Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличие отечественной системы нормативного учета от системы «стандарт-кост»

Поиск

В отечественной системе нормативного учета нормативные затраты определяются на основе прошлого опыта, в то время как в системе «стандарт-кост» — прогноза будущего.

Основные отличия нормативного метода учета от системы «стандарт-кост» представлены в табл. 1.

Область сравнения Стандарт-кост Система нормативного учета
Учет изменений норм Текущий учет не ведется Ведется в разрезе причин и ответственных лиц
Учет отклонений от норм прямых расходов Документируются и относятся на виновных лиц и финансовые результаты Документируются и относятся на виновных лиц и финансовые результаты
Учет отклонений от норм косвенных расходов Косвенные расходы относятся на себестоимость в пределах норм. Отклонения выявляются с учетом объема производства и относятся на результаты финансовой деятельности Косвенные расходы относятся на себестоимость в сумме фактически произведенных затрат. Отклонения относятся на издержки производства
Степень регламентированности Не регламентирована. Отсутствует единая методика установления стандартов и ведения учетных регистров Регламентирована. Разработаны общие и отраслевые стандарты и нормы
Варианты ведения учета Учет затрат, выпуска продукции и незавершенного производства ведется по нормативам. Затраты на производство учитываются по фактическим расходам, выпуск продукции — по нормативам, остаток незавершенного производства — по стандартам с учетом отклонений Незавершенное производство и выпуск продукции оценивают по нормам на начало года. В текущем учете выделяются отклонения от норм Незавершенное производство и выпуск продукции оцениваются по нормам на начало года. В текущем учете выявляются отклонения от плана. Все издержки учитываются как алгебраическая сумма двух слагаемых — нормы и отклонения

 

6. Система директ-костинг: сущность, назначение, основные аспекты реализации в отечественных условиях.

Термин «директ-костинг» (direct-costing) означает «учет прямых затрат». Данный термин не в полной мере отражает сущность данного метода учета затрат, поскольку главный элемент этого метода – организация раздельного учета переменных и постоянных затрат и использование его преимущества в целях повышения эффективности управления. Поэтому часто систему учета прямых затрат называют variable costing – «учет переменных затрат».

Основной характеристикой директ-костинга является подразделение затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. Главной особенностью директ-костинга является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например, «Прибыли и убытки», то есть относятся на финансовый результат деятельности предприятия. Таким образом, постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены.

В системе учета затрат на основе метода директ-костинга содержатся два основных финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль. При этом под маржинальным доходом понимают разницу между выручкой и переменными издержками. Маржинальный доход включает в себя прибыль от производственной деятельности и постоянные затраты.

Взаимосвязь показателей деятельности предприятия в рамках маржинального подхода имеет следующий вид:

– выручка от продажи продукции (В);

– переменные затраты (Зпер);

– маржинальный доход (МД = В – Зпе);

– постоянные затраты.

Современная система директ-костинга предлагает два варианта учета:

– простой директ-костинг, при котором в составе себестоимости учитываются только прямые переменные затраты;

– развитой директ-костинг, при котором в себестоимость включаются и прямые переменные, и косвенные переменные общехозяйственные расходы.


7. Состав затрат, формирующих фактическую производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и учет выпуска ее из производства.

Согласно действующим нормативным документам все затраты необходимо разделять на:

§ связанные с производством и реализацией продукции, и непроизводственные;

§ текущие, капитальные и инвестиционные затраты;

§ относящиеся к отчетному периоду и к будущим периодам.

Затраты, составляющие себестоимость, могут быть классифицированы по различным признакам, которые представлены в табл. 8.1.

Признаки классификации затрат на производство. Таблица 8.1.

Признаки классификации Виды затрат
По экономическим элементам Экономические элементы затрат
По статьям себестоимости Статьи калькуляции себестоимости
По экономической роли в процессе производства Основные и накладные
По составу Одноэлементные и комплексные
По способу отнесения на себестоимость продукции Прямые и косвенные
По отношению к объему производства Переменные и постоянные
По роли в процессе производства Производственные и внепроизводственные
По целесообразности расходования Производственные и непроизводственные
По возможности охвата планом Планируемые и непланируемые
По периодичности возникновения Текущие и единовременные
По отношению к готовому продукту Затраты на незавершенное производство и затраты на готовый продукт
По местам возникновения По центрам затрат

Состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) представлен в Положении по бухгалтерскому учету "Расходы организации" по элементам затрат:

§ материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

§ затраты на оплату труда;

§ отчисления на социальные нужды;

§ амортизация;

§ прочие затраты.

В элементе "Материальные затраты" отражается стоимость:

§ приобретенных со стороны основных сырья и материалов для производства продукции;

§ приобретенных со стороны материалов для обеспечения производственного процесса;

§ покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов для производства продукции;

§ работ и услуг производственного характера;

§ приобретаемого со стороны топлива всех видов, расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, транспортные работы по обслуживанию производства;

§ покупной энергии всех видов, расходуемой на производственные цели;

§ потерь от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.

§ Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов.

В элементе "Затраты на оплату труда" отражаются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты:

§ выплаты заработной платы за фактически выполненную работу;

§ стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты;

§ премии рабочим и служащим за производственные результаты;

§ стоимость бесплатно предоставляемых работникам отдельных отраслей в соответствии с действующим законодательством коммунальных услуг, питания и продуктов и т. д.;

§ стоимость выдаваемых бесплатно в соответствии с действующим законодательством предметов, остающихся в личном постоянном пользовании;

§ выплаты за неотработанное на предприятии время, предусмотренные законодательством (отпуска, компенсации за неиспользованные отпуска и т. д.);

§ выплаты, обусловленные районным регулированием: районные коэффициенты, северные надбавки и т. д.;

§ оплата труда работников, не состоящих в штате предприятия, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера;

§ другие виды выплат, включаемые в соответствии с установленным порядком в фонд оплаты труда.

В элементе "Отчисления на социальные нужды" отражаются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, пенсионного фонда и медицинского страхования от фонда оплаты труда, включаемого в себестоимость продукции по элементу "Затраты на оплату труда".

В элементе "Амортизация основных фондов" отражается сумма амортизационных отчислений основных производственных фондов, исчисленная по утвержденным методам начисления амортизации, включая и ускоренную амортизацию их активной части.

В элементе "Прочие затраты" отражаются:

§ налоги, сборы, платежи;

§ оплата работ по сертификации продукции;

§ затраты на гарантийный ремонт и обслуживание;

§ оплата услуг связи, банков;

§ оплата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану;

§ плата за аренду основных средств;

§ амортизация нематериальных активов.

При определении налогооблагаемой прибыли некоторые расходы, включенные в себестоимость продукции в полном объеме, подлежат корректировке: командировочные (оплата проживания и суточные), расходы на обучение сотрудников, представительские, на рекламу, компенсации за использование личного автотранспорта в служебных целях.

Для учета затрат на производство используются следующие счета бухгалтерского учета: 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 25 "Общепроизводственные расходы",
26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

Планом счетов предприятиям предоставлено право выбора варианта определения себестоимости продукции:

§ определение полной себестоимости;

§ определение ограниченной себестоимости.

Определение полной себестоимости

Все затраты на производство продукции собираются на
счете 20 "Основное производство", где формируется фактическая себестоимость продукции.

Счет 23 "Вспомогательное производство" используется для формирования себестоимости услуг вспомогательного производства. Такими производствами являются транспортная служба, ремонтный цех, энергосиловое производство, оказывающие услуги основному производству и друг другу. В конце отчетного периода затраты вспомогательных цехов, в случаях их завершения, списываются на себестоимость готовой продукции пропорционально выбранной базе распределения (количество произведенной продукции или услуг).

Пример:вспомогательное производство вырабатывает пар и отпускает основному производству. При этом в течение отчетного периода:

§ начислена заработная плата работникам вспомогательного производства — 10000 руб. (дебет счета 23, кредит счета 70);

§ произведены отчисления в фонды по социальному страхованию и обеспечению — 3850 руб. (дебет счета 23, кредит счета 69);

§ начислена амортизация основных средств вспомогательного производства — 1200 руб. (дебет счета 23, кредит счета 02);

§ в конце месяца списаны затраты вспомогательного производства на себестоимость продукции 15050 руб. (дебет счета 20, кредит счета 23).

На счете 25 "Общепроизводственные расходы" собираются расходы по обслуживанию производства: расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, амортизационные отчисления, расходы на ремонт, арендная плата и т. д. В конце отчетного периода все расходы списываются на себестоимость продукции (в дебет счетов 20, 23, 29). Аналитический учет по счету 25 ведется по отдельным подразделениям предприятия и статьям расходов.

Пример:

§ начислена амортизация основных средств общепроизводственного назначения — 2000 руб. (дебет счета 25, кредит счета 02);

§ начислено за аренду помещения — 1200 руб. (дебет счета 25, кредит счета 76);

§ отпущены материалы — 1000 руб. (дебет счета 25, кредит
счета 10);

§ в конце месяца списаны общепроизводственные затраты на себестоимость продукции 4200 руб. (дебет счета 20, кредит счета 25).

Общехозяйственные расходы включают в себя расходы по управлению и учитываются на счете 26 "Общехозяйственные расходы". К ним относятся: содержание общехозяйственного персонала; отчисления в фонды социального назначения; амортизация основных средств управленческого назначения; амортизация нематериальных активов; расходы по оплате услуг связи; банков; информационных, аудиторских и других аналогичных и т. д. В конце отчетного периода все общехозяйственные расходы списываются на себестоимость продукции, при этом происходит их распределение между видами продукции.

Указанные расходы в качестве условно-постоянных списываются в дебет счета 90 "Продажи".

Пример:

§ начислена заработная плата персоналу управления — 20000 руб. (дебет счета 26, кредит счета 70);

§ произведены отчисления в фонды социального страхования и обеспечения — 7700 руб. (дебет счета 26, кредит счета 69);

§ начислена амортизация основных средств — 1000 руб. (дебет счета 26, кредит счета 02);

§ начислена арендная плата — 3000 руб. (дебет счета 26, кредит счета 76);

§ в конце месяца списаны общехозяйственные расходы на себестоимость продукции 31700 руб. (дебет счета 20, кредит счета 26).

Аналитический учет по счету 26 ведется по каждой статье затрат, месту возникновения затрат и др.

Оценка готовой продукции

Готовой продукцией называется такая продукция, которая полностью обработана, принята техническим контролем и сдана на склад или принята заказчиком в соответствии с утвержденным для данной продукции порядком ее приемки.

Первичными документами, используемыми для учета готовой продукции, являются сдаточные накладные; акты приемки-сдачи работ; железнодорожные квитанции; товарно-транспортные накладные.

Количественный учет готовой продукции на складе организуется аналогично учету материальных ценностей.

Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции, либо по прямым статьям затрат.

Фактическая производственная себестоимость включает в себя все затраты на производство продукции, если используется второй вариант, то без общехозяйственных расходов.

Нормативная (плановая) производственная себестоимость представляет собой расчетную, неизменную за какой-то период учетную цену. В этом случае определяют отклонения учетной цены от фактической производственной себестоимости.

Планом счетов предусмотрено два варианта отражения на счетах готовой продукции:

§ традиционный способ;

§ с применением счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)".

Выбор одного из способов необходимо зафиксировать в учетной политике предприятия.

При первом варианте готовая продукция учитывается по счету 43 "Готовая продукция", при ее приемке на склад делается следующая запись: дебет счета 43, кредит счета 20 по фактической производственной себестоимости. При признании в бухгалтерском учете выручки от продажи готовой продукции ее стоимость списывается со счета 43 "Готовая продукция" в дебет счета 90 "Продажи".

При втором варианте счет 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" используется для обобщения информации о выпущенной готовой продукции и выявления отклонений фактической производственной себестоимости от нормативной (плановой). По дебету счета отражается фактическая производственная себестоимость, а по кредиту — нормативная (плановая) себестоимость произведенной продукции. В конце месяца сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" определяется отклонение фактической производственной себестоимости выпущенной продукции от нормативной себестоимости. Экономия, т. е. превышение нормативной себестоимости над фактической, сторнируется по кредиту счета 40 и дебету счета 90 "Продажи". Перерасход, или превышение фактической себестоимости над нормативной, списывается с кредита счета 40 в дебет счета 90 "Продажи" дополнительной записью.

 


8. Понятие себестоимости. Виды себестоимости и особенности ее учета.

Себестоимость это все издержки,понесенные предприятием на производство и реализацию продукции или услуги

Виды себестоимости: 1)участковая-вкл. Все виды производственных затрат по участку; 2) производственная – вкл всю сумму производственной и общеуправленческих затрат по п\п; 3) полная- вкл. Производственную с\с и затраты,связанные с рекламой и реализац. продукциии

9. Учет нематериальных активов

Нематериальными активами признаются объекты долгосрочного пользования, не имеющие материально-вещественной структуры, но имеющие стоимостную оценку, используемые в течение длительного времени (свыше 12 месяцев) и способные приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

К нематериальным активам относятся:

– исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

– исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

– имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

– исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

– исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;

– деловая репутация организации;

– организационные расходы.

В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

Движение нематериальных активов оформляется документами, в которых указываются данные о первоначальной стоимости, степени изношенности, срок полезного использования и др.

При выбытии нематериальных активов составляется акт на списание, акт передачи и другие документы.

Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету на счете 04 «Нематериальные активы» по первоначальной стоимости.

Дебет счета 04 «Нематериальные активы»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» – принят к учету нематериальный актив по первоначальной стоимости.

Остаточная стоимость выбывших объектов списывается со счета 04 «Нематериальные активы» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 04 «Нематериальные активы» – списана остаточная стоимость нематериальных активов.

При выбытии объектов нематериальных активов их стоимость уменьшается на сумму начисленной за время использования амортизации.

Амортизация по нематериальным активам начисляется в течение всего срока полезного использования.

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности организации).

Сумма амортизации по нематериальным активам отражается на счете 05 «Амортизация нематериальных активов». По кредиту данного счета осуществляется начисление амортизации, по дебету – списание износа.

1. Начислена амортизация по нематериальным активам:

Дебет счета 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 08 «Вложения во внеоборотные активы»)

Кредит счета 05 «Амортизация нематериальных активов».

2. Списана сумма амортизации по выбывшим нематериальным активам:

Дебет счета 05 «Амортизация нематериальных активов»

Кредит счета 04 «Нематериальные активы».

Различают следующие способы начисления амортизации по нематериальным активам:

– линейный способ;

– способ уменьшаемого остатка;

– способ списания стоимости пропорционально объему продукции

Специальными счетами в банках признаются счета, открытые для бюджетного финансирования, целевого финансирования, финансирования кредитных линий и т.д., а также аккредитивы, чековые книжки, депозитные счета. Учет на этих счетах аналогичен учету на расчетных и валютных счетах.

Счет 55 «Специальные счета в банках» активный, предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся на территории страны и за рубежом в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования (поступлений) в той их части, которая подлежит обособленному хранению.

К счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:

- 55-1 «Аккредитивы»;

- 55-2 «Чековые книжки»;

- 55-3 «Депозитные счета» (в рублях);

- 55-4 «Депозитные счета» (в валюте);

- 55-5 «Специальный счет (на финансирование капитальных вложений)»;

- 55-6 «Текущий счет филиала»;

- 55-7 «Специальный карточный счет».

На субсчете 55-1 «Аккредитивы» учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах. Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других аналогичных счетов.

Принятье на учет по счету 55 «Специальные счета в банках» средства в аккредитивах списьваются по мере использования их (согласно выпискам кредитной организации), как правило, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Неиспользованные средства в аккредитивах восстанавливаются кредитной организацией на том счете, с которого они были перечислены, и отражаются по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» или других счетов.

Аналитический учет по субсчету 55-1 «Аккредитивы» ведется по каждому выставленному организацией аккредитиву.

На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках. Депонирование рублевых средств организации по ее поручению при выдаче чековых книжек отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других аналогичных счетов. Аналитический учет по субсчету 55-2 «Чековые книжки» ведется по каждой полученной чековой книжке.

Банк выдает организации чековую книжку с указанной в ней депонированной суммой (лимитом). За выдачу чековой книжки организация выплачивает банку комиссию: дебет счета 91-2, кредит счета 51 — отражены услуги банка.

Суммы по полученным в кредитной организации чековым книжкам списьваются по мере оплаты выданных организацией чеков, т.е. в суммах погашения кредитной организацией предъявленных ей чеков (согласно выпискам кредитной организации), с кредита счета 55 «Специальные счета в банках» в дебет счетов учета расчетов (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.).

Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным кредитной организацией (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55 «Специальные счета в банках»; сальдо по субсчету 55-2 «Чековые книжки» должно соответствовать сальдо по выписке кредитной организации. Суммы по возвращенным в кредитную организацию чекам (оставшимся неиспользованными) отражаются по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и других счетов.

Чеки являются бланками строгой отчетности и учитываются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности». Списание чеков со счета 006 осуществляется по мере их использования. Учет бланков отражается: по дебету счета 006 — получена лимитированная чековая книжка, по кредиту счета 006 — неиспользованные чеки возвращены в банк.

На субсчетах 55-3 «Депозитные счета», 55-4 «Депозитные счета» учитывается движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады, соответственно в рублевой оценке и в валюте.

Перечисление денежных средств во вклады отражается организацией по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета». При возврате кредитной организацией сумм вкладов в учете организации производятся обратные записи.

Аналитический учет по субсчетам 55-3 «Депозитные счета», 55-4 «Депозитные счета» ведется по каждому вкладу.

На субсчете 55-5 «Специальный счет (на финансирование капитальных вложений)» учитывается движение обособленно хранящихся в кредитной организации средств целевого финансирования. В частности, поступивших бюджетных средств, средств на финансирование капитальных вложений, аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета, и т.д.

Использование субсчета 55-6 «Текущий счет филиала» предусматривается при наличии у организации филиалов, представительств. Филиалы, структурные единицы, входящие в состав организации и выделенные на отдельный баланс, которым открыты текущие счета в местных учреждениях банков для осуществления текущих расходов (заработная плата, отдельные хозяйственные расходы, командировочные суммы и т.п.), отражают на отдельном субсчете к счету 55 «Специальные счета в банках» движение указанных средств.

Субсчет 55-7 «Специальный карточный счет» вводится организациями, использующими банковские корпоративные карты для осуществления расчетов в соответствии с Положением Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П. Согласно п. 1.5 данного Положения банк-эмитент для юридических лиц может осуществлять эмиссию банковских карт следующих типов:

- > расчетная карта — банковская карта, предназначенная для совершения операций ее держателем в пределах установленной банком-эмитентом суммы денежных средств (расходного лимита), расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, или кредита, предоставляемого банком-эмитентом клиенту в соответствии с договором банковского счета при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (овердрафт);

- > кредитная карта — банковская карта, предназначенная для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных банком-эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.

Другими словами, для получения расчетной банковской карты организация должна заранее перечислить денежные средства на специальный карточный счет в банке, а для получения кредитной банковской карты банк фактически предоставляет организации кредит.

Чтобы стать держателем корпоративной банковской карты, организация должна представить в банк заявление на ее приобретение с указанием типа карты и валюты, вносимой на специальный карточный счет, желаемого порядка получения выписок со счета, имени и паспортных данных будущего пользователя карты. Все условия пользования картой оговариваются в договоре. Для перечисления средств с расчетного счета на специальный карточный счет организация представляет в свой банк платежное поручение на перевод средств.

Операции с денежными средствами организации, находящимися на различных счетах в банках (как на расчетных, так и на валютных и специальных), отражаются в соответствующих разделах журнала-ордера № 2 и ведомостях дебетовых расшифровок к ним.

К счетам учета денежных средств относят также счет 57 «Переводы в пути». Счет 57 «Переводы в пути» активный и предназначен для обобщения информации о движении денежных средств (переводов) в валюте Российской Федерации и иностранных валютах в пути, т.е. денежных сумм (преимущественно торговая выручка), внесенных в кассы банков, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или иной счет организации, но еще не зачисленных по назначению.

Основанием для принятия на учет по счету 57 «Переводы в пути» сумм при сдаче выручки) являются квитанции учреждений банка, сберегательной кассы, почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п. Движение денежных средств (переводов) в иностранных валютах учитывается на счете 57 «Переводы в пути» обособленно.

Суммы наличных денежных средств, сданных кредитным организациям, сберегательным банкам или почтовым отделениям, списьвают в дебет счета 57 «Переводы в пути» с кредита счета 50 «Касса». С кредита счета 57 «Переводы в пути» денежные средства списьвают в дебет счета 51 Р\с) или других счетов в зависимости от их использования (50, 52, 62, 73).

 

10. Учет амортизации основных средств. Способы начисления амортизации.

Основные средства — это часть имущества, используемая в качестве

средств труда при производстве продукции, выполнении работ

Основные средства погашают свою стоимость по мере начисления амортизации (износа). Для учета амортизации используется пассивный, контрарный счет 02 «Амортизация основных средств».

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинают начисляться с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, начисление продолжается до полного погашения стоимости объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.

При начислении амортизационных отчислений следует руководствоваться Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств.

Амортизационные отчисления по основным средствам отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности предприятия в отчетном периоде.

Расчет амортизации производится в ведомости на первое число месяца. При этом делаются записи на счетах бухгалтерского учета.
Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов:
♦ линейным;
♦ уменьшаемого остатка;
♦ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
♦ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

Все организации без исключения могут использовать при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка коэффициент не выше 3, устанавливаемый в учетной политике организации по группе однородных объектов основных средств.

В течение всего срока полезного использования объекта основных средств применяется один и тот же способ начисления амортизации.
Объекты основных средств стоимостью не более 20 тыс. руб. за единицу разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию без начисления амортизации. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Приобретенные книги, брошюры и т. п. издания (независимо от их стоимости) можно списывать на затраты в полной сумме в момент их приобретения (п. 2 ст. 256 НК РФ).

По объектам основных средств, полученным по договорам дарения и безвозмездно в процессе приватизации, начисляется амортизация.
При начислении амортизации по объектам основных средств, полученным по договору дарения, на сумму начисленной амортизации одновременно делаются следующие бухгалтерские записи.
Амортизационные отчисления не начисляются:
♦ по приобретенным изданиям (книги, брошюры и т.п.);
♦ по экспонатам животного мира в зоопарках и других аналогичных учреждениях;
♦ в период восстановления объекта (реконструкции, модернизации и капитального ремонта), продолжительность которого превышает 12 месяцев;
♦ по основным средствам, переведенным по решению руководителя предприятия на консервацию на срок более трех месяцев;
♦ по мобилизационным мощностям, т. е. на те основные средства, которые используются организацией для реализации законодательства РФ о мобилизационной подготовке и мобилизации. Но только при условии, что эти объекты законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

По объектам жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и т. п.), если они используются для получения дохода и учитываются на счете 03, амортизацию нужно начислять в общеустановленном порядке. Остаточная стоимость этих объектов отражается в бухгалтерском балансе в составе доходных вложений.

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (например, земельные участки и объекты природопользования), объекты, относимые к музейным предметам и музейным коллекциям. Музейные предметы и коллекции включаются в состав Музейного фонда (см. с.Т. 3 Федерального закона от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»).

Амортизация для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения начисляется по-разному.

Для целей налогообложения существуют два метода амортизации основных средств:
♦ линейный;
♦ нелинейный.

Выбранный способ начисления амортизации для целей налогообложения необходимо применять в течение всего срока службы объекта основных средств.

Примерный срок службы основных средств приведен в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1).

По основным средствам, работающим в агрессивной среде или в многосменном режиме, норма амортизации может быть увеличена в два
раза. По основным средствам, которые переданы в лизинг, норма амортизации может быть увеличена в три раза.

Исключение предусмотрено для основных средств, включенных в первую, вторую и третью группы, по которым амортизация начисляется нелинейным методом. По этим объектам основных средств норма амортизации не может быть увеличена.

Способы начисления амортизации

Пунктом 18 ПБУ 6/01 установлено четыре способа

§ линейный способ;

§ способ уменьшаемого остатка;

§ способ списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования;

§ способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

При этом годовая сумма амортизационных отчислений определяется (пункт 19 ПБУ 6/01):

«при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией;

при способе списания стоимости по сумме чисел <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.111.183 (0.018 с.)