Раздел III. Индивидуальное воспроизводство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел III. Индивидуальное воспроизводство



СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ТЕМА. 9 Предпринимательская деятельность, ее основные виды и формы

.

Развитие теории предпринимательства можно охарактеризовать как последовательно возникающие «три волны».

«Первая волна» (XVIII в) акцентировала внимание на рискованности как главной отличительной черте предпринимательства. Ее представитель - французский экономист Р. Кантильон, по мнению которого предприниматель есть любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получать доход, и готовностью к потерям.

«Вторая волна» в осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. Ее представитель Йозеф Шумпетер (1883-1950), по мнению которого в основе экономического развития лежит особая функция предпринимателя, проявляющаяся в стремлении использовать «новую комбинацию» факторов производства, следствием чего является нововведение, инновация.

«Третья волна» отмечает особые личностные качества предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решении, наличие управленческих способностей).

Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к «четвертой волне», появление которой связывается с акцентированием на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя.

Предпринимательство - это особый вид экономической активности (целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Коротко сущность предпринимательства можно выразить в его принципах:

• ориентация на человека;

• беззаветное служение покупателю.

• создание и поддержание культурной среды фирмы, духа товарищества, взаимного уважения, демократических традиций, соблюдение этических форм поведения.

• постоянное стремление вырваться вперед, опередить конкурента.

Так формируется философия предпринимательства, основными чертами которой являются: творческая активность, прагматизм, этичность (рис. 9.1)

 
 

 


Рис. 9.1 – Структура категории «предпринимательство»

Субъекты предпринимательства, основным из которых является предприниматель, в общем виде представлены на рис. 9.2.

 
 

 

 


Рис. 9.2 – Субъекты предпринимательской деятельности

Объект предпринимательской активности товар, продукт, услуга - то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения и потребления.

Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне, главным образом возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации - предпринимательской среды, под которой понимается, прежде всего, рынок, рыночная система отношений, также личная свобода предпринимателя.

В экономической литературе выделяются две модели предпринимательства: классическая и инновационная (рис. 9.3).

Характеристика Поведение предпринимателя
классическое инновационное
Цели Оптимизация прибыли Оптимизация потенциала прибыльности
Пути достижения целей Экстраполяция прошлых подходов Взаимодействие возможностей получения прибыли и качества управления
Система поощрений и взысканий - Поощрение за стабильность   - Поощрения за творчество, инициативу  
Проблема Повторяющаяся, знакомая Неповторяющаяся, новая
Стиль руководства - Популярность - Умение установить единство подходов - Допущение рискованных действий - Умение вдохновить людей на изменения
Организационная структура - Стабильная или расширяющаяся - Деятельность организована в соответствии с процессом переработки ресурсов - Виды деятельности увязаны слабо - Гибкая, структурно меняющаяся - Деятельность организована в соответствии с проблемами - Виды деятельности жестко увязаны (комплексный, системный подход)

 

Рис. 9.3 – Модели предпринимательства

Классическая модель предпринимательства (традиционное, репродуктивное, рутинное предпринимательство). При этом предприниматель стремится организовать работу с расчетом на максимальную отдачу ресурсов. В рамках данной модели формируется концепция управления ростом производства, воплощение которой требует времени для проведения ряда мероприятии за счет внешних дел предпринимательской фирмы факторов. Вторая модель - инновационное предпринимательство (продуктивное), которое предполагает поиск новых путей развития предприятия, что позволяет говорить о концепции управления ростом, или инновациями.

В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:

1) инновация продукции;

2) инновация технологии;

3) социальные инновации.

Первый вид инновационного предпринимательства - инновация продукции - представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т.д. Второй видинновация технологии - это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы. Третий вид инновационного предпринимательства – социальные инновации - представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инновации такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.

Предпринимательствокак особая форма экономической активности может осуществляться как в государственной, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают:

а) предпринимательство государственное;

б) предпринимательство частное.

Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или:

б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Преимущества и недостатки основных организационно-правовых форм предпринимательства представлены на рис. 9.4.

Формы предпринимательства Преимущества Недостатки
Единоличные индивидуальные хозяйства Простота в организации. Полная свобода деятельности. Гибкость поведения в рыночной сфере. Возможность сохранения секретов деятельности. Максимальный интерес в получении всего дохода. Трудности привлечения больших капиталов. Неограниченная ответственность за убытки. Необходимость совмещения всех организационных и управленческих действий
Товарищества Распределение обязанностей по управлению. Широкая возможность привлечения финансов. Свобода и оперативность действий, ограниченная только согласованностью партнеров. Вероятность взаимного недоверия партнеров, социально-психологический дискомфорт из-за недоверия. Непостоянство этой формы из-за разногласия партнеров.
Акционерные общества Возможность широкого и быстрого привлечения дополнительных капиталов. Свобода перемещения капитала в рамках различных сер деятельности корпорации. Ограниченная ответственность акционеров. Громоздкость управления низкая его оперативность. Невысокий уровень контроля и участия в управлении акционеров. Возможность раскрытия профессиональных тайн.

Рис. 9.4 – Преимущества и недостатки основных организационных форм предпринимательской деятельности

Малое предпринимательство в Казахстане прошло четыре этапа:

Первый этап развития малого бизнеса в условиях СССР (1986-1990)(таблица 9.5) характеризуется внедрением новых форм собственности, началом формирования предпринимательской культуры. В качестве основных проблем этого этапа можно назвать трудности доступа к сырью и производственным площадям, бюрократические преграды при регистрации кооперативов.

 

Характеристика этапа Основные проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса
Этап 1. Развитие малого бизнеса в условиях СССР (1986-1990)
1. Внедрение новых форм собственности 1. Трудности доступа к сырью и производственным площадям
2. Начало формирования предпринимательской культуры 2. Бюрократические преграды при регистрации кооперативов
Этап 2. Развитие малого бизнеса в условиях перехода Казахстана от административно-командной к рыночной экономики (1991 -1996)
1. Обретение Казахстаном суверенитета 1. Несовершенство действующей нормативно-правовой основы;
2. Резкий рост числа малых предприятий всех форм собственности 2. Ограниченный доступ к кредитным ресурсам;
3. Приватизация государственной собственности 3. Нехватка знаний у новоявленных предпринимателей
4. Нестабильная социально-экономическая ситуация;
5. Недостаточно четкое выполнение действующих законодательных и программных документов
6. Внесение частых изменений в действующее законодательство;
7. Высокий уровень налогов;
8. Недоступность кредитных ресурсов
9. Наличие административных барьеров
Этап 3. Малый бизнес в условиях становления рыночных отношений (1997 - 2000)
1.Активизация деятельности в секторе малого бизнеса 1. Недостаточная доступность финансовых и кредитных ресурсов;
2. Усиление государственной поддержки малого бизнеса 2. Необоснованное вмешательство государственных органов в деятельность предприятий малого бизнеса и превышение ими своих полномочий;
3. Усиление региональных аспектов развития малого бизнеса 3. Относительно высокий уровень налогов и сложная запутанная система их сбора;
4. Развитие неправительственного лектора поддержки малого бизнеса 4. Недостаточная развитость объектов рыночной и производственной инфраструктуры, способствующей эффективной деятельности малого бизнеса
Этап 4. Этап развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса (2001 -2006)
1. Развитие финансовой поддержки малого бизнеса через банки второго уровня и микрокредитных организаций 1. Несанкционированные проверки со стороны различных органов.
2. Создание лизинговых компаний, бизнес-центров, бизнес-инкубаторов 2. Жесткий налоговый прессинг.
3. Создание Центров поддержки предпринимательства 3. Недобросовестность деловых партеров
4. Недостаточная эффективность создаваемой инфраструктуры поддержки малого бизнеса

 

Таблица 9.5 Этапы развития малого бизнеса

Второй этап в развитии малого бизнеса Казахстана(1991 - 1996) проходил в условиях перехода от административно-командной к рыночной экономике. На этом этапе, этапе приобретения Казахстаном суверенитета наблюдался резкий рост числа малых предприятий всех форм собственности, произошла приватизация государственной собственности. Однако, начиная с 1994 года, отмечалось снижение предпринимательской активности, вызванное непомерными налогами и высокими банковскими процентными ставками.

На третьем этапе развития малого бизнеса в условиях становления рыночных отношений (1997-2000)наблюдалась активизация деятельности в секторе малого бизнеса, усиление государственной поддержки малого бизнеса, развитие неправительственного сектора поддержки малого бизнеса.

Четвертый этап развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса (2001 -2006)характеризуется активной финансовой поддержкой малого бизнеса через банки второго уровня и микрокредитные организации, созданием лизинговых компаний, бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, Центров поддержки предпринимательства.

Количество малых предприятий изменялось на каждом этапе (таблица 9.6).

 

Этапы Количество малых предприятий, тыс. ед. Численность занятых, тыс. чел.
Этап 1. Развитие малого бизнеса в условиях СССР (1986-1990) 12,4 302,6
Этап 2. Развитие малого бизнеса в условиях перехода Казахстана от административно-командной к рыночной экономике (1991-1996) 35,2 358,8
Этап 3. Малый бизнеса в условиях становления рыночных отношений (1997-2000) 88,0 591,2
Этап 4. Этап развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса (2001-2006)    

 

Таблица 9.6 Количественные характеристики развития малого бизнеса по состоянию на конец этапа

 

Если на конец первого этапа 1990 года в республике насчитывалось 12400 малых предприятий, то к концу четвертого этапа (2006 год) их уже стало 743 000, увеличение произошло почти в 60 раз! Численность занятых в сфере малого бизнеса за этот период увеличилась в 5 раз: если в 1990 году она составляла 302 600 человек, то в 2006 году здесь уже работает 1514 000 человек, что составляет 19,8 % от общего числа занятых. Для сравнения в развитых странах в сфере малого бизнеса работает более половины всех занятых.

За 20 лет развития казахстанского предпринимательства, зародившегося еще в условиях Советского Союза, принято огромное количество нормативно-правовых документов.

Первым законом, легализовавшим предпринимательскую деятельность еще в бывшем Советском Союзе, был Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан в СССР», принятый в 1987 году. В 1988 году был принят «Закон о кооперации». Началось массовое создание кооперативов, товариществ.

Однако в условиях отсутствия рыночной инфраструктуры немногие кооперативы устояли. Принятые позже в 1988-1991 годы законы об аренде, совместных предприятиях, банковской деятельности несколько либерализовали экономическую обстановку. В целом, собственность оставалась государственной и небольшие послабления в виде аренды лишь в некоторой степени стимулировали предпринимательскую активность.

С приобретением независимости в 1991 году Казахстан издал целый ряд Законов в поддержку предпринимательской активности. В Казахстане толчком к развитию предпринимательства послужили такие законы, как Закон «О свободе хозяйственной деятельности и развития предпринимательства в Казахстане» (1991), Закон «О защите и поддержке частного предпринимательства» (1992). Уже на начало 1991 года количество частных предприятий составило 12,4 тысяч с общим числом занятых - 302,6 тысячи человек. На 01 апреля 2006 года число субъектов малого предпринимательства составило 743,482 тысячи, в них было занято 1514 тысяч человек. Однако в отраслевой структуре малого бизнеса продолжает большую часть занимать торговля вместе с ремонтом автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования - 40,4%; 26,4% малых фирм задействованы в сельском хозяйстве, на транспорте –7,6%, в строительстве – 3,5%, в промышленности – 2,4%.

Такая структура говорит о том, что серьезного поворота в сторону производственной деятельности в секторе малого бизнеса, к сожалению, еще не произошло. Основные причины такого положения - это большие сроки окупаемости инвестиций в производственную сферу, недостаточная поддержка государства производственных структур, низкая конкурентоспособность производимых товаров.

В последующие годы новый импульс развитию предпринимательства придали указы Президента Республики Казахстан от 6 марта 1997 года №3398 «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» и от 27 апреля 1998 года № 3928 «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности». В соответствии с этим Указом, предполагается создать и организовать работу Агентства по поддержке малого предпринимательства в составе Министерства экономики и торговли – первом специальном государственном органе по развитию малого бизнеса в Казахстане.

Кроме этого, было предусмотрено создание фонда поддержки предпри­нимательства при участии международных финансовых институтов, правительственных и неправительственных структур. В рамках этого фонда предусматривалось финансирование наиболее перспективных проектов в объеме до 5 миллионов тенге. Однако, несмотря на усилия правительства, серьезного перелома в сторону активизации предпринимательской деятельности пока не произошло.

В 1997 году были введены Закон «Об индивидуальном предпринимательстве» и Указ Президента РК «О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства». В это время наблюдается процесс укрупнения одних фирм и банкротства других, не выдержавших налогового пресса и конкуренции. Такая тенденция привела к общему сокращению численности малых предприятий, часть из которых сменила свою организационно-правовую форму.

В последние годы (2001-2006 годы) принимаемые законы и нормативные акты касались в основном таких вопросов, как упрощение регистрации; упорядочение числа проверок субъектов малого предпринимательства; сокращение количества лицензируемых видов деятельности. В эти годы в Казахстане продолжают разрабатываться специальные Государственные программы поддержки малого предпринимательства. За эти годы принято 5 таких программ, начиная с 1992 года, заканчивая 2006 годом.

Важным шагом для развития франчайзинга в Казахстане является принятие Закона «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)». Закон «О микрокредитных организациях», принятый в 2003 году способствовал развитию небанковских финансовых учреждений, расширению доступа предприятий малого бизнеса к микрокредитным ресурсам. Наконец, Закон РК «О частном предпринимательстве», принятый в феврале 2006 года, обобщил в едином законодательном акте все предыдущие нормативные акты по вопросам предпринимательства. Таким образом, малое предпринимательство получило единый закон, регламентирующий взаимоотношения бизнеса и государства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.029 с.)