Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2.11. Общественные блага и

Поиск

Теория общественного выбора

План лекции

1. Экономическая природа общественных благ, особенности спроса.

2. Способы предоставления общественных благ.

3. Теория общественного выбора: способы принятия решений и проблема эффективности

 

1. Экономическая природа общественных благ, особенности спроса. Общественные блага – блага (товары и услуги), которые потребляются не индивидуальными экономическими агентами, а обществом в целом и потому, как правило, не носят конкурентного характера. Это определение иллюстрируется такими примерами: маяк, направляющий моряков ночью, светит всем, до кого доходит его свет; внутренняя и внешняя безопасность государства доступна всем, кто находится на его территории.

Общественные блага обладают следующими признаками:

– признак неисключения – практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага;

– признак неконкурентности в потреблении – потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим;

– признак неделимости – благо нельзя разложить на отдельные единицы.

Существует некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов. Для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность – выгода от потребления данного объема – равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага.

При классификации экономических благ использует два критерия: 1) степень доступности блага в потреблении; 2) характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе его потребления.В соответствии с первым, выделяются признаки исключаемости или неисключаемости блага, и вторым – избирательности или неизбирательности блага.

Избирательность в потреблении означает, что получение выгод от потребления данного блага одним субъектом делает невозможным то же самое для другого субъекта (покупка хлеба в магазине). Потребители в этом случае вынуждены конкурировать за право потребления блага. Неизбирательность в потреблении означает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получения тех же выгод для других (лавочка в парке). Это неконкурентное благо.

По названным критериям блага делятся на частные и общественные:

1. Благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу, называется чистым частным благом (товары в магазине). Оно обладает признаками избирательности и исключаемости. Такие блага могут быть оценены и проданы поштучно, поэтому они наиболее пригодны для рыночного оборота.

2. Благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным, является чистым общественным благом. Оно обладает признаками неизбирательности и неисключаемости. Никто не может быть исключен из числа потребителей такого блага, а потребление его одним индивидом не ограничивает его полезность для других. К примеру, оборона страны есть услуга, которую оказывает государство всем без исключения жителям данной страны. Медицинские услуги имеют большую общественную значимость, но они не обладают свойством неисключаемости. Поэтому некоторые наиболее важные из них (скорая помощь, принятие родов) предоставляются государством бесплатно, наравне с чистыми общественными благами.

Присущая чистым общественным благам, абсолютная неизбирательность означает, что: 1) любое потребление этого блага не влияет на предоставление его количества другим; 2) включение в потребление блага дополнительных потребителей не уменьшает полезностей, извлекаемых от потребления блага существующими потребителями; 3) предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю.

Характерная для чистых общественных благ полная неисключаемость указывает на то, что: 1) данные блага обладают неделимостью; 2) не могут быть разделены на единицы индивидуального потребления и проданы поштучно; 3) потребляются сообща.

В силу таких особенностей чистые общественные блага не могут производиться посредством рынка. Главная их особенность заключается в том, что их потребление происходит одновременно всеми субъектами, и оказывается выгодным всем. Поэтому суть проблемы общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства.

Пользователи знают, что в случае с общественными благами получение ими выгод возможно и без участия в возмещении издержек на его производства, так как предоставление блага кому-либо не препятствует его потреблению другими бесплатно. Отсюда возникает проблема фрирайдера (проблема безбилетника («зайца»)). Таким образом, суть проблемы «безбилетника» выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. В связи с этим задача обеспечения общественными благами сводится к решению двух вопросов: как обеспечить производство общественных благ при наличии «зайцев»? как при этом достичь эффективного объема общественного блага?

2. Способы предоставления общественных благ. Возможности рынка в предоставлении общественных благ на практике означает, что предоставление осуществляет частный сектор, а финансирование их производства обеспечивается путем подключения рыночных механизмов. Применяется несколько способов такого подключения:

1) исключение «безбилетников» – ограничение доступа к потреблению общественных благ (введение абонентской платы за подключение к кабельному телевидению и компьютерным сетям, продажа билетов на зрелищные мероприятия). Когда издержки ограничения доступа к благу низки, то даже обладающее неизбирательностью благо может продаваться так же, как и частное благо. Эффективным способом исключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления является заключение частных контрактов. Они предполагают участие в потреблении блага на определенных условиях, скажем, при условии внесения взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества;

2) взаимообусловленное финансирование – это увязывание предоставления потребителю обладающего неисключаемостью блага с исключаемым благом (финансирование общественного радио- и телевещания может осуществляться путем включения определенной наценки в цену радио- и телевизионных приемников, плата за рекламные объявления может использоваться для финансирования общественного радио и телевидения);

3) субсидирование – финансирование производства общественных благ за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, которые либо высоко оценивают (готовы мириться с проблемой «безбилетника») возникающие при потреблении блага положительные внешние эффекты, либо стремятся за счет этого приобрести общественный имидж (финансирование частными организациями и лицами программ охраны окружающей среды и защиты животных).

В предоставлении общественных благ существенную роль играет величина затрат на производство общественных благ. Если эти затраты невелики, то общественное благо может быть произведено любым человеком и автоматически станет доступно другим людям. Например, человек занимается пчеловодством, и его пчелы опыляют сады и огороды других хозяев. Но создание дорогого общественного блага просто не по карману отдельному производителю. Формы участия государства в обеспечении общественными благами могут быть разными: от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным сектором общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Однако, суть у них одна – производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан как метода решения проблемы «безбилетника».

3. Теория общественного выбора: способы принятия решений и проблема эффективности. Обеспечение общественными благами посредством государства обладает той особенностью, что осуществляется не на основе индивидуальных предпочтений граждан, а опосредованно, путем принятия политических решений через установленные политические институты. В связи с этим возникает особый круг проблем, связанных с определением набора и объемов производства общественных благ, выбором способов его финансирования и принципов распределения налогов. Теория общественного выбора, зародившись в 1960-х годах ХХ в. как отрасль экономической науки, изучала вопросы налогообложения и государственных расходов в контексте предоставления общественных благ.

Государство определяет предпочтения граждан, как правило, путем голосования, ставшее к настоящему времени общепризнанным институтом принятия решений по поводу производства общественных благ. Действуя рационально, участвующие в голосовании лица будут стремиться к максимизации своего благосостояния, сравнивая предельную полезность блага при каждом уровне его выпуска с предельными издержками его производства. Результаты голосования будут зависеть от величины получаемой полезности и издержек, которые чаще всего приобретают форму налогов с граждан.

Принцип принятия решения путем голосования может быть разным: на основе единогласия или большинства голосов, следствием чего будут разные решения. При условии достоверности предпочтений голосующих и соответствующем им распределении издержек, принцип единогласия потенциально дает большую возможность для достижения максимальной полезности общественного блага, однако, чрезвычайно труден в реализации на практике. В сравнении с ним, принцип большинства, является более практичным для условий коллективного выбора. Однако голосование по принципу большинства не может обеспечить эффективности, так как не учитывает всей совокупности индивидуальных предпочтений.

Рациональным путем решения проблемы производства общественных благ является процедура голосования, предусматривающая единогласное одобрение решений об объеме предоставления общественных благ и распределение соответствующих издержек. Вместе с тем, правило единогласного принятия решений имеет существенные недостатки: у индивидов может быть стимул к сокрытию своих реальных оценок предельной полезности общественных благ; готовность платить может быть ограничена способностью платить, связанной с размерами дохода; достижение единогласия может быть сопряжено с трансакционными издержками.

Простейшие модели выбора в условиях представительной демократии предполагают наличие двух партий, конкурирующих за голоса избирателей. Чтобы одержать победу на выборах, партии должны сформулировать свою политику предоставления такого объема общественных благ, который был бы желателен для большинства членов общества. Объектом обмена на политических рынках являются, с одной стороны, мероприятия экономической политики, а с другой стороны, факторы политической поддержки: голоса избирателей, взносы в предвыборные фонды, иные трансферты ресурсов (в том числе, взятки) и т. д. В роли субъектов политических рынков выступают избиратели, члены групп давления, а также субъекты принятия политических решений – политики и чиновники. Дополнительным фактором победы политиков на выборах является объем взносов в их предвыборные фонды, которые представляют группы давления в обмен на обещание проводить выгодный для них курс экономической политики.

Государственные чиновники – это субъекты принятия политических решений, которым политики делегируют часть полномочий в конкретных сферах деятельности. Причиной для такого делегирования является стремление использовать выгоды специализации, связанные с тем, что решением специфических проблем занимаются обладающие соответствующей компетенцией сотрудники государственных органов. Результаты деятельности чиновников часто носят «неосязаемый» характер (постановления, докладные записки и т. д.). В то же время благосостояние чиновников зависит от размера бюджета ведомства: это открывает возможности для увеличения их вознаграждения, повышения должностного положения, репутации и т. д. В результате оказывается, что чиновники могут существенно завышать бюджет своих ведомств по сравнению с уровнем, действительно необходимым для выполнения государственных функций. Эти аргументы свидетельствуют о сравнительной неэффективности предоставления общественных благ государственными органами.

Государству присущи факторы, которые препятствуют принятию оптимальных решений о предоставлении общественных благ. Набор и объемы предоставления общественных благ определяются на основе решения большинства. Это сужает возможности потребительского выбора. В условиях представительской демократии влияние предпочтений электората вынуждает избранных представителей при принятии решений руководствоваться не результатами сравнения издержек и выгод, а возможной реакцией на принятое решение своих избирателей. Желание быть избранным часто становится причиной принятия неэффективных решений бюрократизма государственного аппарата, который выражается в так называемом оппортунистическом поведении чиновничества, не получающего личной выгоды от результатов общественного выбора. При этом неэффективность государства возникает не только из-за оппортунизма чиновников, но и вследствие искажения критериев эффективности, субъективно устанавливаемых самими чиновниками.

Таким образом, государство не может обеспечить принятия оптимальных решений о производстве общественных благ, так как обладает внутренними источниками неэффективности, поэтому решение вопроса о выборе механизма предоставления благ – посредством рынка или государства – должно приниматься на основе соизмерения затрат и выгод, возникающих в процессе применения каждого из способов производства общественных благ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1912; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.125 (0.01 с.)