ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ



РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ

Тема 1.1 Система финансово-хозяйственного контроля и формы его проведения в Республике Беларусь

Понятие и задачи контроля. Принципы контроля.

Контроль — это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью уста­новления их достоверности, законности и экономической целесо­образности. Он способствует повышению эффективности про­изводственной и финансово-коммерческой деятельности звеньев экономики.

Перед контролем стоят следующие основные задачи:

· укрепление законности и правопорядка, государственной и финансовой дисциплины;

· обеспечение сохранности принадлежащих предприятию иму­щества, денежных средств и т.д.;

· достижение целевого, экономного и рационального использования всех средств, находящихся в распоря­жении предприятия;

· выявление и использование резервов роста и повышения эффективности производства;

· выявление путей совершенствования работы субъектов хозяйствования.

Контроль осуществляется по определенным принципам:

Объективность - непредвзятое выполнение контрольных функций и освещение результатов проверки в соответствии с фактическим состоянием дел на объекте контроля.

Экономичность-осуществление контроля с минимальной чис­ленностью работников, владеющих научными методами организа­ции труда, достижение максимального эффекта контрольной дея­тельности при минимальных затратах на ее проведение.

Всеобъемлемость- распространение контроля на все стороны финансово-хозяйственной деятельности контролируе­мых организаций и предприятий.

Внезапность - осуществление контрольных мероприятий без согласования времени их проведения с субъектами хозяйствова­ния, ставшими объектами контроля.

Непрерывность - принцип, означающий, что контроль выполняется систематически. Период контро­ля, осуществляемого в определенный момент времени, всегда на­чинается с момента окончания предыдущей проверки.

Действенность - воздействие контроля не только на процессы финансово-хозяйственной деятельности объектов проверки путем выявления недостатков, но и предуп­реждения их в дальнейшей работе контролируемых организаций и предприятий.

Плановость - выполнение этапов контроля в соответствии с заранее разработанными и утвержденными на этапе подготовки планами контрольных дей­ствий.

Гласность - своевременное информирование заинтересован­ных должностных лиц и специалистов, как объекта контроля, так и его субъекта о результатах проведенных контрольных действий.

 

Организационные формы контроля.

При классификации контроля по видам рассматри­вается функциональный характер деятельности, т.е. какие функции он выполняет в управлении государством. По этому признаку разли­чают государственный контроль, аудит и общественный контроль.

Государственный контроль осуществляют органы государствен­ной власти и управления и административные органы

Аудит — независимый контроль за деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторски­ми фирмами.

Общественный контроль осуществляется профсоюзными и мо­лодежными организациями.

По субъектам контрольной деятельности контроль делят на вне­ведомственный и ведомственный.

Вневедомственный контроль предполагает осуществление кон­трольных функций, независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования.

Ведомственный контроль за деятельностью предприятий и орга­низаций осуществляется вышестоящим органом по принципу адми­нистративной подчиненности.

По времени осуществления контроль делят на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль применяется на стадии принятия уп­равленческих решений, до начала совершения хозяйственных опера­ций.

Текущий контроль осуществляется в ходе хозяйственных операций.

Последующий контроль осуществляется после совершения хо­зяйственных операций по истечении определенного отчетного пери­ода.

По источникам проверки выделяют документальный и фактичес­кий контроль.

Документальный контроль заключается в проверке различного рода первичных документов, бухгалтерских и оперативных регис­тров, статистической, бухгалтерской, оперативной отчетности и дру­гих документальных носителей экономической информации.

Фактический контроль предполагает проверку фактического состояния, наличия и использования средств предприятия, осущес­твляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвеши­вания.

По методам осуществления контроль делят на ревизию, аудит, тематическую проверку, экономический анализ, обследование, рас­следование и хозяйственный спор.

Ревизияпредставляет собой всестороннюю и глубокую докумен­тальную и фактическую проверку производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определен­ный период

Аудит — это независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, бухгалтерского баланса и финансовых отчетов.

Тематическая проверка организуется по отдельной, заранее раз­работанной тематике. При этом подробно изучаются и анализируют­ся отдельные стороны и участки работы субъекта хозяйствования.

Экономический анализ — важнейший способ контроля, позволяю­щий выявить влияние факторов на результаты хозяйственно-финансо­вой деятельности субъекта хозяйствования. С помощью специальных приемов анализа количественно измеряется величина факторов, поло­жительно и отрицательно влияющих на результаты деятельности пред­приятия.

Обследование — ознакомление с состоянием контролируемого объекта на месте.

Расследование(следствие) представляет собой способ установле­ния виновности должностных лиц в совершении тех или иных нару­шений законности, связанных с присвоением собственности, бесхо­зяйственностью, должностными злоупотреблениями, и размера при­чиненного ими материального ущерба.

Хозяйственный спор — это способ установления соблюдения за­конности и обеспечения законных прав предприятий в хозяйствен­ных взаимоотношениях. Такие споры между субъектами хозяйство­вания разрешаются в хозяйственных судах. Ре­зультаты рассмотрения хозяйственных споров оформляют обычно протоколами и постановлениями.

 

Тема 1.2 Аудит как форма контроля

Стандарты аудита

Основная цель аудиторских стандартов - достичь единообраз­ного понимания всеми аудиторами и пользователями аудиторских услуг основных принципов и целей аудита, обязанностей и ответ­ственности аудитора, методов и приемов формирования и выра­жения независимого мнения аудитора.

Международные аудиторские стандарты предусматривают опи­сание основных критериев, принципов и процедур, которые должны соблюдаться всеми аудиторами при осуществлении аудиторских проверок вне зависимости от условий и целей аудита. Международные аудиторские стандарты носят рекомендательный характер, они определяют профессиональные нормы иправила. Аудитор имеет возможность отступления от данных норм в случаях, когда это необходимо для более эффективного достижения целейаудита.

Аудиторские стандарты подразделяются на три группы: общие стандартыаудита; стандарты практической работы; стандарты составления отчета.

Общие стандарты аудита предусматривают следующие основ­ные положения.

1. Проверка должна проводиться лицом или лицами, имеющими надлежащую подготовку, квалификацию и лицензию на ведение аудиторской деятельности.

2. По всем вопросам, касающимся выполняемой работы, точка зренияаудитора или аудиторов должна постоянно оставаться независимой.

В теории и практике аудита независимость — это прежде всего объективность и честность суждений. Аудиторы должны бесприс­трастно и без предубеждений изучать проверяемые финансовые от­четы и другую информацию, беспристрастно относиться к заказчи­кам, должностным лицам, которые представляют финансовую ин­формацию, а также к ее пользователям.

3. Аудитор должен тщательно изучить организацию внутреннего контроля на предприятии. Если внутренний контроль недостаточен, на предприятиях зачастую имеют место факты неправильного веде­ния документации, ошибки и даже подлоги, свидетельствующие об обмане, незаконном инеэффективном расходовании средств.

Стандарты практической работыпо аудитувключают следую­щие положения.

1. Данный стандарт требует, чтобы работа аудитора, была хорошо спланирована, прежде всего, должен быть составлен план проведе­ния проверки.

2. Чтобы определить объем работы аудита, необходимо изучитьи проанализировать внутренний контроль, установить, насколько можно доверять его выводам.

3. Чтобы получить убедительные основания для составления заключения, необходимо получить достаточно доказательные материалы. Для этого используют обследования, проверки, наблюдения, опросы, а также другие способы и приемы документального и фактического контроля.

Стандарты составления отчета (заключения).

1. В заключении необходимо указать, какие именно финансовые отчеты проверялись и составлены ли они в соответствии с общепри­нятыми правилами бухгалтерского учета.

2. В отчете необходимо указать, соблюдались ли установленные поло­жения и правила ведения бухгалтерского учета постоянно в течение текущего аудируемого периода по отношению к предшествующемупериоду.

3. Сведения, содержащиеся в финансовых отчетах, признаются достаточными и правильными, если в Аудиторском отчете не сказано иное.

4. Отчет должен содержать заключение по поводу финансовых от­четов в целом или указание причины, по которой заключение не может бытьсоставлено.

Национальным аудиторским стандар­там Министерством финансов Республики Беларусь дано наиме­нование Правила аудиторской деятельности. Правила аудиторской деятельности подразделяются на:

· республиканские правила аудиторской деятельности;

· внутренние правила аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов;

· правила аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора-индивидуального предпринимателя.

 

Конфиденциальность

Конфиденциальность подразумевает неразглашение аудитором во всех случаях полученной в процессе оказания аудиторских услуг информации.

Налоговые отношения

Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать законодательство и налогообложении во всех аспектах; они не должны сознательно за­нижать налогооблагаемую базу как свою, так и заказчика или иным образом нарушать налоговое законодательство в своих интересах ли­бо в интересах других лиц.

Отношения между аудиторами

Аудитор должен стремиться к установлению доброжелательных, деловых отношений с коллегами по профессии и совместной работе, воздерживаться от необоснованной критики деятельности других аудиторов, аудиторских организаций, не допускать привлечения за­казчика средствами, которые могут привести к принижению роли профессии аудитора.

Реклама

Реклама аудиторских услуг должна содержать правдивую и достоверную информацию об аудиторских организациях и аудиторах.

Разрешение конфликтов

В случае возникновения конфликта аудитору следует предпри­нять следующее: проанализировать проблему конфликта с непосредственным руководителем. Если проблема не разрешается, то аудитор может обратиться в Министерство финансов, а при невозможности разрешения — в судебном порядке.

Этапы проведения ревизии

Проведение ревизии — это последовательный процесс, который начинается с подготовки к проведению и заканчивается проверкой устранения нарушений и недостатков, выявленных во время преды­дущей ревизии.

Ревизионная работа состоит из следующих этапов;

1) подготовка к проведению ревизии;

2) проведение ревизии в соответствии с программой;

3) подготовка и оформление результатов ревизии;

4) реализация материалов ревизии;

5) контроль за выполнением решений по результатам ревизии.

1 этап. В соответствии со сроками, предусмотренными планом, руково­дитель ревизующего органа заблаговременно (за 3— 5 дней до начала ревизии) назначает приказом комплексную или не комплексную ре­визию деятельности предприятия. На проведение каждой ревизии выдается удостоверение, в кото­ром указываются наименование органа, выдавшего удостоверение, фамилия, имя, отчество проверяющего, его должность, цель провер­ки и сроки ее проведения.

На основании задач, поставленных перед ревизией, и изучения материалов, характеризующих хозяйственно-финансовую деятель­ность проверяемого предприятия, руководитель ревизионной груп­пы (ревизор) составляет программу ревизии. Программа включает перечень основных вопросов, подлежащих проверке, период, за кото­рый должна быть проведена ревизия, и используемые способы и при­емы контроля.

Руководитель ревизионной группы должен ознакомить всех ее членов с содержанием программы и распределить задания между ни­ми. На основании полученных заданий члены ревизионной группы составляют рабочие планы (графики) проведения ревизии поручен­ных им участков деятельности предприятия, которые утверждаются руководителем ревизионной группы.

В рабочем плане указываются перечень работ, подлежащих вы­полнению во время поведения ревизии, сроки их выполнения и спо­соб проверки. После приезда на ревизуемое предприятие и ознаком­ления с конкретными условиями работы в рабочий план могут быть внесены соответствующие дополнения и изменения.

2 этап. По прибытии на ревизуемое предприятие руководитель ревизи­онной группы (ревизор) предъявляет руководителю этого предприя­тия приказ или распоряжение о проведении ревизии. Ревизия начинается с проверки кассовой наличности (инвентаризация кас­сы). Далее осуществляется проведение ревизии в соответствии с программой.

3 этап.По результатам ревизии, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства в сфере экономики, составляется акт. Если нарушений нет – составляется справка.

В случае, если выявленное нарушение или злоупотребление мо­жет быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц, проверяющим до окончания ревизии составляется отдельный промежуточный акт.

Акт составляется руководителем ревизионной группы. В нем излагаются результаты изучения всех вопросов, кото­рые были поставлены в программе ревизии.

Акт состоит из вступительной (общей) и результативной (исследо­вательской) частей. Во вступительной части указываются:

полное наи­менование документа (акта), дата и место его составления;

основание для проведения ревизии (дата и № приказа о назначении ревизии, наз­вание организации, издавшей приказ), ее начало и окончание;

состав ревизионной группы (должность, фамилия, имя, отчество каждого ли­ца, осуществлявшего ревизию);

наименование ревизуемого предприя­тия (объединения) и период производственной и хозяйственно-финан­совой деятельности, за который проводилась ревизия;

фамилии и ини­циалы должностных лиц ревизуемого предприятия, ответственных за его производственную и финансово-хозяйственную деятельность.

сведения о предыдущей ревизии (кем проведена и за ка­кой период деятельности предприятия). Это позволяет установить пре­емственность ревизии, т. е. не был ли пропущен без контроля какой-ли­бо период в деятельности ревизуемого предприятия.

способы документальной проверки, какие опера­ции (кассовые, банковские, расчеты с подотчетными лицами и т.д.) проверены сплошным способом, а какие — выборочным.

Заканчивается вступительная часть акта сте­реотипной фразой: "Настоящей ревизией установлено следующее...", после чего следует изложение результативной части.

Результативная (исследовательская) часть акта ревизии пред­ставляет собой систематизированный перечень выявленных наруше­ний, недостатков и злоупотреблений в процессе производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (объедине­нии) или организации. Эта часть акта состоит из отдельных разделов, соответствующих числу тем программы ревизии. Построение результативной части акта ревизии строго не регла­ментируется.

Каждая ревизия — это отдельное самостоятельное исследование ревизора (или группы ревизоров). В акте ревизии излагаются резуль­таты этого исследования. Следовательно, построение и содержание акта зависят от результатов ревизии, поэтому дать какие-то конкрет­ные рекомендации о его содержании для всех случаев и всех предпри­ятий (организаций) невозможно.

Руководитель ревизионной группы, составив акт ревизии, до его перепечатки обязан ознакомить с ним руководителя предприятия и главного бухгалтера. Все замечания или возражения должны быть тщательно проверены ревизором, в случае необходимости вносятся изменения, дополнения или уточнения в черновой вариант акта. Акт или справка подписываются ревизором, руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия.

4 этап. Завершающим этапом ревизии является реализация ее материа­лов. Основными формами такой реализации являются:

· устранение недостатков по мере их выявления в ходе ревизии;

· обсуждение ре­зультатов ревизии на ревизуемом предприятии (объединении);

· пере­дача дел в судебно-следственные органы;

· принятие вышестоящей ор­ганизацией по результатам ревизии решения в виде письма, распоря­жения или приказа.

5 этап. Эффективность ревизии зависит не только от качества ее прове­дения, но и от организации контроля за выполнением решения, при­нятого по ее результатам.

В практической работе применяются различные способы контро­ля за выполнением решения по результатам ревизии. К ним относят­ся:

· получение письменных отчетов о выполнении предложений по итогам ревизии или оперативной информации посредством техни­ческих средств связи (телефонной, телефакса и др.);

· проверка выпол­нения решения, принятого по результатам ревизии, по данным отчет­ности и другим материалам, представляемым в ревизующий орган;

· вызов руководителя и специалистов предприятия с отчетом о выпол­нении решения, принятого по материалам ревизии;

· проверка на мес­те, осуществляемая работниками ревизующей организации;

· провер­ка в ходе следующей ревизии и отражение ее результатов в основном акте ревизии.

 

Тема 1.4Планирование, учет и отчетность контрольно-ревизионной работы

Контрольно-ревизионная служба составляет перспективные и текущие планы, которые разли­чаются продолжительностью планируемого периода.

Перспективные планы составляются на три — пять лет и более. Они включают в себя мероприятия по организации контрольно-ре­визионной работы, ее совершенствованию, по внедрению передовых форм и методов хозяйственного контроля, по разработке норматив­но-справочных материалов, по подготовке и повышению квалифика­ции кадров контрольно-ревизионного аппарата.

Текущие планы составляют на предстоящий календарный год. Они отличаются большей детализацией и включают в себя перечень работ, связанных непосредственно с осуществлением контрольных функций. Годовой план контрольно-ревизионной работы состоит из 2 раз­делов: документальные ревизии и тематические проверки.

В годовом плане обычно указывают: наименование и местона­хождение ревизуемых предприятий; сведения о предыдущей реви­зии по каждому предприятию (когда, за какой срок и кем она прово­дилась); ревизуемый период; вид ревизии; срок проведения ревизии; продолжительность ревизии (в днях); исполнителей.

К годовому плану обычно прилагаются график отпусков, список работников, направляемых на курсы повышения квалификации, и планы проведения совещаний, семинаров и др.

При планировании контрольно-ревизионной работы следует предусмотреть равномерную загрузку работников ревизионного ап­парата. В среднем на одного ревизора планируется около 8 ревизий. Это примерно 2/3 рабочего времени ревизора. Остальное время отводится на подготовку к ревизиям, проведение внеплановых ревизий и проверок, учебу, участие в семинарах, на очередной отпуск и др.

Планируемая продолжительность ревизии (в днях) зависит от объема работы предприятия и документооборота, вида ревизии, коли­чества и квалификации, ревизующих и не может превышать 30 дней. Продление срока ревизии допускается с разрешения руководителя ор­гана, назначившего ревизию. Основанием для продления срока могут быть следующие причины:

· проведение ревизии за время, превышаю­щее один год;

· изменение программы в ходе осуществления ревизии;

· необходимость сплошной проверки хозяйственных операций с целью ус­тановления полного размера причиненного материального ущерба при выявления фактов хищений, злоупотреблений и других нарушений;

· болезнь ревизора на срок до одного месяца (при болезни на срок более одного месяца рекомендуется назначить другого ревизора) и т.п.

Составляются также планы проведения тематических проверок: сохранности товарно-материальных ценностей; своевременности и правильности проведения инвентаризации и отражения ее результа­тов в учете; полноты и своевременности оприходования продукции и т.д.

На основании годовых планов контрольно-ревизионной работы каждый работник контрольно-ревизионного аппарата разрабатывает Индивидуальный план-график работы на год.

Для учета выполнения планов контрольно-ревизионной работы и результатов ревизий и проверок в министерствах и ведомствах, имею­щих в штате ревизионную службу, ведется журнал регистрации прове­денных ревизий и проверок и принятых по ним решений.

 


 

 

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.019 с.)