ТОП 10:

РАЗДЕЛ III. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО



СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ТЕМА. 9 Предпринимательская деятельность, ее основные виды и формы

.

Развитие теории предпринимательства можно охарактеризовать как последовательно возникающие «три волны».

«Первая волна» (XVIII в) акцентировала внимание на рискованности как главной отличительной черте предпринимательства. Ее представитель - французский экономист Р. Кантильон, по мнению которого предприниматель есть любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получать доход, и готовностью к потерям.

«Вторая волна» в осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. Ее представитель Йозеф Шумпетер (1883-1950), по мнению которого в основе экономического развития лежит особая функция предпринимателя, проявляющаяся в стремлении использовать «новую комбинацию» факторов производства, следствием чего является нововведение, инновация.

«Третья волна» отмечает особые личностные качества предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решении, наличие управленческих способностей).

Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к «четвертой волне», появление которой связывается с акцентированием на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя.

Предпринимательство- это особый вид экономической активности (целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Коротко сущность предпринимательства можно выразить в его принципах:

• ориентация на человека;

• беззаветное служение покупателю.

• создание и поддержание культурной среды фирмы, духа товарищества, взаимного уважения, демократических традиций, соблюдение этических форм поведения.

• постоянное стремление вырваться вперед, опередить конкурента.

Так формируется философия предпринимательства, основными чертами которой являются: творческая активность, прагматизм, этичность (рис. 9.1)

 
 

 


Рис. 9.1 – Структура категории «предпринимательство»

Субъекты предпринимательства, основным из которых является предприниматель, в общем виде представлены на рис. 9.2.

 
 

 

 


Рис. 9.2 – Субъекты предпринимательской деятельности

Объект предпринимательской активноститовар, продукт, услуга - то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения и потребления.

Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне, главным образом возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации - предпринимательской среды, под которой понимается, прежде всего, рынок, рыночная система отношений, также личная свобода предпринимателя.

В экономической литературе выделяются две модели предпринимательства: классическая и инновационная (рис. 9.3).

Характеристика Поведение предпринимателя
классическое инновационное
Цели Оптимизация прибыли Оптимизация потенциала прибыльности
Пути достижения целей Экстраполяция прошлых подходов Взаимодействие возможностей получения прибыли и качества управления
Система поощрений и взысканий - Поощрение за стабильность   - Поощрения за творчество, инициативу  
Проблема Повторяющаяся, знакомая Неповторяющаяся, новая
Стиль руководства - Популярность - Умение установить единство подходов - Допущение рискованных действий - Умение вдохновить людей на изменения
Организационная структура - Стабильная или расширяющаяся - Деятельность организована в соответствии с процессом переработки ресурсов - Виды деятельности увязаны слабо - Гибкая, структурно меняющаяся - Деятельность организована в соответствии с проблемами - Виды деятельности жестко увязаны (комплексный, системный подход)

 

Рис. 9.3 – Модели предпринимательства

Классическая модель предпринимательства (традиционное, репродуктивное, рутинное предпринимательство). При этом предприниматель стремится организовать работу с расчетом на максимальную отдачу ресурсов. В рамках данной модели формируется концепция управления ростом производства, воплощение которой требует времени для проведения ряда мероприятии за счет внешних дел предпринимательской фирмы факторов. Вторая модель - инновационное предпринимательство (продуктивное), которое предполагает поиск новых путей развития предприятия, что позволяет говорить о концепции управления ростом, или инновациями.

В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:

1) инновация продукции;

2) инновация технологии;

3) социальные инновации.

Первый видинновационного предпринимательства - инновация продукции - представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т.д. Второй видинновация технологии - это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы. Третий видинновационного предпринимательства – социальные инновации - представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инновации такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.

Предпринимательствокак особая форма экономической активности может осуществляться как в государственной, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают:

а) предпринимательство государственное;

б) предпринимательство частное.

Государственное предпринимательствоесть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или:

б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

Частное предпринимательствоесть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Преимущества и недостатки основных организационно-правовых форм предпринимательства представлены на рис. 9.4.

Формы предпринимательства Преимущества Недостатки
Единоличные индивидуальные хозяйства Простота в организации. Полная свобода деятельности. Гибкость поведения в рыночной сфере. Возможность сохранения секретов деятельности. Максимальный интерес в получении всего дохода. Трудности привлечения больших капиталов. Неограниченная ответственность за убытки. Необходимость совмещения всех организационных и управленческих действий
Товарищества Распределение обязанностей по управлению. Широкая возможность привлечения финансов. Свобода и оперативность действий, ограниченная только согласованностью партнеров. Вероятность взаимного недоверия партнеров, социально-психологический дискомфорт из-за недоверия. Непостоянство этой формы из-за разногласия партнеров.
Акционерные общества Возможность широкого и быстрого привлечения дополнительных капиталов. Свобода перемещения капитала в рамках различных сер деятельности корпорации. Ограниченная ответственность акционеров. Громоздкость управления низкая его оперативность. Невысокий уровень контроля и участия в управлении акционеров. Возможность раскрытия профессиональных тайн.

Рис. 9.4 – Преимущества и недостатки основных организационных форм предпринимательской деятельности

Малое предпринимательство в Казахстане прошло четыре этапа:

Первый этапразвития малого бизнеса в условиях СССР (1986-1990)(таблица 9.5) характеризуется внедрением новых форм собственности, началом формирования предпринимательской культуры. В качестве основных проблем этого этапа можно назвать трудности доступа к сырью и производственным площадям, бюрократические преграды при регистрации кооперативов.

 

Характеристика этапа Основные проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса
Этап 1. Развитие малого бизнеса в условиях СССР (1986-1990)
1. Внедрение новых форм собственности 1. Трудности доступа к сырью и производственным площадям
2. Начало формирования предпринимательской культуры 2. Бюрократические преграды при регистрации кооперативов
Этап 2. Развитие малого бизнеса в условиях перехода Казахстана от административно-командной к рыночной экономики (1991 -1996)
1. Обретение Казахстаном суверенитета 1. Несовершенство действующей нормативно-правовой основы;
2. Резкий рост числа малых предприятий всех форм собственности 2. Ограниченный доступ к кредитным ресурсам;
3. Приватизация государственной собственности 3. Нехватка знаний у новоявленных предпринимателей
4. Нестабильная социально-экономическая ситуация;
5. Недостаточно четкое выполнение действующих законодательных и программных документов
6. Внесение частых изменений в действующее законодательство;
7. Высокий уровень налогов;
8. Недоступность кредитных ресурсов
9. Наличие административных барьеров
Этап 3. Малый бизнес в условиях становления рыночных отношений (1997 - 2000)
1.Активизация деятельности в секторе малого бизнеса 1. Недостаточная доступность финансовых и кредитных ресурсов;
2. Усиление государственной поддержки малого бизнеса 2. Необоснованное вмешательство государственных органов в деятельность предприятий малого бизнеса и превышение ими своих полномочий;
3. Усиление региональных аспектов развития малого бизнеса 3. Относительно высокий уровень налогов и сложная запутанная система их сбора;
4. Развитие неправительственного лектора поддержки малого бизнеса 4. Недостаточная развитость объектов рыночной и производственной инфраструктуры, способствующей эффективной деятельности малого бизнеса
Этап 4. Этап развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса (2001 -2006)
1. Развитие финансовой поддержки малого бизнеса через банки второго уровня и микрокредитных организаций 1. Несанкционированные проверки со стороны различных органов.
2. Создание лизинговых компаний, бизнес-центров, бизнес-инкубаторов 2. Жесткий налоговый прессинг.
3. Создание Центров поддержки предпринимательства 3. Недобросовестность деловых партеров
4. Недостаточная эффективность создаваемой инфраструктуры поддержки малого бизнеса

 

Таблица 9.5 Этапы развития малого бизнеса

Второй этапв развитии малого бизнеса Казахстана(1991 - 1996) проходил в условиях перехода от административно-командной к рыночной экономике. На этом этапе, этапе приобретения Казахстаном суверенитета наблюдался резкий рост числа малых предприятий всех форм собственности, произошла приватизация государственной собственности. Однако, начиная с 1994 года, отмечалось снижение предпринимательской активности, вызванное непомерными налогами и высокими банковскими процентными ставками.

На третьем этаперазвития малого бизнеса в условиях становления рыночных отношений (1997-2000)наблюдалась активизация деятельности в секторе малого бизнеса, усиление государственной поддержки малого бизнеса, развитие неправительственного сектора поддержки малого бизнеса.

Четвертый этапразвития инфраструктуры поддержки малого бизнеса (2001 -2006)характеризуется активной финансовой поддержкой малого бизнеса через банки второго уровня и микрокредитные организации, созданием лизинговых компаний, бизнес-центров, бизнес-инкубаторов, Центров поддержки предпринимательства.

Количество малых предприятий изменялось на каждом этапе (таблица 9.6).

 

Этапы Количество малых предприятий, тыс. ед. Численность занятых, тыс. чел.
Этап 1. Развитие малого бизнеса в условиях СССР (1986-1990) 12,4 302,6
Этап 2. Развитие малого бизнеса в условиях перехода Казахстана от административно-командной к рыночной экономике (1991-1996) 35,2 358,8
Этап 3. Малый бизнеса в условиях становления рыночных отношений (1997-2000) 88,0 591,2
Этап 4. Этап развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса (2001-2006)

 

Таблица 9.6Количественные характеристики развития малого бизнеса по состоянию на конец этапа

 

Если на конец первого этапа 1990 года в республике насчитывалось 12400 малых предприятий, то к концу четвертого этапа (2006 год) их уже стало 743 000, увеличение произошло почти в 60 раз! Численность занятых в сфере малого бизнеса за этот период увеличилась в 5 раз: если в 1990 году она составляла 302 600 человек, то в 2006 году здесь уже работает 1514 000 человек, что составляет 19,8 % от общего числа занятых. Для сравнения в развитых странах в сфере малого бизнеса работает более половины всех занятых.

За 20 лет развития казахстанского предпринимательства, зародившегося еще в условиях Советского Союза, принято огромное количество нормативно-правовых документов.

Первым законом, легализовавшим предпринимательскую деятельность еще в бывшем Советском Союзе, был Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан в СССР», принятый в 1987 году. В 1988 году был принят «Закон о кооперации». Началось массовое создание кооперативов, товариществ.

Однако в условиях отсутствия рыночной инфраструктуры немногие кооперативы устояли. Принятые позже в 1988-1991 годы законы об аренде, совместных предприятиях, банковской деятельности несколько либерализовали экономическую обстановку. В целом, собственность оставалась государственной и небольшие послабления в виде аренды лишь в некоторой степени стимулировали предпринимательскую активность.

С приобретением независимости в 1991 году Казахстан издал целый ряд Законов в поддержку предпринимательской активности. В Казахстане толчком к развитию предпринимательства послужили такие законы, как Закон «О свободе хозяйственной деятельности и развития предпринимательства в Казахстане» (1991), Закон «О защите и поддержке частного предпринимательства» (1992). Уже на начало 1991 года количество частных предприятий составило 12,4 тысяч с общим числом занятых - 302,6 тысячи человек. На 01 апреля 2006 года число субъектов малого предпринимательства составило 743,482 тысячи, в них было занято 1514 тысяч человек. Однако в отраслевой структуре малого бизнеса продолжает большую часть занимать торговля вместе с ремонтом автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования - 40,4%; 26,4% малых фирм задействованы в сельском хозяйстве, на транспорте –7,6%, в строительстве – 3,5%, в промышленности – 2,4%.

Такая структура говорит о том, что серьезного поворота в сторону производственной деятельности в секторе малого бизнеса, к сожалению, еще не произошло. Основные причины такого положения - это большие сроки окупаемости инвестиций в производственную сферу, недостаточная поддержка государства производственных структур, низкая конкурентоспособность производимых товаров.

В последующие годы новый импульс развитию предпринимательства придали указы Президента Республики Казахстан от 6 марта 1997 года №3398 «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» и от 27 апреля 1998 года № 3928 «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности». В соответствии с этим Указом, предполагается создать и организовать работу Агентства по поддержке малого предпринимательства в составе Министерства экономики и торговли – первом специальном государственном органе по развитию малого бизнеса в Казахстане.

Кроме этого, было предусмотрено создание фонда поддержки предпри­нимательства при участии международных финансовых институтов, правительственных и неправительственных структур. В рамках этого фонда предусматривалось финансирование наиболее перспективных проектов в объеме до 5 миллионов тенге. Однако, несмотря на усилия правительства, серьезного перелома в сторону активизации предпринимательской деятельности пока не произошло.

В 1997 году были введены Закон «Об индивидуальном предпринимательстве» и Указ Президента РК «О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства». В это время наблюдается процесс укрупнения одних фирм и банкротства других, не выдержавших налогового пресса и конкуренции. Такая тенденция привела к общему сокращению численности малых предприятий, часть из которых сменила свою организационно-правовую форму.

В последние годы (2001-2006 годы) принимаемые законы и нормативные акты касались в основном таких вопросов, как упрощение регистрации; упорядочение числа проверок субъектов малого предпринимательства; сокращение количества лицензируемых видов деятельности. В эти годы в Казахстане продолжают разрабатываться специальные Государственные программы поддержки малого предпринимательства. За эти годы принято 5 таких программ, начиная с 1992 года, заканчивая 2006 годом.

Важным шагом для развития франчайзинга в Казахстане является принятие Закона «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)». Закон «О микрокредитных организациях», принятый в 2003 году способствовал развитию небанковских финансовых учреждений, расширению доступа предприятий малого бизнеса к микрокредитным ресурсам. Наконец, Закон РК «О частном предпринимательстве», принятый в феврале 2006 года, обобщил в едином законодательном акте все предыдущие нормативные акты по вопросам предпринимательства. Таким образом, малое предпринимательство получило единый закон, регламентирующий взаимоотношения бизнеса и государства.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.009 с.)