (кредиторской) задолженности.
  3. Обязан ли ревизор сообщать налоговым органам по месту регистрации проверяемого предприятия о нарушениях, выявленных в ходе проверки расчетов с бюджетом?
  4. Укажите сроки предъявления претензий?
  5. Как распределяется между членами коллектива подлежащий возмещению ущерб, причиненный предприятию членами бригады?

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.13.53 (0.014 с.)