ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные сравнительные преимущества лизинговой сделки



Ни один из видов деятельности не найдет широкого применения, если он не будет приносить выгоду всем участникам договорных отношений.

- Инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск невозврата средств, так как за лизингодателем сохраняются права собственности на переданное имущество.

- Лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество. При использовании обычного кредита предприятие должно было бы часть стоимости покупки оплатить за счет собственных средств.

- Очень часто предприятию легче получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога. За рубежом некоторые лизинговые компании не требуют от лизингополучателя никаких дополнительных гарантий.

- Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, так как предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после получения средств от реализации товаров, произведенных на взятом в лизинг оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими.

- Лизинговые платежи выплачиваются после того, как оборудование установлено на предприятии. Как только оборудование достигло соответствующей производительности, предприятие получает прибыль, часть которой может использоваться для платежей лизингодателю.

- Срок лизинга может быть значительно больше срока кредита.

- При лизинге предусматривается возможность выкупить оборудование по номинальной или остаточной стоимости по истечении срока договора лизинга.

- Для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа, а также и устаревания имущества, поскольку имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование.

- Лизинговое имущество не числится у лизингополучателя на его балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это имущество.

- Лизинговые платежи относятся на издержки производства лизингополучателя и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль.

- Наличие амортизационных и налоговых льгот для лизингодателя, дает ему возможность поделиться этими льготами с лизингополучателем путем уменьшения размера лизинговых платежей.

- Производитель имущества имеет дополнительные возможности сбыта своей продукции.

Для объективности отметим ряд недостатков, присущих лизингу. В частности, на лизингодателя ложится риск морального старения имущества и получения лизинговых платежей, а для лизингополучателя выходит, что стоимость лизинга больше, чем цена покупки или банковского кредита. Однако положительных моментов, присущих лизингу, намного больше, чем отрицательных, а с введением налоговых льгот, предусмотренных в постановлении Правительства РФ, лизинговый бизнес стал еще более привлекательным. Введение налоговых и амортизационных льгот во всех странах приводило к бурному развитию лизингового бизнеса, и, наоборот, сокращение предоставляемых налоговых льгот сразу приводило к уменьшению объема лизинговых операций. Реализация данного постановления привела к освобождению лизингодателя от уплаты налога на прибыль, полученную им от реализации договора о лизинге, и налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг. Использование всех предусмотренных налоговых льгот позволяет уменьшить общую величину лизинговых платежей и привлечь к лизингу более широкий круг потенциальных лизингополучателей. В частности, только освобождение лизинговых платежей от налога на добавленную стоимость позволяет уменьшить лизинговые платежи на 18%.

Франчайзинг(от англ. franchise — привилегия, право) — система пе­редачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. Между­народная ассоциация франчайзинга IFA (International Franchise Asso­ciation) определяет франчайзинг как продолжительные отношения, при которых франчайзер передает исключительные права, основанные на лицензионном соглашении, заниматься предпринимательской деятель­ностью, а также оказывает помощь в обучении, маркетинге, управле­нии в обмен на финансовую компенсацию от франчаизиата. В Российс­кой Федерации действие франчайзинга регламентирует Гражданский кодекс РФ (гл. 54 «Договор коммерческой концессии»). Сущность фран­чайзинга заключена в том, что фирма (франчайзер), имеющая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях неизвестной по­требителям фирме (франчайзиату) право, т.е. франчайз — лицензию на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и по­лучает за это определенную компенсацию (доход). Франчайзер — это лицензиар франчайза, т.е. правообладатель. Франчайзиат — это лицен­зиат франчайза, т.е. пользователь.

Согласно ст. 1027 Гражданского кодекса РФ «по договору коммер­ческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоста­вить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без срока право использовать в предпринимательской деятельности пользо­вателя комплекс исключительных прав, принадлежащих правооблада­телю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммер­ческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и т.д.».

Основной принцип франчайзинга состоит в сочетании ноу-хау фран­чайзера с капиталом франчаизиата. Франчайзиат выполняет две функ­ции: поставка капитала для создания торгового предприятия и руко­водство собственным торговым предприятием.

Франчайзер (правообладатель) несет субсидиарную (дополнитель­ную) ответственность по предъявляемым к франчайзиату (пользова­телю) требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) франчайзиатом по дого­вору франчайзинга (коммерческой концессии). Франчайзиат по окон­чании срока договора имеет право на заключение договора на новый срок на тех же условиях. Франчайзер имеет право отказать в заключе­нии договора на новый срок при условии, что в течение трех лет со дня истечения срока данного договора он не будет заключать аналогич­ный договор с другими лицами и соглашаться на заключение анало­гичных договоров коммерческой субконцессии, действие которых бу­дет распространяться на ту же территорию, на которой действовал прекратившийся договор.

Франчайзинг имеет как преимущества, так и недостатки. Для фран­чайзера преимущества состоят в возможности: увеличить число тор­говых предприятий при минимальных вложениях капитала, так как франчайзиат тоже вкладывает свою долю капитала в данный бизнес; увеличить прибыль за счет усилий франчайзиата, так как франчайзи­ат, являясь собственником предприятия, прилагает максимум усилий для увеличения доходности бизнеса; расширить сеть распределения своего товара (услуги) за счет привязки к себе франчайзиата, так как франчайзиат, как правило, обязан покупать необходимое ему обору­дование у франчайзера или через него. Для франчайзиата преимущества заключаются в возможности стать самостоятельным пред­принимателем; вести свой бизнес под признанным товарным знаком; использовать уже ранее испытанные формы предпринимательства; приобретать многие виды лицензионного бизнеса по относительно низким ценам и т.п.

Франчайзинг имеет и определенные недостатки. Для франчайзера они заключаются в сложности контроля за деятельностью франчай­зиата, так как франчайзер непосредственно им не руководит; в воз­можности потерять свой имидж из-за плохой работы франчайзиата и др. Для франчайзиата недостатки состоят в контроле со стороны фран­чайзера, что может оставить франчайзиату мало возможностей для самовыражения в бизнесе; в больших затратах на услуги франчайзера, например, на покупку оборудования, которое франчайзиат обязан по­купать только у франчайзера, в то время как у другого продавца оно может стоить немного дешевле; в опасности изменения политики фран­чайзера в худшую для франчайзиата сторону и т.п.

За рубежом франчайзинг преобладает в отраслях, которые харак­теризуются интенсивным вложением капитала. Традиционный метод финансирования, используемый франчайзиатом, заключается в соче­тании собственных ресурсов и банковских кредитов, а также средств, полученных от залога имущества. Франчайзинг является средством мобилизации капитала. Он привлекает капиталовложения большого числа инвесторов, стремящихся стать владельцами своего собствен­ного дела, при этом общая сумма вложенного капитала намного пре­вышает сумму, которая может быть получена от традиционных источ­ников финансирования.

Существует два типа франчайзинга — товарный и бизнес-формат. Товарный франчайзинг связан с продажей товарных групп франчайзе­ра франчайзиату, платежами, взыскиваемыми с франчайзиата и усло­виями платежей. В отдельных случаях он имеет отношение к оплате гарантийных услуг и возмещению расходов на совместную рекламу. При товарном франчайзинге франчайзер по договору франчайза ус­тупает франчайзиату право продажи товаров (услуг) на строго опре­деленном рынке или определенной территории, а франчайзиат, в свою очередь, обязуется закупать товары исключительно у франчайзера.

Бизнес-формат франчайзинга заключается в предоставлении фран­чайзиату со стороны франчайзера целого пакета услуг: обучение биз­нес-процессам, передача производства, ноу-хау, накопленного опыта, товарных знаков, фирменных названий, знаков обслуживания и др. При этом типе франчайзинга взимается начальный гонорар за предос­тавление франчайза. Это могут быть разовая плата и плата по частям за франчайз, обучение, другие услуги. При франчайзинге бизнес-фор­мата требуется, чтобы франчайзиат делал взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзера. Доходы франчайзера складыва­ются из первоначально уплачиваемого ему одноразового вознаграж­дения (вступительный взнос) и из постоянных отчислений, т.е. теку­щих сборов (процент от выручки или от прибыли). Источниками до­ходов франчайзера является также и прибыль, полученная от сдачи в аренду франчайзиату недвижимости, движимого имущества; креди­тования; сдачи в залог имущества франчайзиата; покупки и перепро­дажи розничных торговых предприятий франчайзиата и др.

Толлинг(англ. tolling), или толлинговые операции,— это специфичес­кая схема внешнеэкономических связей, оформляемая в форме контракта на услуги по обработке иностранного давальческого сырья, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации для дальнейшей переработки его российскими предприятиями в готовую продукцию, вывозимую за пределы России. Другими словами, толлинг — это спо­соб организации производства, основанный на разделении товарно-сы­рьевых поставок и переработке давальческого сырья, и связанных с ним денежных потоков (потоков валюты), позволяющий существенным об­разом экономить собственные оборотные средства и минимизировать налоговые платежи. Давальческое сырье представляет собой материа­лы, продукцию, передаваемую их владельцам без оплаты другим орга­низациям для переработки (доработки), включая розлив.

Толлинг имеет две формы: внешнюю и внутреннюю. При внешнем толлинге нерезидент приобретает сырье за границей для передачи его в переработку российским хозяйствующим субъектам. Внутренний толлинг означает, что нерезидент приобретает сырье на территории России, отдает его в переработку российским хозяйствующим субъек­там, затем оплачивает обработку сырья в валюте и оформляет продук­цию на экспорт. Валютный контроль со стороны банка может быть установлен только за переработкой сырья и экспортом готовой про­дукции. Процесс же покупки сырья нерезидентом есть процесс неконт­ролируемый, поэтому некоторые экономисты считают операции внут­реннего толлинга не совсем законными.

Толлинг часто приводит к разделению производственных программ между фирмами, созданию совместных производств и научных кол­лективов. Толлинг появился в Российской Федерации в 1993 г., когда иностранные заказчики начали перерабатывать в России свое (даваль­ческое) сырье и получать при вывозе алюминия из России всевозмож­ные льготы, в том числе освобождение от налога на добавленную сто­имость, пошлин и др. Договор толлинга согласно п. 1 ст. 8. Гражданс­кого кодекса РФ является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей. По своей правовой природе этот договор отно­сится к смешанным договорам и содержит элементы договоров подря­да, поставки, а в ряде случаев и мены. Согласно письму Министерства финансов РФ от 25 апреля 1997 г. № 11-01-08/113 «О некоторых воп­росах налогообложения операций по "внутреннему" и "внешнему" толлингу» схема внешнего толлинга определяется таможенным режимом «Переработка товаров на таможенной территории» (гл. 9 Таможенного кодекса РФ), которым установлен порядок налогообложения товаров, помещаемых под данный таможенный режим. В отношении внутренне­го толлинга действуют нормативные акты, приравнивающие его к экс­порту отдельных коммерческих операций без вывоза товаров с тамо­женной территории за границу. Таким образом, операции внутреннего толлинга приравниваются к таможенному режиму экспорта, что осво­бождает указанные товары от налога на добавленную стоимость. Внут­ренний толлинг действует по следующей схеме (рис. 19.2.3).

 

Приравненные к экспорту отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу выпадают из-под таможенно-банковского контроля, что спо­собствует неуплате налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет и оттоку российского капитала из страны. В случае постанов­ки иностранных организаций на учет в качестве налогоплательщиков они освобождаются от налога на добавленную стоимость по товарам, вывозимым ими за пределы территории государств — участников СНГ, и имеют право на возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), ис­пользуемых для производства таких товаров.

Особое значение при осуществлении импортно-экспортных опера­ций с давальческим сырьем (обработкой в России или за ее пределами) имеет оценка его стоимости. Письмом Государственного таможенного комитета от 2 октября 1996 г. № 06-10/17627 установлено, что цены на ввозимое давальческое сырье и вывозимые продукты переработки не оговариваются в контрактах даже для целей таможенного оформле­ния. При импорте процедура оценки принципиально урегулирована приказом Государственного таможенного комитета РФ от 5 января 1994 г. № 1 «О таможенной стоимости товаров, ввозимых на террито­рию Российской Федерации» и Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5005-1 «О таможенном тарифе». Допускается в целях упрощения и унифика­ции таможенной оценки применение метода «по цене сделки» в случа­ях ввоза товаров по условно-стоимостным сделкам (сделкам, по кото­рым нет реального движения денежных средств).

Поскольку официальной ценой сделки купли-продажи является стоимость услуги по переработке, то при импорте операцию по ввозу давальческого сырья можно рассматривать как условно-стоимостную оценку каждого товара с включением всех расходов по доставке това­ра до места ввоза на таможенную территорию России (в качестве та­кого документа обычно предъявляется счет-проформа).

Эффективность реализации толлинговых проектов требует пра­вильной организации не только товарных, но и финансовых потоков, включая различные виды расчетов, взаимозачеты, создание вексель­ных центров и прочей финансовой инфраструктуры.

Фронтирование рынка, или фронтинг (от англ. front — выходить на), — это операция по захвату финансового рынка другого хозяйству­ющего субъекта или зарубежного рынка. Фронтирование рынка свя­зано с решением целого комплекса аналитических и организационных задач. Начальным моментом фронтирования рынка являются разра­ботка и реализация стратегии финансового маркетинга. Данная стра­тегия включает в себя пять концепций: сегментация финансового рын­ка, выбор целевого рынка, выбор метода выхода на рынок, выбор мар­кетинговых средств, выбор времени выхода на рынок.

Захват финансового рынка начинается с экспортного маркетинго­вого исследования финансового рынка, задачей которого является изу­чение возможностей реализации своих новых продуктов на зарубеж­ных финансовых рынках. Экспортное маркетинговое исследование в области финансовых инноваций означает нахождение потенциальных инвесторов-покупателей за границей. Оно включает в себя следующие этапы:

1) изучение всех доступных внешних финансовых рынков с целью выбора более перспективных;

2) обоснование выхода на финансовый рынок конкретной страны или группы стран, например на западноевропейский, южноамерикан­ский, азиатский рынки и т.п.;

3) составление программы маркетинга при реализации своей фи­нансовой инновации на зарубежном рынке. Эта программа включает в себя изучение рыночного потенциала, исследование позиций конку­рентов, сбор и изучение информации об инвесторах-покупателях и т.п. Рыночный потенциал означает емкость рынка, т.е. количество продукта или операции (технологии), которое можно продать за год на рынке при действующих ценах (курсах, процентных ставках). Позиция кон­курентов характеризуется многими факторами: местом на рынке, имид­жем, конкурентоспособностью продукта, финансовым состоянием и платежеспособностью и т.п.;

4) выбор метода выхода на рынок;

5) выбор времени выхода на рынок.

Метод и время выхода финансовой инновации на зарубежный ры­нок зависят от конкретной ситуации на этом рынке. Перед экспортом финансовой инновации обычно ставятся задачи по определению сте­пени привлекательности финансового продукта или операции (техно­логии) для инвесторов-покупателей, объема новых финансовых про­дуктов и их стоимости.

Для получения ответа на поставленные вопросы используют пер­вичную и вторичную информацию. Первичная информация — это ин­формация, собранная для какой-либо конкретной цели. Вторичная информация представляет собой информацию, которая уже существу­ет, будучи собранной ранее для других целей. Поскольку вторичная информация уже существует, то исследование зарубежного рынка сле­дует начать именно со сбора этой информации. Для аналитика вто­ричная информация является более доступной, чем первичная, и об­ходится намного дешевле.

В настоящее время фронтирование широко применяется на меж­дународном страховом рынке и на рынке международных банковских услуг. На международном страховом рынке фронтирование означает операцию, в процессе которой страховая компания оформляет страхо­вой полис, но риск (весь или часть его) передает другому страховщи­ку, который не фигурирует в договоре. Другими словами, фронти­рование страхового рынка — это принятие на страхование рисков с целью передачи их полностью или частично другим страховым компаниям, часто по просьбе последних, за соответствующее вознаграж­дение. Оно осуществляется в случаях, когда страховщик желает по­пасть на рынок, куда он сам или его полисы не допускаются. Тогда стра­ховщик обращается к местной страховой компании с предложением оформить за вознаграждение страховой полис, а затем переводит на себя риск и страховые взносы. Страховая компания, выдающая по просьбе другого страховщика страховой полис от своего имени, имея в виду, что 100% принятого риска будет перестраховано у того же стра­ховщика, по просьбе которого выдается страховой полис, называется фронтирующей компанией, а сам страховой полис называется фронт-полис. Страховые компании весьма изобретательно подходят к оформ­лению полиса, поскольку юридическое лицо, выдавшее полис, явля­ется ответчиком в случае возможных претензий.

Фронтирование международных банковских услуг осуществляется путем проведения операций своп. Например, К. Рэдхэд и С. Хьюс в книге «Управление финансовыми рисками» приводят следующий пример валютного свопа. В начале 1980-х годов, когда Всемирный банк брал кредиты в швейцарских франках, возникла ситуация по переполне­нию рынка долговыми обязательствами этого банка. Рынок швейцар­ского франка был настолько насыщен долговыми обязательствами Всемирного банка, что банк столкнулся с проблемой повышения про­центных ставок. Банк обошел эту проблему, взяв взаймы доллары и заключив своп с компанией «JBM». В связи с тем что на рынке швей­царского франка было относительно мало корпоративных заемщиков из США, этим корпорациям предоставлялись кредиты под относитель­но низкие проценты. Компания «JBM» тем самым получила возмож­ность брать взаймы швейцарские франки дешевле, чем Всемирный банк. Компания «JBM» взяла кредит в швейцарских франках и осу­ществила своп (швейцарские франки против долларов США) со Все­мирным банком на взаимовыгодных условиях.

Инвестиционные операции— это сделки по вложениям свободного капитала. Эти вложения могут осуществляться по двум направлениям:

1) иностранные инвестиции, идущие в Россию для вложения в рос­сийский бизнес;

2) российские инвестиции, идущие за рубеж для вложения в иност­ранный бизнес.

Иностранные инвестиции на территории нашей страны регулиру­ются Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иност­ранных инвестициях в Российской Федерации». При этом особое вни­мание уделяется прямым инвестициям. Прямая инвестиция представ­ляет собой:

— приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организа­ции, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хо­зяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданс­ким законодательством РФ;

— вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;

— осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указан­ного в разд. XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономичес­кой деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и исполь­зования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее бла­гоприятным, чем правовой режим деятельности и использования по­лученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским ин­весторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ. Виды льгот и по­рядок их предоставления устанавливаются законодательством РФ.

Филиал иностранного юридического лица, созданный на террито­рии Российской Федерации, выполняет часть функций или все функ­ции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (головной организации) при усло­вии, что цели создания и деятельности головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредствен­ную имущественную ответственность по принятым ею обязательствам в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ. До­черние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантия­ми и льготами, установленными законом.

Российская коммерческая организация получает статус коммерчес­кой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерчес­кая организация с иностранными инвестициями и иностранный ин­вестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законом РФ.

Иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранны­ми инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор владеет не менее чем 10% доли (вкла­да) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осу­ществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме пра­вовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законом. Иностранному инвестору на территории Российской Федерации пре­доставляется безусловная защита прав и интересов. Он имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ. Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федера­ции в любых формах, не запрещенных законодательством. Оценка вло­жений капитала в уставный (складочный) капитал коммерческой орга­низации с иностранными инвестициями производится в соответствии с законодательством РФ в российской валюте.

Имущество иностранного инвестора или коммерческой организа­ции с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ. При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвести­циями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При пре­кращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, они вправе требовать в судебном порядке возврата сохра­нившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости иму­щества. При национализации имущества возмещаются стоимость на­ционализируемого имущества и другие убытки. Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и пред­принимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в междуна­родном арбитраже (третейском суде).

Иностранный инвестор имеет также право на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли, других правомерно полу­ченных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуще­ствленными им инвестициями. Деятельность иностранных инвесто­ров, осуществляемая в форме капитальных вложений на территории России, регулируется также ст. 5 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества, а именно:

ü определяет целесообразность введения запретов и ограничений на осуществление иностранных инвестиций на территории РФ, раз­рабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограни­чений;

ü определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;

ü утверждает перечень конкретных инвестиционных проектов;

ü разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных про­грамм привлечения иностранных инвестиций;

ü привлекает инвестиционные кредиты международных финан­совых организаций и иностранных государств на финансирование бюджета развития в РФ инвестиционных проектов федерального зна­чения и др.

Осуществление инвестиционных операций российского предпри­нимательского капитала за рубежом производится только на основа­нии соответствующих разрешений, выдаваемых Центральным банком РФ (Банком России). Порядок выдачи Банком России разрешений на проведение инвестиционных операций производится в соответствии с Положением о порядке выдачи Банком России разрешения на про­ведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала (далее — Положение), утвержденным Банком России 20 июля 1999 г. № 82-П. Этот порядок распространяется на осуществляемые инвестором (не являющимся кредитной организацией) инвестицион­ные операции на сумму свыше 1 млн. долл. США, на взносы в устав­ный капитал оффшорной компании, финансовой компании-нерезиден­та, кредитной организации за границей, а также на осуществление ин­вестором совместной с нерезидентом деятельности за границей.

Разрешение Банка России подготавливается Департаментом валют­ного контроля (ДВК) и выдается только на основании решений, при­нимаемых Комитетом банковского надзора (КБН). Порядок выдачи (или отказа в выдаче) разрешений следующий:

1) инвестор направляет в уполномоченный банк, осуществляющий расчетное обслуживание по инвестиционной операции, комплект до­кументов;

2) инвестор несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в представленных документах, в соответствии с феде­ральными законами;

3) для получения разрешения Банка России на вывоз капитала ин­вестором, не являющимся кредитной организацией, в комплект доку­ментов включается положительное заключение Министерства эконо­мики РФ. Без положительного заключения Минэкономики разреше­ние Банка России не выдается;

4) уполномоченный банк в течение пяти рабочих дней проверяет представленные документы и при их соответствии требованиям валют­ного законодательства РФ и Положения, подписывает Заявку и на­правляет документы в ДВК. С момента подписания Заявки уполно­моченный банк несет ответственность за соответствие информации, содержащейся в документах, требованиям п. 1;

5) при наличии замечаний к оформлению документов или пред­ставлении инвестором неполного пакета документов уполномоченный банк в течение пяти рабочих дней с даты получения документов воз­вращает их инвестору на доработку. Документы направляются в адрес инвестора заказным почтовым отправлением с уведомлением о вруче­нии либо вручаются под расписку представителю инвестора, имею­щему надлежащим образом оформленную доверенность. Договором, заключенным между уполномоченным банком и инвестором, может быть предусмотрен иной способ обмена документами;

6) после получения документов ДВК проверяет их соответствие требованиям валютного законодательства РФ и указанного Положе­ния. В случае представления неполного комплекта документов, доку­ментов, оформленных с нарушением требований указанного Положе­ния или содержание которых противоречит валютному законодатель­ству РФ, ДВК направляет их инвестору (копию — уполномоченному банку) с уведомлением об отказе в их рассмотрении с указанием при­чин отказа;

7) после доработки документов с учетом требований валютного за­конодательства РФ и указанного Положения инвестор направляет документ в уполномоченный банк, который после проверки, и подпи­сания заявки направляет их в Банк России для получения разреше­ния. В этом случае срок рассмотрения документов в ДВК, составляю­щий 30 рабочих дней, исчисляется с даты регистрации в Банке России доработанного с учетом требований указанного Положения комплек­та документов;

8) если инвестором является кредитная организация, то в течение пяти рабочих дней с даты регистрации в Банке России ДВК направля­ет копии представленной заявки в Департамент пруденциального бан­ковского надзора, Департамент инспектирования кредитных орга­низаций, Департамент по организации банковского сапонирования, которые в двухнедельный срок с даты поступления документов рас­сматривают их и направляют в ДВК заключение о финансовом состо­янии инвестора — кредитной организации;

9) в случае необходимости при рассмотрении документов, направ­ленных инвестором, не являющимся кредитной организацией, ДВК может направить запрос на получение заключения в следующие ми­нистерства РФ: Министерство торговли, Министерство иностранных дел, Министерство государственного имущества и другие органы уп­равления в зависимости от характера проводимой инвестиционной операции, уведомив об этом инвестора, а также запросить дополни­тельную информацию непосредственно у инвестора. Запросы направ­ляются в течение 30 рабочих дней с даты регистрации документов в Банке России. В этом случае срок рассмотрения документов в ДВК (30 рабочих дней) исчисляется с даты представления в Банк России последнего запрошенного документа;

10) общий срок рассмотрения документов, представленных инвес­тором для получения разрешения Банка России на проведение инвес­тиционной операции в случаях, предусмотренных в указанном Поло­жении, не должен превышать трех месяцев;

11) если инвестором является кредитная организация, то ДВК го­товит заключение о возможности проведения инвестиционной опера­ции на основе представленных инвестором документов, заключений Департамента пруденциального банковского надзора, Департамента инспектирования кредитных организаций, Департамента по органи­зации банковского сапонирования. Если инвестор не является кредит­ной организацией, то ДВК готовит заключение о возможности проведения инвестиционной операции на основе представленных инвесто­ром документов, заключения Минэкономразвития России, а в случае направления запросов в другие органы управления — их заключений. Заключение Департамента валютного регулирования и валютного контроля (ДВР и ВК) направляется на имя председателя (заместителя председателя) КБН для рассмотрения на заседании КБН и принятия соот­ветствующего решения;

12) КБН принимает решение о выдаче разрешения (отказе в выда­че) Банка России на вывоз капитала, на основании которого ДВК в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения направляет ин­вестору разрешение (отказ) Банка России на вывоз капитала за под­писью председателя КБН или уполномоченного лица.

53. Международные кредитные операции

Международные кредитные операции означают сделки с ссудным капиталом. Сегодня ссудный капитал развитых стран стал интегрированной частью международного рынка ссудных капиталов. Международный кредит существует в трех видах: частный, частно-государственный, государственный.

После введения всеми развитыми странами полной конвертируемости валюты частный международный кредит стал занимать основное место в международных кредитных отношениях. Главные источники этого вида кредита — депозиты и привлечение ресурсов путем выпуска депозитных сертификатов. Большинство этих депозитов и ресурсов являются краткосрочными, т.е. имеют срок обращения менее одного года. Долгосрочные ресурсы, как правило, привлекаются путем выпуска об­лигаций. Облигационные ресурсы могут осуществляться в форме вы­пуска иностранных облигаций и в форме международных облигацион­ных займов. Например, в соответствии с Постановлением Правитель­ства РФ от 23 июня 2000 г. № 478 «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финан­совыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов» Минфин России издал приказ от 18 июля 2000 г. № 71-н об эмиссии облигаций внешнего займа. В результате этого 29 августа 2000 г. была полностью завершена операция по обмену долговых обязательств быв­шего СССР Лондонскому клубу на еврооблигации России. Ценные бу­маги СССР в сумме 31,9 млрд. долл. были обменены на еврооблигации России на сумму 21 млрд. долл. с погашением в 2010 и 2030 гг. Списан­ная часть долга составила 10,4 млрд. долл.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.023 с.)