Товарная организация общественного производства 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товарная организация общественного производства



 

Эволюция производственных отношений показала, что общественное хозяйство может менять форму своей организации. Понятие «форма общественного хозяйства» отражает цель производства продукта, определяет источники всех видов ресурсов и характеризует связи между производством и потреблением.

В историческом процессе общественного развития выделя­ются две основные формы организации производства:

- натуральное;

- товарное.

Натуральное хозяйство – это исторически первая форма организации экономики, тип хозяйства, в котором продукты производятся для внутрихозяйственного потребления.

Натуральное хозяйство было представлено изолированными хозяйственными единицами (первобытная община, патриархальное семейное хозяйство, рабовладельческие и феодальные поместья).

Натуральное производство имеет следующие черты:

- замкнутая система организационно-экономи­ческих отношений, при которой каждая хозяйственная еди­ница опирается на собственные производственные ресурсы и самообеспечивает себя всем необходимым для жизни;

- стадия обмена в натуральном хозяйстве отсутствует, схема хозяйственного процесса выглядит как «производство-распределение-потребление», а в случае изоляции хозяйствующего субъекта еще проще: «производство-потребление», весь произведенный продукт потребляется членами.

- общественные связи замыкаются в рамках отдельных хозяйственных единиц, которые базировались на ручных, нередко примитивных орудиях труда, рабочая сила была закреплена за ними родовыми связями или принудительно;

- потребности ограниченны и неизменны;

- хозяйственные процессы осуществляются в соответствии с многовековыми традициями, регулируются прямо и непосредственно.

Натуральное хозяйство явилось исторически первым типом хозяйственной организации, достаточно широко распро­страненным на доиндустриальной стадии развития капитализ­ма.

В условиях индустриального и постиндустриального про­изводства натуральное хозяйство в значительной мере имеет распространение в виде личного подсобного хозяйства, про­изводящего продукты потребления прежде всего для нужд личного потребления, лишь незначительная часть продуктов поступает в продажу.

Своеобразным атавизмом натурального хозяйства выступает выплата заработной платы в натуральной форме, т.е. зарплата выдается работнику в виде продуктов или бесплатных услуг. В бывшем СССР в период «военного коммунизма» доля натуральной заработной платы в доходах промышленного рабочего достигала 92%. Процветал данный вид оплаты труда и на сельхозпредприятиях Советского Союза. К натуральным видам оплаты труда относятся льготы в некоторых отраслях (например, бесплатный проезд для железнодорожников), выдача ценных подарков, спецснабжение и т.п.

Натуральное хозяйство в настоящее время практически вытеснено товарным производством. При этом отдельные проявления элементов натурального хозяйства в и развитых странах объясняются во многом его преимуществами при выполнении отдельных видов работ, а также тем, что данный тип хозяйства выполняет функцию обеспечения населения дополнительной занятостью. Часть населения (домохозяйки) может работать исключительно в сфере натурального хозяйства.

Несмотря на то, что натуральное хозяйство примитивно, относительно бесперспективно, оно обладает устойчивым характером и существует до настоящего времени. В развивающихся странах оно распространено повсеместно.

Товарное производство — система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи.

Товарная форма хозяйства зарождается как противоположность натуральному хозяйству, сначала в отношениях между общинами, затем проникая внутрь их, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный и отмирающий элемент экономической жизни общества. Процесс перерастания натурального хозяйства в товарное, длительный, сложный.

Условиями перехода от натурального производства к товарному явились:

- общественное разделение труда;

- экономическая обособленность производителей.

В совокупности они обеспечивают:

а) специализацию производителей на производстве определенной продукции;

б) обмен продукцией между различными хозяйственными структурами.

Существенные признаки товарного производства:

- общественное разделение труда;

- продукты производятся отдельными, частными, обособленными производителями;

- открытая система организационно-экономических отно­шений, при которой работники создают продукты не для личного потребления, а для продажи другим людям, про­изводство продукции для обмена становится целью произ­водственной деятельности;

- товарному производству присущи косвенные, опосредован­ные связи между производством и потреблением, движение осуществляется по формуле: производство - распределе­ние - обмен - потребление, произведенная продукция вначале поступает на рынок – в обмен и лишь затем – в потребление.

Материальной основой возникновения товарного производства является общественное разделение труда, являющееся важнейшим фактором роста выпуска продукции и образования излишков как основы обмена. С развитием общественного разделения труда происходит специализация производителей по выработке какого-либо одного продукта – это обуславливает необходимость обмена.

Общественное разделение труда характеризуется определенным уровнем развития производительных сил.

К преимуществам товарного производства перед натуральным следует отнести то, что:

1) специализация производителей на изготовление одного вида продукции ведет к росту производительности труда;

2) обмен исключает необходимость производить все продукты, ограничивает сферу деятельности производителей.

В зависимости от степени развития отношений собствен­ности и организационно-экономических отношений выделяют два этапа развития товарного производства: простое товарное и капиталистическое товарное. В условиях простого товарного производства господствует ручной специализированный труд, при капиталистическом товарном производстве – машинный. Другими отличиями данных двух форм хозяйства является то, что для простого товарного производства характерно преобладание мануфактур, для капиталистического – фабрик и заводов; при простом товарном производстве собственник обычно непосредственно принимает участие в изготовлении продукта, при капиталистическом – выполняет управленческие функции. Наконец, при капиталистическом товарном производстве купля-продажа товаров становится преобладающим способом реализации экономических интересов, при простом товарном – преобладает натуральное хозяйство, а реализация продуктов на рынке носит зачастую случайный характер.

Современные формы простого товарного производства — крестьянское хозяйство, хозяйство ремесленников, занимаю­щихся индивидуальной трудовой деятельностью.

Капиталистическое товарное производство представлено средним и крупным бизнесом, основанным на использовании наемного труда.

Товарное производство в условиях капиталистической системы приобретает всеобщий характер, становится интернациональным, внешняя торговля занимает ведущее место в системе мировых экономических отношений. Своеобразным ускорителем развития товарного производства является научно-технический прогресс, ведущий к усилению разделения труда, а следовательно, и к прогрессирующей специализации производителей.

В натуральном хозяйстве, как правило, человек произво­дит те полезности, которые необходимы ему как факторы жизнедеятельности – продукты питания или продукты, необ­ходимые для производственных целей.

В товарном хозяйстве продукт производится не для товаров собственного потребления, а для других, поступает в потребление не непосредственно, а через обмен, становясь при этом товаром.

Обмен – это движение товара от одного товаропроизводителя к другому и предполагает эквивалентность (овца = зерну, = топору, = холсту), что требует соизмерения разных по виду, качеству, форме, назначению товаров. Это соизмерение разных товаров, требует единой общей их основы. Такой основой является стоимость товаров.

Научные исследования привели к выводу, что основным законом товарного производства является закон стоимости, определяющий основу и механизмы формирования и реали­зации стоимости товара.

Развитое товарное производство, свободная конкуренция – идеальная среда действия закона стоимости. При этом он определяет и регулирует важнейшие параметры рыночной системы – формирование товарной стоимости, пропорции обмена товаров на рынке. Суть закона стоимости заключается в том, что производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с их общественной стоимостью, на основе общественно необходимых затрат труда. Закон стоимости вынуждает товаропроизводителей следить за тем, чтобы индивидуальные затраты труда на производство товаров не превышали общественно необходимые.

Закону стоимости свойственны следующие черты:

· в основе стоимости лежит общественно необходимый труд;

· величина стоимости товара прямо пропорциональна количеству воплощенного в нем общественно необходимого труда и обратно пропорциональна его производительной силе;

· обмен товаров совершается в соответствии с количеством воплощенного в них общественно необходимого труда;

· с возникновением денег и цены закон стоимости выступает в качестве регулятора цен, определяя их уровень;

· через механизм рыночных цен закон стоимости распространяет свою регулирующую роль на процесс производства, способствуя его сокращению или расширению.

В товарном производстве закон стоимости выполняет три функции.

Во-первых, закон стоимости является стихийным регулятором пропорций производства (пропорциональности). Регулирующая функция закона стоимости заключается в стихийном колебании рыночных цен, в их отклонении от общественной стоимости в результате конкурентной борьбы. Цена совпадает со стоимостью товара только при равенстве спроса и предложения, т.е. когда производство данного товара соответствует платежеспособному спросу на него. Если же такого равенства нет, цена товара будет отклоняться от его стоимости. Отклонение цен от стоимости соответственно влияет на изменение соотношения спроса и предложения и тем самым на перераспределение факторов производства между различными отраслями. Превышение рыночной цены над стоимостью стимулирует рост предложения, увеличение производства товаров. Установление рыночной цены на уровне ниже стоимости вызывает сокращение производства товаров.

Колебания цен вокруг стоимости обусловливаются не только стихийными колебаниями в сфере обращения, на рынке, но и изменениями в сфере производства (прежде всего, в производительности труда).

Во-вторых, закон стоимости выступает как стимул в развитии производительных сил, росте и совершенствовании производства, повышении производительности труда и снижении стоимости товаров. Его действие побуждает товаропроизводителей к снижению индивидуальных затрат труда по сравнению с общественно необходимыми.

В-третьих, закон стоимости выступает фактором имущественной, экономической и социальной дифференциации товаропроизводителей. В силу действия закона стоимости все производители вынуждены реализовывать товары по одинаковой рыночной цене, соответствующей общественно необходимому рабочему времени на изготовление изделий определенного вида. Однако при колебаниях цен вокруг стоимости все товаропроизводители оказываются разделены на группы. У одних производителей индивидуальная стоимость товаров данного вида по своему уровню ниже общественной, т.е. реализация товаров по рыночной цене позволяет обогащаться; у других – индивидуальная стоимость совпадает с общественной, чем подтверждаются общественно нормальные условия производства; у третьих – уровень индивидуальной стоимости товаров выше общественной и при реализации товаров на рынке эти производители терпят убытки и разоряются.

Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.

Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря чему он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или человека. Её характерные черты: она выступает как общественно-полезная потребительная стоимость; она выражает сущностную взаимосвязь между производством материальных благ и их потреблением. Если товар не обладает потребительной стоимостью, он просто не найдет покупателя, не будет реализован.

С другой стороны, продукт, не предназначенный для обмена, имеет лишь потребительную стоимость для производителя. Товар при обмене должен обладать стоимостью для производителя и потребительной стоимостью для покупателя. Эти свойства товара выступают как единство противоположностей, а именно: единство – так как они присущи одному товару, а противоположность - поскольку один и тот же товар для одного человека не может быть одновременно и потребительной стоимостью, и стоимостью.

В экономической науке сложи­лись два различных подхода к определению меновой стоимости товаров на рынке: трудовая теория стоимости и теория по­лезности.

1-е направление – трудовая теория стоимости. Его пред­ставители — классики политической экономии – В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, обосновали, что основой стоимости товаров является труд, затраченный на производство товаров. Поэтому, если как потребительные стоимости товары качественно различны, разнородны, несоизмеримы и не могут непосредственно приравниваться друг к другу. Однако как стоимости они качественно однородны и различаются лишь количественно: величиной, затраченного на их производство труда.

К. Маркс углубил исследование анализом двойственного характера труда, воплощенного в товаре. При этом выявил, что труд, создающий товар, имеет двойственный характер. С одной стороны, это труд в определенной, целесообразной фор­ме, направленный на создание определенных полезностеи, по­лучивший название конкретного труда. С другой — это труд вообще, безотносительно к конкретной форме, представленный как затрата физиологической энергии человека — энергии мышц, мускулов, нервов, мозга. Получил название абстрактного труда. К Маркс доказал, что именно абстрактный труд в силу своей качественной однородности, выступающей основой его количественной соизмеримости, является основой стоимости товара.

Исследование количественной компоненты стоимости привело к выводу о том, что стоимость товара определяется не индивидуальными, а общественно-необходимыми затратами труда на производство товара или общественно-необходимым рабочим временем. Общественно-необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

В процессе обмена происходит приравнивание труда, затраченного на производство различных полезностей. При этом ориентация на эквивалентность приводит к формированию определенной количественной пропорции, в которой потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Это меновая стоимость товара. Меновая стоимость — это форма стоимости, представляющая конкретные вариации обмена полезности одного рода на полезности другого рода. Она может изменяться в зависимости от места и времени при неизменности ее внутренней, стоимостной субстанции.

2-е направление — неоклассическая теория ценности. Его представители — Карл Менгер, Ойген Беем-Баверк, Фридрих фон Визер считали, что ценность товаров определяется их полезностью.

Они выдвинули теорию полезности, согласно которой ценность товаров определяется не затратами труда на производство товаров, а их полезностью, считая, что самые различные материальные и духовные блага ценятся людьми не потому, что на них затрачен труд, а потому, что они обладают полезностью. При этом производство товара может потребовать незначительных затрат труда, однако его полезность может оказаться весьма высокой. Она и определит ценность товара.

С динамизмом представлений, формированием рацио­налистических воззрений теория полезности трансформируется в теорию предельной полезности. При этом под предельной полезностью понимается наименьшая потребность, от которой пользователь продукции, прежде всего, готов отказаться при невозможности удовлетворения полного круга потребностей. В качестве аргументации выдвинутой позиции один из виднейших представителей австрийской школы – Э. Бём Баверк приводит пример о старике-отшельнике, живущем в лесу, имеющем пять мешков зерна, которые он использует для удовлетворения своих потребностей. Полезность мешков располагается в убывающем порядке:

1-й мешок – для себя, с целью удовлетворения самой на­сущной потребности – в питании;

2-й мешок – для улучшения питания;

3-й мешок – для откорма домашних птиц;

4-й мешок – для изготовления пива;

5-й мешок – для забавы – кормления попугаев.

Лишившись одного мешка, отшельник откажется от кор­ма попугаев. При возможном последующем сокращении — от других, с учетом убывания полезности продукта в кругу удов­летворяемых потребностей. Сторонники теории сделали вы­вод, что величина ценности материального блага определяет­ся важностью той конкретной полезности, которая занимает последнее место в ряду удовлетворяемых потребностей.

И тот и другой подходы определения ценности вещи име­ют место и являются обоснованными. Вместе с тем первый подход представляется в большей мере оправданным в услови­ях массового производства продукции, ориентации на низко­доходные группы потребителей или в условиях «платежного дефицита», когда за необходимые товары потребители могут заплатить минимально возможную цену. Второй — в большей мере отвечает условиям индивидуализированного производст­ва, ориентированного на высокодоходных потребителей, ви­дящих главную цель в полезности, особых потребительских свойствах товаров, за которые готовы дорого заплатить, вме­сте с тем имеет место и в условиях «товарного дефицита», ко­гда за желаемые товары, которые достаточно трудно купить, потребители готовы заплатить высокую цену.

Существует и третий подход к определению стоимости товара – он представляет собой синтез двух предыдущих теорий, когда в стоимости товара учитывается и цена производства (трудовая теория стоимости) и цена покупателя (неоклассическая теория ценности (ее австрийская школа). Стоимость товара в этом случае определяется на рынке, как результат взаимодействия спроса и предложения. Данный подход к определению стоимости также бы выдвинут А.Маршаллом, т.е. неоклассической школой в ее кембриджском варианте.

В условиях огромного многообразия потребностей важно не просто создание разнообразных, но и взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров, информированность потребите­лей об их качественных и ценовых характеристиках, уровне взаимозаменяемости или взаимодополняемости. Необходимо обеспечение их надлежащего качества.

Деньги известны с древних времен, они появились как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений. Для натурального хозяйства было характерно производство продукции для собственного потребления. Обмен касался лишь случайных излишков. Общественное разделение труда вызвало к жизни постоянный обмен продуктами труда. Возникло товарное производство.

Можно выделить 4 этапа исторического процесса разви­тия обмена и форм стоимости, приведших к возникновению денег.

Простая или случайная форма стоимости свойственна низкой ступени развития производительных сил. При натуральном хозяйстве избыток продуктов возникает лишь периодически. Товары, поступающие на рынок, случайно меняют свою стоимость через посредство другого товара. Меновая стоимость при таком обмене резко колеблется во времени и в пространстве. При данной форме стоимости находился определенный продукт труда, который становился внешним проявлением общественного труда, т.е. эквивалентом.

Развернутая форма стоимости – связана с дальнейшим разделением труда и ростом производства. Все больше продуктов – товаров поступает на рынок. Один товар встречается при обмене с множеством других товаров – эквивалентов.

При всеобщей форме стоимости товар становится главной целью производства. Каждый товаропроизводитель за продукт своего труда стремится получить всеобщий товар, который нужен всем. В связи с такой объективной необходимостью из товарной массы стали выделятся товары, выполняющие роль всеобщего эквивалента, например: скот, меха, слоновая кость и т. д. Однако на этой роли такие товары задерживались недолго, т. к. не удовлетворяли требованиям товарного обращения и по своим свойствам не соответствовали условиям эквивалентности.

Для денежной формы стоимости характерны следующие черты:

а) один товар монополизирует на продолжительное время роль всеобщего эквивалента;

б) натуральная форма денежного товара срастается с его эквивалентной формой.

Для превращения товара в деньги необходимо: общее признание данного факта, как покупателем, так и продавцом; наличие особых физических свойств у товара – денег, пригодных для постоянной обмениваемости; длительное выполнение товаром – деньгами роли всеобщего эквивалента.

Деньги возникли стихийно из обмена, а не по соглашению сторон. В роли денег выступали разные товары, но более пригодными оказались драгоценные металлы, серебро и золото.

Особенность денег выражается в следующем: деньги - это стихийно выделившийся товар; деньги – это особый привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента; деньги разрешили противоречие между потребительской стоимостью и стоимостью, свойственной всем товарам, в том числе и деньгам.

Сущность денег проявляется в их функциях. В развитии общества деньги выполняют 5 основных функций: мера стоимости; средство обращения; средство накопления; средство платежа; мировые деньги.

Первая функция денег мера стоимости (единица счета).

Деньги могуг выражать стоимость всех других товаров, так как объективно существуют как всеобщий эквивалент, поэтому мера стоимости – это денежная единица, используемая для измерения и сравнения стоимостей товаров и услуг. Правительство каждой страны устанавливает свою собственную меру стоимости (масштаб цен). В Казахстане мерой стоимости является тенге. Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнородных благ и ресурсов. Благодаря денежной системе не надо выражать цену каждого продукта через все другие продукты, на которые он, возможно, мог бы быть обменен. Цену любого продукта достаточно выразить только через денежную единицу. Такое использование денег позволяет участникам сделки легко сравнивать относительную ценность различных товаров. Мера стоимости – функция денег, не зависящая от государства. Она определяется законом стоимости. Однако функцию единицы счета деньги могут выполнять только при стабильной валюте.

Вторая функция денег средство обращения. Деньги как средство обращения – это деньги, которые используются как средство осуществления оплаты за товары и услуги. Их значение трудно переоценить, так как они позволяют уйти от бартерного обмена. Бартерный обмен требует полного совпадения потребности двух участников сделки. Обращение товаров придает деньгам специфическую форму движения, содержанием которой является постоянное удаление денег от исходного пункта, переход их из рук в руки.

Первоначально в качестве средства обращения деньги выступали в форме металлических слитков. Это порождало определенные трудности в обмене товаров, которые были преодолены путем выпуска в обращение бумажных, кредитных, электронных денег.

Деньги как мера стоимости и деньги как средство обращения образуют неразрывное единство. Одна функция предполагает другую. Деньги не могли бы выполнять функцию меры стоимости, если бы они не функционировали в качестве реального средства обмена. Но деньги не могли бы являться и средством обращения, если бы они не были общепризнанной мерой стоимости всех товаров.

Третья функция денег– средство накопления (образования сокровищ) представляет собой особого рода актив, сохраняемый после продажи товаров и услуг и обеспечивающий покупательную способность в будущем.

С появлением денег золото и серебро становились общественным выражением богатства. Это порождало стремление продать товар не для того, чтобы купить другой, а для того, чтобы превратить товарную форму продуктов в денежную и удержать ее у себя. В результате деньги выпадали из сферы обращения и превращались в сокровище. Любой актив до некоторой степени может служить средством накопления. Люди могут хранить свое богатство в виде драгоценностей, произведений искусства, домов, акций, облигаций и многих других форм. Однако деньги больше всего подходят этой функции, т.к. им присуща ликвидность. Ликвидным называют такой актив, который может быть использован как средство платежа (или легко превращен в средство платежа) и имеет фиксированную номинальную стоимость. Деньги обладают совершенной или абсолютной ликвидностью. Всем остальным видам активов ликвидность присуща в большей или меньшей степени.

Развитию этой функции денег способствовало стихийное развитие товарного производства, которое вызвало необходимость накопления товаропроизводителями денег для того, чтобы застраховаться от случайностей рынка, обеспечить себе некоторый денежный резерв и тем самым возможность покупать товары, даже если их собственные товары не находят сбыта.

Вместе с тем деньги в функции средства накопления в виде наиболее мобильной и ликвидной их части, какими являются наличные деньги, с одной стороны, не приносят доход; с другой (особенно в условиях инфляции) – подтверждены опасности обесценения. Различные условия использования денег в функции средства накопления предполагают необходимость определенных усилий по целесообразному размещению накопленных денег.

Четвертая функция денег– средство платежа. По мере расширения сферы обмена и товарно-денежных отношений время реализации товаров все чаще не совпадает со временем их оплаты: товары продаются с отсрочкой платежей или в кредит. Когда же наступает срок оплаты приобретенных в кредит товаров, и покупатель погашает свой долг кредитору, деньги выполняют функцию средства платежа.Развитие кредитных отношений объективно связано прежде всего с разной продолжительностью производственных циклов в различных отраслях хозяйства. Широкое распространение кредитных отношений приводит к появлению кредитных денег (векселей, банкнот, чеков). В настоящее время во многих странах в функции денег как средства платежа широко выступают специальные кредитные карточки.

Функция денег как средства платежа отличается от ранее рассмотренных функций и вместе с тем находится с ними в неразрывной связи. В качестве средства платежа деньги могут быть использованы только при условии выполнения функций меры стоимости, средства обращения и сокровища. Если бы деньги не выполняли этих функций, никто не принимал бы их в качестве средства платежа.

Но функция денег как платежного средства имеет свои особенности. При функционировании денег в качестве средства обращения товар сначала реализуется на рынке как стоимость, и лишь после этого он может поступить в сферу потребления. При передаче товара в крдит реально происходит лишь перемещение потребительной стоимости товара из рук производителя в руки потребителя. Стоимость же товара получает лишь идеальное выражение в долговом обязятельстве. Через известный срок должник уплачивает кредитору стоимость полученного в кредит товара деньгами. Разрыв между движением потребительной стоимости товара и его стоимости приобретает здесь ярко выраженный характер.

Пятая функция денег– мировые деньги. Развитие международного разделения труда, товарного производства и выход товарного обмена за пределы национальных границ явились материальной предпосылкой появления новой функции денег. Деньги начинают обслуживать международную торговлю. Они выполняют функцию мировых денег,то есть используются в качестве всеобщего средства платежа (при покрытии дефицитов внешнеторговых балансов), всеобщего покупательного средства (при оплате товарных сделок наличными деньгами), материализации богатства вообще (при переводе капиталов из одной страны в другую).

В мировом обороте деньги функционирует прежде всего как всеобщее средство платежа и всеобщее покупательное средство, причем функция средства платежа преобладает. Это объясняется тем, что мировая торговля является крупной оптовой торговлей, где товары продаются в кредит, либо, наоборот, покупатель заранее авансирует деньги на оплату товара. Кроме того, в мировом обороте деньги функционируют как общественная материализация богатства, так как богатство может свободно мигрировать из одной страны в другую в форме всеобщего эквивалента.

Процесс отмены золотого стандарта привел к тому, что отпали две функции, которые не могут осуществляться без золота в качестве денег: средство образования сокровищ и мировые деньги. Этому же способствовало то, что если в течении XIX века в основном рассматривались такие вопросы денежной теории как происхождение денег, виды денег, формирование денежной системы и т.д., то в XX веке эти вопросы изменились. На первый план выдвинулись такие вопросы, как роль денег в воспроизводстве, механизм влияния денежной массы на экономический рост, государственное регулирование денежного обращения и т.д. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводства. Если в XIX веке ученых волновали качественые аспекты денежной теории, то в XХ веке главным образом их количественные взаимосвязи. Отсюда в современной экономической теории выделяют следующие функций денег:

1. Средство обращения;

2. Мера стоимости;

3. Средство накопления.

Как видим, анализ функций денег требует рассмотрения не только каждой функций отдельно, но и их совокупности как единого целого, поскольку они образуют реальное функционирование денежной массы, которая в настоящее время является неоднородной и содержит различные виды денег.

Деньги представляют собой развивающуюся категорию и со времени своего возникновения претерпели значительные изменения, проявившиеся в переходе от применения одних видов денег к другим. В отдельных сферах денежного оборота и в различные периоды при определенных условиях применяются различные виды денег.

Предшественниками денег были отдельные виды товаров, применявшиеся при обмене в качестве эквивалентов. Такими эквивалентами служили скот, меха и даже табак (в штате Вирджиния, США).

Пройдя различные формы стоимости, когда в роли денег выступали разные товары (скот, меха, раковины и т.д. человечество пришло к металлическому денежному обращению. В истории монетного денежного обращения существовали такие понятия:

-биметаллизм – когда роль всеобщего эквивалента выполняют два и более металла, т.е. в обращении находятся золотые и серебряные монеты;

-монометаллизм – денежная система, при которой всеобщим эквивалентом служит один металл (золото, серебро или другой металл),

Бумажные деньги как законченная форма знака стоимости появились в результате постепенного отделения номинального содержания денег от реального. Бумажные деньги («декретные деньги») – это денежные знаки (знаки стоимости, представители золота), наделенные принудительным номиналом, выпускаемые государством для покрытия своих расходов.

Бумажные знаки являются заместителями полноценных денег.

Переход от металлических денег к бумажным обусловлен рядом причин.

1. Металлическое денежное обращение обходится слишком дорого и с развитием калитализма становится по существу невозможным, так как добыча драгоценных металлов отстает от роста потребности хозяйства в средствах обращения. Замена металлических денег бумажными знаками стоимости способствует экономии издержек денежного обращения.

2. Стирание и естественный износ монет.

3. Порча монет государственной властью (ремедиум) и фальшивомонетчиками (начиная с рабовладельческого строя).

4. Выпуск бумажных знаков стоимости для покрытия государственных расходов.

Бумажные деньги не имеют самостоятельной стоимости. Затраты труда на их печатание незначительны. Они обладают покупательной способностью до тех пор, пока являются законным платежным средством. Вне процесса обращения они превращаются в клочки бумаги.

Бумажноденежное обращение всегда носит вспомогательный характер, поэтому длительное самостоятельное обращенке бумажных денег невозможно. Недостатки, присущие бумажным деньгам, могут в значительной мере устраняться благодаря применению кредитных денег.

Кредитные деньги также изготовляются из бумаги. Наиболее существенное различие между кредитными и бумажными деньгами состоит в особенностях их выпуска в обращение. Так, кредитные деньги выпускаются в обращение в связи с кредитными операциями, выполняемыми в увязке с реальными процессами производства и реализации продукции, бумажные деньги поступают в оборот без такой увязки. При нарушении связи с потребностями оборота кредитные деньги утрачивают свои преимущества и превращаются в бумажные денежные знаки.

Основными видами кредитных денег являются вексель, банкнота, чек, кредитная карточка.

Вексель – это письменное долговое обязательство, дающее его владельцу (векселедержателю) право по наступлении срока требовать от должника (векселедателя) уплаты обозначенной на векселе суммы. Вексель возник на основе торговли в кредит, т.е. с появлением коммерческого кредитования. Коммерческое кредитование – это кредитование предприятиями друг друга минуя банкк. Кредитование происходит путем отпуска товаров в долг с отсрочкой платежа.

Векселя бывают простые и нереводные. Простой вексель (соло-вексель) вьшисывается заемщиком. Это безусловное обязательство векселедателя уплатить определенную сумму денег предъявителю векселя. Переводной вексель (тратта) содержит приказ кредитора-векселедателя (трассанта) заемщику (трассату) об уплате в срок указанной суммы денег третьему лицу (ремитенту).

Банкнота возникла в конце XVII в. Владелец слитка золота или золотых монет мог оставить эти сокровища в респектабельном банке (позднее в центральном банке). После определения проб и тщательного взвешивания банк выдавал расписку о принятии золота на хранение. Эта «банковская записка», или, как ее стали называть, банкнота (нота на банкира), была очень удобна в использовании. Она была равносильна золоту, поскольку в любое время могла быть обменена на депонированный ранее металл. Со временем банкнота все больше становилась похожа на бумажные деньги. Сегодняшние деньги во всем мире не обеспечены золотом. Поэтому национальная валюта является законным платежным средством только в пределах данной страны.

Выпущенные в 1993 г. в нашей республике тенге являются одновреме



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.151 (0.005 с.)