ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложение услуг (аренды) капитала



Здесь замурован тот в глубокой нише, Кто жил на ренту, а чуть-чуть пониже Тот, кто от этой ренты в свой черед Весьма изрядный получал доход.

Аноним (Франция, XVII в.)

Необходимо различать: (1) предложение индивидуальной фирме; (2) предло­жение со стороны индивидуальной фирмы; (3) рыночное предложение.

1 Впервые в данном курсе понятие арендной платы за оборудование (г) введено в главе 5
(параграф 5.8). В зависимости от контекста г может трактоваться и как величина аренд­
ной платы капитала, и как его цена, и как процент на капитал. Данная категория имеет
весьма важное значение, и ее природа весьма сложна. Недаром один из известнейших спе­
циалистов в области экономической теории Марк Блауг уделяет теории процента доволь­
но солидную по объему главу. См. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Глава
12. М., 1994. С. 461-527.

2 Мы не рассматриваем здесь случай монопсонии, так как исходим из того, что крупные
фирмы предпочитают не брать капитал в аренду, а покупать его. Арендаторами же капита­
ла в большинстве случаев являются небольшие фирмы, которые действуют в условиях,
напоминающих совершенную конкуренцию, и не способны поэтому оказывать влияние
на ставку арендной платы.


Глава 13. Рынки капитала и земли



Предложение индивидуальной фирме.Если мелкая фирма является ценопо-лучателем, то она сталкивается с горизонтальной кривой предложения арендной платы (г* на рис. 13.2). Если же фирма обладает монопсонистской властью, то кривая предложения имеет положительный наклон.

Предложение со стороны индивидуальной фирмы.Если фирма является цено-получателем, то она принимает ставку арендной платы как величину данную, уста­новленную рыночными силами. В данном случае ситуация весьма напоминает со­вершенную конкуренцию на рынке благ: кривая предложения является линией МС, лишь с той разницей, что теперь МС представляет дополнительные издержки пред­ложения единицы капитального оборудования за аренду в данный период времени.

Краткосрочный период.В краткосрочном периоде фирма-арендатор не поку­пает нового оборудование, а арендует его. При этом издержки состоят из следую­щих компонентов:

амортизация (d). Капитал снашивается при употреблении, поэтому его цена со временем снижается;

издержки на техническое обслуживание оборудования (т). Капитал, взятый в аренду, может быть поврежден, а это предполагает затраты на ремонт. Оборудование требует ухода и, возможно, транспортных издержек.

Таким образом, для краткосрочного периода:

r = m + d. (13.1)

Предельные издержки относительно постоянны. Другими словами, каждый дополнительный день аренды оборудования потребует от компании примерно равных дополнительных затрат (рис. 13.3).

Kmax показывает общий объем оборудования для аренды, а г, — предельные из­держки. До объема Kmax предложение совершенно эластично, а при объеме К аб­солютно неэластично, так как больше для аренды предложить нечего. Если фирма может получить от сдачи оборудования арендную плату выше уровня г,, то ей вы­годно сдать в аренду все имеющееся оборудование. При арендной плате ниже уров­ня rv фирме следует продать все оборудование как подержанное (по принципу «secondhand»).

Долгосрочный период.В долгосрочном периоде арендующая компания заку­пает дополнительное оборудование. В данном случае предельные издержки со­стоят из трех элементов:

альтернативные издержки покупки оборудования. Данные альтернативные издержки есть не что иное, как рыночная ставка процента (г),1 которой фир­ма жертвует, не сберегая деньги в банке или инвестируя их в иную сферу;

амортизация (d): потери стоимости оборудования в результате его исполь­зования;

издержки на техническое обслуживание (от).

Эти три элемента можно трактовать как арендную плату за период времени (год, месяц и т. п.). Таким образом, для долгосрочного периода:

r = i + m + d. (13.2)

1 Природа рыночной процентной ставки (i) рассмотрена в параграфе 13.5 данной главы.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.006 с.)