Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Организационные формы и виды контрольно-ревизионной работы↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ Тема 1.1 Система финансово-хозяйственного контроля и формы его проведения в Республике Беларусь Понятие и задачи контроля. Принципы контроля. Контроль — это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Он способствует повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности звеньев экономики. Перед контролем стоят следующие основные задачи: · укрепление законности и правопорядка, государственной и финансовой дисциплины; · обеспечение сохранности принадлежащих предприятию имущества, денежных средств и т.д.; · достижение целевого, экономного и рационального использования всех средств, находящихся в распоряжении предприятия; · выявление и использование резервов роста и повышения эффективности производства; · выявление путей совершенствования работы субъектов хозяйствования. Контроль осуществляется по определенным принципам: Объективность - непредвзятое выполнение контрольных функций и освещение результатов проверки в соответствии с фактическим состоянием дел на объекте контроля. Экономичность- осуществление контроля с минимальной численностью работников, владеющих научными методами организации труда, достижение максимального эффекта контрольной деятельности при минимальных затратах на ее проведение. Всеобъемлемость - распространение контроля на все стороны финансово-хозяйственной деятельности контролируемых организаций и предприятий. Внезапность - осуществление контрольных мероприятий без согласования времени их проведения с субъектами хозяйствования, ставшими объектами контроля. Непрерывность - принцип, означающий, что контроль выполняется систематически. Период контроля, осуществляемого в определенный момент времени, всегда начинается с момента окончания предыдущей проверки. Действенность - воздействие контроля не только на процессы финансово-хозяйственной деятельности объектов проверки путем выявления недостатков, но и предупреждения их в дальнейшей работе контролируемых организаций и предприятий. Плановость - выполнение этапов контроля в соответствии с заранее разработанными и утвержденными на этапе подготовки планами контрольных действий. Гласность - своевременное информирование заинтересованных должностных лиц и специалистов, как объекта контроля, так и его субъекта о результатах проведенных контрольных действий.
Организационные формы контроля. При классификации контроля по видам рассматривается функциональный характер деятельности, т.е. какие функции он выполняет в управлении государством. По этому признаку различают государственный контроль, аудит и общественный контроль. Государственный контроль осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы Аудит — независимый контроль за деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами. Общественный контроль осуществляется профсоюзными и молодежными организациями. По субъектам контрольной деятельности контроль делят на вневедомственный и ведомственный. Вневедомственный контроль предполагает осуществление контрольных функций, независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования. Ведомственный контроль за деятельностью предприятий и организаций осуществляется вышестоящим органом по принципу административной подчиненности. По времени осуществления контроль делят на предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль применяется на стадии принятия управленческих решений, до начала совершения хозяйственных операций. Текущий контроль осуществляется в ходе хозяйственных операций. Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций по истечении определенного отчетного периода. По источникам проверки выделяют документальный и фактический контроль. Документальный контроль заключается в проверке различного рода первичных документов, бухгалтерских и оперативных регистров, статистической, бухгалтерской, оперативной отчетности и других документальных носителей экономической информации. Фактический контроль предполагает проверку фактического состояния, наличия и использования средств предприятия, осуществляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания. По методам осуществления контроль делят на ревизию, аудит, тематическую проверку, экономический анализ, обследование, расследование и хозяйственный спор. Ревизия представляет собой всестороннюю и глубокую документальную и фактическую проверку производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период Аудит — это независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, бухгалтерского баланса и финансовых отчетов. Тематическая проверка организуется по отдельной, заранее разработанной тематике. При этом подробно изучаются и анализируются отдельные стороны и участки работы субъекта хозяйствования. Экономический анализ — важнейший способ контроля, позволяющий выявить влияние факторов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствования. С помощью специальных приемов анализа количественно измеряется величина факторов, положительно и отрицательно влияющих на результаты деятельности предприятия. Обследование — ознакомление с состоянием контролируемого объекта на месте. Расследование (следствие) представляет собой способ установления виновности должностных лиц в совершении тех или иных нарушений законности, связанных с присвоением собственности, бесхозяйственностью, должностными злоупотреблениями, и размера причиненного ими материального ущерба. Хозяйственный спор — это способ установления соблюдения законности и обеспечения законных прав предприятий в хозяйственных взаимоотношениях. Такие споры между субъектами хозяйствования разрешаются в хозяйственных судах. Результаты рассмотрения хозяйственных споров оформляют обычно протоколами и постановлениями.
Тема 1.2 Аудит как форма контроля Стандарты аудита Основная цель аудиторских стандартов - достичь единообразного понимания всеми аудиторами и пользователями аудиторских услуг основных принципов и целей аудита, обязанностей и ответственности аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого мнения аудитора. Международные аудиторские стандарты предусматривают описание основных критериев, принципов и процедур, которые должны соблюдаться всеми аудиторами при осуществлении аудиторских проверок вне зависимости от условий и целей аудита. Международные аудиторские стандарты носят рекомендательный характер, они определяют профессиональные нормы иправила. Аудитор имеет возможность отступления от данных норм в случаях, когда это необходимо для более эффективного достижения целейаудита. Аудиторские стандарты подразделяются на три группы: общие стандартыаудита; стандарты практической работы; стандарты составления отчета. Общие стандарты аудита предусматривают следующие основные положения. 1. Проверка должна проводиться лицом или лицами, имеющими надлежащую подготовку, квалификацию и лицензию на ведение аудиторской деятельности. 2. По всем вопросам, касающимся выполняемой работы, точка зрения а удитора или аудиторов должна постоянно оставаться независимой. В теории и практике аудита независимость — это прежде всего объективность и честность суждений. Аудиторы должны беспристрастно и без предубеждений изучать проверяемые финансовые отчеты и другую информацию, беспристрастно относиться к заказчикам, должностным лицам, которые представляют финансовую информацию, а также к ее пользователям. 3. Аудитор должен тщательно изучить организацию внутреннего контроля на предприятии. Если внутренний контроль недостаточен, на предприятиях зачастую имеют место факты неправильного ведения документации, ошибки и даже подлоги, свидетельствующие об обмане, незаконном инеэффективном расходовании средств. Стандарты практической работы по аудитувключают следующие положения. 1. Данный стандарт требует, чтобы работа аудитора, была хорошо спланирована, прежде всего, должен быть составлен план проведения проверки. 2. Чтобы определить объем работы аудита, необходимо изучитьи проанализировать внутренний контроль, установить, насколько можно доверять его выводам. 3. Чтобы получить убедительные основания для составления заключения, необходимо получить достаточно доказательные материалы. Для этого используют обследования, проверки, наблюдения, опросы, а также другие способы и приемы документального и фактического контроля. Стандарты составления отчета (заключения). 1. В заключении необходимо указать, какие именно финансовые отчеты проверялись и составлены ли они в соответствии с общепринятыми правилами бухгалтерского учета. 2. В отчете необходимо указать, соблюдались ли установленные положения и правила ведения бухгалтерского учета постоянно в течение текущего аудируемого периода по отношению к предшествующемупериоду. 3. Сведения, содержащиеся в финансовых отчетах, признаются достаточными и правильными, если в Аудиторском отчете не сказано иное. 4. Отчет должен содержать заключение по поводу финансовых отчетов в целом или указание причины, по которой заключение не может бытьсоставлено. Национальным аудиторским стандартам Министерством финансов Республики Беларусь дано наименование Правила аудиторской деятельности. Правила аудиторской деятельности подразделяются на: · республиканские правила аудиторской деятельности; · внутренние правила аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов; · правила аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора-индивидуального предпринимателя.
Конфиденциальность Конфиденциальность подразумевает неразглашение аудитором во всех случаях полученной в процессе оказания аудиторских услуг информации. Налоговые отношения Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать законодательство и налогообложении во всех аспектах; они не должны сознательно занижать налогооблагаемую базу как свою, так и заказчика или иным образом нарушать налоговое законодательство в своих интересах либо в интересах других лиц. Отношения между аудиторами Аудитор должен стремиться к установлению доброжелательных, деловых отношений с коллегами по профессии и совместной работе, воздерживаться от необоснованной критики деятельности других аудиторов, аудиторских организаций, не допускать привлечения заказчика средствами, которые могут привести к принижению роли профессии аудитора. Реклама Реклама аудиторских услуг должна содержать правдивую и достоверную информацию об аудиторских организациях и аудиторах. Разрешение конфликтов В случае возникновения конфликта аудитору следует предпринять следующее: проанализировать проблему конфликта с непосредственным руководителем. Если проблема не разрешается, то аудитор может обратиться в Министерство финансов, а при невозможности разрешения — в судебном порядке. Этапы проведения ревизии Проведение ревизии — это последовательный процесс, который начинается с подготовки к проведению и заканчивается проверкой устранения нарушений и недостатков, выявленных во время предыдущей ревизии. Ревизионная работа состоит из следующих этапов; 1) подготовка к проведению ревизии; 2) проведение ревизии в соответствии с программой; 3) подготовка и оформление результатов ревизии; 4) реализация материалов ревизии; 5) контроль за выполнением решений по результатам ревизии. 1 этап. В соответствии со сроками, предусмотренными планом, руководитель ревизующего органа заблаговременно (за 3— 5 дней до начала ревизии) назначает приказом комплексную или не комплексную ревизию деятельности предприятия. На проведение каждой ревизии выдается удостоверение, в котором указываются наименование органа, выдавшего удостоверение, фамилия, имя, отчество проверяющего, его должность, цель проверки и сроки ее проведения. На основании задач, поставленных перед ревизией, и изучения материалов, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность проверяемого предприятия, руководитель ревизионной группы (ревизор) составляет программу ревизии. Программа включает перечень основных вопросов, подлежащих проверке, период, за который должна быть проведена ревизия, и используемые способы и приемы контроля. Руководитель ревизионной группы должен ознакомить всех ее членов с содержанием программы и распределить задания между ними. На основании полученных заданий члены ревизионной группы составляют рабочие планы (графики) проведения ревизии порученных им участков деятельности предприятия, которые утверждаются руководителем ревизионной группы. В рабочем плане указываются перечень работ, подлежащих выполнению во время поведения ревизии, сроки их выполнения и способ проверки. После приезда на ревизуемое предприятие и ознакомления с конкретными условиями работы в рабочий план могут быть внесены соответствующие дополнения и изменения. 2 этап. По прибытии на ревизуемое предприятие руководитель ревизионной группы (ревизор) предъявляет руководителю этого предприятия приказ или распоряжение о проведении ревизии. Ревизия начинается с проверки кассовой наличности (инвентаризация кассы). Далее осуществляется проведение ревизии в соответствии с программой. 3 этап. По результатам ревизии, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства в сфере экономики, составляется акт. Если нарушений нет – составляется справка. В случае, если выявленное нарушение или злоупотребление может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц, проверяющим до окончания ревизии составляется отдельный промежуточный акт. Акт составляется руководителем ревизионной группы. В нем излагаются результаты изучения всех вопросов, которые были поставлены в программе ревизии. Акт состоит из вступительной (общей) и результативной (исследовательской) частей. Во вступительной части указываются: полное наименование документа (акта), дата и место его составления; основание для проведения ревизии (дата и № приказа о назначении ревизии, название организации, издавшей приказ), ее начало и окончание; состав ревизионной группы (должность, фамилия, имя, отчество каждого лица, осуществлявшего ревизию); наименование ревизуемого предприятия (объединения) и период производственной и хозяйственно-финансовой деятельности, за который проводилась ревизия; фамилии и инициалы должностных лиц ревизуемого предприятия, ответственных за его производственную и финансово-хозяйственную деятельность. сведения о предыдущей ревизии (кем проведена и за какой период деятельности предприятия). Это позволяет установить преемственность ревизии, т. е. не был ли пропущен без контроля какой-либо период в деятельности ревизуемого предприятия. способы документальной проверки, какие операции (кассовые, банковские, расчеты с подотчетными лицами и т.д.) проверены сплошным способом, а какие — выборочным. Заканчивается вступительная часть акта стереотипной фразой: "Настоящей ревизией установлено следующее...", после чего следует изложение результативной части. Результативная (исследовательская) часть акта ревизии представляет собой систематизированный перечень выявленных нарушений, недостатков и злоупотреблений в процессе производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (объединении) или организации. Эта часть акта состоит из отдельных разделов, соответствующих числу тем программы ревизии. Построение результативной части акта ревизии строго не регламентируется. Каждая ревизия — это отдельное самостоятельное исследование ревизора (или группы ревизоров). В акте ревизии излагаются результаты этого исследования. Следовательно, построение и содержание акта зависят от результатов ревизии, поэтому дать какие-то конкретные рекомендации о его содержании для всех случаев и всех предприятий (организаций) невозможно. Руководитель ревизионной группы, составив акт ревизии, до его перепечатки обязан ознакомить с ним руководителя предприятия и главного бухгалтера. Все замечания или возражения должны быть тщательно проверены ревизором, в случае необходимости вносятся изменения, дополнения или уточнения в черновой вариант акта. Акт или справка подписываются ревизором, руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия. 4 этап. Завершающим этапом ревизии является реализация ее материалов. Основными формами такой реализации являются: · устранение недостатков по мере их выявления в ходе ревизии; · обсуждение результатов ревизии на ревизуемом предприятии (объединении); · передача дел в судебно-следственные органы; · принятие вышестоящей организацией по результатам ревизии решения в виде письма, распоряжения или приказа. 5 этап. Эффективность ревизии зависит не только от качества ее проведения, но и от организации контроля за выполнением решения, принятого по ее результатам. В практической работе применяются различные способы контроля за выполнением решения по результатам ревизии. К ним относятся: · получение письменных отчетов о выполнении предложений по итогам ревизии или оперативной информации посредством технических средств связи (телефонной, телефакса и др.); · проверка выполнения решения, принятого по результатам ревизии, по данным отчетности и другим материалам, представляемым в ревизующий орган; · вызов руководителя и специалистов предприятия с отчетом о выполнении решения, принятого по материалам ревизии; · проверка на месте, осуществляемая работниками ревизующей организации; · проверка в ходе следующей ревизии и отражение ее результатов в основном акте ревизии.
Тема 1.4 Планирование, учет и отчетность контрольно-ревизионной работы Контрольно-ревизионная служба составляет перспективные и текущие планы, которые различаются продолжительностью планируемого периода. Перспективные планы составляются на три — пять лет и более. Они включают в себя мероприятия по организации контрольно-ревизионной работы, ее совершенствованию, по внедрению передовых форм и методов хозяйственного контроля, по разработке нормативно-справочных материалов, по подготовке и повышению квалификации кадров контрольно-ревизионного аппарата. Текущие планы составляют на предстоящий календарный год. Они отличаются большей детализацией и включают в себя перечень работ, связанных непосредственно с осуществлением контрольных функций. Годовой план контрольно-ревизионной работы состоит из 2 разделов: документальные ревизии и тематические проверки. В годовом плане обычно указывают: наименование и местонахождение ревизуемых предприятий; сведения о предыдущей ревизии по каждому предприятию (когда, за какой срок и кем она проводилась); ревизуемый период; вид ревизии; срок проведения ревизии; продолжительность ревизии (в днях); исполнителей. К годовому плану обычно прилагаются график отпусков, список работников, направляемых на курсы повышения квалификации, и планы проведения совещаний, семинаров и др. При планировании контрольно-ревизионной работы следует предусмотреть равномерную загрузку работников ревизионного аппарата. В среднем на одного ревизора планируется около 8 ревизий. Это примерно 2/3 рабочего времени ревизора. Остальное время отводится на подготовку к ревизиям, проведение внеплановых ревизий и проверок, учебу, участие в семинарах, на очередной отпуск и др. Планируемая продолжительность ревизии (в днях) зависит от объема работы предприятия и документооборота, вида ревизии, количества и квалификации, ревизующих и не может превышать 30 дней. Продление срока ревизии допускается с разрешения руководителя органа, назначившего ревизию. Основанием для продления срока могут быть следующие причины: · проведение ревизии за время, превышающее один год; · изменение программы в ходе осуществления ревизии; · необходимость сплошной проверки хозяйственных операций с целью установления полного размера причиненного материального ущерба при выявления фактов хищений, злоупотреблений и других нарушений; · болезнь ревизора на срок до одного месяца (при болезни на срок более одного месяца рекомендуется назначить другого ревизора) и т.п. Составляются также планы проведения тематических проверок: сохранности товарно-материальных ценностей; своевременности и правильности проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете; полноты и своевременности оприходования продукции и т.д. На основании годовых планов контрольно-ревизионной работы каждый работник контрольно-ревизионного аппарата разрабатывает Индивидуальный план-график работы на год. Для учета выполнения планов контрольно-ревизионной работы и результатов ревизий и проверок в министерствах и ведомствах, имеющих в штате ревизионную службу, ведется журнал регистрации проведенных ревизий и проверок и принятых по ним решений.
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.43.106 (0.015 с.) |