Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переменные рыночных структурСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Долго блуждает душа, В хаосе мыслей Однообразно кружа. Магия чисел Черная гложет ее. В числах нет смысла: Десять, сто тысяч, мильон — Много ли, мало? (1992) ИгорьЛапинский Главное при анализе рыночных структур состоит в исследовании влияния конкуренции (или ее отсутствия) на общую экономическую активность. Результаты функционирования рыночной экономики могут быть предсказаны и оценены на основе изучения особенностей конкуренции с точки зрения критериев эффективности. Хотя и предполагается, что конкурентная экономика обеспечивает оптимальное размещение ресурсов, требуется, однако, точно оценить эффективность конкурентных рынков. Конкуренция — категория весьма сложная, многомерная и многогранная. В микроэкономической науке стало традицией подходить к ее исследованию на основе рассмотрения вышеупомянутых структурных переменных. Список этих переменных длинен и в различных современных учебниках трактуется неоднозначно. К примеру, в одном из авторитетных отечественных учебников под общей редакцией В. М. Гальперина анализ рыночной структуры базируется на четырех структурных переменных: однородность продукции; малость и множественность Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены субъектов рынка; свобода входа в отрасль и выхода из нее; совершенная информированность о параметрах производства и обмена.1 В широко распространенном учебнике К. Р. Макконелла и С. Л. Брю приводится пять структурных переменных: число фирм; степень однородности продукта; наличие контроля над ценой; условия вступления в отрасль; наличие неценовой конкуренции.2 Е. Дуглас предлагает список из семи структурных переменных, количество продавцов условия издержек производства; количество покупателей; степень однородности продукта; мотивация фирмы; особенности формирования цены; ожидания фирмы относительно поведения соперников.3 Встречаются и другие классификации, в которых упоминаются такие структурные переменные рынка, как мобильность ресурсов, взаимозависимость продавцов, характер трансакционных издержек и др. Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что не все структурные переменные играют одинаково важную роль при определении типа конкурентной модели. Более того, многие из этих переменных взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Вместе с тем можно выделить группу наиболее важных структурных переменных. 1. Однородность (дифференцированность) продукции. Однородность про В главе 3 (параграф 3.3) мы выяснили, что степень заменяемости можно измерить с помощью перекрестной эластичности по цене. Так, для абсолютно заменяемых товаров перекрестная эластичность по цене стремится к бесконечности (формула 3.6): dqi Pj 3 dp. qj где i nj — предприятия, выпускающие однородную продукцию. Если продукция однородная, то даже небольшое повышение цены одним предприятием сверх ее рыночного уровня приведет к практически полному переключению спроса на продукцию других предприятий. Чем ниже однородность продуктов, тем ниже показатель перекрестной эластичности. У абсолютно уникальных продуктов перекрестная эластичность равна нулю. Противоположностью однородности является дифференцированность продукции: при нулевой однородности дифференцированность стремится к бесконечности, а при бесконечной однородности — дифференцированность равна нулю. 2. Количество фирм и их величина. Чем больше фирм на определенном про 1 См.: Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Том 2. СПб., 2 См.: Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. Т. 2. М., 1992. С. 66. 3 См.: Douglas E. Intermediate microeconomic analysis. Englewood, 1982. P. 180-187. Глава 7. Анализ рыночной структуры ную цену или общее предложение продукта на рынке. При увеличении количества продавцов на рынке возникает ситуация, когда количество продавцов настолько велико, что влияние любого поставщика на сложившийся на рынке уровень цен становится крайне незначительным. Если любая фирма повысит или понизит цену на свой товар, это никак не отразится на поведении остальных фирм и рыночная цена останется неизменной. В данном случае мы столкнулись с типично философской проблемой перехода количества в качество: «много» фирм не могут повлиять на общий уровень цен, в то же время «мало» фирм такой способностью обладают. «Много фирм» — это рыночная ситуация, при которой имеется настолько большое количество фирм, что ни одна из них не способна непосредственно изменять рыночную цену. При этом подразумевается, что каждая конкретная фирма является достаточно малой по отношению к рынку, на котором она действует. «Мало фирм» — противоположная рыночная ситуация: когда на рынке имеется столь малое количество фирм и каждая из них настолько велика по отношению к рынку, что способна своими действиями непосредственно влиять на изменение рыночных цен. Если любая отдельная фирма не способна повлиять на рыночную цену (а это предполагает высокую однородность продукции, достаточно большое число предприятий и их относительно малую величину), то мы имеем ситуацию совершенной конкуренции.1 В условиях совершенной конкуренции фирма является це-нополучателем: кривая спроса на ее продукцию бесконечно эластична, а потому имеет вид прямой, параллельной к оси абсцисс. Ценополучатель (price taker) — ситуация на рынке (чаще всего в условиях совершенной конкуренции), в которой фирма вынуждена продавать свою продукцию по не зависящей от нее рыночной цене. Ценоустановитель (price setter) — предприятие-монополист, способное устанавливать либо объем выпуска, либо цену. При этом фирма может продать любое количество товара по существующей рыночной цене. Важно отметить, что средняя (AR) и предельная выручка (MR) равны между собой и совпадают с рыночной ценой (Р*), что изображено на рис. 7.1. Таким образом, линия спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции одновременно является линией предельной, а также средней выручки. 3. Количество покупателей. Покупатели, как и продавцы, обладают тем большим влиянием на рынок, чем меньше их количество. Чем больше доля рыночного спроса исходит от одного покупателя, тем большее давление покупатель может оказать на движение цены вниз. Крупный покупатель может договариваться с продавцом о более низких ценах под угрозой купить товар у другого продавца, 1 Теории совершенной конкуренции посвящена глава 8. Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены который согласится снизить цену на большую закупочную партию. Как и в ситуации с продавцами, понятие «много» или «мало» покупателей оценивается по критерию способности воздействовать на рыночную цену. Р* = AR = MR Рис. 7.1. Линия спроса на продукцию фирмы при совершенной конкуренции На большинстве рынков имеется множество покупателей: сотни, тысячи и миллионы. В таких случаях покупатели не способны влиять на цены и вынуждены принимать их как нечто данное. Но покупатели могут объединиться в своем стремлении снизить цены. Для этого им следует организоваться и временно воздержаться от покупок на тот или иной товар. Но на практике подобная координация мало осуществима. Бывают ситуации, когда количество покупателей действительно невелико (а иногда — даже один). В таких случаях рыночная сила покупателей многократно возрастает. 4. Условия издержек производства. Микроэкономика рассматривает фирму как экономический субъект, стремящийся к получению прибыли (превышение дохода над издержками). Поэтому необходимо определить условия издержек, дабы иметь возможность сравнить общие издержки с общим доходом при различных объемах выпуска. Это, в свою очередь, предполагает построение кривой производственной функции и кривой издержек производства как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде. На основе сопоставления линий доходов и издержек можно определить: (1) является ли фирма прибыльной, (2) ее оптимальную величину, (3) необходимость входа в отрасль или выхода из нее. 5. Легкость входа в отрасль или выхода из нее. Одной из составляющих долгосрочных издержек являются затраты на вход фирмы в отрасль или выход из нее. Если на вход или выход не существует никаких (административных, финансовых и т. п.) барьеров, то перед нами ситуация совершенной конкуренции. Невозможность преодолеть подобные барьеры иллюстрирует другой крайний случай — монополию. Любые барьеры на вход в отрасль или выход из нее могут рассматриваться, как дополнительные издержки, а потому допустимо данную пятую структурную переменную рассматривать в рамках четвертой, т. е. не выделять особо. Свобода входа и выхода подразумевает также соответствующую мобильность фирм на рынке, а также мобильность факторов производства. 6. Целевая функция. Чтобы предсказать или объяснить действия фирмы, мы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.131 (0.008 с.) |