ТОП 10:

Метод добавленной стоимости.



ВВП – это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за год. При этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных на территории страны. Для правильно расчета ВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного, двойного счета. Вот почему в определении ВВП речь идет о конечных товарах и услугах. Эти блага потребляются в рамках домашних хозяйств и фирм, и не участвуют в дальнейшем производстве, в отличие от промежуточных товаров. Если в ВВП включить промежуточные продукты, используемые для производства других товаров (мука, купленная хлебозаводом для выпечки хлеба), то получается завышенная оценка ВВП (цена муки будет учтена несколько раз).

Очень важно при исчислении ВВП исключить двойной счет, иначе искажается реальная экономическая картина. Имеется в виду выполнение принципа — товары и услуги, произведенные в данном году, должны учитываться в ВВП только один раз. Очевидно, что одни и те же продукты могут в течение года продаваться не раз, и если каждый оборот на рынке будет прибавлять к величине ВВП уже однажды учтенную величину стоимости, то реальный результат окажется многократно ниже декларируемого. Например, из железной руды производят чугун, из чугуна – сталь, из стали – прокат, а из проката – уже готовую продукцию. Стоимость руды может быть учтена в данном случае пять раз. Ясно, что в ВВП надо учитывать только конечную продукцию, под которой понимаются товары, приобретаемые для конечного использования. Они перепродаже уже не подлежат, как и дальнейшей переработке. Технологическая цепочка заканчивается. Следовательно, производство руды, чугуна, стали, проката является производством промежуточным, не дающим конечной продукции.

Нужно ли это положение понимать так, что промежуточные производства не создают ВВП? Конечно же, нет. На каждом промежуточном этапе к стоимости первоначального продукта добавляются заработная плата, амортизационные отчисления и прибыль данного предприятия. Например, к стоимости железной руды добавляются зарплата, амортизация и доход чугунного производства, на эту увеличенную стоимость накладываются аналогичные расходы сталелитейного производства, далее тождественно – прокатного производства и, наконец, к примеру, те же самые расходы – на автомобильном заводе. В подобном случае стоимость произведенной железной руды учитывается только раз.

Таким образом, ВВП в окончательном варианте есть стоимость конечной продукции, к которой добавляются конкретные величины стоимостейна промежуточных производствах.

Следовательно, добавленная стоимость представляет собой разницу между стоимостью всех продаж фирмы и стоимостью сырья и материалов, купленных ею для производства продукции: вторые вычитаются из первых. Иначе говоря, добавленная стоимость – это разница между стоимостью конечной продукции и промежуточных товаров и услуг. Структурно добавленная стоимость включает в себя заработную плату, прибыль предприятий, ренту, процент на ссудный капитал, косвенные налоги, так как последние автоматически включаются фирмой в цену продукции. Безусловно, материальное содержание добавленной стоимости – это прибавочный продукт. Ведь на каждом промежутке продукция не только перерабатывается, но и приращивается. Именно таков механизм производства и приращения национального богатства, коего все макроэкономические показатели — всего лишь формы проявления.

Не все сделки, осуществленные экономическими субъектами за рассчитываемый период (за год), включаются в показатель ВВП. Во-первых, это сделки с финансовыми инструментами: покупка и продажа ценных бумаг – акций, облигаций и т.п. Финансовые сделки не имеют прямого отношения к изменениям текущего реального производства. Во-вторых, продажа и покупка подержанных вещей и благ, бывших в употреблении. Их ценность была учтена ранее. В-третьих, частные трансферты (например, подарки), в данном случае это лишь перераспределение денежных средств между частными экономическими субъектами. В-четвертых, государственные трансферты.

Помимо ВВП, в макроэкономическом анализе используется показатель валового национального продукта (ВНП), который показывает годовой объем конечных товаров и услуг, созданных гражданами страны, как в рамках национальной территории, так и за рубежом.

Валовой национальный продукт (ВНП) – один из обобщающих статистических показателей, использующийся в системе национальных счетов. В нашей стране ВНП исчисляется статистикой с 1987 г. и принципиально отличается от применявшихся у нас ранее показателей тем, что отражает результаты деятельности не только в материальном, но и в нематериальном производстве. В системе национальных счетов ВНП рассчитывается теми же методами, что и валовой внутренний продукт, в отличие от которого ВНП выражает конечные результаты экономической деятельности представителей данной страны независимо от их местонахождения (внутри или за рубежом). Переход от ВВП к ВНП осуществляется за счет секторов-резидентов и секторов-нерезидентов. Резиденты являются гражданами данной страны, но функционирующие как внутри страны, так и за ее пределами (служащие, студенты и военные, которые финансируются данной страной; туристы; сезонные рабочие, находящиеся за рубежом сроком до одного года). Нерезиденты временно проживают на территории данной страны, а их деятельность оплачивается за счет бюджета их государства. Таким образом, физические и юридические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны. ВНП определяется путем добавления к ВВП трансфертных платежей и факторных доходов (дивиденды, проценты, заработная плата, рента), получаемых секторами-резидентами данной страны в других странах, и вычитания аналогичных доходов секторов-нерезидентов в рассматриваемой стране. ВНП, измеряемый через производство, представляет собой валовую рыночную стоимость товаров и услуг, произведенных секторами-резидентами страны за определенный период времени за вычетом стоимости промежуточного потребления (см. валовой внутренний продукт). ВНП, измеренный через доходы, представляет собой сумму факторных доходов от внутреннего производства в виде заработной платы, выплаченных процентов и прибыли владельцев предприятий, а также чистых факторных доходов секторов-резидентов из-за рубежа. ВНП, измеренный через конечное потребление, есть совокупная рыночная стоимость товаров и услуг, приобретенных домашними хозяйствами, предприятиями и правительством, а также остатков нереализованной продукции. Все три метода измерения ВНП дают, по определению, один и тот же количественный результат.

Номинальный ВНП– сумма конечных товаров и услуг в текущих рыночных ценах.

Реальный ВНП– стоимость товаров и услуг, пересчитан­ная в постоянных ценах (ценах базового периода).

Дефлятор ВНП– это отношение номинального объема ВНП к реальному.

Следует различать фактический и потенциальный рост ВНП.

Фактический рост – это реальное ежегодное увеличение ВНП или других макроэконо­мических показателей, которые периодически улавливаются статистикой.

Потенциальный рост – это скорость, с которой экономика могла бы расти. Основными факторами потенциального роста являются:

1. Увеличение ресурсов (труда, капитала, природных ресурсов).

2. Увеличение эффективности, с которой используются эти ресурсы.

ВНП и ВВП – не единственные показатели национальных счетов, которые отражают движение совокупных величин в экономике.

В экономической теории и статистике широко используется взаимосвязанных показатели национальных счетов, которые рассчитываются на основе ВНП. К ним относятся чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый доход.

Чистый национальный продукт (ЧНП) – один из обобщающих статистических показателей, использующийся в системе национальных счетов. ЧНП представляет собой разницу между валовым национальным продуктом и суммой амортизационных отчислений в национальном хозяйстве. ЧНП можно исчислять и другим методом, рассматривая его как сумму доходов: заработной платы, взносов на социальное страхование, налогов, процентов, дивидендов, рентных платежей, нераспределенной прибыли корпорации, доходов от индивидуальной деятельности, а также других форм доходов резидентов данной страны.

Чистый национальный продукт представляет собой более совершенный показатель по сравнению с ВНП, поскольку в нем не учитываются амортизационные отчисления. С помощью показателя чистого национального продукта (ЧНП) можно измерить годовой объем производства, который экономика (предприятия, организации, государства или иностранных граждан) в состоянии потребить, не сокращая производственных возможностей будущих периодов.

Однако, показатель ЧНП имеет существенный недостаток: он несет в себе искажения, которые вносит в структуру рыночных цен государство. Без вмешательства государства сумма рыночных цен всех товаров без остатка раскладывается на факторные доходы домашних хозяйств. Однако государство, вводя косвенные налоги, с одной стороны, и предоставляя фирмам субсидии – с другой, фактически способствует завышению рыночных цен в первом случае и занижению – во втором.

Национальный доход. Для определения показателя общего объема зарплаты, процента, прибыли и ренты, т.е. платежей, полученных при производстве ВНП в данном году, необходимо вычесть из ЧНП косвенные налоги на предпринимателей. Смысл этого подсчета состоит в том, что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов. Таким образом, мы можем получить показатель национального дохода (НД). С точки зрения собственников ресурсов, НД является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период. Предприятие рассматривает НД как показатель, отражающий уровень цен на факторы производства или ресурсы.

Исследованием НД занимались экономисты различных направлений. Так, английский экономист XVII века У.Петти предпринял в 1664 году попытку анализа доходов капиталистического общества и их распределения. Он составил баланс доходов и расходов населения Англии того времени. При этом при расчете размера НД он определил сумму доходов всего населения, полученных с земли, домов, капиталов и за счет трудовых ресурсов.

Проблемы производства и НД изучали А.Смит, Д.Рикардо. Они определили стоимость всего общественного продукта суммой доходов общества, исключая при этом входящую в стоимость продукта стоимость средств производства.

Аналогичных взглядов придерживался швейцарский экономист Симонд де Сисмонди, который не делал различия между величинами годового продукта общества и НД.

Французский экономист Ж-Б. Сей утверждал, что стоимость и полезность вещи есть результат услуг трех факторов производства – труда, земли и капитала, а общая стоимость всех продуктов складывается из доходов трех классов – рабочих, капиталистов, землевладельцев. НД создает каждый человек, получающий доход.

Современные западные экономисты унаследовали от экономистов прошлого, прежде всего от Ж-Б. Сея, представления о том, что НД создают различные и равноправные факторы производства. Смысл такого подхода состоит в том, что каждый вид деятельности одинаково приносит доход, каждый получатель дохода одновременно является его творцом, независимо от профессии и сферы деятельности. Сюда включаются государственные чиновники, военнослужащие, священнослужители и др.

Национальный доход представляет собой сумму всех видов доходов, полученных экономическими агентами в течение данного статистического периода за их вклад в производство валового национального продукта. Чтобы определить показатель общего объема заработной платы, процентов, рентных платежей, дивидендов, прибыли и других доходов, т.е. величину национального дохода, необходимо из чистого национального продукта вычесть налоги косвенные. Национальный доход может быть также определен посредством расчета валового национального продукта по доходам при исключении двух видов платежей – амортизации и косвенных налогов на бизнес. В указанном выше смысле общие доходы нации можно определить как заработанный национальный доход. Поэтому в него не включаются косвенные налоги, так как государство, получая их, не вкладывает никаких ресурсов в производственный процесс. Однако в системе национальных счетов более широко используется показатель располагаемого национального дохода, под которым понимается общая величина доходов, полученных и переданных хозяйственным единицам в результате производственной деятельности или от собственности, а также в результате перераспределительных процессов. При исчислении располагаемого национального дохода суммируются:

а) заработная плата – вознаграждение лицам наемного труда, выплачиваемое в денежной и натуральной форме;

б) взносы на социальное страхование, которые не зависят от количества и качества труда и вносятся предприятиями;

в) косвенные налоги на бизнес и другие государственные сборы;

г) субсидии – это «отрицательные налоги». Они уже не содержатся в рыночных ценах, в которых исчисляются основные статистические показатели, поэтому из совокупных доходов вычитаются;

д) пособия – трансфертные платежи домашним хозяйствам в денежной и натуральной форме, которые производятся административными или частными бесприбыльными организациями без каких-либо эквивалентов:

е) международная помощь – безвозмездные выплаты одного государства другому и взносы в международные организации. Если нам помогают больше, чем мы, то международная помощь включается со знаком «+», если больше помогаем мы, то со знаком «-»:

ж) нераспределенная прибыль корпораций – чистая прибыль, которая остается у корпораций после вычета из произведенной добавленной стоимости издержек на оплату труда, амортизации, налогов, процентов и дивидендов;

з) доходы от собственности – поступления во все секторы экономики в виде дивидендов, ренты, процентов;

и) доходы от индивидуальной деятельности - доходы мелких не корпоративных предприятий и свободных профессий;

к) доходы от страхования – сальдо ежегодно; выплат пособий по страхованию и взносов на страхование (если пособия больше взносов, то разность учитывается со знаком «+»; если пособия меньше взносов, то со знаком «-»);

л) доходы от операций: внешним миром – включается сальдо этих доходов

Личный доход (ЛД). Представляет собой полученный доход, в отличие от НД, который является заработанным доходом. Здесь следует заметить, что часть заработанного дохода – взносы на социальное страхование, налог на прибыль предприятий и их перераспределение – не поступают в распоряжение населения. В то же время трансфертные платежи, которые не являются результатом хозяйственной деятельности работников, по сути, представляют часть их дохода. Таким образом, ЛД как фактически полученный доход можно вычислить путем вычитания из НД взносов на социальное страхование, налогов на прибыль предприятий, перераспределение прибили, и добавления суммы всех трансфертных платежей.

Располагаемый доход находится в личном распоряжении членов общества. Его величина может быть получена путем вычитания индивидуальных налогов (подоходного, налогов на личное имущество, на наследство) из ЛД.

Взаимосвязь макроэкономических показателей может быть представлена следующей схемой:

 
 
ВНП – А = ЧНП – КН = НД – ПН – ВВ + ТП = ЛД – ПодН = РД

 


где: ВНП – валовой национальный продукт;А – амортизация;ЧНП – чистый национальный продукт;КН – косвенный налог;НД – национальный доход;ПН – прямые налоги;ВВ – внебюджетные взносы;ТП – трансфертные платежи; ЛД – личный доход;ПодН – подоходный налог;РД –располагаемый доход (потребности + сбережения).

До 80-х гг. для измерения национального богатства использовался материально-вещественный подход. При этом существовали две альтернативные системы: система национальных счетов (СНС) и баланс народного хозяйства (БНХ). С вступлением развитых государств в постиндустриальную стадию возникла необходимость создания новой концепции национального богатства и смены ее парадигмы. Только здоровый человек и сохраненная для будущих поколений природа являются настоящей ценностью и итогом национального богатства, поэтому при его измерении особое значение стали получать социальные и экологические факторы. Поэтому в последнее время в структуру СНС медленно, но верно проби­вается еще один показатель – чистое экономическое благосостоя­ние.Дело в том, что в показателе ВНП не учитывается досуг населения, свободное время, а ведь величина свободного времени столь же реально характеризует уровень социально-экономического развития страны, как и производство НД на душу населения.

Американские экономисты У.Нордхаус и Дж.Тобин вывели показатель чистого экономического благосостояния, который корректирует ВНП вычитанием отрица­тельных факторов (например, загрязнение природной среды) и добавлением стоимости от нерыночной деятельности, а также оценкой досуга. Чистое экономическое благосостояние – это показатель, измеряющий экономическое благосостояние общества с учетом не только имеющихся доходов, но и качества жизни.

Однако оценки чистого экономического благосостояния имеет значительные сложности, т. к. пока не существует способов и показателей абсолютного измерения объемов теневой экономики, досуга, загрязнения, тем не менее, они напоминают нам, что ВНП далек от совершенства в качестве меры экономического благосостояния.

Система национальных счетов (в дальнейшем именуемая СНС) – статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода страны. Система национальных счетов является замкнутой системой, где все счета страны могут быть сведены в единую матрицу, отражающую все потоки (товаров, услуг, денег, финансовых документов) в национальном хозяйстве. Основными структурными элементами системы национальных счетов являются:

- экономические функции – производство, потребление, накопление, посредничество в перераспределении доходов;

- экономические операции – индивидуальные акты, которые совершают хозяйственные единицы в процессе выполнения экономических функций (операции с материальными благами и услугами, операции по распределению, финансовые операции и пр.);

- экономические агенты – субъекты экономических операций, принимающие хозяйственные решения (чистые отрасли, институциональные секторы); объекты экономических операций – товары, услуги, деньги, финансовые документы.

Первые попытки создания системы национальных счетов (СНС) были предприняты в Великобритании в 1946 г., США – 1947, во Франции — 1949 г. Однако действенная стандартизованная СНС разрабатывается только в 1953 г. статистической комиссией ООН. Создателями же современной СНС являются американский экономист С. Кузнец и англичанин Р. Стоун.

В системе национальных счетов используется система двойной записи по методу бухгалтерского учета. Метод построения системы национальных счетов заключается в отражении всех экономических процессов как совокупности двусторонних операций, совершаемых контрагентами. Национальное хозяйство представляется в виде замкнутой модели; экономическая деятельность субъектов расписывается по счетам как потоки доходов и расходов.

Таблица 14.3 - Этапы развития СНС

 

Этапы Основное содержание
1930-50 е гг. Зарождение системы национального счетоводства, обусловленное необходимостью государственного регулирования экономики после Великой депрессии и второй мировой войны.
1950-80-е гг. Разработка международных стандартов СНС.
1980-90 е гг. Переход к СНС большинства стран с переходной экономикой.

 

Система национальных счетов – есть адекватный рыночной экономике национальный учет, завершаемый на макроуровне системой взаимосвязанных статистических показателей, построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру эконо­мики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве. Переход к СНС был процессом неминуемым. В усло­виях рыночной экономики старая система основных макроэкономических пока­зателей патологически не могла бы быть действенным орудием статистичес­кого учета и отображения хозяйственных глобальных процессов и их результатов.

СНС, которая рассматривает экономику как единое целое, без проведения принципиальной разницы между производством материальных благ и предоставлением услуг, позволяет дать общую оценку результатов деятельности по всему народному хозяйству, как с материально-вещевого, так и финансового взгляда для всех хозяйственных единиц на всех уровнях функционирования экономического механизма.

Основной целью СНС является информационное обеспечение комплексного и многостороннего анализа процесса образования и использования национального продукта и национального дохода.

В общих чертах СНС представляет собой совокупность счетов, построенных по типу бухгалтерских балансов. Каждая запись фигурирует дважды: по расходной и доходной частям. В результате достигается договоренность внедрения экономических операций, которые формируют процесс создания национального продукта.

Система национальных счетов связывает воедино важнейшие экономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода.

Современная СНС ООН содержит более 500 разных стандартных счетов. Стандартные счета СНС ООН дополняются 26 вспомогательными таблицами. Ими детализируются отдельные статьи стандартных счетов при помощи детальных классификаций экономических показателей по тем или иным критериям.

По степени и направлению счета подразделяют на три класса: счета I класса (называются консолидированными) описывают экономику в целом и характеризуют основные макроэкономические пропорции (сюда относят агрегированные счета производства ВВП и затрат на него); счета II класса представляют собой разбивку счетов I класса в отношении производства, ресурсов и использования отдельных продуктов и услуг; счета III класса детализируют счета I класса в плане соотношения доходов и расходов различных секторов экономики, а также источников финансирования осуществленных капитальных затрат.

На наиболее высоком уровне агрегированная замкнутая СНС может быть представлена в виде четырех балансовых таблиц, в которых запись каждого из показателей встречается в двух позициях по ресурсам (кредиту или поступлению) и использованию (дебету или использованию).

Эти четыре счета дают представление об основных взаимосвязях в экономике страны и являются общей схемой всей модели СНС: счет «А» характеризует соотношения поступлений и распределения всего нового произведенного совокупного продукта страны; счет «Б» отображает, как используются доходы, полученные в процессе производства; счет «В» отображает финансовые источники капиталовложений; счет «Г» отображает структуру платежного баланса.

Для каждого сектора внутренней экономики предусмотрено составление набора счетов – от счета производства до финансового, для разных отраслей – составление счетов продуктов и услуг, производства и создания доходов.

Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла – от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года, и меж отраслевого баланса производства и использования продукции и услуг.

Итак, система национальных счетов -это система взаимосвязанных макроэкономических показателей, характеризующих условия, основные процессы и результаты воспроизводства экономики, ориентированной на рыночные отношения.

Национальные счета представляли собой балансовые построения: доходы – расходы, использование конечного продукта и националь­ного дохода, ресурсы – их использование.

Национальные счета – это, прежде всего, следующие шесть счетов:

1)счет благ;

2) счет услуг и производства;

3)счет дохода и потребления;

4) счет накопления;

5) счет создания стоимости вне производства (переоценки);

6) открывающий и закрывающий балансы.

Все эти счета в конечном итоге объединяются в сводную экономическую таблицу (СЭТ), на основе которой составляется межотраслевой баланс, т.е. таблица «затраты – выпуск».

Национальное счетоводство – это, прежде всего объективная оценка экономического прошлого страны, на основе которой можно вырабатывать действенную экономическую политику как сегодня, так и для будущего.

СНС основана на принципе двойной записи, означающей, что каждая операция, имея плательщика и получателя, показывается в реальном (ресурсы) и финансовом (использование) аспектах.

СНС включает в себя сводный материально-финансовый баланс национального хозяйства в виде системы корреспондирующих счетов и баланс труда (трудовых ресурсов). ООН рекомендует просчитывать СНС на двух уровнях: на уровне движения макроэкономических показателей: ВНП, ВВП, НД, общего объема инвестиций – сводный счет, и на уровне движения доходов, их распределения и пере­распределения, потребления, в целом межотраслевых связей – детализированный счет. Такой системой национальных счетов в настоящее время пользуются более 100 стран, входящих в ООН. Нетрудно увидеть, насколько облегчаются международные сравнения, различные сопоставления, торговля, взаимные расчеты и многое другое, когда существует единая стандартизованная СНС.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.017 с.)