Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы

Поиск

Отличие аудита от ревизии можно представить следующим образом:

  1. направленность деятельности в аудите: оценка хозяйственной жизни организации, выявление недостатков, а деятельность ревизии направлена на выявление и оценку недостатков для их искоренения.
  2. аудит регулируется гражданским правом на основе договоров, ревизия - административным правом на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих органов государства.
  3. в аудите управленческие связи горизонтальные, добровольные, а при ревизии - вертикальные, в порядке назначения.
  4. задачи аудита - способствовать укреплению платежеспособности, а задачами ревизии являются сохранение активов, профилактика злоупотреблений.
  5. в аудите оплачивает услуги клиент или заказчик, а при ревизии платит государственный орган.
  6. результаты аудиторской проверки: аудиторское заключение и рекомендации для клиента, результаты ревизии: акт ревизии, взыскания и указания.

Аудит отличается от государственного финансового контроля.

Задачами контроля являются проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета, правильности расчета и уплаты налогов. Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, предприятия с государственным участием, организации, финансируемые из государственного бюджета. Субъектами аудита же, наоборот, выступают в основном предприятия и организации негосударственного сектора экономики.

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы состоит в том, что аудит - независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Особая специфичность судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела, экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).

Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Эксперт самостоятельно определяет методы исследования и несет ответственность за обоснованность своих выводов.

Законодательство РФ не предусматривает никаких ограничений для аудиторов-специалистов в выполнении функций эксперта-бухгалтера.

Главное отличие аудита от вышеперечисленных видов контроля заключается в том, что аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и занимается разработкой предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли, выступая в роли советника, консультанта (по вопросам ведения учета, налогообложения, обучения), помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием финансовой документации.


2. Сравнительная характеристика аудита и судебно-бухгалтерской экспертизы.

В зависимости от порядка назначения и проведения, используемых при проверке методов и других факторов между судебно-бухгалтерской экспертизой и аудитом существуют сходства и различия.

1. И аудит, и судебно-бухгалтерская экспертиза проводятся высококвалифицированными специалистами (имеющими опыт, навыки, образование и т. д.) на основании законов, регулирующих их деятельность (ФЗ «Об аудиторской деятельности» и ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности»). 1. Аудит направлен на выявление нарушений в бухгалтерском учете (его ведение) и на оказание помощи бухгалтеру в их исправлении. Судебно-бухгалтерская экспертиза помогает раскрывать экономические преступления (добыча фактов для суда, следователя и т. д.).

2. И аудит, и судебно-бухгалтерская экспертиза могут проводиться с привлечением других специалистов. 2. В аудиторском заключении даются

рекомендации по исправлению нарушений, выявленных в ходе проверки.

В заключение эксперта даются только ответы на вопросы, поставленные следователем, судом и другими органами дознания.

3. По окончании проведения аудита составляется аудиторское заключение, состоящее из трех частей, как и заключение эксперта. 3. Аудитор самостоятельно выбирает формы и методы проведения аудита и проводит проверку в направлениях, оговоренных в договоре, а эксперт исследует только те вопросы, которые перед ним ставит суд, следователь и т. п.

4. И аудитор, и эксперт наделены определенными правами и обязанностями и могут отказаться от проведения проверки. 4. Аудит проводится на договорной основе, а судебно-бухгалтерская экспертиза — на основании постановления суда, следователя и т. д.

5.Аудитор и эксперт используют отличные друг от друга методы для достижения целей проверки

 

 


3. Правовые основы аудиторской деятельности.

1.3. Правовые основы аудиторской деятельности в РФ

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в РФ относятся:

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

№ 307-ФЗ от 30 декабря 2008г.

3. Налоговый кодекс РФ.

4. Уголовный кодекс РФ.

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

6. Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129- ФЗ от 21 ноября 1996г.

7. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

8. Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ (Приказ МФ РФ от 3июня 2002г. № 47-н).

9. Приказ Минфина РФ от 7 марта 2002г. №47 «Об утверждении Положения о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов РФ» и др.

10. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» № от 2007г.

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

В мировой практике можно выделить две концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, Германия. В них аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает 4 основных уровня, каждый из которых обладает определенными видами документов, областью регулирования и степенью их разработанности.

Первый (верхний) уровень включает закон об аудите. Закон об аудиторской деятельности относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента.

К документам второго уровня относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения всеми субъектами.

Третий уровень охватывает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами на базе федеральных стандартов и практики аудита. Содержание и форма таких документов – прерогатива аудиторских фирм и их ноу-хау. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм


4. Система стандартизации аудиторской деятельности в России.

Аудиторская деятельность должна быть однозначно понята всеми участниками рыночных отношений, а также государственными и судебными органами, что обуславливает необходимость единых условий ее осуществления. В период становления аудиторской деятельности в этих целях в Российской Федерации были разработаны и одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Однако, во Временных правилах стандарты не упоминались вовсе, не было и впоследствии никакого нормативного акта, который описывал бы процедуру утверждения российских аудиторских стандартов, обязательность их соблюдения, меры контроля за их выполнением и ответственность тех, кто не соблюдает их требования. Тем не менее, Комиссия по аудиторской деятельности подготовила и одобрила 37 стандартов, одну методику аудиторской деятельности и перечень терминов и определений к ним. Неопределенный правовой статус этих документов приводил к тому, что часть аудиторских фирм выполняла требования этих документов, часть – ориентировалась непосредственно на положения международных стандартов аудита (МСА), не учитывая при этом российскую специфику, а часть аудиторских фирм вообще никаким стандартам не следовала. При этом и первые, и вторые, и третьи выдавали своим клиентам аудиторские заключения одного и того же образца.

С принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119 – ФЗ данный правовой вакуум устранен: в законе указывается, что федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности должны утверждаться Правительством РФ, а в случае их несоблюдения к виновным могут быть применены строгие меры.

Постановлением Правительства от 23 сентября 2002 г. № 696 утверждены федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

При помощи аудиторских правил (стандартов) формируются единые требования, обеспечивающие качество и надежность аудита, а также определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении и качество профессиональной деятельности аудиторов как специалистов в своей области.

Аудиторские правила (стандарты) могут быть использованы не только аудиторскими организациями, но и иными предприятиями как в качестве рекомендаций при проведении внутреннего аудита, так и в качестве руководства при рассмотрении компетентности и качества работы аудитора.

В целях унификации подходов к аудиту на международном уровне Международный комитет аудиторской практики (IАРС), действующий в рамках Международной федерации бухгалтеров (IFAC), разрабатывает международные правила (стандарты) проведения.
Во многом развитие международных стандартов и нормативов аудита связано с унификацией принципов учета и отчетности. В настоящее время национальные особенности учета, конечно, сохраняются, однако стремление к выработке общих подходов становится объективной реальностью. Происходит это по целому ряду причин.
К внешним факторам, обуславливающим разработку МСА, относятся:

  1. Развитие транс – национальных корпораций;
  2. Развитие фондового рынка;
  3. Формирование единого рынка финансовых услуг;
  4. Международная интеграция.

Являясь одной из отраслей сферы услуг, аудит не может развиваться независимо от основных тенденций развития экономики. Так аудиторские услуги традиционно развивались как международные, что привело к созданию мультинациональных компаний и профессиональных международных организаций.

К внутренним факторам можно отнести разработку международных стандартов аудита осуществляемую международными организациями:

  1. Комитет по международным бухгалтерским стандартам (IASC);
  2. Комитет по стандартам финансового учета (FASB);
  3. Комиссия по ценным бумагам и биржам;
  4. Управление по международным стандартам;
  5. Европейское экономическое общество и др.

Однако, национальные профессиональные организации стремились препятствовать проникновению «иностранных» правил. Вопросы такой политики в области аудита были рассмотрены в рамках Уругвайского раунда ГАТТ/ГАТС (Генеральное соглашение по торговле и услугам), в результате которого предусмотрено установление ограничений для государственного вмешательства на рынке финансовых услуг с тем, чтобы снять ограничение доступа на национальные рынки, что призвано обеспечить создание по-настоящему глобального рынка. Также в рамках ГАТС установлено взаимное признание критериев профессионализма, включая требования к образованию, квалификационным экзаменам и опыту аудиторов.

В рамках Единого Европейского Акта 1986 г. было принято решение о взаимном признании дипломов и сертификатов аудиторов, создание единой системы квалификационных экзаменов.
К унификации международных стандартов аудита приводит и высокая степень монополизации в области аудиторских и консультационных услуг, где более 90 % рынка принадлежит десяти-двенадцати фирмам-лидерам. Очевидно, что в этом случае не обойтись без разработки единой стратегии и методологии аудита и консалтинга, а также единых стандартов качества, которые удовлетворили бы клиентов.

При Совете Международной федерации бухгалтеров (МФБ) существует Комитет международной аудиторской практики (КМАП). Основной задачей деятельности, которого является обеспечение единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг путем выпуска международных стандартов, регламентирующих деятельность аудиторских фирм и аудиторов.

Следует отметить, что разработанные КМАП нормативы, не являются обязательными к применению. Поэтому регулирование международных нормативов в соответствии с практикой, установившейся при аудите финансовой информации, осуществляется на локальном уровне, т. е. соответствующими органами власти или профессиональными объединениями в пределах национальных границ.

Большое внимание КМАП уделяет изучению и обобщению практики различных стран и выработке на основе национальных нормативов универсальных норм, рассчитанных на международное применение.

Помимо международных стандартов аудита, существует целый ряд национальных стандартов профессиональной деятельности аудиторов, например, американские GAAS — общепринятые аудиторские стандарты проверки финансовой отчетности, непосредственно определяющие качество деятельности аудиторов и включающие такие основные положения, как «квалификация аудитора, независимость, профессионализм, планирование и контроль, изучение структуры внутреннего контроля, достаточная, компетентная и доказательная информация».

Структура стандартов в настоящее время состоит из следующих стандартов:

  1. Международные Стандарты по аудиту (МСА 100-999);
  2. Положения по международной аудиторской практике (1000-1100).
  3. Международные Стандарты по Обзорным Проверкам (ISREs 2000-2999);
  4. Международные Стандарты по заданиям, подтверждающим достоверность информации (ISAEs 3000-3999);
  5. Международные Стандарты по сопутствующим услугам (ISRSs 4000-4999).

В свою очередь система МСА состоит почти из полусотни стандартов разбитых на девять групп (Приложение 1).

  1. Вводные аспекты (100-199).
  2. Обязанности (200-299).
  3. Планирование (300-399).
  4. Внутренний контроль (400-499).
  5. Аудиторские доказательства (500-599).
  6. Использование работы третьих лиц (600-699).
  7. Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений) (700-799).
  8. Специализированные области (800-899).
  9. Сопутствующие услуги (900-999).

Необходимо отметить, что в последние годы ведется большая работа по разработке МСА: так в 2002-2005 гг. разработаны семь абсолютно новых стандартов, которые повлияли на 22 других МСА. В тот же период, начался пересмотр 17 существующих стандартов, девять стандартов изъяты. 19 МСА находятся в стадии пересмотра в настоящий момент.

Международные стандарты написаны в повествовательной форме, содержат большое количество примеров и рекомендаций. В МСА аудиторам предлагается несколько альтернативных вариантов действий и доброжелательно подсказывается аудитору, как ему целесообразно поступать, чтобы не разориться из-за судебных преследований клиентов или иных пользователей бухгалтерской отчетности, при том, что аудитор, возможно, делал все добросовестно.

Для пояснения МСА выпускаются Положения по международной аудиторской практике, статус которых ниже чем статус МСА.

Общепринятые стандарты аудита были разработаны AICPA (США) в 1947 г. и претерпели минимальные изменения. Эти стандарты настолько специфичны, чтобы служить сколько-нибудь значимым руководством для практиков.

Эти десять стандартов обобщены в три группы:

  1. Общие стандарты,
  2. Стандарты работы на объекте,
  3. Стандарты заключений.

Для толкования общепринятых стандартов аудита AICPA были выпущены Положения по стандартам аудита (SAS), которые представляют наиболее авторитетный справочный материал, доступный аудиторам.


5. Виды аудита.

 

№ пп. Критерии Виды
  По отношению к поль­зователям информации 1. Внешний 2. Внутренний
  По отношению к требо­ваниям законодатель­ства 1. Обязательный 2. Инициативный
  По объектам аудита 1. Банковский 2. Аудит страховых организаций 3. Аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов 4. Общий 5. Государственный
  По назначению 1. Аудит финансовой отчетности 2. Налоговый 3. Аудит на соответствие требованиям 4. Ценовой 5. Управленческий (производственный) аудит 6. Аудит хозяйственной деятельности 7. Специальный (экологический, операционный и др.)
  По времени осущест­вления 1. Первоначальный 2. Согласованный (повторяющийся) 3. Оперативный
  По характеру проверки 1. Подтверждающий 2. Системно-ориентированный 3. Аудит, базирующийся на риске

Поскольку о внешнем аудите уже было рассказано достаточно подробно, нет необходимости вновь его рассматривать.

Основными объектами внутреннего аудита являются решение отдельных функциональных задач управления, разработка и про­верка информационных систем предприятия. Объекты внутрен­него аудита могут быть различными в зависимости от особенно­стей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Внутренний аудит — неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия; он может быть и незави­симым, т. е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

В правилах (стандартах) аудиторской деятельности Россий­ской Федерации дается следующее определение:

· внутренний аудит — организованная на экономическом субъек­те в интересах его собственников и регламентированная его внут­ренними документами система контроля над соблюдением уста­новленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля.

Внутренний аудит — один из способов контроля за эффек­тивностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку призвано содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполне­нию обязанностей его руководства.

Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занима­ется повседневным контролем деятельности организации и низ­ших управленческих структур. Внутренний аудит дает информа­цию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Организация, роль и функции внутреннего аудита определя­ются самим экономическим субъектом, т. е. его руководством и (или) собственниками, в зависимости от:

· содержания и специфики деятельности экономического субъекта;

· объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;

· сложившейся системы управления экономического субъекта; состояния внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономи­ческого субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлека­емые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.

В определенной мере функции внутренних аудиторов выпол­няют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприя­тий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому дирек­тору, однако функции внутренних аудиторов шире.

Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся: проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;

· проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентифика­ции, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдель­ных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

· проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;

· проверка деятельности различных звеньев управления; оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изу­чение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;

· проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности иму­щества экономического субъекта;

· работа над специальными проектами и контроль за отдельны­ми элементами структуры внутреннего контроля;

· оценка используемого экономическим субъектом програм­много обеспечения;

· специальные расследования отдельных случаев, например по­дозрений в злоупотреблениях;

· разработка и представление предложений по устранению вы­явленных недостатков и рекомендаций по повышению эффек­тивности управления.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достовер­ность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевремен­но осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.

Объективность внутреннего аудита обеспечивается степе­нью независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) соб­ственникам и независим от руководителей проверяемых фили­алов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т. п.

Внутренний аудитор — это сотрудник подразделения внут­реннего аудита, организованного экономическим субъектом.

Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству.

Внутренний аудитор выполняет следующие функции:

· проверка систем контроля в целях выработки политики ком­пании в рамках законодательства;

· оценка экономичности и эффективности операций компании;

· проверка уровней достижений программных целей;

· подтверждение точности информации, используемой руко­водством при принятии решений.

Ответственность за выполнение своих обязанностей аудитор несет только перед собственниками и (или) руководством пред­приятия.

Задачи внутреннего аудита определяются руководством исхо­дя из потребностей управления как подразделениями предприя­тия, так и предприятием в целом.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

1. контроль за состоянием активов и недопущение убытков;

2. подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

3. анализ эффективности функционирования системы внут­реннего контроля и обработки информации;

4. оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.

Несмотря на кажущиеся различия, внутренний и внешний аудит во многом дополняют друг друга. Многие функции внут­ренних аудиторов могут быть выполнены приглашенными неза­висимыми аудиторами; при решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы — разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов.

В табл. 1.4 представлены основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита.

Таблица 1.4 Особенности внутреннего и внешнего аудита

Факторы Внутренний аудит Внешний аудит
Постановка задач Определяется собственни­ками и (или) руководст­вом, исходя из потребно­стей управления как подразделениями пред­приятия, так и предприя­тием в целом Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)
Объект Решение отдельных функ­циональных задач управ­ления, разработка и про­верка информационных систем предприятия Главным образом система учета и отчетности предприятия
Цель Определяется руковод­ством предприятия Определяется законодательст­вом по аудиту: оценка достовер­ности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательства
Средства Выбираются самостоя­тельно (либо определя­ются стандартами внутреннего аудита) Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами
Вид дея­тельности Исполнительская деятельность Предпринимательская деятель­ность
Организа­ция работы Выполнение конкретных заданий руководства Определяется аудитором самостоятельно, исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки
Взаимоотношения Подчиненность руковод­ству предприятия, зави­симость от него Равноправное партнерство, независимость
Субъекты Сотрудники, подчинен­ные руководству пред­приятия и находящиеся в штате предприятия Независимые эксперты, име­ющие соответствующий атте­стат на право заниматься этим видом предпринимательства
Квалифи­кация Определяется по усмот­рению руководства предприятия Регламентируется государством
Оплата Начисление заработной платы по штатному расписанию Оплата предоставленных услуг по договору
Ответствен­ность Перед руководством за выполнение обязанностей Перед клиентом и перед треть­ими лицами, установленная законодательными и нормативными актами
Методы Методы могут быть одинаковыми при решении одина­ковых задач (например, оценка достоверности инфор­мации). Имеются различия в степени точности и детальности
Отчетность Перед собственниками и (или) руководством Аудиторское заключение может быть опубликовано, письмен­ная информация (отчет) пере­дается клиенту

По отношению к требованиям законодательства различают обязательный и инициативный аудит. Аудит распространяется на всех экономических субъектов, включая органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления. Любой экономический субъект вправе по собственной инициативе при­гласить аудиторов. Аудит, проводимый по инициативе экономи­ческого субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т. п.), считается инициативным (добровольным); характер и мас­штабы такого аудита определяет заказчик.

Обязательный аудит регламентируется государством. Обяза­тельный аудит согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации — это ежегодная обязательная аудитор­ская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1. организация имеет организационно-правовую форму от­крытого акционерного общества;

2. организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государствен­ным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Россий­ской Федерации обязательные отчисления, производимые фи­зическими и юридическим лицами, фондом, источниками обра­зования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3. объем выручки организации или индивидуального пред­принимателя от реализации продукции (выполнения работ, ока­зания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодатель­ством Российской Федерации МРОТ;

4. организация является государственным унитарным предпри­ятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше нормативам. Для му­ниципальных унитарных предприятий законом субъекта Россий­ской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

5. обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федераль­ным законом.

Обязательный аудит проводится только аудиторскими органи­зациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государствен­ной собственности или собственности субъекта Российской Фе­дерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказа­ния аудиторских услуг должно осуществляться по итогам прове­дения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

По объектам аудита различают: банковский аудит; аудит стра­ховых организаций; аудит бирж; инвестиционных институтов и внебюджетных фондов; общий аудит; государственный аудит. На все эти виды аудита (кроме государственного) аудитором не­обходимо иметь соответствующие аттестаты. Термин «государ­ственный аудит» пока не нашел в России широкого применения, однако в Счетной палате Российской Федерации существуют должности аудитора.

В зависимости от назначения аудит делится на несколько видов.

Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку от­четности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгал­терского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Резуль­таты аудита финансовой отчетности публикуются компанией и рассылаются широкому кругу пользователей — владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.

Налоговый аудит — это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налого­вой политики.

Аудит на соответствие требованиям — это анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осу­ществляют сотрудники предприятия, выполняющие функцию внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то, поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов либо как специальный аудит.

Ценовой аудит — это проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходов на конкретный оборонный заказ).

Управленческий (производственный) аудит — это проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производи­тельности, рациональности использования средств, их экономии.

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудито­рами, — один из видов консультационных услуг клиенту, предо­ставляемый для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов.

Аудит хозяйственной деятельности довольно близок к управ­ленческому аудиту и представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Этот вид аудита, который иногда называют аудитом эффективности работы или административного управ­ления организации, преследует следующие цели:

· оценка эффективности управления;

· выявление возможностей улучшения хозяйственной дея­тельности;

· внесение рекомендаций относительно улучшения деятельно­сти или дальнейших действий.

Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.

Специальный аудит (экологический, операционный и др.) — это проверка конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, проводится обычно с целью подтвердить законность, добросо­вестность и эффективность деятельности управляющих, правиль­ность составления налоговой отчетности, использования соци­альных фондов и др.

По времени осуществления различают первоначальный, со­гласованный (повторяющийся) и оперативный аудит.

Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увели­чивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не распола­гают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудито­ром (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан по­этому на знании специфики клиента, его положительных и отри­цательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, по­мощь в организации системы внутреннего контроля).

Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о том, что согласованный (повторяющийся) аудит предпочтителен и для аудиторов, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и для клиента, который получает высоко­квалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.

Более того, смена клиента аудиторской фирмы зачастую вы­зывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

Отрицательной стороной повторяющегося аудита является по­степенная утрата независимости аудиторов от клиента. Междуна­родная федерация бухгалтеров (МФБ, или IFAC) рассматривает вопрос об ограничении срока повторяющегося аудита 3—5 годами.

Оперативный аудит — это кратковременная аудиторская про­верка для вынесения общей оценки состояния учета, отчет<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.158.95 (0.018 с.)