Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Производство общественных благСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Попал я в толчею. Качнулась. Со всех сторон Мне сказали: «Ваше место». Спешили к площади. Я втиснулся, хотя не знал зачем. Пожар или потоп там? Все шли вперед, Вгляделся: вывеска. И я спросил соседа: Мерцающий неон: — Продажа там светильников? «Продажа света в розницу и оптом». Свечей? Я света никогда не покупал, А может... Я думал, он дается безвозмездно. Он отрезал: Быть может, это шутка? Толпа — Просто света... (1989) А. В. Лизунов Существование внешних эффектов является причиной необходимости государственного вмешательства в экономику. Кроме того, несовместимы с рыночной системой такие свойства благ, как неконкурентность, неисключаемостъ и неделимость потребления. Неконкурентность — свойство блага, потребление которого одним потребителем не уменьшает его количества, доступного для потребления другими потребителями. Например, телевизионную программу по национальному телевидению могут смотреть одновременно миллионы домашних хозяйств. Если производство и передача программы требуют определенных издержек, то размер аудитории может быть увеличен практически без дополнительных затрат. Это относится и к национальной обороне — экономическому благу, которое предоставляет безопасность и защиту всем и каждому: если защищен один гражданин, то равным образом защищено все общество. И телевидение, и национальная оборона обладают одинаковыми свойствами: они неконкурентны. В отличие от этого большинство товаров и услуг конкурентны. Рассмотрим второе свойство благ — неисключаемость. Неисключаемость — свойство блага, заключающееся в невозможности воспрепятствовать его потреблению всеми потребителями. Национальная оборона подразумевает, что если один гражданин общества защищен, то равным образом защищены все прочие граждане. В отличие от обороны программы телевидения являются исключаемыми благами: технологии ка- Часть IV. Общее равновесие и общественное благосостояние бельного и спутникового телевидения позволяют обеспечивать услуги только для определенной категории зрителей за отдельную плату. Хотя были времена, когда все телевидение являлось неисключаемым благом. Сопоставление национальной обороны и телевидения предполагает наличие еще одного свойства благ: неделимость потребления. Неделимость потребления — свойство блага, заключающееся в невозможности его потребления по частям. Оборона — неделимое благо. Будучи гражданином страны, находясь на территории этой страны, вы потребляете полный набор блага «оборона». Вы не можете потреблять данное благо «по частям», но можете смотреть телевидение и выбирать при этом разные каналы. Это — делимость потребления. Если какой-то товар (или услуга) обладает всеми тремя свойствами одновременно, то он называется чисто общественным благом. Чисто общественное благо: абстрактная категория, служащая для определения и моделирования существенных черт, выделяющих общественные блага из всех остальных. Характеристиками чисто общественного блага являются неконкурентность, неисключаемосиь и неделимость. Антиподом чисто общественного блага является чисто частное благо — такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. Абсолютно чисто общественного блага, т. е. товара, который соответствовал бы на сто процентов всем трем упомянутым свойствам, вероятно, не существует. Кроме национальной обороны и телевидения, к общественным благам относятся охрана общественного порядка, пожарная охрана, прогноз погоды, уличное освещение, большинство видов общественного транспорта, автострады, система образования, правосудие, медицинское обслуживание, наука, национальные биб-, лиотеки и многое другое.1 Рис. 15.5 иллюстрирует проблему чисто общественного блага. По оси абсцисс изображено произведенное количество общественного блага (X), которое потребляется первым (X,) и вторым (Х2) индивидом. Кривые индивидуального спроса (dt и d2) и кривая предельных издержек (МС) ничем не отличаются от частных благ. Одно из существенных отличий общественного блага от частного заключается в том, что какое бы ни было количество общественного блага, оно будет потребляться обоими индивидами: 1 Каждый из приведенных примеров отклоняется от понятия «чисто общественного блага» в том или ином смысле. Оборона, полиция и пожарная охрана становятся менее эффективными при увеличении круга лиц, который они защищают. Кабельное телевидение исключаемо, и даже телевизионная сеть программ делима, хотя неисключаема. Автострады также делимы в том смысле, что индивидам не нужно ехать по всей длине дороги. Автострады и теннисные клубы также в определенном смысле соперничают друг с другом. Глава 15. «Отказы рынка» и государство
Pi+P2 Pi МС D (вертикальная сумма d\ и d2) d2 <h ______________________ О Xi = Х2 = X* X Рис. 15.5. Эффективное снабжение чисто общественном благом Ж. Ж., Л?. На этом основывается принципиальное отличие линии совокупного спроса частного и общественного блага. Мы знаем, что кривая совокупного (рыночного) спроса частного блага определяется путем суммирования кривых индивидуального спроса по горизонтали. В случае же с общественным благом такое суммирование производится по вертикали: каждый индивид потребляет одно и то же количество общественного блага, но оценивает его по-разному. Точка Е демонстрирует эффективное потребление общественного блага, но не рыночное равновесие. Причина заключается в неисключаемости общественного блага: если бы частные предприниматели попытались предложить чисто общественное благо на продажу, то неизбежно столкнулись бы с непреодолимыми трудностями: потенциальные покупатели отказались бы платить. Рациональное поведение таких потенциальных покупателей сводилось бы к демонстрированию «ненужности» для него данного блага — «зачем платить, если можно получить бесплатно». Потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет. Подобное поведение потребителя получило название проблемы безбилетника (free-riderproblem). Проблема безбилетника («зайца»): условие, связанное с неисключаемостью блага, когда индивид рационально утаивает свое желание платить за общественное благо, ожидая получать выгоду без ее оплаты. Проблема безбилетника чаще возникает в больших, нежели в малых группах потребителей, так как в больших группах труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. Рынок в данном случае не в состоянии справиться с проблемой. Исправить «провалы» рынка может государственное вмешательство. Часть IV, Общее равновесие и общественное благосостояние 15.5. Неэффективность рыночного ценообразования Они заставили нас За землю платить и небо За хлеб платить и за сон За жизнь убогую нашу. Поль Элюар (1895-1952) Проблема безбилетника и неспособность производителя получить доход за предлагаемое благо объясняется неисключаемостью чисто общественного блага. Если снять данное свойство, то можно ожидать возникновения обычной рыночной активности, даже если товар неконкурентен. К примеру, мост (рис. 15.6) неконкурентен (по крайней мере, при его использовании ниже эксплуатационной мощности), но исключаем (если построить будки для оплаты за проезд). Следовательно, если мост уже создан, его можно использовать вновь и вновь при нулевых предельных издержках производства. Это свойство исключает возможность чистой конкуренции, так как при МС = Р = 0 производители получат отрицательную прибыль. Может ли этот мост себя окупить? Допустим, спрос на переход моста выражается формулой: Р = 20 - 0,2Х Средние издержки (АС) выражаются формулой 375/Х, где X — количество пешеходов. Если установить цену за переход в 5 р. для одного пешехода, то мост перейдут 75 человек в день, которые заплатят 375 р. Если бы переход был бесплатным, мост перешло бы 100 человек в день. Потери благосостояния общества составят 62,5 р. (площадь заштрихованного треугольника). Оптимальная цена для владельца моста соответствует единичной ценовой эластичности, т. е. 10 р. за переход. В таком случае мост перейдут 50 человек и владелец моста получит 500 р. в день. Если же ежедневные издержки на содержание данного моста будут превышать данную сумму, то мост вообще не будет построен. Это — наглядный пример неэффективности рыночного ценообразования для общественных благ. Эта безобидная на первый взгляд иллюстрация весьма актуальна для современной России. «Погоня за рынком» привела к сворачиванию важнейших культурных, научных, образовательных, спортивных, медицинских и прочих государственных программ, без которых невозможно развитое цивилизованное общество: Россия «уходит» из космоса, из Антарктиды, из современной науки. В то время, когда пишутся эти строки, городские власти Петербурга заявили о необходимости приватизации знаменитого Дома книги на Невском проспекте с последующим его перепрофилированием. Аргумент выдвигается в духе первобытного рыночного капитализма: «Дом Книги не способен дать необходимые суммы городской казне в виде арендной платы». На глазах умирают крупнейшие библиотеки страны, закрываются школы, больницы и детские сады. Недавно один мой коллега-преподаватель (вполне либерал) заявил со всей серьезностью, что нищенскую заработную плату преподавателей вузов следовало бы, конечно, увеличить раз в 10, но для этого надо сократить в 10 раз количество отечественных вузов! Именно к таким парадоксам приводит абсолютизация рынка. И подобные парадоксы наши сограждане все чувствительнее испытывают на себе. Глава 15, «Отказы рынка» и государство
50 75 Рис. 15.6. Проблема моста
Aoxpuq (iev tt|voi; 7tpcoctv (кеуоцес, npcoav navxa) vicov Kai фико cmv amvou; ayopaScov, Hv8e akac, a(i(iw, av4p трюксабекасогцсис;. XcofiOi; xauxa у e%ei, фворос; apyupico, AioKA.ei8ai; Есотабродасо; KuvaSai;, yeaiav apyupico, AioicXeiSai; nevxe ЛОКШ1; eXa^ ix8ei;, anav pucooi;, epyov eco Epyco. Феокрит (310-245 гг. до н. э.)
Давеча папочка этот (для нас-то все «давеча», впрочем) Соды и трав для приправы пошел мне купить на базаре, Соли принес! А верзила — тринадцать локтей вышиною! То же у нас. Диоклид мой — деньгам перевод, да и только: Взял он овчинок пяток за семь драхм — словно шкуры собачьи Или обрывки мешков. Сколько же будет над ними работы! Перевод М. Е. Грабаря-Пассека До сих пор мы исходили из посылки, что участники рынка при принятии своих решений полностью информированы о качестве благ и факторов производства. На самом деле это далеко не так. Получение информации о качестве товара стоит дорого, поэтому чаще всего продавцы знают о характеристиках блага Часть IV. Общее равновесие и общественное благосостояние гораздо больше, чем покупатели. Ситуации асимметричной рыночной информации встречаются в реальной жизни повсеместно. Мы рассмотрим здесь только один пример, связанный с неопределенностью качества. Допустим, имеется определенный товар. Покупатели из личного опыта знают, что данный товар может быть хорошим или плохим. Однако только по внешнему виду невозможно определить качество товара. Покупатели согласны платить 30 р. за хороший товар и 15 р. за плохой. В свою очередь, продавцы готовы продать хороший товар за 24 р., а плохой — за 12 р. Если бы качество товаров можно было бы установить, то возникло бы два рынка: на первом продавался бы хороший товар по цене от 24 до 30 р., на втором — плохой товар по цене от 12 до 15 р. Но товары неразличимы. Поэтому в такой ситуации цена спроса устанавливается в интервале от 15 до 30 р. Если цена упадет ниже 24 р., то хороший товар исчезнет с рынка. Тогда цена установится от 12 до 15 р. Таким образом, сложилось неэффективное состояние экономики: имеются продавцы и покупатели, которые хотели бы покупать и продавать хороший товар по цене от 24 до 30 р., но сделка не может быть осуществлена. Это — наглядный пример отказа рынка, вызванного дезинформацией покупателей о качестве товара. Чтобы обладать полной и точной информацией, одной из сторон часто требуется нести крупные расходы по сбору и обработке данных, контролю над честным исполнением другой стороной условий контракта. Определенную позитивную роль в данной сфере могут играть общества защиты потребителей, независимые экспертизы, широкая информированность населения в СМИ и специальной литературе. Но, тем не менее, и этого часто оказывается недостаточно. Основную заботу по устранению нежелательных внешних воздействий должно взять на себя государство. Прежде всего это касается законодательной области: преследование мошенничества по закону, регулирование трудовых отношений и юридических споров и т. п. Россия в «провале рынка» На горке дом большой Стоял который век. Но к дому подошел Какой-то человек. Он, заложивши тол, Поджег бикфордов шнур. Сказал: «Процесс пошел...» И рядышком заснул. (1995) Владимир Ширяев В последние 10-15 лет с нашей страной происходит нечто иррациональное. Мы живем в каком-то трансе и не способны оценить последствия калейдоскопа. Все рухнуло, но что возникло вновь? Вот он, фантом, перед которым стоит ошеломленное, униженное и обнищавшее большинство. Мы жили в великой державе —
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.141.115 (0.011 с.) |