Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи и объекты бух. учета в кредитных организациях.

Поиск

Ответы Учет в банках

Задачи и объекты бух. учета в кредитных организациях.

Бух. учет в банках – упорядоченная система сбора регистрации и обобщение информации в денежных обращениях об имуществе и движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех финансовых и хозяйственных операций.

Объекты учета - имущество, обязательства и хозяйственно финансовая деятельность осуществления кредитной организации в процессе своей деятельности.

Основные задачи учета:

1. Формирование детальной, достоверной, содержательной информации о деятельности кредитной организации, ее имущественном положении, необходимой внутренней и внешней бухгалтерского учета отчетности.

2. Ведение подробного, полного и достоверного бух. учета всех банковских операции, наличие и движение требований и обязательств использования материальных и финансовых ресурсов.

3. Выявление внутрихозяйственных ресурсов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, предотвращения отрицательных результатов деятельности.

4. Использование бух. учета для принятия управленческих решений.

 

Организационные основы бух. учета в банке.

В соответствии с ФЗ «о бух. учете» за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательством при выполнении банковских операций, ответственность несет руководитель кредитной организации, за организацию учетной политики, ведение бух. учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер.

Главный бухгалтер – обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству РФ нормативным актом ЦБ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Все сотрудники банка обязаны выполнять требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций и предоставлениию в бухгалтерию необходимых сведений.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им должностного лица, рассчетно-кассовые документы, финансовые и кредитные обязательные оформленные документы не действительны и не должны приниматься к исполнению.

Требования ведения учета:

1. Бух. учет совершаемых операции по счетам клиентов, имущества, требований, обязательств, хозяйственных операций ведется в валюте РФ, т.е в рублях.

2. Учет имущества др. юр. лиц, находящегося у кредитных организаций, осуществляется абсолютно от имущества самой кредитной организации.

3. Бух. учет ведется непрерывно с момента регистрации в качестве юридического лица и до момента регистрации или ликвидации.

4. Бух. учет имущества банковских, хозяйственных и других операций ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий план счетов.

5. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

6. Все операции и результаты инвентаризации должны отражаться на счетах бух. учета без каких- либо пропусков или изъятий.

7. Текущие внутри банковские операции и операции по учету затрат капитального характера учитываются раздельно.

8. Активы и пассивы учитываются по их первоначальной стоимости, на момент первоначальной стоимости, на момент возникновения или приобретения. Первоначальная стоимость не изменяется до момента их списания, детализации или выкупа, если иное не предусматривается законодательством ЦБ РФ. Однако, драгоценными металлами и природными камнями в иностранной валюте по мере изменения валютного курса.

9. Ценности и документы, отраженные в учете по балансовым счетам, по внебалансовым счетам не отражаются.

10. На каждого бухгалтерского работника возлагается ответственность за совершение учетных операций. Порядок совершения операций некоторым работникам определяется руководством кредитной организации, в том числе отдельные операции не могут проводиться единоличным учетным работником, осущ. с дополнительной подписью контролирующего работника.

11. Кредитная организации должна составлять свободный бланк и отчетность в целом по организации. Первичные балансы составляются в рублях(коп.) свободные в единицах указанных для составления и предоставления отчетности.

12. Все совершенные за рабочий день операции отражаются в ежедневном балансе. Баланс должен отвечать следующим основным требованиям:

а) составление по счетам второго порядка

б) суммы по каждому счету второго порядка должны показываться в отдельных колонках (по счетам в рублях, по счетам в иностранной валюте в руб., а в драг. металлы по балансовой стоимости) итог по счету.

в) по каждому счету первого порядка по группе этих счетов по разделам и по всем счетам выводятся итоги

г) по ряду активных (пассивных) счетов в балансе должны показываться суммы по контрсчетам и выводится итог за минусом сумм по контрсчетам.

д) быть читаемым, заглавным текстом указ, ед. измерения, название раздела, групп счетов первого порядка, итоговая сумма по балансу.

е) остатки по ДТ и КТ должны показываться в одну строку.

План счетов бух. учета в банке.

Банковский план - это систематизированный перечень синтетических счетов бух. учета, которые подразделяются на счета первого порядка (состоят из 3-х знаков), и счета второго порядка (из 5-ти знаков). Счета второго порядка формируются из счетов первого порядка, путем прибавления двухзначного шифра и детализируют их.

План счетов состоит из 5 глав:

ü Глава А. Банковские счета.

ü Глава Б. Счета доверительного управления.

ü Глава В. Внебалансовые счета.

ü Глава Г. Срочные сделки.

ü Глава Д. Счета Депо

 

Глава А. по экономическому содержанию сгруппирована в 7 разделов.

I. Раздел. Капитал

II. Раздел. Денежные средства

Драг. металлы и природные драгоценные камни.

III. Раздел. Межбанковские расчеты (корреспондентские счета, расчеты с филиалами, расчеты по ценным бумагам)

IV. Раздел. Средства на счетах.

Депозиты.

Прочие привлеченные средства.

Кредиты предоставления.

Прочие активы и пассивы.

V. Раздел. Вложения в долговые обязательства.

Вложения в долевые ценные бумаги.

Учетные векселя.

Выпущенные ценные бумаги.

VI. Раздел. Участие.

Имущество.

VII. Раздел. Результаты деятельности.

 

Глава В. Учитываются ценности и документы, принятые в залог, на хранение, инкассо, комиссию и др. Правилами бух. учета предусмотрено, что ценности отражаемые на балансовых счетах, по внебалансовым счетам не отражаются. Внебалансовые счета, как и балансовые, разделяются на счета первого порядка и счета второго порядка. Активные внебалансовые счета корреспондируют со счетом 99999. А пассивные со счетом 99998. Прямая корреспонденция активных и пассивных внебалансовых счетов НЕ допускается. Глава В, содержит 6 разделов, нумерация которых начинается с цифры 2, т.е. со второго раздела.

 

I. Раздел.

II. Раздел. Неоплаченный уставный капитал кредитных организации.

III. Раздел. Ценные бумаги.

IV. Раздел. Расчетные операции и документы.

V. Раздел. Кредитные и лизинговые операции.

VI. Раздел. Задолжность, вынесенная за баланс.

VII. Раздел. Корреспондирующие счета.

 

Основное отличие банковского плана счетов - отсутствие активно–пассивных счетов. А так же отсутствует специальный раздел по учету операций в иностранной валюте и с валютными ценностями. Валютные счета могут открываться на любых счетах, где учитываются операции в иностранной валюте. Валюту, в которой ведется счет, обозначают трехзначным кодом валюты.

План счетов имеет следующую структуру.

- Главы;

- Ресурсы;

- Подразделы;

- Счета первого порядка;

- Счета второго порядка;

- Лицевые счета.

Синтетический учет.

Это обобщенный учет, он обобщает данные аналитического учета и выполняет следующие операции:

Ø Группировку данных аналитического учета по определенным признакам.

Ø Проверку правильности ведения аналитического учета.

Сгруппированные данные синтетического учета используются для анализа и управления банковской деятельностью.

Основными регистрами синтетического учета являются:

1. Ежедневная ведомость составляется по балансовым и внебалансовым счетам. На квартальные и годовые даты с нарастающим итогом с начала года.

2. Ежедневный баланс – составляется до 12 часов следующего рабочего дня.

Балансы и оборотные ведомости. Подписываются после рассмотрения руководителем, главным бухгалтером или их заместителем.

Перед подписанием баланса главный бухгалтер:

а) сверяет соответствие остатков по счетам 2-го порядка, отраженными в балансе, с остатками показанные в оборотной ведомости и ведомости по счетам.

б) в соответствии остатков по счетам отраженной ведомости с остатками, показанными в ведомости размещенных и привлеченных средств.

О произведенной сверке делается запись в балансе. При выявлении расхождений выясняются причины и принимаются меры к их устранению. Если необходимо сделать исправительные проводки, то они делаются в установленном порядке. Исправления совершаются в момент их обнаружений. Перепечатывание материалов аналитического и синтетического учета не допускаются.

Учетная политика банка.

Каждый банк в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и другими нормативными документами Банка России разрабатывает и утверждает учетную политику. Учетная политика определяет совокупность способов ведения бухгалтерского учета.

Основными элементами учетной политики являются:

1. Рабочий план счетов

2. Форма первичных документов

3. Порядок расчета с филиалами

4. Способы начисления амортизации

5. Порядок контроля внутри банковских операции и другие.

Данные элементы рассматриваются в нескольких аспектах:

1. Организационно-технический включает в себя:

1.1. Рабочий план счетов

1.2. Первичные документы

1.3. Правила оборота и технология обработки информации

1.4. Методы оценки имущества

1.5. Порядок внутри банковского контроля

1.6. И др.

2. Методологический, он включает в себя:

2.1. порядок учета всех операции осуществляемых банком

2.2. Периодичность формирования финансового результата

2.3. Учет материальных активов (материальных запасов)

2.4. Учет создания и использования фондов

3. Налоговый, в него включены:

3.1. Порядок расчетов с бюджетом по всем видам налогов

За организации бухгалтерского учета соблюдение законодательства при выполнении банковских операции ответственность несет руководитель. За формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета своевременное предоставление отчетности – ответственность несет главный бухгалтер.

Внутрибанковский контроль.

- Это совокупность приемов и методов предназначенных для контроля банковских операции.

Целью контроля является: обеспечение законности выполняемых операции и правильности их отражения в учете.

Внутрибанковский контроль, бывает:

1. Текущим

2. Последующим

Текущий контроль заключается в проверке законности выполняемых банком операции. Соблюдение правил их совершения и правильности оформления документов. К текущему контролю относится и проверка регистров аналитического и синтетического учета, при заключении операции за день. Все бухгалтерские операции, совершенные за предыдущий день, в течение следующего рабочего дня должны быть полностью проверены на основе первичных документов записей в лицевых счетах, и других регистрах бухгалтерского учета. По лицевым счетам проверяются: все ли записи подтверждены соответствующими документами, правильно ли перенесены реквизиты и суммы документов, правильно ли перенесены выходящие остатки и выведены исходящие остатки и соответствуют ли они ведомости по остаткам счетам.

Кроме того контролируется:

1.правильность оформления документов

2. Соблюдение правильности выдачи выписок клиентов

3. Правильность совершения исправительных записей

Контроль осуществляется при открытии счетов, приеме документов к исполнению, а так же на всех этапах обработки учетной информации в совершении операции и отражение ее в учете. Внутренний контроль направлен на:

Ø Обеспечение сохранности средств и ценностей

Ø Соблюдение клиентами положения по оформлению документов

Ø Своевременное исполнение распоряжения клиентов на перечисление средств

Ø Перечисление и зачисление средств в точном соответствии с реквизитами, указанных в платежных документах.

 

Методы и технические средства, применяемые для контроля определяются, банком самостоятельно. Контроль осуществляется путем визуальной проверки документов оформленных на бумажных носителях с последующей сверкой счетных методов равенством оборотов по Дт и Кт.

Организацию контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением возлагаются на главного бухгалтера.

Руководитель банка наряду с общим наблюдением за состояние бухгалтерского учета обязан проверить своевременное составление баланса и отчетности, периодически осуществлять контроль за своевременностью и полнотой зачисление средств на счетах клиентов. Кроме того он обязан обеспечить контроль за надлежащим хранением печати, штампов, при применении технических средств:

а) ограничить допуск к совершению операции

б) конфиденциальность применяемых кодов и паролей

в) невозможность использования аналога собственно ручной подписи

г) применение программного обеспечения позволяющего своевременно устранить попытки несанкционированного доступа

 

Обязательной, неотъемлемой частью внутреннего контроля является последующий контроль, который заключается в систематической проверке в постановке бухгалтерского учета и документооборота. Выполнение работниками своих обязанностей, законностью и правильностью выполняемых операции. Последующие проверки осуществляются главным бухгалтером, его заместителем, начальниками отделов и специальными работниками последующего контроля. Результаты последующего контроля оформляются справками, которые руководящие работники в пятидневный срок после получения лично рассматривает их в присутствии бухгалтерского аппарата, и принимают меры для устранения причин вызвавших нарушение указанные в справке. Главный бухгалтер устанавливает наблюдение за устранение недостатков, а в необходимых случаях организует повторную проверку.

13. Учет операций по формированию уставного капитала.

Деятельность коммерческого банка начинается с образования уставного капитала. Он образуется из вкладов учредителей банка, для обеспечения его жизни деятельности. К моменту регистрации, банк должен располагать документами, составляющими юридическое дело банка, в которое входит: устав, учредительный договор, список акционеров, протокол общего собрания акционеров.

Собрание акционеров – является законодательным органом, на основе его решения, формируется уставной капитал. Увеличение или уменьшение уставного капитала может производиться, только в установленном законом порядке, и считаться правомерным после регистрации в банке России. С целью формирования собственного капитала, акционерные банки выпускают акции, вклады в уставной капитал банка, могу быть в виде:

а) денежных средств в валюте Российской Федерации

б) материальных активов, отраженных в валюте РФ

Внесенные денежные средства и материальные активы, становятся собственностью банка. Для формирования уставного капитала не могут быть использованы средства федерального бюджета и государственных не бюджетных фондов. Свободные денежные средства и иные объекты собственности находящихся в ведении федеральных органов власти. В инструкции центрального банка от 10.03.2006 г. № 128-И “о правилах выпуска и регистрации ценных бумаг”, кредитными организациями указанно, что предельный размер имущества в виде банковских зданий и помещений не должен превышать 20% уставного капитала. На основании учредительных документов на каждого учредителя открывается лицевой счет, в котором указывается сумма учредительного взноса. Доля каждого акционера в уставном капитале не должна превышать 5%. Приобретение более 5% требует уведомления банка России, а более 20% предварительного получения согласия. Для учета сумм уставного капитала, в плане счетов предназначен пассивный балансовый счет первого порядка № 102. На счетах второго порядка № 102.07. учитывается в уставной капитал кредитной организации созданной в форме акционерного общества. А на счете № 102.08. общество с ограниченной ответственностью (ООО). Кредитовое сальдо по этим счетам показывает, сумму фактически внесенного уставного капитала. Обороты по кредиту увеличивают его, а обороты по дебету уменьшают.

Размещение акции происходит:

1. Путем подписки

2. Путем распределения акции среди акционеров при увеличении уставного капитала

3. Путем конвертации в них, ранее выпущенных, конвертируемых ценных бумаг в соответствиями с условиями их выпуска

Оплата акции юридическими лицами проводится только в безналичном порядке, физическими лицами, как наличными средствами, так и в безналичном порядке. При оплате акции РФ в безналичном порядке, а так же путем капитализации начисленных, но не выплаченных дивидендов эти средства зачисляются на накопительный счет со специальным режимом, или на корреспондентский счет в банке России. Оплата акции в иностранной валюте производится, только в безналично. Первый выпуск акции должен полностью состоять из обыкновенных именных акции. Регистрации и продажа первого выпуска акции, освобождается от налогообложения. Выпуск привилегированных акции не допускается. Первый выпуск акции регистрируется по общему правилу без одновременной регистрации проспекта эмиссии. И включают следующие этапы:

ü Принятие решения о выпуске

ü Регистрация выпуска

ü Изготовление ценных бумаг

ü Размещение ценных бумаг

ü Регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг

В бухгалтерском учете операции связаны с формированием уставного капитала, отражаются следующими записями:

1. Поступили средства в валюте РФ в уплату акции при создании банка: Дт 30102,Кт 10207, 10208.

2. Поступили средства в иностранной валюте: Дт 30110, 30114, Кт 10207, 10208, 10602 (эмиссионный доход).

3. Произведена оплата материальными активами: Дт 60401 (основные средства банка), Кт 10207, 10208.

Неоплата или неполная оплата первого выпуска в течение 1-го месяца, является основанием для аннулирования свидетельства о государственной регистрации банка и в отказе регистрации итогов первого выпуска.

14. Увеличение уставного капитала.

Для увеличения уставного капитала акционерный банк может осуществлять выпуск акций, только после полной оплаты ранее выпущенных. Регистрация повторных выпусков сопровождается выпуском проспекта эмиссии. При регистрации и продажи повторного выпуска банк эмитент уплачивает налог на операции с ценными бумагами в размере 0,8 % номинального объема выпуска. Для регистрации своих ценных бумаг банк предоставляет в главное управление центрального банка следующие документы:

· Заявление на регистрацию

· Решение о выпуске ценных бумаг

· Проспект эмиссии

 

Проспект эмиссии должен содержать:

ü Данные о банке

ü Данные о финансовом положении

ü Сведение о предстоящем выпуске ценных бумаг

ü Копию платежного поручения об уплате налога

ü Выписку из протокола собрания, подтверждающего решение о выпуске ценных бумаг

ü Выписку из протокола общего собрания акционеров об утверждение аудиторов

 

После регистрации проспекта эмиссии банк публикует в СМИ сообщение о предстоящей продажи акции. Указав тип выпускаемых акции, объем и цену реализации, сроки начала и завершения продаж, места, где покупатели могут ознакомиться с содержанием проспекта и приобрести акции. Решение об увеличении уставного капитала принимается общим собранием акционеров. Для поступления средств при увеличении уставного капитала в банке России по месту нахождения корреспондентского счета открывается накопительный счет. Учет средств поступающих в оплату дополнительных акции в период их размещения отражается следующими проводками:

1. Поступили денежные средства

а) в безналичном порядке – Дт 30102 “Счета клиента”, Кт 60322 “Расчеты с прочими дебиторами”

б) наличными денежными средствами – Дт 20202 “Касса”, Кт 60322

- Данную выручку банк в течении трех рабочих дней перечисляют в безналичном порядке на накопительный счет проводкой Дт 30208, Кт 30102. Средства клиентов обслуживаемых отражаются Дт 407, 406 “Счета клиента”, Кт 60322. Данные суммы так же в течении трех дней перечисляются на накопительный счет.

2. Денежные средства в иностранной валюте отражаются: Дт 30101,30114, Кт 60322,

3. Учтены основные средства, поступившие в оплату акции: Дт 60401 “Основные средства банка”, Кт 60322

4. Капитализация средств полученных от продажи акции сверх номинальной стоимости: Дт 10602 “Добавочный капитал”, Кт 10207, 10208.

После регистрации отчета об итогах выпуска делаются записи:

1. Дт 30102, Кт 30208

2. Дт 30102, Кт 10201, 10208

Увеличение уставного капитала может производиться за счет размещения акции путем конвертации в них, ранее выпущенных бумаг. В учете это будет отраженно следующим образом:

1. При конвертации привилегированных акции в обыкновенные или акции другого типа. а) Дт 10207, Кт 60322 на сумму акции предъявляемых конвертации. б) Дт 60322, Кт 10207, 10602

После завершения процесса реализации ценных бумаг, банк анализирует результат и составляет отчет об итогах выпуска. После регистрации осуществляется учет поступивших средств с накопительных средств: Дт 30102, Кт 30208, Одновременно Дт 60322, Кт 10207 – по номинальной стоимости. В случае если цена размещения выше номинальной стоимости, то делается запись: Дт 60322, Кт 10602 на разницу.

Неоплаченная часть номинальной стоимости акций в размере или оплаченных частично в момент их приобретения в размере не менее 75% после регистрации отчет об итогах и выпуска отражается (Дт 90601, Кт 99999).

Итоги выпуска публикуются в печатном органе. Аналитический учет ведется в размере акционеров.

Закрытие кассы.

По окончанию операции с наличными деньгами и другими ценностями кассиры сдают заведующему кассы денежную наличность, кассовые документы и справки. Заведующий кассы, прияв денежные средства, справки и документы проверяют:

1. Заверены ли операционными работниками суммы кассовых оборотов.

2. Правильно ли выделено в справках остатки с учетом записей в книге учета.

3. Соответствует ли количество и сумма сданных кассиром документов данных справок.

4. Соответствует ли сумма денег принятых от кассовых работников данных справок, распечаток банкоматов, контрольных ведомостей по пересчету денег, журнала учета принятых сумм с ценностями и порожних сумок, и расписывается в справках журнале и контрольной ведомости.

 

Справки, журнал, контрольные ведомости, ленты контрольно кассовых машин передаются главному бухгалтеру, который проверяет поступление денег в операционную кассу и подписывает справку, заведующий кассы по данным справкам составляет сводную справку о кассовых оборотах сверяет с данными бухгалтерского учета, оформляет подписи главного бухгалтера и все документы помещаются в кассовые документы дня. После сверки кассовых оборотов за день заведующий кассы заполняет кассовую книгу, указывает общую сумму прихода и расхода денег, выводит остаток на конец дня, а так же остатки других ценностей, которые заверяются подписями должностных лиц ответственных за сохранность ценностей. В случае расхождения, немедленно ставится в известность руководителей и главный бухгалтер банка, после выяснения причины расхождения и подтверждения излишек или недостатка денег составляется акт.

 

Ревизия кассы.

Ревизия банкнот и других ценностей в операционной кассе проводится:

а) ежегодно по состоянию на 1 января

б) при смене материально ответственных лиц

в) по усмотрению руководства

Ревизия проводится по письменному распоряжению руководителя банка в составе комиссии. Один из членов комиссии назначается ее руководителем. Ревизия осуществляется внезапно без предварительного оповещения должностных лиц ответственных за сохранность ценностей. В период ревизии проверяются остатки всех ценностей по состоянию на одну дату и в такой последовательности, которая исключает возможность скрытия хищений и недостач денег и ценностей. Наряду с ревизией ценностей проверяется и организация кассовой работы. Необходимость проверки организации кассовой работы их периодичность, состав комиссии определяется руководителем банка. Приступив к ревизии, ее руководитель опечатывает своей печатью хранилище, сейфы, металлические шкафы, тележки. Ревизия проводится в следующем порядке: банкноты по пачкам и корешкам, и выборочно полистно, монета по надписям мешкам, а выборочно по кружкам, иностранная валюта по пачкам и корешкам, чековые вкладные книжки и другие банки строгой отчетности по надписям на накладкам, а так же поштучно и полистно.

Ответы Учет в банках

Задачи и объекты бух. учета в кредитных организациях.

Бух. учет в банках – упорядоченная система сбора регистрации и обобщение информации в денежных обращениях об имуществе и движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех финансовых и хозяйственных операций.

Объекты учета - имущество, обязательства и хозяйственно финансовая деятельность осуществления кредитной организации в процессе своей деятельности.

Основные задачи учета:

1. Формирование детальной, достоверной, содержательной информации о деятельности кредитной организации, ее имущественном положении, необходимой внутренней и внешней бухгалтерского учета отчетности.

2. Ведение подробного, полного и достоверного бух. учета всех банковских операции, наличие и движение требований и обязательств использования материальных и финансовых ресурсов.

3. Выявление внутрихозяйственных ресурсов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, предотвращения отрицательных результатов деятельности.

4. Использование бух. учета для принятия управленческих решений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.92.58 (0.011 с.)