ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткосрочное и долгосрочное равновесие



Соком дружбы взаимной, прощеньем обид
Mei$ov 5 Tinas mvq ЕХХ^щ Нап0И; как и встарь>

laAiv eq схрхл? Нас, прекрасной Эллады счастливый народ,

ФЛо? хгЛсо кт аиууусоцЛ B наше сердце веселую кротость пролей!

Tivi лраотера Kepaaov tov vow Рынок весь 1ИМ до доб завали,

Km ttiv ayopav 4niv aya9cov Рашшм яблоком, луком меГарским, ботвой,

ЕцлХо-елУси, к Meyapcov CKopoScov, Огурцами, гранатами, злым чесноком,

ZvKUCOv jipaxov, mXw, pouov, Рубашонками маленькими для рабов.

ДоиЛоюч xAaviCKiovcov niKpcov Беотийцев увидеть позволь нам опять

Km Boicoxcov ye cpepovtaa iSeiv c куропаткамИ| с кряквами, с гусем, с овцой,

Km Kepi tautq nnaq aOpoouq Пусть в корзи11ах притащат копайских угрей,

Оч/covouvtaq тирраСеовш А кругом мы Т0ЛПИМСЯ| им> гомоним,

Морихсо, ТеХеа, ГХаикетт,, aUoiq Рвем из рук и торгуемся. Жмутся к лоткам

Tevemq поХХощ ката MeXav9vov Знаменитые лакомки: Морих, Телей

HKeiv wrepov гщ t4v ayopav, и Главкет. Напоследок Меланфий грядет:

Taq 5e яеяра59т... Он на рынок приходит всех позже, Увы!

Аристофан (446-385 до н. э.) Все распродано...

Перевод Адриана Пиотровского Сущность монополистической конкуренции проявляется в рамках четырех параметров: (1) продуктовая дифференциация; (2) единообразие; (3) симметрия и (4) сравнительно большое количество производителей.



Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены


1) Продуктовая дифференциацияподразумевает, что каждый производи­тель обладает ограниченным контролем над ценой, т. е. формирует нисходя­щую кривую спроса. Производитель имеет возможность «перетягивать» к себе некоторых покупателей, осуществляя определенное снижение цен и изменяя качество продукции. С другой стороны, фирма может несколько поднять цену на свою продукцию, не потеряв при этом основной массы по­купателей (постоянных клиентов, которые по тем или иным причинам от­дают предпочтение именно этому производителю).

2) Единообразие обеспечивает основу для анализа поведения «репрезента­тивного» члена группы, предполагая, что каждый производитель будет вес­ти себя так, как и прочие члены группы, т. е. станет предлагать одинаковый объем выпуска на продажу при одинаковой цене. Если один производитель рассчитывает выиграть от снижения своей цены, он, очевидно, пойдет на это, но тогда и другие члены группы захотят получить аналогичный выиг­рыш и также снизят цены.

3) Симметрияи 4) большое число производителейподразумевают, что инди­видуальный производитель действует так, как будто его собственное цено­вое поведение распространяется на большую группу. При этом суммарный результат принятия аналогичных решений всеми членами группы стано­вится значительным и заметным.

Особенность рынка монополистической конкуренции заключается в том, что каж­дая фирма сталкивается с двумя различными кривыми спроса: DD и dd (рис. 10.1).



d (ceteris paribus)

I D (mutatis mutandis)

 


0 35 40 Qo = 45 50 55

Рис. 10.1. Две кривые спроса при монополистической конкуренции

Линия спроса DD (mutatis mutandis)1демонстрирует ситуацию, при которой все фирмы единообразно меняют цены на свою продукцию.

1 В главе 2 (параграф 2.1) мы уже познакомились с терминами «ceteris paribus» — «при прочих равных условиях» и «mutatis mutandis» — «с соответствующими изменениями».


Глава 10. Монополистическая конкуренция



При одинаково высоких ценах каждый репрезентативный производитель конт­ролирует сравнительно небольшую и равную долю рынка. Одновременное сни­жение цен всеми продавцами приводит к тому, что каждая фирма увеличивает свой сбыт на равную величину. Например, в точке А каждый производитель по­лучит цену 0,6 р. за единицу товара и продаст 45 ед.; в точке В каждая фирма вы­ручит 0,5 р. за единицу товара и продаст 50 ед.

Кривая DD подобна линии спроса отрасли чисто конкурентной модели и от­личается лишь тем, что показывает долю каждого индивидуального производите­ля в совокупном рыночном спросе. Например, точка В для 100 производителей соответствует рыночному объему в 5000 ед.

Линия спроса dd (ceteris paribus)демонстрирует ситуацию, при которой только одна фирма изменяет цену (цены прочих фирм фиксированы).

Индивидуальный производитель не установит такую же цену, как его конку­ренты, если он посчитает, что некая иная цена способна принести ему более вы­сокую прибыль. Если производитель думает, что другие фирмы будут продол­жать придерживаться уже существующей цены (скажем, 0,6 р. за штуку), то и он, установив цену 0,6 р. за штуку, продаст 45 шт. Однако производитель может установить как более высокую, так и более низкую цену (скажем, 0,7 или 0,5 р. за штуку), и продать соответственно либо 35 ед. (точка А'), либо 55 ед. (точка А") товара.

Кривая dd более эластична, чем кривая DD. Она чувствительнее к изменени­ям цен при условии, что прочие члены группы не изменят свои цены. Понижение индивидуальной цены с 0,6 до 0,5 р. за штуку товара обеспечивает не только до­полнительные 5 ед. продаж аналогично другим членам группы (как это показыва­ет кривая DD), но и сверх того еще дополнительные 5 ед., которые наш произво­дитель получит от потерь остальных членов группы.

При более высокой, чем Р0, цене, линия dd лежит левее, а при более низкой, чем Р0, цене — правее линии спроса DD. Это объясняется тем, что при повышении цены нашей фирмой конкуренты, вероятнее всего, сохранят свои цены на преж­нем уровне, а при понижении цены одной фирмой прочие фирмы будут вынуж­дены последовать этому примеру, чтобы не потерять своих покупателей.

Краткосрочное равновесие.Предположим, что первоначальное равновесие производственной группы определяется точкой Л0 на рис. 10.2, а при общей цене PQ и выпуске q0. Отдельный производитель, действуя в рамках линии спроса dd0, при соответствующем предельном доходе (mrQ) способен увеличить собственную при­быль, понижая цену на свою продукцию до уровня Pt и производя q ' единиц вы­пуска (при тг " тс). Этому соответствует новая точка равновесия А'.

Но если примеру одного производители последуют все остальные и также снизят цену на их продукцию до уровня Р , то равновесие системы переместит­ся по кривой DD в точку И j. Кривая dd начнет смещаться вниз и влево, так как цены товаров-субститутов (которые предлагаются всеми прочими членами группы) также понизились. Каждый член получит новую линию спроса dd, про­ходящую через точку Л,, и пересмотрит условия получения прибыли соответ­ствующим образом.



Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены


Процесс продолжится до тех пор, пока группа не достигает положения, изоб­раженного на рис. 10.2, б. Точке Е соответствует единая для всей группы цена Р*, и каждый участник продает q * единиц продукции.

Рис. 10.2.Равновесие в краткосрочном периоде

Как только эта позиция достигнута, каждый производитель получает линию спроса dd* и не склонен изменять ни цену своей продукции, ни объем выпуска.

С одной стороны, данное краткосрочное равновесие монополистической кон­куренции напоминает модель равновесия в условиях монополии, при котором кривая спроса фирмы имеет нисходящий наклон, причем тг<Р,а цена превыша­ет предельные издержки.

Однако, с другой стороны, ситуация напоминает также равновесие чистой конкуренции при цене рыночного равновесия (Р*), над которой индивидуальный


Глава 10, Монополистическая конкуренция



производитель не обладает контролем. Отличие от чистой конкуренции заключа­ется только в том, что кривая спроса фирмы не является совершенно эластичной.

Долгосрочное равновесие.В краткосрочном периоде репрезентативная фир­ма может получать определенную экономическую прибыль (тс > 0), если цена пре­вышает общие средние издержки (Р> АТС) при равновесном объеме выпускаq*. Однако, так как рынок является конкурентным, экономическая прибыль (или убытки) не может существовать в долгосрочном периоде. Это объясняется тем, что, как и в чисто конкурентной отрасли, при монополистической конкуренции существование экономических прибылей или убытков создает стимулы для входа в отрасль новых фирм или выхода из отрасли части уже в ней присутствующих — вход и выход фирм в данной модели практически не ограничены.

При вхождении новой фирмы в отрасль рыночная доля репрезентативной фир­мы сокращается, что приводит к соответствующему сдвигу влево линий DD и dd. Индивидуальная фирма вынуждена снижать цены, что еще больше сдвигает вниз кривую dd. Процесс продолжается до тех пор, пока кривая dd не достигнет кри­вой общих средних издержек А ТС (точка Е на рис. 10.3), в которой экономическая прибыль равна нулю (тс = 0). Представительная фирма максимизирует свою при­быль при тг = тс, но положение кривой dd таково, что данная максимизация осу­ществляется при тс = 0 (нулевая экономическая прибыль).

Рис. 10.3. Долгосрочное равновесие

Для большей наглядности сопоставим равновесие конкурентной фирмы в крат­косрочном и долгосрочном периодах на одном графике (рис. 10.4). На рис. 10.4, а изображена ситуация краткосрочного равновесия монополистически конкурент­ной фирмы. Поскольку фирма является единственным производителем товара сво­ей марки и имеет дело с убывающей кривой спроса, то итоговая цена краткосрочного периода (PSR) превышает средние издержки (АТС) и фирма получает положитель­ную прибыль (заштрихованный прямоугольник). Однако эта прибыль привлекает в данную отрасль новых производителей с конкурирующими марками товаров. В ре­зультате рыночная доля данной фирмы сокращается, и ее кривая спроса сдвигает­ся вниз. Поэтому при равновесии в долгосрочном периоде (рис. 10.4, б) цена рав-



Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены


на средним издержкам, а каждая фирма получает нулевую экономическую при­быль, несмотря на то что обладает монопольной властью.




 


Рис. 10.4.Равновесие монополистически конкурентной фирмы в периодах: а) краткосрочном и б) долгосрочном

Данная ситуация отличается от модели чистой конкуренции в двух отношени­ях. Во-первых, в соответствии с условием максимизации прибыли цена превыша­ет предельные издержки (Р > МС). Во-вторых, касание не может быть в точке минимума Л ГС, т. е. в точке М на рис 10.3.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.007 с.)