Историческое развитие бух учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческое развитие бух учета



Структура современного бухгалтерского учета

Мы рассматривали бухгалтерский учет как часть информационной учетной системы общества. В целом она распадается на макрои микроуровни.

Макроуровень представлен национальным счетоводством, которое, в сущности, выступает как часть экономической статистики, но использует бухгалтерский принцип двойной записи для исчисления показателей экономического развития страны (валовой национальный продукт, национальный доход, платежный и торговый балансы и т.д.).

Микроуровень представлен камеральным (бюджетным) учетом и собственно учетом бухгалтерским. В основе камерального учета лежит фиксация расходов и доходов, и он применяется, как правило, в тех организациях, в которых есть расходы, но доходы не зарабатываются, а формируются в виде ассигнований, членских взносов и т.п.

Бухгалтерский учет имеет своим предметом средства предприятия и их источники, его цель — выявление финансового положения предприятия и результата хозяйственной деятельности: прибыли или убытка.

 

Требования к бух учету

Бухгалтерский учет занимает центральное место в системе управления в условиях рыночной экономики из-за соблюдения следующих требований:

документальное оформление всех хозяйственных операций предусматривает, что все факты хозяйственной деятельности должны фиксироваться документами в письменной форме;

своевременность учета означает, что учет должен предоставлять все необходимые сведения о деятельности организации в строго установленные сроки;

точность и объективность учета - подразумевает, что все учетные сведения должны быть правильными, верно отражающими действительность;

полнота учета - предусматривает охват всех сторон деятельности организации и полную характеристику всех производимых операций;

приоритет содержания перед формой предполагает, что соблюдение правовой нормы и экономической целесообразности хозяйственных операций должно преобладать над формой, регламентированной соответствующими нормативными документами;

существенность означает, что информация признается существенной в российском учете, если ее пропуск или искажение может повлиять на принятие заинтересованными пользователями экономических решений. Данная информация подлежит обязательному отражению обособленно в отчетности или в пояснениях к отчетности;

непротиворечивость бухгалтерской информации предусматривает, что данные текущего учета в разрезе отдельных видов активов и обязательств должны соответствовать оборотам и остаткам, объединяющего их экономически однородного объекта учета на начало и конец отчетного периода;

ясность и доступность учета предполагает прежде всего необходимость представления информации о деятельности организации всем пользователям, как внутренним, так и внешним;

экономичность и рациональность учета - это необходимость обеспечения максимальной дешевизны и четкой организации учетных работ. В связи с этим очень важно не допустить излишнего роста издержек на ведение учета, что в свою очередь связано с рациональной его организацией.


Функции и задачи бух учета

Главными задачами бухгалтерского учета являются:

1) формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий, необходимой внешним и внутренним пользователям информации;

2) обеспечение контроля за наличием и движением имущества, капитала и обязательств организации;

3) своевременное предупреждение негативных процессов, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

 

Для выполнения основных задач бухгалтерский учет выполняет следующие функции: информационную, контрольную и аналитическую.

Информационная функция. Учетно-аналитическая информация, характеризующая фактическое состояние финансово - хозяйственной деятельности организации, формируется в бухгалтерском учете.

Расчеты показывают, что на долю бухгалтерской информации приходится более 70% общего объема экономической информации. Именно системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает синтетическую и аналитическую информацию о состоянии и движении имущества и источниках его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. Бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом и статистическом учете.

Все многочисленные хозяйственные операции документируются, накапливаются по определенным признакам, сводятся в учетных регистрах и отражаются на счетах бухгалтерского учета, а затем полученные данные обобщаются в различных формах бухгалтерской отчетности.

Контрольная функция предполагает постоянный контроль над использованием всех видов ресурсов организации.

Контроль - система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект1.

Именно с помощью контрольной функции путем применения специальных приемов и способов осуществляются три вида контроля:

а) предварительный контроль - до совершения хозяйственной операции;

б) текущий контроль - во время совершения хозяйственной операции;

в) последующий контроль - после совершения хозяйственной операции;

Контроль осуществляется по ряду направлений. Основными из них являются:

обеспечение сохранности собственности;

выполнение плана объема выпуска продукции и ее продажи;

рациональное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов;

формирование себестоимости продукции (работ, услуг);

деятельность различных подразделений, т.е. отдельных цехов, участков, служб и производств;

формирование прибыли и ее использование и др.

Выполнение этих функций требует определенных условий, материальных и трудовых затрат, а также профессиональных навыков и исполнителей.

Так, для реализации функции обеспечения сохранности собственности необходимы соответствующие оборудование, складские помещения, контрольно-измерительные приборы, периодическое проведение инвентаризации и др.

Аналитическая функция позволяет осуществлять анализ производственной и финансовой деятельности организации и ее результатов. На основе информации, полученной в процессе ведения бухгалтерского учета, проводится анализ имущественного состояния организации, ее платежеспособности, эффективности использования материальных и трудовых ресурсов, доходности различных видов деятельности организации, перспектив развития и др. В процессе анализа фактические показатели за отчетный период сравниваются с плановыми, нормативными, сметными показателями и с фактическими показателями за предыдущий период и выявляются причины отклонений. Поэтому аналитическая функция учета имеет огромное значение для принятия соответствующих управленческих решений и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности организации.


Основные нормативные акты

Конституция РФ относит бухгалтерский учет к ведению Российской Федерации. Это означает, что только федеральные органы власти Российской Федерации вправе издавать правовые документы, касающиеся бухгалтерского учета.

А органы власти субъектов Российской Федерации и местные органы власти не имеют права издавать подобные документы.

Из этого можно сделать следующий вывод: несмотря на то что Российская Федерация является многонациональным государством, бухгалтерский учет российские организации должны вести на русском языке.

Основным документом бухгалтерского права или законодательства о бухгалтерском учете (на момент подготовки данной книги) является Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы и организацию, основные направления бухгалтерской деятельности, обязанность вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность. Закон возлагает общее регулирование бухгалтерского учета на Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России). Проекты стандартов бухгалтерского учета могут разрабатываться негосударственными организациями предпринимателей и бухгалтеров. Но пока новые стандарты бухгалтерского учета не разработаны, продолжают действовать нормативные документы, разработанные самим Минфином: 32 Часть 1. Основы бухгалтерского учета

· План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;

· положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ);

· инструкции, рекомендации, методические указания, издаваемые Минфином России.

Правовыми документами государственных органов организациям предоставлена некоторая свобода в выборе способов бухгалтерского учета: организация должна сама определить конкретную совокупность способов ведения бухгалтерского учета — учетную политику организации. Учетная политика устанавливает конкретные правила ведения бухгалтерского учета в тех случаях, когда у организации есть свобода выбора.

 

Принципы бух учета

Отечественная и международная практика учета строится на соблюдении определенных принципов или требований.

Базовые принципы бухгалтерского учета предполагают использование определенных допущений и требований.

Перечень допущений, установленных в российских нормативных актах регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предусматривает:

имущественную обособленность организации, которая означает отдельное ведение учета активов и источников их образования каждой организацией;

двойственность в бухгалтерском учете или обязательное равенство активов организации с источниками их образования на любую дату функционирования организации;

момент стоимости признает первичным в учете стоимость приобретения, а вторичным - ожидаемый доход от использования приобретенных активов;

непрерывную деятельность, предполагающую, что организация будет существовать в обозримом будущем и продолжать свою деятельность;

последовательность применения учетной политики (постоянства) связана с предыдущим допущением и означает, что принятые организацией способы ведения учета будут соблюдаться последовательно в будущем;

временную определенность отражения в учете хозяйственных операций, в соответствии с которой все факты хозяйственной деятельности должны отражаться в том отчетном периоде, где имели место независимо от времени поступления денег. Данное допущение соответствует принципу начисления, применяемому в международных стандартах по учету и отчетности;

соответствие доходов и расходов или соизмерение и сопоставление полученных доходов с произведенными расходами, имеющими отношение к данному отчетному периоду;

разграничение текущих издержек на производство и вложений во внеоборотные активы позволяет правильно и в полном объеме исчислить себестоимость отдельных видов продукции или выполненных работ, оказанных услуг, а также стоимость приобретенных внеоборотных активов;

осмотрительность (осторожность) - это бoльшая готовность учета к расходам и потерям, нежели к доходам;

денежное измерение означает, что бухгалтерский учет активов, обязательств и хозяйственных операций экономического субъекта ведется в валюте Российской Федерации - в рублях;

периодичность обобщения учетной информации, согласно которой бухгалтерская информация предоставляется в виде различных форм отчетности за определенные периоды времени (месяц, квартал, 9 месяцев и год).

Более подробно содержание принципов российского учета и концептуальных принципов международного учета рассматриваются в последующих главах и разделах учебного пособия.

Бухгалтерский учет занимает центральное место в системе управления в условиях рыночной экономики из-за соблюдения следующих требований:

документальное оформление всех хозяйственных операций предусматривает, что все факты хозяйственной деятельности должны фиксироваться документами в письменной форме;

своевременность учета означает, что учет должен предоставлять все необходимые сведения о деятельности организации в строго установленные сроки;

точность и объективность учета - подразумевает, что все учетные сведения должны быть правильными, верно отражающими действительность;

полнота учета - предусматривает охват всех сторон деятельности организации и полную характеристику всех производимых операций;

приоритет содержания перед формой предполагает, что соблюдение правовой нормы и экономической целесообразности хозяйственных операций должно преобладать над формой, регламентированной соответствующими нормативными документами;

существенность означает, что информация признается существенной в российском учете, если ее пропуск или искажение может повлиять на принятие заинтересованными пользователями экономических решений. Данная информация подлежит обязательному отражению обособленно в отчетности или в пояснениях к отчетности;

непротиворечивость бухгалтерской информации предусматривает, что данные текущего учета в разрезе отдельных видов активов и обязательств должны соответствовать оборотам и остаткам, объединяющего их экономически однородного объекта учета на начало и конец отчетного периода;

ясность и доступность учета предполагает прежде всего необходимость представления информации о деятельности организации всем пользователям, как внутренним, так и внешним;

экономичность и рациональность учета - это необходимость обеспечения максимальной дешевизны и четкой организации учетных работ. В связи с этим очень важно не допустить излишнего роста издержек на ведение учета, что в свою очередь связано с рациональной его организацией.

Исходя из этих требований, главными задачами бухгалтерского учета являются:

1) формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий, необходимой внешним и внутренним пользователям информации;

2) обеспечение контроля за наличием и движением имущества, капитала и обязательств организации;

3) своевременное предупреждение негативных процессов, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.


Методы бух учета

Диалектический метод является одним из основных методов познания во многих отраслях знаний, в том числе экономических. Он служит основой научного мировоззрения во всех областях экономической науки. На его основе разработаны совокупность приемов и способов ведения бухгалтерского учета, использование которых позволяет регистрировать и обобщать отдельные факты хозяйственной жизни.

В бухгалтерском учете используются также дедуктивный и индуктивный методы исследований. Причем область применения последнего в учете намного шире. Это связано с тем, что в бухгалтерском учете сначала отражаются отдельные хозяйственные операции, а уже затем производится их группировка и обобщение.

Наряду с этими основополагающими методами в бухгалтерском учете есть свои специфические приемы и способы, обусловленные его особенностями. В связи с тем, что в учетном процессе различают последовательные этапы, состоящие из первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения, то каждому из этих этапов присущи свои задачи.

Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются: документирование, инвентаризация, оценка и калькуляция счета, двойная запись, баланс, отчетность. Использование каждого из данных элементов оговорено в соответствующих положениях, инструкциях, разработанных и утверждаемых в установленном законодательством порядке.

Кратко рассмотрим элементы метода бухгалтерского учета.

Так, на этапе первичного наблюдения на первый план выступает документирование - первичная регистрация хозяйственных операций в момент и в местах их совершения с помощью документов при соблюдении определенных требований, в результате чего документ приобретает юридическую силу. Даже если операция зафиксирована на машинном носителе, то в последующем она должна быть оформлена в соответствии с унифицированной системой документации.

Таким образом, документирование - это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первичные документы обеспечивают бухгалтерскому учету сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия. К учету принимается только правильно оформленный документ, в котором заполнены все реквизиты. Основными реквизитами документа являются: название документа, его номер, показатели, характеризующие документ, наименование организации, дата, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное выражение, подписи лиц, отвечающих за данную хозяйственную операцию их расшифровка. Первоочередное требование к документам - своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного, текущего и последующего контроля за хозяйственной деятельностью организации и активного воздействия на результаты ее работы.

Однако ряд хозяйственных операций нельзя оформить документально в момент их совершения. Так, отдельные виды товарно-материальных ценностей имеют тенденцию к усушке, утруске, распылению и другим процессам, порождающим неизбежную естественную убыль. В других случаях потери, недостачи возможны из-за небрежности в работе материально-ответственных лиц, ошибок, обмана и т.п.; стихийных бедствий (пожара, наводнения и пр.). Выявление подобных фактов и оформление их в учете производится путем инвентаризации - проверки наличия имущества, обязательств и состояния расчетов и сопоставления фактических данных с учетными данными. Таким образом инвентаризация является продолжением документирования.

Инвентаризация позволяет через проверку в "натуре" материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации обеспечивается и контролируется сохранность материальных ценностей, денежных средств и других активов, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. С помощью инвентаризации организуется более четкий контроль за наличием и движением активов и обязательств организации, работой материально-ответственных лиц.

Как было указано выше, основным измерителем в учете является денежный измеритель. Для перевода натуральных и трудовых измерителей в денежный применяется способ, называемый оценкой. При этом необходимо соблюдение принципа реальности и единства. В бухгалтерском учете принят основной принцип оценки его объектов - по фактической себестоимости.

Таким образом, оценка представляет собой способ выражения в денежном измерителе активов организации и источников их формирования.

Фактическая себестоимость объектов учета определяется с помощью приема калькулирования, т.е. расчета всех элементов себестоимости. Сопоставление текущих издержек с конечными результатами производится с помощью оценки, базирующейся на данных калькуляции фактической себестоимости.

Таким образом, калькулирование - расчет затрат по видам продукции и на ее единицу, связанных с производством и реализацией по предприятию в целом и по структурным подразделениям. Себестоимость продукции определяется на всех предприятиях на основе нормативных актов, устанавливающих состав затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в ее себестоимость.

Для процесса управления необходима информация о наличии и движении имущества и обязательств организации по отдельным их группам, видам и наименованиям. Для этих целей используется система счетов. Счет - информационная система, определяющая группировку и текущий учет однородных объектов, их сущность и изменения.

На каждый вид имущества и обязательств открывается отдельный счет. Различают два основных вида счетов: активные и пассивные. Свое название они получили от названия сторон баланса, и отражают их содержание. Так, активные счета предназначены для учета имущества по их составу и размещению, пассивные - для учета источников по их целевому назначению. Строение счетов, независимо от их вида, одинаково - это таблица двусторонней формы, левая сторона которой есть дебет, а правая - кредит.

Хозяйственные операции на счетах отражаются способом двойной записи, обусловленной двойственностью самих хозяйственных процессов. Так, хозяйственная операция поступления денежных средств в кассу из банка (расчетного счета организации) одновременно отражается как оприходование денег в кассу и списание денег с расчетного счета. При этом сумма хозяйственной операции записывается на счетах дважды (по дебету одного счета и по кредиту другого счета), что и называется двойной записью. Она обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации в бухгалтерском учете. Кроме того, ее использование имеет большое контрольное значение, так как требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов записей на счетах. Это осуществляется по окончании каждого отчетного периода, когда подсчитываются суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов независимо от их вида. Они должны быть между собой равны, неравенство свидетельствует об ошибке, допущенной в записях или подсчетах. Взаимная связь между счетами, отражающими данную операцию, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает эта связь, называются корреспондирующими счетами.

Таким образом, счета и двойная запись применяются для регистрации, текущей группировки и обобщения учетной информации об объектах бухгалтерского учета, затрагиваемых хозяйственной операцией.

Через счета и двойную запись лежит путь к систематическому обобщению итогов хозяйственной деятельности и выбору дальнейшей стратегии организации. Достигается эта цель через составление бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс включает остатки счетов на определенную дату - конец отчетного периода, которые образуют активы субъекта, его собственный и заемный капитал.

Его данные необходимы для контроля наличия, движения и структуры имущества организации и источников его формирования, для анализа финансового состояния и платежеспособности, размещения средств, степени изношенности основных средств и пр.

Итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности находит отражение в отчетности. Ею пользуются как внутренние, так и внешние пользователи. Поэтому отчетность составляется по определенным правилам и стандартам.

Отчетность является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).

Таким образом, бухгалтерский баланс и отчетность являются способом итогового обобщения текущей учетной информации.

Рассмотренные элементы метода бухгалтерского учета и их связь с предметом бухгалтерского учета показана на приведенной ниже схеме (рисунок 3).

Как видно из схемы, отдельные элементы метода бухгалтерского учета применяются не изолированно, а в едином комплексе. Все они тесно связаны друг с другом, каждый из них использует предыдущие сведения или предоставляет данные, необходимые для последующей обработки. В то же время каждый из элементов метода бухгалтерского учета выполняет свою определенную функцию.

Содержание отдельных методов показывает, что объекты отражаются в бухгалтерском учете сплошным и непрерывным образом во временной связи. При этом выявляется взаимная зависимость между отдельными явлениями.

Метод бухгалтерского учета позволяет не только наблюдать, измерять многочисленные операции в процессе хозяйственной деятельности, но также и экономически обобщать полученные данные.

Посредствам метода бухгалтерского учета рассчитываются затраты, производимые при осуществлении тех или иных процессов, данные о которых необходимы для контроля за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Отражение и экономическое обобщение учитываемых объектов осуществляются в едином денежном измерении, без чего не возможно получение сводных данных о хозяйственной деятельности.

На основе вышеизложенного можно дать определение сущности метода бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета есть система способов, обеспечивающих сплошное, непрерывное, взаимосвязанное и объективное отражение, экономическое обобщение и подсчет в денежном измерении объектов бухгалтерского учета.


План счетов бух учета, его строение

Планом счетов бухгалтерского учета называют систематизированный перечень счетов, классифицированный по экономическому содержанию, определяющий единую методологию ведения бухгалтерского учета, правила группировки и обобщения информации для оперативного руководства и контроля финансово-хозяйственной деятельности орган изаци и.

С 01.01.2001 г. на территории России экономическими субъектами (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности используются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94-н. В Плане счетов приводятся наименования и номера (коды) синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (синтетических счетов второго порядка). Инструкция по применению Плана счетов устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета.

В последние годы в связи с принятием новых положений по бух- галтерскому учету отдельных объектов бухгалтерского наблюдения в действующий План счетов введены дополнительно несколько счетов как первого, так и второго порядка, а также внесены изменения в характеристику некоторых синтетических счетов (счетов первого порядка).

В действующем Плане счетов все балансовые счета бухгалтерского учета объединены в восемь разделов. При этом в первых пяти разделах и части шестого раздела (дебиторская задолженность) сгруппированы счета, содержащие информацию о составе и размещении имущества и о затратах процессов производства и обращения (приобретения производственных запасов и продажи готовой продукции. работ и услуг). Счета разделов семь, восемь и части раздела шесть (кредиторская задолженность) обобщают информацию об источниках имущества и финансовых результатах.

В отдельную группу в Плане счетов выделены «Забалансовые счета».

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются организациями в зависимости от потребности для контроля, управления деятельностью и составления отчетности.

Аналитические счета в План счетов не вводятся, организации открывают их в зависимости от необходимости получения определенной информации для управления и принятия обоснованных решений.

В организациях допускается составление рабочего плана счетов с тем количеством счетов, которое требуется для учета финансово- хозяйственной деятельности. Рабочие планы счетов составляются на основе указанного Плана счетов. Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Минфином РФ вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета (первого порядка), используя свободные номера счетов (коды).

В Инструкции по применению Плана счетов отражаются основные принципы ведения бухгалтерского учета; дается краткая характеристика синтетических счетов (первого порядка) и субсчетов (синтетических счетов второго порядка): раскрываются структура и назначение, экономическое содержание обобщаемой информации; приводится корреспонденция счетов с другими счетами бухгалтерского учета.


Сущность и виды оценки

Оценка - это способ выражения объектов бухгалтерского учета в денежном измерителе.

Целью оценки является определение фактической себестоимости свершившегося хозяйственного факта. Для определения величины фактической себестоимости используется калькуляция - способ исчисления себестоимости, т.е. средство вменения объекту в соответствии с той или иной ценой определенной оценки. Калькуляция как бухгалтерская процедура, связанная с исчислением оценок объектов учета, применяется во всех стадиях кругооборота средств. Выбор процедур, позволяющих получить то или иное значение оценки объектов учета, зависит от целей, которые преследует организация. Исходя из этого в организациях по-разному воспринимаются оцениваемые объекты, а потому возникает множественность оценок, используемых в бухгалтерском учете. Однако при всем многообразии используемых оценок в теории и практике бухгалтерского учета прежде всего оценку следует рассмотреть в информационном аспекте. В этой связи оценки могут быть охарактеризованы как экономические, страховые (актуарные), юридические, административные, статистические, информационные.

Экономические оценки призваны решать задачи конкретного наблюдения объектов. При этом для каждого наблюдаемого объекта они рассчитываются заново и потому носят калькуляционный характер. Такие оценки, как правило, используются для определения стоимости имущества при его продаже или приобретении. Разновидностью этих оценок признаются финансовые оценки, предназначенные для определения доходности организаций и отдельных видов имущества, прежде всего в налоговых (фискальных) целях, что обусловливает их директивную заданность, имеющую цель — установить единообразный масштаб, который давал бы возможность уравнительно распределять налог. Однако следует подчеркнуть, что «уравнительно распределять налог» и объективно оценить доходность очень сложно. В связи с этим возникает разнообразие финансовых оценок, в частности налоговые, инвестиционные и кредитные оценки.

Налоговые оценки связаны с тем, что каждый новый вид налогов или сборов предполагает, как правило, специальные методики оценки имущества для целей налогообложения.

Инвестиционные оценки могут использоваться в прогнозных исследованиях при расчетах эффективности будущих капитальных вложений. В этих случаях обычно применяют показатель дисконтирования капитала, который исчисляется как разность ожидаемого в будущем дохода и процента на капитал. При этом делаются оценки как собственных, так и привлеченных (заемных) средств, вычисляется средневзвешенная стоимость капитала.

Кредитные оценки предназначены для измерения стоимости имущественного обеспечения кредитов. Кредитные оценки рассчитываются индивидуально для каждого вида имущества и представляют собой его настоящие или будущие оценки. Методы этих оценок могут определяться кредитным договором.

Страховые (актуарные) оценки всегда являются экспертными. Они рассчитываются индивидуально для каждого страхуемого объекта и окончательно устанавливаются после проверки страхующей организацией данных, представленных страхователем.

Юридические оценки отличаются большим разнообразием, но при этом все разнообразие оценок ограничено двумя их группами: оценки, вытекающие из договоров, и оценки, обусловленные деликтами (правонарушениями).

Оценки, вытекающие из договоров, определяются видами договоров. Так, договоры купли-продажи или поставки предполагают реализационную оценку имущества настоящего или будущего времени. Договоры мены и дарения основываются на субъективных оценках. Договоры аренды предусматривают, как правило, подоходные оценки. В договорах комиссии и поручениях применяются как реализационные, так и экспертные оценки. Договорные оценки устанавливаются индивидуатьно для каждой сделки.

Оценки, обусловленные деликтами {правонарушениями), зависят от способа возмещения ущерба. Они могут включать как расчет действительного ущерба, так и определение упущенной выгоды. При этом подсчет действительного ущерба основывается на использовании исторических оценок, а в случае их отсутствия — калькуляционных оценок стоимости приобретения прошедшего времени. При определении упущенной выгоды используются экспертные опенки будущего времени.

Административные оценки - это множество так называемых учетных опенок, которые вводит согласно принципу самостоятельности (целостности) организация. Среди этих оценок и выделяется оценка pro memoria (например, одна организация может принять оценку в I руб., а другая — в 1000 руб. и т.д.).

Статистические оценки предполагают выделение того общего, что присуще всей учитываемой совокупности организаций, или региона, или всего хозяйства страны, что является непременным условием оценки в макроуровне.

Информационные оценки. Здесь следует отметить, что любой факт хозяйственной жизни, получая оценку, имеет определенную информационную ценность. Чем больше вмененная оценка отклоняется от ожидаемой величины, тем выше информативность оценки. Однако это вовсе не означает, что в организации к таким оценкам должны прибегать искусственно.

Дня отражения в бухгалтерском учете активов организации положениями по бухгалтерскому учету и международными стандартами предложены следующие методы оценки: фактическая стоимость приобретения, восстановительная стоимость, возможная оценка продажи, дисконтированная стоимость и др.

Фактическая стоимость приобретения включает затраты на приобретение активов. При постановке активов на учет эту стоимость называют еще первоначальной стоимостью или исторической стоимостью. Именно фактическая стоимость приобретения заносится в «историю» учитываемого объекта и следует за ним зачастую на протяжении всего цикла его использования или потребления.

Со временем в ряде случаев происходят изменения в объеме затрат на воспроизводство созданного в прошлом объекта имущества либо создаются объекты имущества, аналогичные действующим, но имеющие технические усовершенствования (с учетом новых технологий изготовления), что приводит к несоответствию реальности стоимости действующих объектов. С целью устранения такого несоответствия в оценке объектов вводится оценка по восстановительной стоимости, характеризующаяся суммой затрат на воспроизводство существующих объектов имущества в данный момент. В этой связи первоначальная стоимость объекта трансформируется в восстановительную стоимость. Процесс трансформации одной оценки в другую называется переоценкой.

Возможная оценка продажи - это предполагаемая стоимость продажи имеющегося объекта имущества исходя из нормальной конъюнктуры рынка в данный момент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.066 с.)