Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чистая (совершенная) конкуренцияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Я думал: в мире люди Как ангелы живут, Я думал, в тайных мыслях Один у них закон: К тебе, царю небесный, Любовью пламенеть, И ближним неимущим Без ропота души Последнюю копейку, Как братьям уделять. А люди — те же звери: И холодны и злы; Мишурное величье — Молебный их кумир, А золото и низость — Защитник их и бог. (1829) А. В. Кольцов (1808-1842) Ключевые понятия
Конкуренция Чистая (совершенная) конкуренция Условия максимизации прибыли: —необходимое —достаточное Кривая предложения фирмы Точка закрытия фирмы Конкуренция является микроэкономическим термином,1 который вызывает неоднозначные толкования в научном мире. К примеру, один из авторитетных отечественных ученых, покойный профессор В.М. Гальперин, противопоставлял понятия «конкуренция» и «соперничество», утверждая, что это разноплановые категории, подкрепляя это определенными лингвистическими экскурсами.2 Безусловно, подобные заявления вызывают чувство уважения к пытливому исследовательскому уму, но вместе с тем сбивают с толку. Дело в том, что в повседневной жизни мы на каждом шагу употребляем термины «конкуренция» и «соперничество» как совершенные синонимы. Попробуем разобраться в этой путанице. Как мы выяснили в главе 1, люди живут в мире ограниченных ресурсов. Именно поэтому, что греха таить, люди не ангелы (по поводу чего и сокрушался молодой А. В. Кольцов, столкнувшийся с реалиями жизни, стихотворение которого приведено в эпиграфе). В стремлении выжить экономические агенты находятся в постоянной борьбе с силами 1 В курсе макроэкономики явление конкуренции не рассматривается. Макроэкономика 2 См.: Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т. 2. СПб., Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены природы и общества, соперничестве друг с другом, конкуренции. В этом широком смысле можно смело ставить знак равенства между конкуренцией, соперничеством и борьбой. Конкуренция (позднелатинское concurrentia от латинского сопсигго — сбегаюсь, сталкиваюсь) — процесс борьбы (соперничества) между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства, распределения, обмена и потребления продуктов с целью максимизации полезности (для потребителей) или прибыли (для производителей). Известный специалист в области исследования конкуренции профессор М. Портер (кстати, нигде не давая самого определения этой категории) пишет: «В любой отрасли экономики — не важно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, суть конкуренции выражается пятью силами: 1) угрозой появления новых конкурентов; 2) угрозой появления товаров или услуг-заменителей; 3) способностью поставщиков комплектующих изделий и т. д. торговаться; 4) способностью покупателей торговаться; 5) соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой» (рис. 8.1).1 Угроза появления новых конкурентов Способность поставщиков торговаться Соперничество между имеющимися конкурентами Способность покупателей торговаться Угроза появления субститутов Рис. 8.1. Пять сил, определяющих отраслевую конкуренцию (по М. Портеру) Другой исследователь, профессор Миллер, определяет соперничество следующим образом: «Поведение соперничества среди продавцов принимает множество форм: реклама, улучшение качества продукта, создание новых продуктов, модификация старых продуктов и т. д. Соперничество среди покупателей также принимает множество форм: поиски лучших сделок, попытки добиться преимуществ в объеме ' См.: Портер М. Международная конкуренция. М., 1993. С. 52-53. Кстати, как следует из этой фразы и рисунка, Портер также не делает различий между конкуренцией и соперничеством. В данном случае приводится модель механизма отраслевой конкуренции, что представляет собой лишь один из аспектов этого многомерного явления. Глава 8, Чистая (совершенная) конкуренция ценовых скидок, предложение более высокой цены с целью приобретения ограниченного продукта и т. п.».1 В нашей повседневной речи мы не делаем никакой разницы между терминами «соперничество», «борьба» или «конкуренция». Путаница начинается с того момента, когда мы классифицируем абстрактные типы микроэкономических рынков на основании рассмотренных в прошлой главе структурных переменных. Именно на этой стадии вдруг обнаруживается, что совершенная (или чистая) конкуренция как определенная структура рынка «начисто» лишена свойств соперничества (как процесса)! И это так. Приведем определение чистой конкуренции. Чистая конкуренция (англ. риге competition) — рыночная структура, при которой множество продавцов и покупателей взаимодействуют друг с другом, предлагая и запрашивая однородный продукт. Чистая конкуренция как абстрактная рыночная структура отличается прежде всего большим количеством продавцов (и покупателей); однородностью продукции; отсутствием барьеров для отраслевого входа и выхода фирмы. Прочие рыночные структуры также могут обладать некоторыми из этих характеристик, но не всеми одновременно. Именно по этим причинам в условиях чистой конкуренции не может быть тех проявлений соперничества, о которых писал вышеупомянутый профессор Р. Миллер: на чисто конкурентном рынке отсутствуют мотивы создания рекламы; нет нужды в маркетинговых исследованиях (продукт абсолютно однороден!); покупателям также бессмысленно пытаться искать лучших сделок и всевозможных скидок: их просто не существует, так как все условия равны и все однообразно. Стоит ли упоминать, что в чистом виде такое состояние вряд ли может существовать в реальной жизни. Однако не следует забывать, что в данной главе мы рассматриваем не просто конкуренцию (процесс борьбы между участниками рынка), а чистую конкуренцию (модельную структуру рыночной организации как крайнее отрицание другой рыночной структуры — монополии). Мы изучаем понятие чистой конкуренции с целью разобраться как в особенностях структуры данной рыночной организации, так и для того, чтобы лучше понять все прочие рыночные структуры: монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию и т. п. Вывод: между процессом конкуренции и процессом соперничества нет никакой разницы; но как абстрактная структура рынка чистая конкуренция отличается от реального процесса соперничества (соперничества как особой структуры рынка не существует!) А теперь обратим внимание еще на одну словесную путаницу. Внимательный читатель заметит, что в учебниках используются разные термины: «совершенная 1 См.: Miller R. Intermediate microeconomics. N.Y., 1978. P. 236-237. Конкуренция, как и соперничество, является излюбленным предметом исследования экономистов-марксистов. Так, В. И. Ленин любил повторять, что в конкурентной борьбе соперники не останавливаются ни перед какими средствами, «вплоть до применения динамита». Увы, подобные картинки вовсе не редкость в наше смутное время.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.195 (0.009 с.) |