Дискриминация второй степени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дискриминация второй степени



Шел Арбатом, вдруг в тумане
Тихо с правой стороны —
Хриплый голос: «Хэв ю мани?»
Для тумана все равны. (1999)

В. Б. Моргачев

Как уже отмечалось, на практике продавцу нелегко оценить резервную цену каждой единицы товара. Гораздо проще оценить отдельные партии предлагаемого продукта. Рис. 9.13 иллюстрирует пример ценовой дискриминации второй степени.


Глава 9. Чистая монополия



А

Дополнительная экономическая прибыль монополиста от продажи первой партии

Рис. 9.13. Ценовая дискриминация второй степени

Дискриминация второй степени: продажа отдельных партий товара по различным ценам.

В данном случае монополист сначала предлагает для продажи Qf единиц при цене Pv затем Q2 единиц по цене Р2, т. е. продает всю продукцию двумя партиями. В реальной жизни количество партий товара может быть самым различным. Резуль­тат ценовой дифференциации второй степени весьма напоминает дискриминацию первой степени. Продавец производит больше товара (хотя и меньше, чем при чис­той конкуренции), чем он производил бы, если бы существовала единственная цена продажи, и присваивает большую часть (хотя и не весь) избытка потребителя.1

Ценовая дискриминация второй степени может быть иллюстрацией рыноч­ной ситуации, получившей известность как «skimming» (практика снятия сли­вок). Появившийся на рынке новый продукт начинает продаваться по довольно высокой цене. По данной цене товар станут покупать те потребители, которые полагают, что такой цена будет оставаться и впредь или которые не желают ждать ее падения. Поэтому в течение определенного периода времени первая партия товара объемом в Qt будет продаваться по цене Р, (что выше, чем в случае, если бы весь товар продавался целиком по монопольной цене Р*).

По мере насыщения ажиотажного спроса монополист снизит цену до уровня Р2 и продаст остатки товара второй партией. Осуществляя ценовую дискриминацию

1 На рис. 9.13 представлен случай, при котором монополист не может установить более двух цен. При этом должны быть выполнены два условия: (1) MRt = Р2 и (2) MR2 = MC; MRl — стандартная кривая предельного дохода при условии, если существует возможность устано­вить лишь одну цену на всю товарную массу. Объем первой партии не должен превышать точки А, при которой MR, = Р. Кривая спроса для второй партии начинается в точке А, а MR2 строится так, как если бы вертикальная ось (ординат) переместилась из положения 0 в положение Q,. Выпуск этой партии будет распространяться до точки В, где MR2 = МС.



Часть II, Анализ рыночной структуры. Теория цены


второй степени, монополист хоть и не добился присвоения всего излишка потре­бителя, как в случае совершенной дискриминации (первой степени), но он увели­чил свою прибыль по сравнению с тем, как если бы товар продавался не двумя партиями, а весь сразу (по цене Р*).

Нетрудно сообразить, что на чем большее количество партий способен монопо­лист разделить свой товар и продавать каждую партию по особой цене, тем боль­ше дискриминация второй степени приближается к дискриминации первой степе­ни. В самом деле: при дискриминации первой степени величина товарной партии, по сути, совпадает со спросом отдельного покупателя.

На практике ценовая дискриминация второй степени часто принимает форму различных скидок (ценового дисконтирования). Перечислим некоторые из них:

1) скидки на объем поставки (чем больше заказ, тем выше скидка к цене);

2) кумулятивные скидки (сезонные билеты на железной дороге дешевле разовых);

3) ценовая дискриминация во времени (разные цены на утренние, дневные и вечерние сеансы в кино) и т. п.

Вывод: при ценовой дискриминации второй степени продавец хотел бы, но не мо­жет точно определить платежеспособность покупателей.

Поэтому продавец прибегает к практике продажи товара партиями, и величи­на товарной партии во многом зависит от выбора покупателя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.183.118 (0.017 с.)