Организация учета движения нематериальных активов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация учета движения нематериальных активов.



 

К нематериальным активам относят долгосрочные неосязаемые активы, которые не имеют материальную форму, но приносят доход предприятию. Их ценность - в долгосрочных правах или преимуществах, которые они дают владельцу. Примеры нематериальных активов: патенты, авторские права, лицензии, торговые марки, права на пользование материальными ресурсами, программные продукты и др.

 

В БУ - нематериальные активы учитываются по стоимости их приобретения, которая определяется:

 

1. По цене договоренности сторон, например, когда учредитель осуществляет вклад в уставной капитал.

2. По фактической стоимости приобретения, когда нематериальные активы приобретаются у других лиц за плату.

3. По цене, установленной экспертной оценкой, когда нематериальные активы поступают безвозмездно.

 

Первичный учет нематериальных активов осуществляется на основании:

– свидетельств на право пользования,

– актов приемки работ по разработке программного обеспечения,

– протоколов о внесении нематериальных активов,

– протоколов о собрании учредителей,

– патентов и др.

 

Аналитический учет нематериальных активов ведется по их видам в карточках формы ОС6 и в ведомости №17, где отражается наименование объекта, первоначальная стоимость, технико-экономическая характеристика, срок полезного действия объекта (тк на него начисляется износ) и др.

Синтетический учет нематериальных активов осуществляется на счете 04 “Нематериальные активы”, счет активный, Сд показывает наличие нематериальных активов.

По Д04 - поступление нематериальных активов в корреспонденции с:

– К08 “Капитальные вложения” при приобретении за плату,

– К87 “Добавочный капитал” при безвозмездном поступлении или субсидиях государства.

По К04 - выбытие нематериальных активов:

– Д48 “Реализация прочих активов” при списании, реализации или безвозмездной передаче нематериальных активов. Одновременно отражается износ Д05 “Амортизация нематериальных активов” К48.

Д48 К68 “Расчеты с бюджетом” - начисление НДС.

 

Нематериальные активы


Синтетический и аналитический учет. Их взаимосвязь.

 

Hа синтетических бухгалтерских счетах, учет ведется в обобщенном виде. Hапример, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражает задолженность всем поставщикам, с которыми предприятие ведет расчеты. Hа счете «Материалы» отражается общая стоимость материала находящегося на всех складах. Обобщенные данные необходимы для контроля за общим движением средств и их источников. Кроме того, обобщенное сальдо нужно для составления бухгалтерского баланса. Счета, на которых ведется обобщенный учет средств и их источников, называются синтетическими, а учет на них синтетическим. (Слово «синтез» означает «обобщение, объединение»). Синтетический учет ведется только в денежном измерителе.

Для контроля за выполнением плановых показателей, за сохранностью имущества, состоянием расчетов, данных синтетического учета недостаточно. Например, из данных синтетического учета невозможно узнать, сколько материалов поставил конкретный поставщик, кому из поставщиков перечислены денежные средства. Также невозможно определить, кто несет материальную ответственность за определенные материально-производственные запасы, принадлежащие организации. Более детальную и конкретную информацию об имуществе организации, а также источниках его образования можно получить из данных аналитических счетов.

Аналитические счета представляют собой составные части тех синтетических счетов, куда они входят. Они открываются к счетам синтетического учета по мере необходимости.

Другими словами, синтетические счета необходимы для обобщения однородных объектов бухгалтерского учета, а аналитические – для отражения более детализированной и подробной информации. Сумма сальдо, дебетовых и кредитовых оборотов, по аналитическим счетам должны быть равны сальдо и соответствующим оборотам того синтетического счета, к которому они открыты. В этом состоит взаимосвязь синтетических и аналитических счетов. Количество и уровни, открываемых аналитических счетов определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно, исходя из потребностей финансово-хозяйственной деятельности и потребностей управления.


Учет амортизации основных средств. Способы начисления амортизации.

 

Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации.

Амортизация объектов ОС производится одним из следующих способов:

· Линейный способ;

· Способ уменьшаемого остатка;

· Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

· Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

В течение срока полезного использования объекта ОС начисления амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев нахождения объекта на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации и перевода его на консервацию на срок более 3-х месяцев.

Не подлежат амортизации объекты ОС, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).

Объекты ОС стоимостью не более 2000 рублей за единицу, а также приобретённые книги, брошюры и др. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:

при линейном способе – исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и нормы амортизации, начисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

при способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости объекта ОС на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения;

при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта;

при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) – исходя из натурального показателя объёма продукции (работ в отчетном периоде) и соотношения первоначальной стоимости объекта ОС и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта ОС.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам ОС начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

В сезонных производствах годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.

Амортизационные отчисления по объектам ОС начисляются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бух. учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания его с бух. учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.

Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания.

Для учета амортизации ОС используют пассивный счет 02 «Амортизация ОС». Он предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов ОС.

Счет 02 (амортизация основных средств)


Учет денежных средств.

 

ДС являются составной частью оборотных активов. Хозяйствующие субъекты вступают в экономические связи с другими юридическими и физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности. У организаций складывается сложная система денежных отношений и расчетов со: своими учредителями (участниками), поставщиками материальных ценностей, субподрядными организациями, заказчиками, инвесторами, кредитными учреждениями, а также с другими дебиторами и кредиторами. ДС необходимы предприятию для осуществления расчетов с поставщиками и подрядчиками, для осуществления платежей в бюджет, расчетов с кредитными учреждениями, для выдачи работникам зарплаты, премий и для осуществления других видов выплат. ДС поступают на предприятие от покупателей и заказчиков за проданные товары и оказанные услуги, от банков в виде ссуд, от учреждений и организаций в порядке временной помощи и др.

ДС предприятия находятся в кассе в виде наличных денег, денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах, открытых особых счетах и др. Приумножение ДС, их правильное использование и контроль за сохранностью - является одной из важнейших задач бухгалтерии предприятия и БУ. От успешности решения этой задачи зависит платежеспособность предприятия, своевременность платежей в бюджет, расчетов с поставщиками и подрядчиками и др.

БУ ДС имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования в народном хозяйстве. Учет ДС имеет значение в укреплении платежной дисциплины и в эффективном использовании финансовых ресурсов предприятия. Поэтому очень важен контроль за соблюдением кассовой дисциплины, правильностью и эффективностью использования ДС, обеспечением сохранности денежных документов, находящихся в кассе предприятия.

Для обеспечения учета наличия и движения ДС и хозяйственных операций, связанных с ДС применяется система счетов БУ, предусмотренных в V разделе Плана счетов бухгалтерского учета “Денежные средства”. Этот раздел включает счета: 50 “Касса”, 51 “Расчетный счет”, 52 “Валютный счет”, 55 “Специальные счета в банках”, 56 “Денежные документы”, 57 “Переводы в пути”, 58 “Краткосрочные финансовые вложения”.

Безналичные формы расчетов являются основными в деятельности хозяйствующих субъектов. Наиболее распространены из них расчеты платежными поручениями. Безналичные расчеты между юр. лицами осуществляются через кредитные организации, их филиалы и структуры Банка России. Для осуществления расчетов, а также хранения ДС в безналичном порядке организации открывают расчетные или другие счета в банковских учреждениях. Операции по банковскому счету осуществляются на основании договора банковского счета, заключаемого юр. лицом с кредитной организацией.

Расчетным документом является оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях в виде электронного платежного документа распоряжение плательщика (клиента или банка), а также получателя средств (взыскателя) о списании ДС со своего счета и перечислении их на счет получателя или указанный получателем счет. Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются. Платежное поручение - это распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Оно изготовляется владельцем расчетного счета по утвержденной форме и подписывается должностными лицами, образцы подписей которых находятся в специальной карточке у операциониста банка. Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Аккредитив - представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком - эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такие платежи. Инкассовое поручение - является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Платежное требование - является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Основным первичным документом, свидетельствующим об изменении суммы ДС на р/с организации, служит выписка банка.

Для учета кассовых операций применяются типовые первичные документы: приходный кассовый ордер; расходный кассовый ордер; Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; Кассовая книга; Книга принятых и выданных кассиром денежных средств.


3 0. Операционно-результативные счета.

 

Финансово-результативные счета.

А-П счет 99 «Прибыли и убытки». Он явл-ся одновременно фин-рез. и сопоставляющим счетом. В кач-ве фин-рез. счета он выявляет конечный фин-й рез-т: прибыль или убыток. Как сопоставляющий счет он отражает сопоставление дебетовой части счета (убыток) с кредитовой частью счета (прибыль). Конечный фин. рез-т слагается из фин. расчета от реал-и прод-и (р,у), мц, а также дох. и расх. от внереализационных операций. По Д 99 отражается убытки и расх. пред-я, а по К 99 – прибыли и дох. пред-я. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отч. период. показывает конечный рез-т отч. периода. На счете 99 в теч. отч. периода находят отражение:

- прибыль или убыток от реал-и гот. прод-и, сдачи р и у.

- доходы, полученные от долевого участия в др. пред-ях, див. по акциям.

- курсовые разницы по ден. ср-вам

- расх., связанные с покупкой иностр. валютыобразование резервов по сомнительным долгам, резервного капитала.

- списание неизрасходованных средств, резервов по сом. долгам

По окончании отч. года при составлении бух. отчета счет 99 закрывают.

Структура фин-рез счета.

Д К
С- остаток непокрытого убытка прошлых лет Об – учет убытков отч. периода С – остаток непокрытого убытка на последующий период. С – остаток нераспределенной прибыли предыдущих периодов Об- учет прибыли отч. периода С – нераспред. прибыль отч. года.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.214 (0.022 с.)