Кривая цена-потребление (РСС) и построение кривой спроса




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кривая цена-потребление (РСС) и построение кривой спроса



При выстраивании траектории четко наблюдаются выстроенные границы возможностей,

прочерченные и исследованные

возможности взлета. (12.09.1995)

Е. Д. Марченко

На рис. 4.23, а изображены оптимумы потребления для 4 линий бюджетных ограничений. Денежный доход / и цена товара У принимаются постоянными ве­личинами, а изменяется только Рх. При уменьшении цены товара X точка пересе­чения линий бюджетного ограничения и кривых безразличия перемещается от А к D; потребитель меняет свой оптимальный выбор, двигаясь от А к В, далее к С и к D. Линия, полученная в результате этого, называется кривой цена-потребление (РСС price consumption curve).


 

Pi k     б)
Pa [a  
    \ \ Эластичная область
Рв Рс --- ч Неэластичная рд область
Pd       |\Лд Кривая
        —'---- !-------- ►

0XAAXBXcBXD С Ь' X* 0ХаХв Хс XD X

Рис.4.23. Кривая цена-потребление (а) и вывод линии спроса (б)


Кривая цена-потребление (РСС) это линия, иллюстрирующая изменение опти­мального уровня индивидуального потребления двух товаров при изменении цен одного товара, постоянном доходе и неизменных ценах на другой товар.

С помощью кривой РСС построим линию индивидуального спроса для товара X.



Часть I, Основы рыночного анализа


На рис. 4.23, а на оси абсцисс получены объемы потребления товара X в ре­зультате сдвига бюджетной линии, вызванного снижением цены на товар X.

Изобразим теперь точки А, В, С и D на рис. 4.23, б. По оси абсцисс отложим объемы спроса на товар X при соответствующих ценах при неизменной цене на товар У по оси ординат. Соединив эти точки, получим линию спроса. Таким образом, мы построили линию индивидуального спроса на основании принципа максимизации полезности.

Свойства кривой РСС:

1) Кривая РСС имеет U-образную конфигурацию. При уменьшении цены товара X (начиная от максимально высокого уровня), потребление товара Усначала сни­жается от максимального объема, но постепенно начинает увеличиваться.

2) Кривая РСС может отклониться назад к вертикальной линии ординат, т. е. потребление блага X может понизиться, несмотря на падение его цены. Это случай известного исключения из закона спроса, т. е. парадокс Гиффена.

Кривая доход-потребление (ICC) и построение кривой Энгеля

Если бы несколько долларов, Чтоб мула купить как-нибудь, Сел бы я на него и Отправился в дальний путь. Если бы сотню-другую, Я бы «паккард» купил. Дал бы я полный газ и С девчонкой своей покатил. Если бы мне миллиончик, Купил бы я самолет. Сказали бы все в Америке: «Ну что он за идиот!». Нет у меня миллиона, Нет у меня ни гроша, Но и с одним только «если бы» Жизнь моя хороша!

Лешстон Хьюз (1902-1967)

Рисунок 4.24 иллюстрирует влияние изменения дохода на потребление. Точ­ки касания кривых безразличия и множества параллельных линий бюджетного ограничения (А, В, С и т. д.) образуют так называемую кривую потребление-до­ход (ICC — income consumption curve).

Кривая потребление-доход (ICC) — это линия, иллюстрирующая изменение оп­тимального индивидуального потребления двух товаров при движении величины до­хода и постоянных ценах.

Если кривая цена-потребление (РСС) служит основой для построения кри­вых спроса, то кривая ICC может быть использована для получения кривой Энге­ля, которая представляет эффект изменения дохода в зависимости от количества закупаемого блага.


Глава 4. Теория индивидуального потребления



Мы уже ознакомились с кривыми Энгеля в параграфе 3.5 при рассмотрении категории «спрос по доходу». Сейчас же нашей задачей является изучение при­роды данных кривых.

Как уже упоминалось в главах 2 и 3, покупки одних благ (нормальных благ) с увеличением доходов возрастают, в то время как других товаров (некачествен­ных) — снижаются. На рис. 4.24 товар X является «нормальным» до величины дохода, ограниченного точкой С, но становится «некачественным» при более вы­соких уровнях дохода.

О X

Рис. 4.24. Кривая доход-потребление

Отсюда следует, что, во-первых, при малых изменениях дохода любой товар может быть «некачественным» или «нормальным» в зависимости от индивиду­альных предпочтений и природы товара. Во-вторых, само понятие «нормально­сти* или «некачественности» относится скорее к индивидуальным предпочтени­ям потребителей, нежели к самим товарам.

Нормальные товары (см. параграф 3.5) подразделяются на товары роскоши, а также первой и второй необходимости. Предметы роскоши составляют неболь­шую долю в потреблении бедных или средних слоев общества. Но эта доля воз­растает с ростом доходов. Потребление товаров первой необходимости мало­чувствительно к увеличению дохода. На рис. 4.25 изображены различные случаи



ICCfr X — эластичность по доходу для X и Y равна единице

1СС$. X — товар роскоши, Y — товар первой необходимости

ICCf X — товар первой необходимости, а товар Y — предмет роскоши


О X

Рис. 4.25. Товары роскоши и первой необходимости в рамках модели ICC





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.004 с.)