Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
TЕMA 8. Основные подходы к периодизацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развития общества Учение, противоположное детерминизму и признающее в человеке свободу воли, называется индетерминизмом. Его учение говорит о том, что человек, несомненно, находится под влиянием внешних мотивов и побуждений самого различного рода. Так напр., на него действуют окружающая среда, условия жизни, политическая обстановка, его образование, культурное развитие и т. д. – все это отражается в чертах его нравственного облика. В этом признании того, что на человека действуют – и иногда очень сильно – различные внешние мотивы и влияния. Таким образом, в воззрении индетерминизма, свобода человека – не безусловно творческая свобода, а свобода выбора, свобода нашей воли решить – поступить так или иначе. В современной экономической науке существует множество школ и направлений, которые с точки зрения оценки периодизации социально-экономического развития общества, можно разделить на две основные группы. К первой группе относятся теории, отрицающие единство исторического процесса, всеобщие закономерности прогрессивного социально-экономического развития человечества. Ко второй - теории, признающие определенные прогрессивные закономерности этого процесса. Рассмотрим сначала первую группу теорий. В индетерминистских концепциях история человечества представляется не как закономерный естественноисторический процесс, а как совокупность сосуществующих, рождающихся и умирающих культурно-исторических типов (Н. Я. Данилевский), локальных культур (О. Шпенглер) или культурных суперсистем (П. Сорокин), каждая из которых совершает свой самостоятельный путь. Разберем циклические теории на примере концепции А. Тойнби. Арнольд Джозеф Тойнби (1889—1975) - один из крупнейших английских историков и социологов XX в. Для А. Тойнби характерна религиозная концепция исторического процесса. Традиционное для западной философии истории противопоставление необходимости и свободы у него отражается в виде прямого противопоставления Законов Природы Законам Бога. Основную роль в истории, согласно Тойнби, играют Законы Бога, которые осуществляются через свободный выбор элиты. Поэтому, несмотря на декларируемое признание закономерностей истории, Тойнби отрицает возможность какого бы то ни было научного предвидения в истории и объективно выступает как индетерминист. «По моему мнению, - пишет А. Тойнби, - каждое суждение о прогрессе в любой среде внутренне и неискоренимо субъективно... Если смотреть на прогресс в человеческих делах в плане технологии, в плане социальности и в плане духовности, то будут получены различные диаграммы человеческой истории в каждом случае». На этом основании он отрицает общий критерий прогресса. Основной единицей исторического процесса в системе А. Тойнби является понятие локальной цивилизации, которое служит для обозначения проживающей на определенной территории общности людей, объединенных духовными традициями. Он различает первичные (возникающие непосредственно из примитивных обществ), вторичные (производные от первичных) и даже третичные цивилизации. Всего в истории человечества А. Тойнби насчитывает свыше двух десятков цивилизаций, из которых к середине XX в. в той или иной мере сохранилось семь (западная христианская, православная христианская, исламская, индуистская, дальневосточная, буддистская, христианско-иудаистская). Отрицая материальные факторы развития общества, А. Тойнби ищет причины возникновения, развития и упадка цивилизаций во взаимодействии исторических «Вызовов» и «Ответов». Каждая цивилизация, по его мнению, может пройти четыре этапа: генезис, рост, упадок и дезинтеграцию. Для того, чтобы возникла и развивалась цивилизация, необходима, с точки зрения Тойнби, «золотая середина», чтобы «Вызов» был не слишком слабым, а «Ответ» - не слишком сильным, однако достаточным для рождения нового «Вызова», который, в свою очередь, должен породить новый «Ответ» и т. д. Движущей силой развития цивилизации А. Тойнби считает творческое меньшинство, способное увлечь общество в новом направлении. Упадок цивилизации Тойнби связывает с недостатком созидающей силы у творческого меньшинства и вследствие этого прекращением преданности и подражания ему со стороны исторического большинства. Это приводит к утрате обществом былого социального единства. Наступает дезинтеграция. Общество распадается на три части: 1) господствующее меньшинство, создающее универсальное государство, 2) внутренний пролетариат, находящий свое выражение в универсальной религии и церкви (толстовство, гандизм, христианство американских негров и т. д.), и 3) внешний пролетариат, оформляющийся в варварские военные банды. Вторая и третья группы объединяют, по мысли А. Тойнби, слои, живущие в обществе, но ему не принадлежащие. Эти силы в конечном счете разрушают старую цивилизацию и одновременно (рождая новую религию) подготавливают предпосылки для возникновения новой цивилизации. Концепция А. Тойнби довольно схематична. Вся мировая история представляет собой набор локальных цивилизаций, путь развития которых уже предопределен. «Цивилизации» Тойнби, — справедливо замечает П. Сорокин, — являются не объединенными системами, а простым конгломератом различных цивилизованных объектов и явлений, объединенных только своего рода соседством, а не причинными или существенными связями. По этой причине они не являются действительными «видами общества». Но если это так, делает вывод П. Сорокин, то тогда вряд ли можно говорить о единообразии их генезиса, роста и упадка. Искусственными являются не только используемое А. Тойнби понятие «цивилизация», но и ее составные компоненты. Прежде всего это относится к предельно широкой трактовке пролетариата. К нему А. Тойнби относит разнородные слои населения и трактует его как внеисторическое явление. Что же предлагает, в конечном счете, А. Тойнби? Для спасения души, считает он, необходим уход от действительности из макрокосма в микрокосм, т. е. фактически в туманный религиозный мистицизм. Таковы практические рекомендации, вытекающие из теории английского ученого.
Детерминизм - альтернативное индетерминизму учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе. Принцип детерминизма - научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют определенную причину. Географический детерминизм – направление в истории, социологии, этнографии и других общественных науках, утверждающее, что развитие народов и обществ полностью или почти полностью объясняется их географическим положением и природными условиями. Экономический детерминизм – концепция, утверждающая, что экономические факторы являются решающими при объяснении социального поведения. Детерминистские концепции исторического процесса, в отличие от циклических теорий, признают прогрессивное развитие человеческого общества. Однако явления, лежащие в основе развития, могут быть многообразны. В рамках простейших детерминистских концепций можно выделить в свою очередь несколько направлений в зависимости от фактора, лежащего в основе периодизации. Определяющей причиной может выступать либо один, либо несколько элементов базиса технического (рост населения, природные условия или изменения в технике и технологии) или экономического (развитие формы производственных отношений), либо один из факторов, относящихся к надстройке (право, государство, социальная психология и т.д.). В рамках первого направления можно выделить концепции демографического, географического и технологического детерминизма, а также теории, абсолютизирующие форму производственных отношений. Различные разновидности второго направления развиваются в рамках институционализма. Демографический детерминизм Задолго до марксизма возникают и развиваются теории, признающие прогрессивное развитие общества и ставящие его в зависимость от какого-либо материального фактора. Одной из таких теорий является демографический детерминизм. Отдельные попытки объяснения истории развития человечества ростом населения появились уже в древности и средние века. Однако лишь в XVIII в. начинают оформляться элементы будущей концепции демографического детерминизма (Ж-Ж. Руссо, К.А. Гельвеций). Позднее, в учении Т.Р. Мальтуса, рост населения стал рассматриваться как независимая переменная величина, как источник бедности и нищеты масс. Однако мальтузианская концепция народонаселения не была теорией исторического процесса в строгом смысле этого слова, так как она не устанавливала зависимости между качественными этапами роста населения и изменениями формы общества. Наряду с мальтузианством - пессимистической формой демографического детерминизма - в конце XIX — начале XX в. получает большое развитие оптимистическая форма демографического детерминизма (А. Кост, А. Секретам, О. Бугле). Особое распространение она получает во Франции, для которой в последние десятилетия XIX в. были характерны медленные темпы роста населения и где мальтузианство не пользовалось популярностью. Именно в это время французский политэконом и статистик А. Кост (1842—1901) выпустил две работы — «Принципы объективной социологии» (1899) и «Опыт народов и предложения, на нем основанные» (1900), в которых он пытается доказать, что все социальные явления зависят от демографического фактора. «...Зарождение и развитие цивилизации, — писал А. Кост, - происходит повсюду, где идет интенсивная торговля, где осуществляются военные захваты, наблюдается объединение земель, где создаются федеративные союзы, и все это объясняется ростом и распространением одного и того же социального фактора — численности и плотности населения». Этот фактор и лег в основу предложенной А. Костом периодизации исторического процесса. Она состоит из шести эпох, которым соответствуют четыре стадии социальной эволюции. Первой эпохе соответствует первая стадия эволюции, которую Кост называет феодализмом, относя ее существование к периоду до основания Рима. Все население в этот период состоит из отдельных •семей, проживающих в укрепленных поселках. Необходимые средства существования производятся внутри каждой семьи. Вторая эпоха, существовавшая от основания Рима до правления Юлия Цезаря, соответствует второй стадии социальной эволюции, которую А. Кост называет коммуникализмом. Рост населения приводит к тому, что основной формой поселений становятся города. Часть продукции начинает производиться «а рынок. Возникают социальное неравенство, сословия. К власти приходят военные и жрецы. Третья эпоха охватывает период от правления Юлия Цезаря и до появления варварских королевств. Она соответствует третьей стадии социальной эволюции, которую Кост характеризует как этатизм. Население возрастает настолько, что центрами жизни становятся крупные города-полисы типа Рима. Рост спроса на ремесленные изделия приводит к возникновению мануфактур. Торговля перерастает границы метрополии, захватывая колонии и провинции. Углубляется классовое неравенство, гражданская власть обособляется от военной. В период четвертой и пятой эпох замедляется рост населения, устанавливается монархическая форма правления. Это, как полагает А. Кост, вызывает регресс в развитии общества. Поэтому данные эпохи соответствуют второй и третьей стадиям социальной эволюции. Шестая историческая эпоха начинается с буржуазных революций. Она образует четвертую стадию социальной эволюции — плутократический парламентаризм. Увеличение населения способствует расширению границ, росту столиц. Ручной труд сменяется машинным, углубляется социальное неравенство, основанное на богатстве и образовании, возникает и обособляется законодательная власть. Таким образом, считает А. Кост, существует прямая связь между ростом населения и прогрессом общества, при этом более могущественные государства поглощают или ассимилируют более слабые. В XX в. появляются попытки объединить демографический детерминизм с концепцией исторических циклов. Итальянский демограф К. Джини (1884—1965) выдвинул теорию, связывающую воспроизводство населения со стадиями развития нации. Каждая нация, с точки зрения Джини, проходит три периода: молодость, зрелость и старость. В период молодости в нации преобладают люди молодых возрастов, что обусловливает высокие темпы роста населения. Это приводит к социальному расслоению общества, к дифференциации рождаемости у различных классов. Образуется избыток населения, который используется для проведения интенсивной колонизационной и экспансионистской политики. На стадии зрелости растет благосостояние как в результате сокращения рождаемости, так и вследствие эксплуатации колоний и зависимых стран. Высокая рождаемость сохраняется только у низших классов. Однако индустриализация, урбанизация и демократизация общества повышают вертикальную мобильность низших слоев, что также приводит к падению рождаемости. Нация из воинственной становится мелкобуржуазной, наступает закат общества, старость нации. Эти процессы усиливает миграция населения из сельской местности в города. Возникают трудности в обеспечении населения продовольственными товарами, а промышленности сырьем. Все это приводит к истощению производства, к усилению социальных конфликтов. Выход из создавшегося положения Джини видит в эмиграции и войнах, в поглощении слабых народов более сильными. Теория К. Джини более дифференцированно подходит к анализу воспроизводства населения. Однако и она не может преодолеть схематизм и внеисторизм, характерный как для демографического-детерминизма, так и для циклических теорий. Более того, считая войны и экспансию закономерным следствием роста населения, она объективно оправдывала итальянский фашизм, его экспансионистскую политику. В этом заключается ее внутреннее родство с реакционным неомальтузианством и германской геополитикой. В послевоенные годы демографический детерминизм уже не выступает в качестве самостоятельного учения, а дополняется географическим или технологическим детерминизмом (теории порочного круга нищеты, теории стадий роста и т. д.). Географический детерминизм Идея обусловленности развития человечества географической средой возникла уже в глубокой древности (Гиппократ, Геродот, Платон, Полибий, Страбон). Это представление было взято на вооружение многими французскими просветителями и немецкими философами. О влиянии климатических условий на характер и поведение людей писал - Ш.Монтескье. Последовательно географический принцип в объяснении истории был проведен в «Идеях к философии истории человечества» И. Г. Гердера. В «Философии истории» Гегель специально выделил географическую основу всемирной истории. Естественные различия он рассматривает как особые возможности развития народов. Эти положения получили дальнейшее развитие в работах английских (Г. Т. Бокль) и русских (С. М. Соловьев, А. П. Щапов, В. О. Ключевский) историков. Если в построениях материалистов XVIII в. природа берется внеисторично и достаточно абстрактно (климат, почва или ландшафт), не показывается ее внутренняя органическая связь с производством, то в поздних концепциях мы встречаемся уже с более дифференцированным подходом. Наглядный пример — работы русского социолога, географа и анархиста Льва Ильича Мечникова (1838—1888). Подводя итоги, следует подчеркнуть, что в концепциях географического детерминизма взаимодействие человека и природы рассматривается односторонне, как зависимость человеческого общества от окружающей среды. Между тем взаимодействие общества и природы—более сложное явление, которое не сводится только к замедлению или ускорению развития человечества. С одной стороны, под воздействием человеческой деятельности изменяется среда обитания, происходит накопление этих изменений, а с другой — воздействуя на внешнюю природу, изменяя ее, человек в то же самое время изменяет и свою собственную природу. В ходе исторического развития общество вовлекает в производство все новые и новые компоненты окружающей среды, ранее недоступные человеку. Поэтому само взаимодействие общества и природы глубоко исторично. Оно зависит не только от уровня развития производительных сил, но и от характера существующих производственных отношений. Таким образом, окружающая среда не только выступает как условие развития производства, как фактор развития производительных сил, но и сама является в определенной и всевозрастающей мере результатом этого развития. Географическая среда включается в социальную форму движения материи. Поэтому методологический недостаток географического детерминизма заключается и в том, что его представители пытаются вынести источник развития человечества за пределы общественной системы, свести высшую форму движения материи (социальную) к низшей (в данном случае географической). Технологический детерминизм Под влиянием научно-технической революции все чаще возникают и получают широкое распространение теории, абсолютизирующие технический прогресс. Истоки этих теорий можно проследить в трудах ученых начала XX в.: П. К. Энгельмейера (Россия), Ф. Десеауера, М. Шнейдера, М. Эйта (Германия). Переоценка научно-технических факторов и недооценка общественно-исторических условий были характерны для «легальных марксистов» (П. Струве), а также немецких социал-демократов (Э. Бернштейн, К. Каутский) и русских - меньшевиков (Л. Мартов, Н. Суханов). Однако наибольшее развитие технологические теории исторического процесса получают в послевоенные годы. В 1960 г. выходит книга американского экономиста Уолта Уитмена Ростоу «Стадии экономического роста» с характерным подзаголовком «Некоммунистический манифест». В этой книге У. Ростоу выделяет пять основных стадий роста: 1) традиционное общество, 2) стадия создания предпосылок для взлета, 3) взлет, 4) движение к зрелости, 5) эпоха высокого массового потребления. Для стадии «традиционного общества», считает У. Ростоу, характерно, что свыше трех четвертей производителей занято производством продовольствия. Национальный доход используется в основном непроизводительно. Структура общества образует иерархию, в которой политическая власть принадлежит земельным собственникам или центральному правительству. Вторая стадия является переходной к взлету. В этот период происходят существенные изменения в трех непромышленных сферах: сельском хозяйстве, транспорте и внешней торговле. Третья стадия — «взлет» — охватывает сравнительно небольшой промежуток времени — одно-два десятилетия. В это время растут темпы капиталовложений, заметно увеличивается выпуск продукции на душу населения, начинается быстрое внедрение новой техники в промышленность и сельское хозяйство. Происходит победа сторонников модернизации экономики над защитниками традиционного общества. Период «движение к зрелости» характеризуется. У. Ростоу как длительный этап технического прогресса: развивается процесс урбанизации, повышается доля квалифицированного труда, руководство промышленностью сосредоточивается в руках квалифицированных управляющих — менеджеров. В пятую эпоху — стадию «высокого массового потребления» — осуществляется сдвиг от предложения к спросу, от производства к потреблению. В своей более поздней работе «Политика и стадии роста» (1971) У. Ростоу добавляет шестую стадию — «стадию поиска качества жизни», когда на первый план выдвигается духовное развитие человека. Теория У. Ростоу представляет определенный шаг вперед не только по сравнению с концепциями демографического и географического детерминизма, но и по сравнению с технологическими теориями первой половины XX в. Она признает ведущую роль материального производства в развитии общества, его обусловленность прогрессом производительных сил, влияние на их развитие социальной среды. Более широкий исторический подход характерен для теоретиков постиндустриального общества (Р. Айрис, Д. Белл, Г. Кан, Т. Стоуньер и др.). Том Стоуньер, например, в своей книге «Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики» (1983) выделяет в развитии человечества три качественных этапа: периоды аграрной экономики, индустриальной и информационной. «В аграрной экономике, — считает он, — хозяйственная деятельность была связана преимущественно с производством достаточного количества продуктов питания, а лимитирующим фактором обычно была доступность хорошей земли. В индустриальной экономике хозяйственная деятельность была по преимуществу производством товаров, а лимитирующим фактором — чаще всего капитал. В информационной экономике хозяйственная деятельность - это главным образом производство и применение информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными и тем самым создать больше материального богатства. Лимитирующий фактор здесь — наличное знание». В отличие от У. Ростоу Т. Стоуньер выделяет в развитии общества не одну (промышленную), а две (промышленную и информационную) революции. Более того, он связывает качественные этапы в развитии производительных сил с революциями в экономике и политике. В результате промышленной революции «вначале экономическая, а затем политическая власть постепенно перешла из рук аристократии в руки капиталистов»; в процессе же информационной — «экономическая и политическая власть переходит к производителям информации». Таким образом, мы видим, что сведение общественного прогресса к техническому неминуемо ведет даже наиболее талантливых ученых к искажению логики исторического процесса, к односторонним выводам. В процессе развития капитализма натуральное хозяйство вытесняется товарным. Это породило концепции, в которых критерием периодизации стала выступать форма обмена. В XIX в. довольно типичной стала теория Б. Гильденбранда о трех этапах развития как последовательной смене натурального хозяйства денежным, а денежного — кредитным. При этом под натуральным хозяйством понималось не только автаркическое производство, но и простейший натуральный продуктообмен; под денежным — обмен при помощи денег; под кредитным — обмен при посредстве кредита. Более сложной системой периодизации всемирно-исторического процесса по формам хозяйства была концепция А. А. Богданова (1873—1928). В основе ее лежит материалистический критерий выделения форм хозяйства. В наиболее позднем варианте изложения своей системы А. А. Богданов, в частности, пишет о трех основных типах «строения общественной организаций», в рамках которых он выделяет различные эпохи. Дробное натуральное хозяйство: а) первобытный родовой коммунизм; б) авторитарная родовая община; в) феодализм. Меновое хозяйство: а) переходные формы: рабство, крепостная организация; б) мелкобуржуазный строй; в) домашне-капиталистическая система; г) промышленный капитализм типа мануфактуры; д) машинный капитализм. Объединенное натуральное хозяйство (коллективизм). Стремление найти общий критерий для систематизации различных форм хозяйства выгодно отличает эту периодизацию. В то же время нельзя не заметить, что этим критерием оказался не способ производства, а форма хозяйства (натуральная, товарная и, по существу, планомерная). К тому же при этом происходит нарушение логики исторического процесса: исчезает азиатский способ производства, искусственно отделяются друг от друга феодальная система и система крепостного хозяйства, рабовладельческий строй излагается после феодализма, объединяются в один раздел восточное, античное и колониальное рабство и т. д. В конце XIX-начале XX в. возник институционализм – течение, отрицающее обусловленность развития человеческого общества производственными отношениями и признающее в качестве движущей силы неэкономические факторы: психобиологические (Т. Веблен), социально-правовые (Дж. Коммонс), государственные (К.-А. Виттфогель) и другие институты. Сторонники этого направления реконструировали и дополнили взгляды исследователей XIX в., утверждавших, что в основе развития общества лежит изменение права (Ф. К-фон Савиньи), социальной психологии, мотивов деятельности людей (В. Дильтей). В центре внимания сторонников институционализма находится, как правило, капитализм, его настоящее и будущее (теории индустриального и постиндустриального общества, технократические теории, теории конвергенции и т.д.). В то же время в послевоенные годы появились попытки с позиций институционализма описать развитие человечества в целом. Одной из крупнейших работ, претендующих на объяснение исторического процесса, является книга профессора китайской истории Вашингтонского университета Карла-Августа Виттфогеля (1896—1988) «Восточный деспотизм. Сравнительное изучение тотальной власти» (1957). Решая вопрос о том, «какой момент определяет в конечном счете историческое развитие — природный или общественный», он отдает пальму первенства природе, считая «определяющим и ведущим... естественные условия». С годами географический детерминизм был дополнен государственным институционализмом. Структурообразующим элементом в концепции К.-А. Виттфогеля является восточный деспотизм, который характеризуется ведущей ролью государства. Государство опирается на бюрократический аппарат и подавляет развитие частнособственнических тенденций. Богатство господствующего класса в этом обществе обусловлено не собственностью на средства производства, а местом в иерархической системе государства. Таким образом, получается, что природные условия и внешние влияния определяют форму государства, а она в свою очередь — тип социальной стратификации. Более сложной детерминистской концепцией является материалистическое понимание истории. Оно исходит из того, что в производстве люди вступают в объективные, независимые от их воли и сознания, определяемые уровнем развития производительных сил общества отношения. В их структуре выделяют технико-экономические (или организационно-экономические) и социально-экономические отношения. Этот подход в целом хорошо знаком преподавателям. Некоторые новые аспекты его рассмотрены в предыдущей главе. Следует лишь заметить, что в рамках данного подхода основная периодизация общества осуществляется по способам производства и формациям. Среди спорных проблем последнего времени особо можно выделить вопрос об азиатском способе производства. Применение наряду с содержательным термином («государственная система сельских общин») условного («азиатский способ производства») широко распространено в науке. Мы уже давно оперируем такими парными понятиями, как античность - рабовладельческий способ производства, средневековье - феодализм, новое время - капитализм. Специфика здесь заключается не в том, что Маркс и Энгельс использовали два понятия («система сельских общин» и «азиатский способ производства»), а в том, что содержательному термину противопоставлен не временной, а географический. Происхождение этого термина объясняется, видимо, тем, что на современном Марксу и Энгельсу Востоке они находили остатки этих государственно-общинных форм. В экономической науке существует разные подходы и разные критерии периодизации социально экономического развития общества. Основными подходами являются формационные и цивилизованные. Формационный подход к периодизации социально-экономического развития общества показывает историю развития общества, как прерывную, состоящую из качественно-различных периодов. При этом каждый период есть новая ступень в качественном и количественном развитии общества. Формационный подход периодизации развития общества был разработан К. Марксом на основе идей ряда его предшественников. 1. Данный подход к периодизации истории человечества основан на смене способов производства и формаций. Кратко суть формационного подхода заключается в следующем: Процесс труда состоит из трёх элементов:самого труда, средств труда и предметов труда. Средства труда -это комплекс предметов, при помощи которых человек трудится, производит материальные блага. К средствам труда относятся прежде всего орудия труда – различного рода механизмы и машины, приспособления и инструменты, двигатели, передаточные аппараты и т.д. Кроме орудий труда, называемых активными средствами,имеются пассивные средства труда –здания, сооружения, трубопроводы и др. Предметами труда является то, на что направлен человеческий труд (сырье, материалы и пр.), что составляет материальную основу будущего продукта. В подавляющем болыпинстве предметы труда в современных условиях сами являются продуктом предшествующего труда: металл, цемент, хлопок и пр. В конечном счете все они имеют природное происхождение. Земля может выступать в роли как предмета труда, так и средства труда. Средства труда и предметы труда в совокупности представляют собой средства производства. Рабочая сила и средства производства -это производительные силы общества. Уровень развития производительных сил является важнейшим критерием и наиболее общим показателем общественного прогресса. Производительные силы определяют характер производственных отношений, которые складываются между людьми по поводу производства, распределения, перераспределения и потребления материальных благ. Производительные силы общества и производственные отношения в своем единстве представляют собой способ производства или базис общества (экономический строй). Формационный подход выделяет пять способов материального производства (рис. 8.1). 1. Первобытнообщинный 2. Рабовладельческий 3. Феодальный 4. Капиталистический 5. Коммунистический Экономический строй определяет характер надстройки – совокупности семейных, юридических, национальных, культурных, политических и других отношений. Базис и надстройка находятся в единстве, во взаимосвязи. С течением исторического времени, с развитием общества надстройка приобретает все большее влияние на базис, определяет его параметры. Базис и надстройка составляют общественно-экономическую формацию. История человечества, по Марксу, есть история восхождения от одной общественно-экономической формации к другой (рис. 1.8). Формационный подход имеет свои позитивные и негативные особенности. Позитивные: 1. Он утвердил материалистическое толкование развития общества; 2. Подчеркнул важную роль экономики в жизни общества; 3. Поставил в центре внимания идею прогресса. Негативные: 1. В тоже время формационный подход ведет к упрощению и искажению понимания исторического развития; Выделение специфических производственных отношений в качестве критерия периодизации экономического развития приводит к недоучету фактора преемственности исторические ступени, общеэкономических и общечеловеческих ценностей. Формационный подход исключает возможность многовариантного развития и в то же время является страновым, т.е. развившимся из опыта развития отдельных стран. Все это упрощает реальную картину общественного развития.
Рис. 8.1 – Формационный подход к периодизации истории
В экономической науке имеет место теория общественного развития, в которой получило отражение современное видение мира как результат исторического развития типов цивилизации. Термин «цивилизация» латинского происхождения, означает гражданский, общественный. Этот термин был введен около 200 лет назад и использовался для характеристики общества, в котором царствует разум и свобода. В современном мире термин «цивилизация» используется: 1. Для оценки степени и уровня культуры (античная цивилизация, современная, европейская, азиатская и т. д.) 2. Для характеристики стадии развития человеческого общества пришедшего на смену варварства. 3. Как культурно-исторический цикл развития замкнутых групп, народов и государств. 4. Как заключительная стадия развития культуры, фаза ее заката. 5. Как совокупность основных компонентов общественной жизни: человеческого потенциала, способа производства материальных благ, окружающей среды. Различают собирательство, земледельческую и промышленную цивилизацию. 6. Как определенную стадию в циклическом развитии общества, в целостности составляющих его элементов: наука, культура, экономика и т.д. Цивилизационный подход показывает непрерывность исторического процесса, его движения во взаимосвязи и приемлемости, накоплении материального и духовного богатства. Он предполагает формирование общечеловеческих ценностей, показывает их роль в развитии общества. Появлению и развитию цивилизационной теории способствовали глубина, масштабы и характер перемен, происходящих в мире, особенно во второй половине XX в.: - революционные перемены в технике, технологии, принципиально изменившие организацию производства; - создание современной информационной системы, производственной и социальной инфраструктур; - осознание угрозы ядерной войны, экологической гибели, общности человеческих судеб; - осознание сложности и многомерности мира нашей планеты, созданного в результате многовекового эволюционного развития; - понимание качественных изменений мировой цивилизации. Определим наиболее важные положения цивилизационного подхода: · существуют общие закономерности экономической деятельности и развития человека как индивида и как члена общества; · исходным для исследования цивилизаций выступают обусловленные человеческой жизнью потребности, деятельность людей и ценности, создаваемые в результате этой деятельности; таким образом, во главу угла ставится человек как индивид и как член общества; · удовлетворение и развитие потребностей - постоянно возобновляемый исторический процесс, в котором развитие цивилизации идет вслед за ростом потребностей; · исследование взаимодействия потребностей и деятельности человека позволяет формировать программы научно-технического и социально-экономического развития, в основе которого лежат потребности, а не закономерности материального производства. Таковы теоретико-методологические основы изучения закономерностей развития цивилизации. Впервые цивилизационный подход к развитию общества разработал шотландский ученый Фергюсон. В развитии человеческого общества он выделил 3 периода: 1. Дикость - для нее характерны развития охотничьего хозяйства и отсутствия частной собственности. 2. Варварство - появление частной собственности и развитие скотоводческого хозяйства. 3. Цивилизация - для нее характерно господство частной собственности и развитие земледелия. Другой теорией, созданной на базе цивилизационного подхода, является теория стадий экономического роста, принадлежащая У. Ростоу. Согласно этой теории, стадии роста определяются взаимодействием технико-экономических, производственных, политических и других факторов, поэтому следует выделять два типа общества: традиционное (докапиталистическое) и индустриальное (капиталистическое). Согласно теории Ростоу имеется шесть стадий экономического роста: 1. Традиционное общество. 2. Стадия подготовки условий для сдвига или переходное общество. 3. Стадия сдвига и перехода к индустриальному развитию. 4. Постиндустриальное обще
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1076; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.186.247 (0.022 с.) |