ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительная характеристика с МВФ и ЕБРР



Всемирный банк как международная организация занимает особое место в институциональной структуре мирового хозяйства, поскольку в условиях растущей глобализации экономики усиливается необходимость координации международной экономической, в том числе валютно-кредитной и финансовой политики государств. Группа Всемирного банка (ВБ) включает: Международный банк реконструкции и развития и его структурные подразделения – Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ), Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС).

В конце XX в. деятельность ВБ, как и других международных финансовых институтов, была переориентирована на решение следующих задач. Во-первых, усиливается их функция межгосударственного регулирования экономики в целях обеспечения стабильного функционирования мировой экономики и её составных элементов – мировой валютной системы, рынков валют, кредитов, ценных бумаг, страхования, золота и т.д. Во-вторых, укрепляется консолидирующая функция, поскольку в соответствии с уставами эти организации, включая ВБ, призваны служить форумом для развития сотрудничества между странами. В-третьих, повысилось их значение как научно-информационных центров на базе изучения и анализа информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства, международных валютно-кредитных и финансовых отношений. В 1980-е и начале 1990-х гг. ВБ в значительной мере переориентировался на предоставление кредитов странам с переходной экономикой, на структурную адаптацию и преобразования, которые не привязаны к конкретным проектам. С конца 1990-х гг. ВБ вернулся к кредитованию инвестиционных проектов (проектному финансированию).

Современный этап функционирования Всемирного банка связан с развитием процесса глобализации экономики. Гибко реагируя на меняющуюся среду, ВБ вырабатывает новую стратегию, направленную на реализацию в глобальном масштабе национальных стратегий устойчивого развития и на преодоление тенденции опасного истощения экологических ресурсов.

Особенности группы Всемирного банка: сравнительная характеристика с Международным валютным фондом и Европейским банком реконструкции и развития

 

На первый взгляд, Всемирный банк (ВБ) и Международный валютный фонд (МВФ) очень схожи, а Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) просто дублирует действия Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Но это только внешне. Несмотря на общность цели–межгосударственное валютное и кредитное регулирование – и на сходство внешних признаков при анализе их деятельности проявляются существенные различия.

Сравнительная характеристика Всемирного банка и МВФ. Обе организации были созданы в 1944 г. под названием Бреттон–Вудские институты и управляются представителями 183 стран – членов (2002 г.). Оба международных финансовых института предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно – кредитных и финансовых отношений. Их штаб–квартиры находятся в Вашингтоне, что дает возможность США как ведущему акционеру с наибольшей суммой квоты 16,41% голосов в ВБ и 17,2% в МВФ влиять на политику этих организаций. Структура управления также сходна как в названиях, так и в распределении обязанностей. Они используют общую библиотеку, обмениваются информацией, имеют ряд совместных служб. Конечные цели Всемирного банка и МВФ с точки зрения экономического развития отдельно взятой страны всегда совпадают, поскольку обе организации предоставляют кредиты странам, чтобы они, достигнув определенной стабильности и успехов в экономике, смогли впоследствии отказаться от международной финансовой помощи и опираться на внутренние ресурсы развития. Основной принцип сотрудничества между Всемирным банком и МВФ – регулярное и частое взаимодействие между экономическими и финансовыми сотрудниками, работающими с одной и той же страной. Действия их координируются и согласовываются, но соблюдается своеобразное разделение функций. С одной стороны, эти организации взаимно дополняют друг друга, а с другой – каждый из них имеет свои отличительные особенности.

Во Всемирный банк могут вступать только страны – члены МВФ, поскольку данный фактор служит относительной гарантией выплаты государствами–членами задолженности перед Банком. В целях сотрудничества между Банком и Фондом оговорены меры административного и процедурного характера в координации финансовой и технической помощи, в вопросах долговой стратегии и просроченных обязательств. Сотрудники Банка принимают участие в миссиях Фонда, и наоборот. Проводятся совместно ежегодные сессии для разработки единой валютной и кредитной политики. Согласованная работа Банка и Фонда необходима для выработки взаимодополняющих и стратегических рекомендаций. Примером такой работы может служить деятельность в 90-х гг. Банк и Фонд стали заниматься вопросами структурной перестройки. Согласно своей стратегии, Банк учредил займы для перестройки отраслей экономики, а также займы на структурные преобразования. Например, в 1999 г. финансовый банк выдал кредиты на структурную перестройку и преобразование на общую сумму 13,9 млрд. долл. Со своей стороны, фонд делает упор на исправление структурных перекосов в экономике государств–членов, используя с этой целью механизм резервного кредитования («стенд–бай»), расширенного кредитования и механизма финансирования структурной перестройки (26,3 млрд. долл. – в 1999 финансовом году). При этом обе организации тщательно следят, чтобы на выдвигались перекрестные условия.

По мере развития интеграционных процессов в различных регионах мира возникли специализированные банки межправительственного уровня, задачи и функции которых ограничены интересами экономического сотрудничества стран, расположенных на данных территориях. По образцу и подобию Всемирного банка были созданы региональные международные банки развития. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – один из таких банков. Уже в названии заложены аналогия МБРР (Всемирному банку). Хотя их конечная цель – экономическое развитие – сходна, способы ее достижения различны. По сравнению с ВБ и МВФ, существование которых – более полувека, Европейский банк сравнительно молод (с 1991 г.). Идея заключалась в создании международного финансового института для поддержки реформ в странах Восточной Европы в условиях их перехода к рыночной экономике. Концепция деятельности подобных организаций к тому времени была хорошо отработана, и создается впечатление, что ЕБРР копирует деятельность МБРР в Европе. Однако это не так.

Сравнительная характеристика Всемирного банка, Международного валютного фонда и Европейского банка реконструкции и развития

Всемирный банк

Общие сведения. Специализированное учреждение ООН. Ведущий межгосударственный инвестиционный банк развития. Орган межгосударственного кредитного регулирования. Создан в июле 1944 г. Свою деятельность начал в июле 1946 г. Количество членов на 30.06.2002 г. – 183.

Официальные цели:

1) Содействие экономическому и социальному прогрессу путем кредитования капиталоемких инфраструктурных объектов;

2) Объединение усилий мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

3) Борьба с бедностью.

Источники ресурсов:

1) Уставный капитал – на 30.06.2002 г. – 190,8 млрд. долл., из них оплачены 6% - 11,476 млн. долл.;

2) Заимствования на мировом рынке ссудных капиталов.

Филиалы и отделения. Группа Всемирного банка включает:

1) Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

2) Международная ассоциация развития (МАР);

3) Международная финансовая корпорация (МФК);

4) Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ);

5) Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Имеет около 40 отделений.

Структура управления. Руководящий орган –Совет управляющих в составе министров финансов и глав центральных банков. Исполнительный орган – Совет директоров (24 члена), который принимает решения о политике банка. Президент избирается на 5 лет.

Функции:

1) Среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов (срок от 12 до 20 лет, процентные ставки выше рыночных);

2) Подготовка, техническое и финансово – экономическое обоснование инвестиционных проектов;

3) Кредитование программ структурной перестройки, восстановления экономики, финансовой и экономической перестройки экономики.

МАР – льготное кредитование беднейших стран.

МФК – стимулирование частных инвестиций в экономику развивающихся стран и укрепление частного сектора.

МАГИ – страхование инвестиций от некоммерческих рисков.

МЦУИС – стимулирует иностранные инвестиции путем обеспечения международных механизмов урегулирования и арбитражного разбирательства инвестиционных споров.

Кредиты России:

1) Реабилитационные кредиты (1200 млн. долл.);

2) Кредиты на структурную перестройку (2900 млн. долл. США);

3) Угольные кредиты (1300 млн. долл.);

4) Кредиты на структурную перестройку системы социальной защиты населения (800 млн. долл.);

5) Нефтяные кредиты (1110 млн. долл.);

6) Кредиты на проведение реформ (земельной, сельскохозяйственной, правовой, энергетической, системы образования и региональных финансов) – 588 млн. долл.

Одобрено 58 проектов на сумму 13,4 млрд. долл. (на 01.06.2003 г.), из которых было использовано 8,1 млрд. долл.

 

Международный валютный фонд

Общие сведения. Специализированное учреждение ООН. Институциональная основа мировой финансовой системы. Орган межгосударственного валютного регулирования. Создан в июле 1944 г. Свою деятельность начал в мае 1946 г. Количество членов на 30.04.2002 г. – 183.

Официальные цели:

1) Стремление способствовать международному сотрудничеству в валютно–кредитной и финансовой сфере;

2) Содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли;

3) Осуществление межгосударственного валютного регулирования.

Источники ресурсов:

1) Уставный капитал – на 05.04.2002 г. – 212 млрд. СДР (Special Pebt Rights) – специальные права заимствования (265 млрд. долл.) (с учетом одиннадцатого пересмотра квот) – оплачен полностью;

2) Заемные средства в рамках Генерального соглашения о займах и Нового Соглашения о займах.

Филиалы и отделения. Отсутствуют филиалы и вспомогательные организации. Имеет 4 отделения.

Структура управления. Руководящий орган – Совет управляющих. Исполнительный орган – Совет директоров (24 члена с 1992 г.). Директор – распорядитель, избирается на 5 лет. Его обязанности – контролировать работу по ведению дел МВФ и по предоставлению кредитов.

Функции:

1) Краткосрочное и среднесрочное (до 3–5 лет) кредитование стран–членов для покрытия дефицитов платежных балансов ил для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики;

2) Наблюдение за проводимой странами–членами кредитно–денежной и валютной политикой и за выполнением Устава МВФ;

3) Льготное финансирование беднейших членов с целью выравнивания их платежного баланса и способствования экономическому росту.

Кредиты России:

1) Резервные кредиты («стэнд–бай») (8,3 млрд. долл.);

2) Кредиты в рамках механизма финансирования системных преобразований (3 млрд. долл.);

3) Кредиты в рамках механизма расширенного кредитования (13,1 млрд. долл.);

4) Кредиты в рамках дополнительного резервного финансирования (5,3 млрд. долл.);

5) Кредит в рамках механизма компенсационного и чрезвычайного финансирования (2,9 млрд. долл.).

Всего одобрено кредитов на сумму 32,6 млрд. долл., из которых было получено примерно 15,6 млрд. долл. (1992–1999 гг.), погашено 11,3 млрд. долл. На 30.04.2003 г. и процентов на сумму 3,3 млрд. долл.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.011 с.)