Раздел I основы теории бухгалтерского учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I основы теории бухгалтерского учета



Раздел I ОСНОВЫ ТЕОРИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Тема 1.1 Предмет и метод бухгалтерского учета

Вопросы:

1.Понятие функции хозяйственного учета

2.Виды хозяйственного учета

3.Измерители, применяемые в учете

4.Понятие о предмете бухгалтерского учета

5.Классификация хозяйственных средств по составу и размещению

6.Классификация хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению

7.Метод бухгалтерского учета. Элементы метода бухгалтерского учета

8.Взаимосвязь предмета и метода бухгалтерского учета.

9. Финансовый и управленческий учет, их сравнительная характеристика

Нормативная база: Федеральный закон от 21. 11. 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской федерации утвержденное Приказом Минфина РФ от 20.07. 1998г. № 34н

Программа реформирования системы бухгалтерского учета, принятой Постановлением правительства РФ от 06.03. 1998 № 283.

Понятие функции хозяйственного учета

 

Приступая к изучению курса, необходимо в первую очередь усвоить понятие хозяйственного учета, его место и функции в системе управления производством. Возникновение хозяйственного учета связано с возникновением и развитием самого процесса производства, экономической деятельностью хозяйственных объектов (предприятий и организаций). Чтобы управлять реальным экономическим объектом, необходимо не только понимать закономерности его развития (направление, тенденции), но и оценивать его фактическое состояние. Это достигается путем наблюдения, измерения, регистрации и систематизации данных об экономическом объекте. Учет в системе управления предприятием обеспечивает: сбор (наблюдение и измерение), регистрацию, обработку, передачу данных об уже свершившихся фактах хозяйственной деятельности, и на этой основе формирование информационной модели о хозяйственных фактических процессах и фактическом состоянии хозяйственной деятельности объекта управления.

 

 

Виды хозяйственного учета

 

Независимо от размеров хозяйства собственник всегда хочет иметь полную и ясную картину происходящего. Важно знать результат деятельности предприятия и владеть информацией о реальных хозяйственных процессах для управления на этих предприятиях. Поэтому объективно должна была возникнуть система учета, обеспечивающая данные требования. Такой учет получил название хозяйственного учета. Исторически он сформировался как система, включающая три вида учета: оперативный; бухгалтерский; статистический.

Оперативный учет представляет собой систему текущего (не обязательно постоянного) наблюдения, контроля и передачи информации об отдельных хозяйственных процессах с целью руководства ими в момент их совершения.

Из оперативного учета управленческому персоналу поступает информация о движении материальных ресурсов организации, объемах выпущенной из производства готовой продукции, ее отгрузке и продаже, поступлении выручки за проданную продукцию, наличии производственных запасов и т.д.

Измерение хозяйственных операций производится преимущественно в натуральных и трудовых показателях. Информация может передаваться не только в письменной, но и в устной или иной форме, повышающей оперативность ее представления. Оперативный учет может прерываться во времени, и надобность в нем появляется по мере необходимости.

Таким образом, отличительными особенностями оперативного учета являются:

· Быстрота получения информации;

· Необязательность ее документального оформления;

· Возможная нерегулярность ведения учета;

· Выполнение довольно простых процедур, не требующих специальной квалификации.

Как правило, оперативный учет применяется в в отдельных структурных подразделениях организации (в цехах, на участках, рабочих местах)

Бухгалтерский учет представляет собой систему непрерывного (сплошного) наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью организации.

Бухгалтерский учет ведется в рамках отдельной организации в целях формирования достоверной информации об его имущественном положении, обеспечении достоверной информацией пользователей бухгалтерской отчетности и предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности.

Бухгалтерский учет отличается от других видов учета тем, что он:

· Непрерывный (сплошной) во времени, т.е. в нем отражаются все хозяйственные явления и событии, происшедшие в организации;

· Требует обязательного документального подтверждения хозяйственных явлений и событий;

· Используются специальные методы сбора и обработки информации (баланс, двойная запись, калькуляция и др.)

· Использует любые измерители (натуральные, трудовые, денежные), но основным для бухгалтерского учета измерителем является денежный измеритель. С помощью данного измерителя получают сводную информацию об объектах бухгалтерского учета.

Статистический учет представляет собой систему сбора, регистрации, обработки и передачи информации о массовых, качественно однородных явлениях и процессах жизни общества, в том числе:

· информации, содержащейся в бухгалтерской и статистической отчетности предприятий, на базе которой формируются показатели, характеризующие состояние и динамику экономики страны (региона, отрасли);

· информации об общественных явлениях и процессах, не имеющих стоимостной оценки.

Данные статистического учета используются как для управления отдельными процессами и явлениями на микроуровне, так и для управления процессами и экономикой в целом на макроуровне.

Информация, формируемая статистическим учетом, должна давать представление о состоянии экономики в целом, что обусловливает необходимость организации статистического учета в общегосударственном масштабе.

Руководство организацией статистического учета осуществляется Государственным комитетом РФ по статистике (Госкомстат РФ).

 

3. Измерители, применяемые в учете

 

Существуют три вида учетных измерителей: натуральный, трудовой и денежный. Натуральные измерители (кг, штука, куб. м, кв. м, литр и т.д.) используются для учета в натуральном выражении материальных ценностей, т.е. представляют информацию об имуществе организации счетом, мерой, весом.

. Этот измеритель удобен для организации учета и контроля за движением, сохранностью и состоянием товарно-материальных ценностей организации, за управлением запасами предприятия.

Например, весьма сложно представить возможность организации складского учета материалов или готовой продукции без применения натуральных измерителей. В некоторых случаях для правильного подсчета выполненной работы применяют условно-натуральные измерители, например подсчет работы грузового автотранспорта, ведут в тонно-километрах. Объясняется это тем, что ни вес перевезенного груза, ни количество километров, пройденных машинами, отдельно взятые, не характеризуют объема работы, выполненного автотранспортом.

Основной недостаток натурального измерителя заключается в невозможности оценить эффективность работы организации в целом, и не позволяют сопоставить объемы производства разнородной продукции.

Трудовые измерители представляют информацию об объектах учета в единицах времени (человеко-часы, человеко-дни, нормо-часы и т.п.) и применяются для исчисления рабочего времени, затраченного на производство продукции или выполнение иных работ. В основе трудового измерителя лежит норма выработки продукции в единицу времени или норма времени на выполнение какой-либо работы. Трудовой измеритель позволяет рассчитать уровень производительности труда, правильно установить нормы выработки, подсчитать величину заработной платы. Достоинством трудовых измерителей является то, что они позволяют сопоставить данные о затратах времени на производство разных видов продукции, но их использование, как и использование натуральных измерителей, ограничено и не позволяет получить общую картину деятельности предприятия.

Денежный измеритель

Представьте: предприятие имеет в собственности один станок, два стула, 10 куб. м пиломатериалов, 1 кг гвоздей и двух работников, работающих по 8 ч в день. Каково имущественное состояние предприятия? А если предприятие имеет 1000 наименований станков, десятки зданий и сооружений, 3000 наименований материалов и 3000 работников, работающих в три смены?

Ответьте, какова себестоимость производимой предприятием продукции, если для ее производства используется станок, 2 куб. м пиломатериалов, 10 гвоздей и 3 ч работы работника Иванова, а бухгалтер получает 4000 руб.?

Как сопоставить эти качественно разнородные, казалось бы, несопоставимые вещи? Как исчислить себестоимость, прибыль — показатели, которые вообще не поддаются измерению в натуральных показателях? Ответ прост: надо найти универсальный измеритель. Денежный измеритель рассматривается как универсальный учетный измеритель. Его применение позволяет:

· обобщенно отразить качественно разнородные хозяйственные средства, находящиеся в распоряжении предприятия;

· сформировать стоимостные показатели, характеризующие результаты деятельности предприятия в условиях рыночной экономики, — себестоимость, прибыль, выручка. Таким образом, именно денежный измеритель играет основную роль в бухгалтерском учете, обеспечивая обобщенное отражение в едином стоимостном выражении разнообразных ресурсов и хозяйственных процессов на предприятиях.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О бухгалтерском учете» — бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях.

 

И функциональной роли

 

К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги, находящиеся в собственности земельные участки и объекты природопользования, прочие основные средства.

1.2 Нематериальные активы — объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической сущности, используемые в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящие доход при использовании их в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд.

К нематериальным активам относятся следующие объекты:

1) исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, возникающие:

· из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;

· из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

2) организационные расходы и деловая репутация организации.

1.3 Капитальные вложения — незавершенные затраты по созданию и приобретению объектов основных средств, нематериальных активов и т.д.

1.4 Долгосрочные (свыше одного года) финансовые вложения — вложение денежных средств или иного имущества в другие организации с целью получения дохода или контроля над их деятельностью.

К ним относятся:

· вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций;

· предоставленные займы;

· инвестиции в дочерние и зависимые общества; >• вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги.

1.5. Прочие внеоборотные активы включают долгосрочные активы, не вошедшие в предыдущие группы. В частности, к ним можно отнести доходные вложения в материальные ценности.

Доходные вложения в материальные ценности — вложения организации в материальные ценности (оборудование, транспортные средства, вычислительную технику и прочие ценности), предоставляемые за плату во временное владение и пользование (по договору финансовой аренды, по договору проката) с целью получения дохода.

2. К оборотным (текущим) активам относятся материально-производственные запасы(МЗП), денежные средства, средства в расчетах(дебиторская задолженность), краткосрочные финансовые вложения, прочие оборотные активы.

2.1 Запасы – включают следующие составляющие:

· материалы и аналогичные ценности;

· затраты в незавершенном производстве (издержках обращения);

· готовая продукция;

· товары для перепродажи.

Материалы — это совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве предметов труда в процессе производства продукции, оказании услуг и выполнении работ, а также средства труда со сроком полезного использования менее 12 месяцев.

В составе материалов учитываются: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара и т.п.

Затраты в незавершенном производстве — продукция (работы, услуги), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытаний и технической приемки, другими словами незавершенное производство – это предметы труда, находящиеся в обработке на рабочих местах. Остатками незавершенного производства в швейной промышленности могут быть недошитые брюки,. костюмы. блузки, в автомобилестроении – не прошедшие всех стадии сборки автомобили, или же собранная, но не прошедшая испытаний техника

Готовая продукция — это совокупность законченных производством изделий, полностью укомплектованных, прошедших испытания и приемку согласно утвержденным техническим условиям и стандартам, принятых на склад и предназначенных для продажи.

Товары — совокупность материально-вещественных ценностей, приобретенных для перепродажи.

2.2. В составе денежных средств выделяют:

· денежные средства в кассе (наличные денежные средства в национальной и иностранной валютах, находящиеся в кассе предприятия);

· денежные средства на расчетных счетах (денежные средства в национальной валюте, находящиеся на расчетных счетах в банках);

· денежные средства на валютных счетах (денежные средства в иностранных валютах, находящиеся на валютных счетах в банках на территории Российской Федерации и за рубежом);

2.3. Средства в расчетах. — различные виды дебиторской задолженности (долговые требования), под которой понимаются долги других организаций и физических лиц данной организации.

Типичными примерами дебиторской задолженности являются:

· • задолженность покупателей за отгруженную им, но неоплаченную продукцию;

· • задолженность подотчетных лиц за выданные им наличные денежные суммы из кассы на командировочные расходы, на хозяйственные и прочие нужды;

· • задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал.

Дебиторская задолженность подразделяется и срокам погашения (на дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев с отчетной даты, и в течение периода, превышающего 12 месяцев с отчетной даты).

2.4.Краткосрочные финансовые вложения аналогичны вложениям, рассмотренным в п. 1.4, но сроком вложения до одного года.

2.5.Прочие оборотные активы включают оборотные активы, не вошедшие в предыдущие группы. В частности, к ним относится налог на добавленную стоимость (НДС) по приобретенным ценностям. В соответствии с действующим законодательством ценности, приобретенные организацией за плату (основные средства, нематериальные активы, материалы и др.), ставятся на учет по стоимости приобретения без учета НДС. Налог на добавленную стоимость, уплаченный по ним поставщикам, учитывается отдельно.

Таким образом, мы рассмотрели классификацию хозяйственных средств по составу и их функциональной роли в процессе производства. Эти же самые хозяйственные средства предприятия могут быть классифицированы по другим признакам: по источникам образования и целевому назначению. В этом случае они представляют собой пассивы предприятия.

 

6. Классификация хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению

Классификация хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению представлена на рис.2.

 

 
 

 

 


Рис.2 Классификация хозяйственных средств по источникам образования

И целевому назначению

По источникам образования и целевому назначению хозяйственные средства можно разделить на две группы:

· собственных средств (собственный капитал);

· Заемные (привлеченные средства), которые в зависимости от срока погашения подразделяются на долгосрочные и краткосрочные пассивы.

1. Собственный капитал — это источник собственных средств предприятия, который состоит из двух основных частей: капитала, вложенного собственниками предприятия, и капитала, заработанного предприятием в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Вместе с тем в составе собственного капитала отражаются бухгалтерские категории, которые увеличивают собственный капитал, но в чистом виде не могут трактоваться ни как «вложенный», ни как «заработанный» капитал. Подобная ситуация возникает, например, в случае увеличения рыночной стоимости основных средств предприятия. В российской учетной практике такие суммы, как правило, классифицируются как «добавочный капитал» организации.

Таким образом, в составе собственного капитала отражаются:

· уставный;

· добавочный;

· резервный;

· нераспределенная прибыль.

Схематично структура собственного капитала представлена на рис. 3.

 
 

 


Рис.3 Структура собственного капитала

1.1. Уставный капитал — это совокупность вкладов учредителей организации, зарегистрированная в учредительных документах на момент создания организации и является относительно постоянной величиной, т.к. изменение уставного капитала требует внесения изменений в учредительские документы и регистраций этих изменений регистрирующим органом.

1.2. Добавочный капитал — часть собственного капитала организации.

В состав добавочного капитала включаются:

· суммы дооценки основных средств, проводимой в установленном порядке, которая приводит к увеличению собственного капитала, но не является результатом внесения дополнительных вкладов собственниками (как уставный капитал), либо результатом финансово-хозяйственной деятельности (как нераспределенная прибыль), а является бухгалтерской категорией, обеспечивающей сбалансированность активов и пассивов;

· эмиссионный доход (суммы, полученные сверх номинальной стоимости размещенных акций);

· другие аналогичные суммы (например, курсовые разницы от переоценки задолженности учредителей в иностранной валюте).

1.3. Резервный капитал — собственный капитал организации, создаваемый в соответствии с законодательством или по решению собственников за счет чистой прибыли, и используемый в строго определенных целях (для покрытия убытков, выплаты дивидендов при недостаточности прибыли и др.)

1.4 Нераспределенная прибыль — конечный результат деятельности организации за определенный период времени, т.е. это часть чистой прибыли, не распределенная между учредителями и не использованная на создание резервного капитала. Н ераспределенная прибыль отчетного года присоединяется к нераспределенной прибыли прошлых лет, которая фактически и отражает совокупный объем прибыли, заработанной предприятием за все время функционирования, и оставленной по решению собственников в его распоряжении.

Займы и кредиты

Долгосрочные кредиты банков — это кредиты банков и других кредитных организаций, находящихся как на территории страны, так и за рубежом, в национальной и иностранной валюте, полученные предприятием на срок более одного года и подлежащие погашению в течение срока, превышающего 12 месяцев с отчетной даты.

Долгосрочные займы — это ссуды заимодавцев (кроме банков и кредитных организаций), полученные предприятием на срок более одного года и подлежащие погашению в течение срока, превышающего 12 месяцев с отчетной даты.

К краткосрочным обязательствам относят: заемные средства, кредиторскую задолженность, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей.

Заемные средства — это кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Кредиторская задолженность представляет собой задолженность (долг) данной организации перед другими организациями или лицами. Кредиторская задолженность образуется в результате временного разрыва между моментом возникновения обязательства и моментом его погашения.

Выделяют следующие виды кредиторской задолженности:

Обязательства по расчетам.

Обязательства по расчетам — это кредиторская задолженность предприятия поставщикам и подрядчикам за поступившие товарно-материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги), образовавшаяся в результате временного разрыва между моментом возникновения задолженности (получения товарно-материальных ценностей, работ, услуг) и датой ее фактического погашения (оплаты).

Рис.4 Метод бухгалтерского учета и его элементы

Документация способ юридического оформления документами хозяйственных операций, письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский и налоговый учет.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным — непосредственно по окончании операции.

Инвентаризация проверка фактического наличия хозяйственных средств путем снятия натуральных остатков и сверки их с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация необходима для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемый при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Оценка способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение.

В настоящее время в бухгалтерском учете чаще всего применяется так называемая «историческая» стоимость, когда оценка хозяйственных средств организации базируется на фактической их себестоимости, т.е. понесенных организацией затратах. Например, в бухгалтерском учете основные средства отражают, как правило, по первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость — фактические затраты организации по созданию или приобретению объектов основных средств, включая расходы по доставке, монтажу, установке.

Калькуляция -- способ исчисления затрат на изготовление одной единицы изделия. С помощью этого элемента организация сначала планирует, а затем фактически исчисляет все затраты, связанные с производством и сбытом конкретных видов производимой продукции. Калькуляция себестоимости продукции позволяет:

· установить цены на конкретные виды продукции;

· выявить рентабельные и нерентабельные производства;

· проанализировать плановые и фактические затраты;

· выявить резервы снижения себестоимости и роста прибыли.

Объекты бухгалтерского учета группируются с помощью еще одного элемента метода — системы счетов — так, чтобы можно было получить необходимые для текущего наблюдения и контроля показатели.

Счета способ экономической группировки объектов бухгалтерского учета.

Двойная запись — способ взаимосвязанного отражения операций с использованием счетов бухгалтерского учета. Например, снятие денег с расчетного счета организации в кассу вызывает двойную запись по следующим бухгалтерским счетам:

счет «Расчетный счет» уменьшается на снимаемую сумму;

счет «Касса» на эту же сумму увеличивается.

По текущему состоянию счетов регулярно делается балансовое обобщение хозяйственной деятельности организации, т.е. подведение общей суммы по видам имущества организации и источникам его образования.

Бухгалтерский баланс -- способ отражения хозяйственных средств и их источников, позволяющий получить информацию о состоянии этих объектов на определенную дату. При этом равенство (в денежном измерителе) хозяйственных средств (имущества) и их источников должно всегда сохраняться.

Последний из рассматриваемых нами элементов метода бухгалтерского учета — отчетность.

Отчетность совокупность обобщенных (сводных) показателей, рассчитанных по данным бухгалтерского учета.

На практике перечисленные элементы метода бухгалтерского учета используются в такой последовательности:

1)оформляются первичными документами все хозяйственные операции;

2)проводится оценка данных первичных документов в денежном измерителе;

3)данные первичных документов группируются на соответствующих счетах бухгалтерского учета;

4)группировка данных проводится способом двойной записи, т.е. одновременно задействуются, как правило, два бухгалтерских счета;

5)реальность записей проверяется при помощи инвентаризации;

6)с помощью калькуляции исчисляется себестоимость конкретных объектов (различных видов производимой продукции), что необходимо для выявления финансового результата;

7)после выявления финансового результата работы организации в целом за отчетный период (прибыли или убытка) составляется балансовое обобщение — баланс

8)заполняются другие формы отчетности об основных показателях, характеризующих работу организации за отчетный период.

 

Раздел I ОСНОВЫ ТЕОРИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Тема 1.1 Предмет и метод бухгалтерского учета

Вопросы:

1.Понятие функции хозяйственного учета

2.Виды хозяйственного учета

3.Измерители, применяемые в учете

4.Понятие о предмете бухгалтерского учета

5.Классификация хозяйственных средств по составу и размещению

6.Классификация хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению

7.Метод бухгалтерского учета. Элементы метода бухгалтерского учета

8.Взаимосвязь предмета и метода бухгалтерского учета.

9. Финансовый и управленческий учет, их сравнительная характеристика

Нормативная база: Федеральный закон от 21. 11. 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской федерации утвержденное Приказом Минфина РФ от 20.07. 1998г. № 34н

Программа реформирования системы бухгалтерского учета, принятой Постановлением правительства РФ от 06.03. 1998 № 283.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.105 с.)