ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Промышленная группа»: единообразие и симметрия



Изменяясь каждый миг Changing every moment

Я всему кругом двойник! I am a double to all around!

Леонид Аронзон (1939-1970) Translation by R. McKane

Рассмотрим монополистическую конкуренцию как одну из четырех главных рыночных структур на основе уже известного нам набора структурных перемен­ных, приведенных в главах 7- 9 (табл. 10.1).

Таблица 10.1 Структурные переменные монополистической конкуренции

 

Институциональные 1) Условия спроса 2) Количество продавцов 3) Количество покупателей 4) Вход в отрасль и выход Продукция не вполне однородна Много Много Сравнительно свободный
Поведенческие 5) Целевая функция 6) Стратегическая переменная 7) Ожидания относительно действий соперников Максимизация прибыли в краткосрочном периоде Уровень цены и выпуска Отсутствуют, так как соперников слишком много

Сущность производственной группы, предлагающей близкие субституты, мо­жет быть определена посредством исследования того, как производственные ре­шения отдельного производителя влияют на поведение других производителей «промышленной группы».

Промышленная группа— это большое число производителей продукции, которые достаточно успешно, хотя и не в полной мере, могут замещать друг друга.

Каждая фирма в ситуации монополистической конкуренции является анало­гичной прочим, т. е. репрезентативной. Гипотеза Чемберлина относительно при­роды монополистической конкуренции покоится на условиях единообразия и симметрии.1

Условие единообразия заключается в том, что кривые спроса и предложения каждого производителя в группе идентичны. Применительно к производству пива, например, это предположение говорит о том, что издержки производства бутылки пива «Балтики», по сути, не отличаются от производства «Степана Ра­зина», а условия спроса практически одинаковы.

Условие единообразия (uniformity):идея Чемберлина о том, что кривые издер­жек и спроса каждого члена отрасли или группы идентичны.

1 Эти термины не встречаются в работах Чемберлина и, вероятно, возникли во время дискуссии относительно проблемы монополистической конкуренции. Формально они представлены в работе: Stigler G J. Five Lectures on Economic Problems. London, 1949.


Глава 10. Монополистическая конкуренция



Оба сорта пива располагают собственной «нишей» на рынке и обладают более или менее лояльными приверженцами. Вместе с тем потребители «Балтики» и «Степана Разина» не обладают какими-то принципиально отличными характе­ристиками. На конкурентном рынке ни один из производителей не обладает мо­нополией на «лучший продукт». Если возникает новый сорт товара, более попу­лярный, чем другие, прочие производители могут видоизменять характеристики своих продуктов, копируя лучшие черты наиболее популярного и вместе с тем не подражая ему на 100%. Равновесную систему формирует целый спектр товаров, характеристики которых до некоторой степени дифференцированы, и эти товары по-разному нравятся или не нравятся разным потребителям.

Условие симметрии означает, что действие одного производителя (в виде из­менения цены на свой товар) оказывает влияние на всех других членов группы.

Условие симметричности:идея Чемберлина о том, что действие одного произво­дителя вынуждает прочих членов монополистически конкурентной группы предпри­нимать определенные ответные меры.

Образно говоря, чемберлинскую фирму можно сравнить с одной из многих рыбацких лодок с несколькими рыбаками с удочками. Если один рыбак найдет более соблазнительную для рыб наживку, то его доля в общем улове заметно воз­растет. Но так как ситуация симметрична, то и прочие рыбаки могут последовать его примеру. Но если все станут использовать лучшую наживку, то наживка пер­вого рыбака перестанет быть для рыб особо привлекательной и его доля в общем улове вновь уменьшится.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.006 с.)