ТОП 10:

ТЕМА 7. Основы спроса и предложения



Спрос – это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают «потребность» и «спрос».

Между этими понятиями складывается непростое коли­чественное соотношение. Как правило, спрос меньше пот­ребности, поскольку любая цена ограничивает число поку­пателей.

В экстремальных экономических ситуациях спрос может превышать потребность, поскольку отражает влияние дру­гих факторов (инфляция, паника, соображения престижа и т.д.).

Итак, спрос – это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него. Очень важно осознать, что спрос - это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Для динамики рыночной системы наличие спроса как возможной купли благотворно, так как заставляет суетиться бизнесменов, вынуждает их к доходному маневрированию объемами производства, а коммерсантов – объемами предложения.

Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде графика (рис. 7.1), показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на верти­кальной оси. Закон спроса гласит, что люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой. Это на­ходит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.

P D

 

Цена 3 ●

 

2 ●

1 ● D

 

0 1 2 3 4 5 6 7 Q

Величина спроса

 

Рис. 7.1 – Кривая индивидуального спроса

 

Кривая индивидуального спро­са представлена в виде нисходя­щей кривой DD, поскольку между ценой и величиной спроса сущест­вует обратная зависимость.

В своем анализе экономист исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого поку­паемого продукта. Но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. К ним относятся неценовые детерми­нанты, или так называемые факторы изменения спроса:

1) предпочтения потребителей, их вкусы;

2) число поку­пателей на рынке;

3) доходы потребителей;

4) цены на сопряженные товары и

5) ожидания потребителей отно­сительно будущих цен и доходов.

Изменение одной или более детерминант спроса вызывает измене­ние спроса. Увеличение спроса смещает кривую спроса вправо, напри­мер от D1 к D2. Уменьшение спроса смещает кривую спроса влево, на­пример от D1 к D3. (рис. 7.2).

 

P D2

D1

D3

увеличение

Цена 3 ● а спроса

           
   
 
   
 
 


b D2

1 уменьшение D1

спроса D3

0 1 2 3 4 5 6 7 Q

Величина спроса

 

Рис. 7.2 – Изменения в спросе

Факторы, влияющие на спрос:

1. Вкусы потребителей: благоприятное изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, может означать, что спрос возрастет независимо от цены. Неблагоприят­ные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спро­са и смещение кривой спроса влево. Иначе говоря, появление нового про­дукта способно привести к изменению потребительских вкусов. Напри­мер, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на долго­играющие пластинки.

2. Число покупателей: увеличение на рынке числа покупателей обус­ловливает повышение спроса, а уменьшение — сокращение спроса. Пря­мая связь.

3. Доход: в отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются нормальными товарами.

4. Цены на сопряженные товары: сливочное масло и маргарин. Ког­да два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спро­сом на другой существует прямая связь. Есть другие пары продуктов — взаимодополняющие. Они «сопутству­ют» друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновре­менно, т.е. спрос на них сопряженный. Например, спрос на бензин и мо­торное масло сопряжен — это дополняющие друг друга товары. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

В то же время многие пары товаров вовсе не являются взаимосвязан­ными. Это независимые, самостоятельные товары. Например, для таких пар товаров, как картофель и сигареты, изменение цены на один товар очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос, на другой товар.

5. Потребительские ожидания: ожидания потребителей относитель­но повышения цен в будущем могут побудить их покупать больше, чтобы «упредить» угрожающее повышение цен; равным образом и ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничи­вать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения до­ходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

«Изменение в спросе» не следует смешивать с «изменением величины спроса». Изме­нение величины спроса означает передвижение с од­ной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, т.е. переход от одной комбинации «цена — количество продукта» к другой, на нашем графике – от а к b. Причиной изменения величины спроса служит изменение цены данного продукта.

Таким образом, как было сказано выше, суть закона спроса заключается в следующем: сниже­ние цены ведет к возрастанию величины спроса. И, наоборот, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Отсюда, закон спроса — это отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса.

Почему же снижение цены товара увеличивает спрос на него?

1. Самое очевидное заключается в том, что удешевление делает товар доступным для тех катего­рий покупателей, которым он раньше был «не по карману». А рост числа покупателей означает рост спроса на данный товар.

2. Сложнее объяснить поведение прежних поку­пателей данного товара, которые увеличивают объ­ем его купли именно при снижении цепы.

Конечно, можно предположить, что часть покупателей приобретала данный товар в меньшем размере, чем испытывала в нем потребность, и вот теперь, благодаря сниже­нию цены, доводит размер спроса до реальной потребности.

Приведенные выше два объяснения справедливы, но выходят за рамки «закона спроса», поскольку раскрывают связь динамики цены то с числом покупателей, то с величиной потребности. Поэтому экономисты предложили объяснение в виде трех «эффектов», возникающих при снижении цены на товар.

А. «Эффект роста выгоды». Любая покупка имеет объективным пределом равенство расходов на приобретение товара и полезности от него. Снижение цены уменьшает расходы при прежней полезности товара, т.е. изменяет соотношение расходов на товар и полезности от него к большей выгоде покупателя. Поэтому, сохраняя прежние объемы расходов (а это при снижении цены увеличивает спрос на товар), покупатель получает больше выгоды (полезности), чем раньше.

В. «Эффект дохода». Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем размере. Это равнозначно увеличению денежно­го дохода покупателя, но только по отношению к данному товару, только при покупке данного товара. Поэтому, чем больше покупатель покупает подешевевшего товара, тем больше он самостоятельными действиями реализует эту открывшуюся возможность увеличения своего дохода. Иными словами, каждый участник рыночной экономики стремится увеличить свой доход; снижение цены на данный товар позволяет ему реализовывать эту заветную цель, - но только покупкой этого подешевевшего товара

С. «Эффект замещения». Подешевевший товар относи­тельно удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и не измениться. Поэтому, замещая «другие» товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнитель­ный эффект дохода.

Таким образом, снижение цены на отдельный товар вызывает многочисленные последствия, как и рост цены.

Закон спроса – величайший закон рыночной экономики, ибо он придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изме­нение цены.

Закон спроса важен и тем, что показывает достижение экономикой данной страны высокого уровня развития - ведь спрос может «благодарно» увеличиваться при сниже­ния цены или «возмущенно» уменьшаться при росте цены только при отсутствии дефицита, там, где дефицит, мнение покупателя не важно, все диктует производитель; а ведь подлинный рынок – это равноправие спроса и предложения.

Рыночное предложение – это максимально возможное количество товаров и услуг, которое продавцы готовы поставлять на рынок в единицу времени при данных условиях.

То, что сегодня в экономической теории обозначается как «предложение», настолько многообразно, что с трудом поддается даже самой общей классификации. В настоящее время в предложении принято выделять пять групп товаров (услуг):

1) сырье (ресурсы);

2) товары производственного назначения (оборудова­ние и т.п.);

3) труд (наемный);

4) капитал (производительный и денежный);

5) товары потребительского назначения, в том числе:

а) изделия длительного пользования (автомобили, холодильники, телевизоры, стиральные машины, одежда, мебель);

б) изделия краткосрочного пользования (продукты питания, косметика);

в) услуги (действия, в ходе которых достигается полезный эффект - рестораны, туризм).

Состав предложения постоянно меняется, объем увели­чивается, обновляется, включая все новые товары (инфор­мация, лицензия, патенты, ноу-хау). И каждая товарная группа порождает свой особый, локальный рынок.

Предложение следует рассматривать с точки зрения его ве­личины. Вместо того, чтобы спрашивать, какое количество бу­дет предлагаться по разным ценам, мы вправе спросить, каки­ми должны быть цены, которые побудят производителя пред­лагать разное количество товара.

Суть закона предложения такова: с повышением цен соот­ветственно возрастает и величина предложения; со сниже­нием цен сокращается также и предложение. Закон предло­жения показывает, что производители хотят изготовить и предло­жить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.

Прямую связь между величиной предложения и ценой продукта можно изобразить графически: это выражается в восходящем направлении кривой предложения.

 

P S

 

Цена 3 ●

 

2 ●

1 S ●

 

0 1 2 3 4 5 6 7 Q

Величина предложения

 

Рис. 7.3 – Кривая индивидуального предложения

 

На графике кривая индивидуального предложения представлена в виде вос­ходящей кривой SS, поскольку между величиной предложения и ценой суще­ствует прямая связь: по закону предло­жения производители производят боль­шее количество продукта, если цена на него растет.

При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена – основная детерминанта величи­ны предложения любого продукта. Однако кривая предло­жения, так же как и кривая спроса, строится на предполо­жении, согласно которому определенные неценовые детер­минанты величины предложения даны заранее и не подвер­гаются изменениям. Если одна из этих неценовых детерми­нант предложения в действительности претерпевает изме­нения, положение кривой предложения также будет ме­няться.

К основным неценовым детерминантам предложения относятся следующие:

1) цены на ресурсы;

2) технология производства;

3) налоги и дотации;

4) цены на другие то­вары;

5) ожидания изменения цен;

6) число продавцов на рынке.

 

P S3

Уменьшение S1

предложения

S2

Цена 3 b

       
 
   
 


2 S3

a увеличение

1 S1 предложения

S2

0 1 2 3 4 5 6 7 Q

Величина предложения

 

Рис. 7.4 – Изменения в предложении

 

Увеличение предложения смещает кривую предложения вправо, от S1 к S2. Уменьшение предложения смещает кривую предложения влево, от S1 к S3; передвижение от а до b означает изменение величины предложе­ния (рис. 7.4).

Факторы, влияющие на предложение:

1. Цены на ресурсы: снижение цен на ресурсы снизит издержки производства и увеличит предложе­ние, т.е. переместит кривую предло­жения вправо. И наоборот, повыше­ние цен на ресурсы увеличит издерж­ки производства и сократит предложения влево.

2. Технология: нововведения в технологии позволяют более эффек­тивно произвести единицу продук­ции и увеличить предложение.

3. Налоги и дотации: предприя­тия рассматривают большинство на­логов как издержки производства. Поэтому повышение налогов увели­чивает издержки производства и со­кращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наобо­рот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

4. Цены на другие товары: изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена па футбольные.

5. Ожидания: ожидания изменений цены продукта в будущем могут повлиять на предложение продукта на рынок в настоящее время. Напри­мер, ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на автомобили может сократить текущее предложение этой продукции.

6. Число продавцов: чем больше число производителей, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количе­ства фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше фирм в отрасли, тем меньше рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

Итак, неценовые детерминанты предложения вызывают изменения в предложении.

Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как различие между измене­нием в спросе и изменением величины спроса. Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой пред­ложения: увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево. Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения.

Напротив, изменение величины предложения озна­чает передвижение с одной точки на другую на посто­янной кривой предложения, т.е. переход от одной комбинации «цена — количество продукта» к другой, на нашем графике – от а к b. Причиной такого передви­жения является изменение цены на рассматриваемый про­дукт.

Взаимодействие между спросом и предложением лучше всего можно понять, рассматривая совместно кривые спро­са и предложения. Спрос растет, когда цена товара понижается, а предложение увеличивает­ся с ростом цены. Путем совмещения графиков спроса и предложения можно понять их взаимодействие. Кривые спроса и предложения пере­секаются в точке А, которую называют точкой равновесия. Она характеризует такое состоя­ние рыночных цен, когда объем спроса на товар равен объему его предложения.

Рыночное равновесие, определяемое через равенство объемов продаж и покупок, предполагает соблюдение опре­деленных условий. Во-первых, мы рассматриваем его по отношению к какому-либо отдельному товару, абстрагиру­ясь при этом от изменения цен других товаров, считая их неизменными. Ясно, что в реальном рынке это условие не выполняется, но для теоретического анализа всегда прихо­дится рассматривать явления или факторы обособленно, по одному, и только потом вводить усложнения и поправки. Во-вторых, следует учитывать, что при этом не происходит изменения доходов покупателей, цен конкурирующих с данным других товаров и других факторов, которые мы считаем постоянными. Поэтому, формулируя изменения спроса и предложения, а также условия рыночного равно­весия, оговаривают, что указанные соотношения имеют ме­сто лишь «при прочих равных условиях».

Таким образом, рыночное равновесие устанавливается тогда, когда цена товара будет такой, что объем товара, который по­купатели хотят купить, будет в точности равен объему товара, который производители желают продать.

Согласно закону спроса, импульс поведению потребителя (покупателя) задает цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Конечно, цена предложения - только исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса, т.е. той ценой, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в виде «рыночной цены» товара, по которой он действительно продается и покупа­ется. Рыночную цену называют еще «ценой равновесия», поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка убыточна).

Уровень пересече­ния кривых спроса и предложения (точка А) и определяет уро­вень рыночной цены (так называемой «цены равновесия») (рис. 7.5). Это – действительно равновесная, уравно­вешивающая цена, ибо любая иная точ­ка означает диспро­порцию между плате­жеспособным спросом и соответствующим ему товарным предло­жением.

P

D S

перепроизводство

R C

 

A

F

 

K M B

 

дефицит

L Д E

O Q (D,S)

 

OF - цена равновесия

OD – равные объемы товарного предложения и платежеспособного спроса.

Рис. 7.5 – Равновесная цена

 

Предположим, что цена отклонилась в пользу спроса (точка В). По этой цене число покупателей возрастает за счет тех лиц, которым была недоступна цена на уровне А. Следовательно, возрастает и величина спроса (к ОД добавится ДЕ). Но снижение рыночной цены (с OF до ОК) уменьшит число продавцов за счет тех из них, кому эта цена недоступна, так как не оправдывает даже затраты. В результате, возросшей величине спроса (ОЕ) будет противостоять гораздо меньшая товарная масса (OL). Возникает хорошо известное нам явление товарного дефицита (на нашем графике он представлен отрезком LE). Из этого следует, что всякий раз, когда хотят угодить потребителям и искусственно, - именно искусственно, директивно, ибо рынок беспристрастен, - устанавливают более низкую цену, следствием такого «благодеяния» может быть только дефи­цит, разорение производителей, «черный рынок» (ибо на меньшую величину предложения низкая цена приглашает большее количество покупателей), с которыми мы хорошо знакомы.

То же самое произойдет, если цена отклонится в пользу продавцов (точка С). В этом случае число продавцов возрастет за счет тех из них, кто имеет большие затраты. Следовательно, возрастает и величина предложения (к ОД добавится ДЕ). Но теперь повышение рыночной цены (с OF до OR) уменьшит число покупателей с (ОД до OL) за счет тех, кому эта цена недоступна. В результате возросшей величине предложения (ОЕ) будет противостоять гораздо меньшее платежеспособное число покупателей (OL). Возни­кает (тоже теперь хорошо известное нам в результате либерализации цен) относительное перепроизводство: товары есть, но по недоступной основной массе покупателей цене. Проигрывают, кстати, и производители, ибо при всем желании покупатели не способны приобрести больше, чем OL.

Возвращению цены к равновесному уровню могут препятствовать только два обстоятельства:

а) монополизм продавца (или покупателя), искусствен­но удерживающего цену в свою пользу,

б) административное регулирование цен (отсюда, в частности, видна ответственность государства за установ­ление цен, приводящее, как правило, к дефициту или перепроизводству).

Таким образом, при всем необъятном диапазоне возможных цен они в локальном классическом рынке тяготеют к равновесному уровню.

Равновесная цена изменяется с течением времени. В зависимости от временного интервала различают мгновен­ное, кратко- и долгосрочное равновесие. Допустим, что в силу определенных обстоятельств спрос на какой-то товар резко возрос. Так как предложение этого товара сразу возрасти не может, ситуация мгновен­ного равновесия будет характеризоваться лишь значитель­ным повышением цены. Кривая предложения S представ­ляет собой вертикальную линию с нулевой эластичностью, и сдвиг кривой спроса D в положение D1 увеличит равно­весную цену с Р0 о до Р1 (рис. 7.6).

 

P P S

S

 

P1 P1

D1 P0 D1

P0 D D

Q1 Q Q1 Q2 Q

a) мгновенное б) краткосрочное

равновесие равновесие

 

 

 
 


P

S

 

P1

P0 D1

D

Q1 Q2 Q

 

В) долгосрочное равновесие

 

Рис. 7.6 – Варианты рыночного равновесия

 

Краткосрочное равновесие наступает тогда, когда пред­ложение возрастает, но число производителей данного товара не увеличивается. Рост предложения есть нормальная реак­ция производителей на увеличение спроса. Объем производс­тва возрастает вследствие более интенсивного использования применяемых производственных факторов. В данном случае объем предложения несколько возрастает (с Q1 до Q2), a равновесная цена Р1 устанавливается на более низком уров­не, чем в ситуации мгновенного равновесия.

Когда же объем предложения начинает увеличиваться за счет увеличения числа производителей, введения в производство дополнительных мощностей, устанавливает­ся долгосрочное равновесие. Расширение объема производ­ства, вызывая углубление специализации и другие факто­ры, обусловливающие положительный эффект масштаба производства, сказывается на снижении издержек, равно­весная цена снижается. Такое равновесие называют еще нормальным, потому что все большее товарное насыщение рынка порождает конкуренцию между производителями, в отрасль приходят новые фирмы, объем предложения возрастает до Q2, равновесная цена Р1 еще более снижается. Предложение полностью приспосабливается к изменив­шемуся спросу, устанавливается долгосрочное равновесие между спросом и предложением.

Мгновенное и краткосрочное равновесные состояния следует рассматривать как этапы в становлении долгосроч­ного, нормального равновесия. Однако взаимоприспособ­ление спроса и предложения не может быть статичным. Изменение уравновешивающих факторов дестабилизирует рыночное равновесие.

Приведенные примеры показывают, что механизм рынка каждый раз при нарушении равновесия срабатывает так, что устанавливается новое равновесное состояние. Информация, выраженная в рыночных ценах, способству­ет изменению поведения и производителей и покупателей, притом и те и другие преследуют свои личные интересы. Однако взаимодействие этих интересов «на выходе» дает положительный общественный результат.

Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночные равновесия. Первое имеет место тогда, когда нарушенное равновесное состояние восстанавливается опять; второе – когда нарушенное равновесие рынка остается таковым на протяжении дли­тельного периода. Примером второго может служить ситуация с хроническим товарным дефицитом, когда продолжительное время покупательский спрос остается неудовлетворенным.

Применительно ко второй ситуации выделяют рынок потребителя (покупателя) и рынок производителя (про­давца). Рынок потребителя характеризуется устойчивым превышением предложения над спросом. На таком рынке конкурируют между собой производители за лучшее и наиболее полное удовлетворение запросов потребителей. На рынке производителя спрос устойчиво превышает пред­ложение. Потребители конкурируют между собой факти­чески за доступ к товару.

1. Паутинообразная модель

При отклонении цен от равновесного состояния происходит колебание цен и коли­чества товаров, реализуемых на рынке. В итоге колебания наступает такое поло­жение, при котором устанавливается рыночное равновесие между спросом и пред­ложением.

2. Невальрасова модель с жесткими ценами.

При не равновесии его устранение происходит или путем изменения цен, или путем изменения количества товаров, предлагаемых для реализации. Первое допущение характерно для вальрасовского подхода, второе – для кейнсианского. Вальрасовский вариант предполагает, что равновесие достигается путем снижения цен. Кейнсианский вариант предполагает сохранение цены на прежнем уровне, а равно­весие обеспечивается путем уменьшения предложения товаров.

3. Модель очереди.

В тех случаях, когда цены находятся под контролем государства, они могут не ме­няться в течение длительного времени. В этом случае колебания спроса будут со­провождаться появлением дефицита или затоваривания. При появлении дефицита равновесие можно установить путем увеличения предло­жения, или путем рационального распределения дефицитного товара между потре­бителями в виде внедрения карточной системы, или в виде рационирования посред­ством очереди.

4. Модель равновесия при вмешательстве государства.

Если в рыночных условиях государство фиксирует цену товара на неравновесном уровне, то неизбежно возникает избыток или дефицит.

Первый случай. Цены фиксируются выше равновесных. В результате создается избыток. В этом случае государство вынуждено компенсировать дополнительные издержки фирмы, которые она несет в результате недополучения доходов. Наиболее простой способ такой компенсации – закупка государством избыточных товаров.

Второй случай. Цены фиксируются ниже равновесных. В этом случае государство выступает в качестве дополнительного поставщика товара. Тогда дефицит ликвидиру­ется и наступает экономическое равновесие.

Анализ спроса и предложения показывает тесную зависимость между объемом спроса и предложения и ценой товара. В экономических исследованиях, в хозяйственной практике, возникает вопрос: какова степень зависимости (мера реакции) предложения и спроса на изменение цены.

Коэффициент эластичности спроса по цене. Согласно закону спроса при снижении цены покупается большее количество продукта. Но реакция потребителей на из­менение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

Экономисты измеряют реакцию (чуткость) потребителей на изменение цены продукции, используя концепцию ценовой эластичности. Суть концепции ценовой эластичности за­ключается в следующем:

1) если небольшие изменения в цене приводят к значи­тельным изменениям в количестве покупаемой продук­ции, то спрос на такие продукты принято называть элас­тичным;

2) если существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок, то в таких случаях спрос неэластичный.

Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса экономисты измеряют при помощи коэффициента Ed, вычис­ленного по следующей формуле:

 

Процентное изменение спроса на продукт Х

Еd = Процентное изменение цены продукта Х

 

Эластичность спроса по цене (Ed) показывает, на сколько процентов увеличится спрос, если цена снизится на 1 процент.

Исходя из формулы, спрос является эластичным, если данное процентное изменение цены ведет к большему про­центному изменению количества спрашиваемой продук­ции. Например, если снижение цены на 2% вызывает рост спроса на 4%, то спрос является эластичным. Когда спрос эластичен, коэффициент эластичности будет больше единицы. Если данное процентное изменение цены сопро­вождается относительно меньшим изменением количества спрашиваемой продукции, то спрос является неэластич­ным. Если снижение цены на 3% дает в результате рост ко­личества спрашиваемой продукции всего на 1%, спрос не­эластичен. Коэффициент эластичности в этом случае мень­ше единицы и составит 1/3. Когда спрос неэластичен, коэффициент эластичности всегда будет меньше еди­ницы. Между эластичным и неэластичным спросом возни­кает пограничная ситуация, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение количества спрашиваемой продукции оказываются равными по вели­чине. Если падение цены на 1% вызывает рост продаж на 1%, то этот специфический случай называют единичной эластичностью, так как коэффициент эластичности в точ­ности равен единице.

Следует подчеркнуть, что, говоря о неэластичном спросе, экономисты не имеют в виду абсолютную нечувствитель­ность потребителей к изменению цен. Совершенно неэла­стичный спрос означает крайний случай, когда измене­ние цены не приводит ни к какому изменению количе­ства спрашиваемой продукции. Примером может слу­жить спрос больных острой формой диабета на инсулин или же спрос наркоманов на наркотики. Какая бы ни была цена, пусть в 100 раз больше первоначальной, все равно будут по­купать алкоголь, сигареты, наркотики, инсулин и т.д. Гра­фически этот случай показывают при помощи кривой спро­са, параллельной вертикальной оси (например, D1 на рис. 7.7).

P
D1

Совершенно неэластичный спрос

 

 
 

 


D2

 
 


Q

 

Рис.7.7 - Совершенно неэластичный спрос и совершенно эластичный спрос

Кривая совершенно неэластичного спроса (D1) представляет собой линию, параллельную вертикальной оси; кривая совершенно эластичного спроса (D2) параллельна горизонтальной оси.

И наоборот, когда экономис­ты говорят об эластичном спро­се, они не имеют в виду, что по­требители абсолютно чувстви­тельны к изменению цены. В крайней ситуации, при кото­рой самое малое снижение це­ны побуждает покупателей уве­личивать покупку от нуля, кривая совершенно эластично­го спроса представляет собой линию, параллельную горизон­тальной оси (например D2 на рис. 7.7). Такая кривая спроса имеет место в том случае, когда фирма продает продукцию на чисто конкурентном рынке. Простейший способ проверить, эластичным или неэластичным является спрос, - это опреде­лить, что происходит с общей выручкой в случае изменения цены продукции.

Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению об­щей выручки. Почему? Потому что даже при меньшей цене, уплачивае­мой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более достаточ­ным для компенсации потерь от снижения цены. Вывод: если спрос эла­стичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противо­положном направлении.

Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Небольшое расширение продаж, которое произойдет в этом случае, окажется недостаточным для компенсации снижения вы­ручки, получаемой с единицы продукции, так что, в конечном счете, об­щая выручка уменьшится. Вывод: если спрос неэластичен, изменение це­ны вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

В специальном случае единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без всяких изменений. Поте­ря выручки, вызванная снижением цены единицы продукции, будет в точности компенсирована сопутствующим расширением продаж. И на­оборот, прирост выручки, полученный благодаря росту единицы продук­ции, будет в точности компенсирован потерей выручки, вызванной со­путствующим сокращением количества спрашиваемой продукции.

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса:

1. Заменители.

Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается по­требителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Например, спрос на ма­шинное масло фирмы «Тексако» является более эластичным, чем спрос на машинное масло вообще.

2. Удельный вес цены продукта в доходе потребителя.

Чем большее место занимает продукт в доходе потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. Так 10%-ный рост цен на автомашины или жилые дома, составляю­щие существенную долю годового дохода многих семей, неизбежно приведет к тому, что количество покупаемой продукции значительно уменьшится.

3. Предметы роскоши и предметы первой необходимости.

Спрос на предметы первой необходимости обычно является неэлас­тичным; спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Хлеб и электро­энергия общепризнанны в качестве предметов первой необходимости. Ес­ли цены на изумруды поднимутся, их можно не покупать, и, приняв та­кое решение, никто не столкнется с большими неудобствами.

4. Фактор времени.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.037 с.)