Вопрос 29. Международные финансово- кредитные институты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 29. Международные финансово- кредитные институты



Данные учреждения создавались и действуют на основании межгосударственных соглашений и призваны регулировать международные экономические отношения. В их состав входят:

1) Банк международных расчетов. Целью создания является содействие сотрудничеству центральных банков стран-участниц и обеспечение международных расчетов между ними. Основными его функциями являются обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций и выполнении роли доверенного лица при выполнении межгосударственных расчетов участников. Банк проводит депозитно-ссудные, фондовые и другие операции, в том числе с золотом, а также осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений. Также в целях поддержания курсов мировых валют БМР проводит совместные валютные интервенции центральных банков («базельские кредиты»). Является признанным крупным экономическим информационно-исследовательским центром.

2) Международный валютный фонд (МВФ). Капитал складывается из взносов участников в соответствии с установленными квотами, размер которых зависит от экономического потенциала и активности стран в международной торговле. Основными функциями МВФ являются: содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества; поддержанию устойчивости валютных паритетов и устранение валютных ограничений; предоставление кредитных ресурсов любым странам участникам для выравнивания платежного баланса и т.д.

3) Международный банк реконструкции и развития (МБРР).Основными функциями МБРР являются: инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений: от здравоохранения, образования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики; аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам; постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ; посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами. МБРР придерживается следующих принципов: выделение ресурсов – только для эффективных капиталовложений; принятие инвестиционных решений – исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятности возврата; предоставление кредитов – только под гарантии правительства стран-заемщиков, в акционерные капиталы средства не инвестируются; отсутствие ограничений использования предоставленных ресурсов рамками одной страны участницы.

4) Международная финансовая корпорация (МФК) – создана для стимулирования деятельности частного сектора экономики в развивающихся странах без получения правительственных гарантий. Она может инвестировать средства в акционерные капиталы предприятий, которым оказывает кредитную поддержку. Она финансирует создание новых и реконструкцию действующих предприятий. Большое внимание уделяется развитию малого бизнеса и охране окружающей среды. Предоставляются консультативные услуги. Один из главных принципов является: финансирование не более 25 % общей суммы расходов по проекту; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении.

5) Международная ассоциация развития (МАР) – создана для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у МБРР. Она предоставляет как правило беспроцентные кредиты на срок 30-40 лет, в зависимости от кредитоспособности страны с отсрочкой платежей на 10 лет.

6) Всемирный банк (ВБ) – причисляют две организации МБРР и его дочернюю структуру МАР. В группу Всемирного Банка (ГВБ), помимо указанных входят на правах ассоциированных членов МФК, Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) _, Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС). Основными целями деятельности ГВБ являются: содействие реконструкции и развитию народного хозяйства стран-членов; поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий и участия в займах и инвестициях частных кредиторов и других инвесторов; стимулирование сбалансированного роста международной торговли и поддержание сбалансированного платежного баланса стран членов.

7) МЦУИС – создан для стимулирования расширения инвестиций путем обеспечения условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами. Осуществляет консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций.

8) МАГИ – создано для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвесторам гарантий от политических рисков. Предоставляет также консультативные услуги правительствам по вопросам возможностей и условий привлечения иностранных инвестиций.

9) Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Основные функции: прямое финансирование, т.е. предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов; инвестирование средств в акционерные капиталы; предоставление гарантий для содействия заемщикам в получении доступа к источникам капитала; финансирование с помощью посредников мелких и средних предприятий. Основные принципы: объем финансирования по каждому проекту не более 35%; непредставление средств для приобретения уже выпущенных или вновь выпускаемых акций; требование к другим, в частности промышленным инвесторам, приобретения контрольного пакета акций, или достаточных прав на управление.

 

Вопрос 36. Финансовый контроль как функция управления финансами

 

Финансовый контроль – это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.

Финансовый контроль имеет огромное значение в системе управления финансами, так как позволяет выявить резервы, ошибки, злоупотребления. В связи с этим финансовый контроль осуществляется на всех этапах управления финансами.

В системе финансового контроля на практике и в теории различают внешний и внутренний контроль.

Внешним называют контроль, который осуществляют специальные, вышестоящие по отношению к проверяемому объекту или независимые от него органы финансового контроля. Под внутренним контролем понимают контроль в пределах одной организации или отрасли, ведомства силами их собственных структурных подразделений и штатных сотрудников.

В современной России, как и в других странах, финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности.

Государственный финансовый контроль помогает обеспечить проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиту финансовых интересов государства и его граждан.

Государственный финансовый контроль реализуется в форме предварительного, текущего и последующего контроля.

Аудиторская деятельность как вид финансового контроля представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Эта разновидность финансового контроля рождена потребностями рыночной экономики и осуществляется в интересах участников рыночных отношений.

Согласно Бюджетному кодексу РФ органами государственного финансового контроля в РФ являются: Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ. На практике государственный финансовый контроль в настоящее время осуществляют Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (Главное управление федерального казначейства, Департамент государственного финансового контроля и их территориальные органы), Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Комитет РФ по финансовому мониторингу, контрольно-ревизионные подразделения органов исполнительной власти всех уровней.

К основным методам финансового контроля относятся ревизия и проверка. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности всех совершаемых в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц при их осуществлении. Проверка – единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности объекта контроля.

 

Вопрос 37. Финансовая система России, ее сферы и звенья

Финансовая система в целом – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Другими словами, финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений. Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающих формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: а) у хозяйствующих субъектов; б) у населения; в) у государства и органов местного самоуправления. Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: 1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов); 2) публичные финансы (государственные и муниципальные); 3) финансы домашних хозяйств. Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющие временно свободные денежные средства с лицами нуждающимися в них. Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Финансы неккомерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имущества и т.д.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. Бюджетная система – это совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления. Финансовые ресурсы аккумулируемые в бюджетах имеют строго целевое направление их расходования.

В качестве самостоятельного звена в системе государственных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты. Они обслуживают функционирование и использование средств бюджетов и внебюджетных фондов и выступают как: 1) способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов и 2) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.009 с.)