Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Предмет и метод экономической теорииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В сфере познаний человеческого общества одним из важных звеньев является экономическая наука. Истоки экономической науки мы находим уже в учениях мыслителей древнего мира. Так, в древнеиндийских «Законах Ману» (IV - III в. до н.э.) отмечается существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах Конфуция (551 - 479 г.г. до н.э.) обнаруживается различие умственного и физического труда; причем, по убеждению мыслителя, первый - монополия высших слоев общества, второй - удел простолюдинов. Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта (430-345 г.г. до н.э.), Платона (427-347 г.г. до н.э.), Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.) - можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки, так как в них содержатся следующие важные положения: - идея о полезности как основе ценности благ, - оценка стоимости продукта также и трудом; - рассмотрение товарного обмена как обмена эквивалентов. Термин «экономия» (oikonomia) был введен в оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческие хозяйства. Термин образовался из двух слов - «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - учение, закон. Сегодня в русском языке понятие «экономия» используется в другом значении, оно замещено термином «экономика», используемым в следующих значениях: 1) хозяйство (страны, района, группы стран); 2) научная дисциплина, изучающая хозяйство; 3) исторически определенная совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления и образующих определенную экономическую систему. Экономические идеи развивались в рамках произведений представителей античности и средневековья, однако как наука экономическая теория возникла в ХVI-XVIII веках. Это - период становления капитализма, зарождения мануфактуры, развития общественного разделения труда, формирования внутренних рынков и мировой торговли, интенсификации денежного обращения. В это время создается первая значительная школа в мировой экономической науке – меркантилизм (меркантильный - денежный). Сущность их учения - в специфическом определении источника происхождения богатства. Этот источник меркантилисты выводили из сферы обращения, отождествляя богатство с деньгами, первоначально - только с золотом. Решение многих экономических проблем они видели в запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег, поддерживали идею активного торгового баланса. Составляющая меркантилизма - политика протекционизма, направленная на защиту национальной экономики от зарубежных конкурентов. Наиболее известные меркантилисты - Томас Ман (1571 - 1641 г.г.) и Антуан Монкретьен (1575 - 1621 г.г.). Последний ввел в научный оборот термин «политическая экономия», опубликовав «Трактат по политической экономии» в 1615 г. Первая часть термина проистекает от греческого «политейя» - «государственное устройство». Дословно политэкономия переводится как законы хозяйствования в государстве. Появление термина связано с усилением роли государства в экономической жизни. С тех пор понятие используется с разной интенсивностью как обозначение общей экономической теории. Новый этап развития политической экономии представлен физиократами. Они отражали интересы землевладельцев. Термин «физиократы» дословно переводится «власть природы». Основателем этого учения является Франсуа Кенэ. Критикуя меркантилистов, Кенэ источником богатства объявил труд, точнее, превышение произведенного продукта в сельском хозяйстве над потребленным. Адам Смит и Давид Рикардо являются основоположниками классической политической экономии. Идея Адама Смита - это идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, идея рыночного саморегулирования на основе свободных цен, которые складываются в зависимости от спроса и предложения. Эти два регулятора Смит назвал «невидимой рукой». Смит является создателем трудовой теории стоимости. Он возвысил роль производительности труда, создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения. Давид Рикардо продолжил разработку теории Адама Смита. Он показал, что единственным источником стоимости является труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов. Он доказал, что прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего, раскрыл механизм дифференциальной ренты. Политическую экономию далее развили социалисты – утописты (К.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн). Они выступили с критикой капитализма и требованием реорганизаций производства, распределения и потребления: отмены частной собственности: ликвидацией противоположности между умственным и физическим трудом: установление справедливой социальной системы. Классическую политическую экономию развили К. Маркс и Ф. Энгельс. Свое учение они назвали «марксизм». Их идеи были дополнены Лениным и советскими экономистами 20 века. Главные заслуги К.Маркса: - создано учение об общественных экономических формациях, причинах их смены. - раскрыты законы развития капитализма, его внутренний источник, самодвижение – противоречие, возникающий между трудом и капиталом. - разработаны теории воспроизводства и экономических кризисов, цены производства. - создано учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, учение о прибавочной стоимости. - раскрыто содержание абсолютной ренты, наемного труда и т.д. Предметом исследования марксистской политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу общественной жизни являлись лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности. Это имело существенное значение, так как из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, классовые конфликты, необходимость диктатуры пролетариата и господства административно - командной системы хозяйствования. К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX - начале XX в. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций. Если попытаться как-то обобщить их, то можно выделить следующие главные направления современной экономической мысли: 1) Неоклассическое направление. 2) Кейнсианское направление. 3) Институционально – социологическое. Неоклассическое направление возникло в конце XIX в. как реакция на экономическое учение К. Маркса, как его критическое осмысление и сформировалось как теория маржинализма. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851 - 1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851 - 1914), а также английский экономист Уильям Джевонс (1835- 1882). Маржинализм (в переводе с английского – «предельный») - это теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления исходя из новой идеи использования предельных (max и min) крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Главные категории в этом направлении: предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и др. Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели, в основе которых лежат субъективные оценки. Современная экономическая теория на западе известна под названием «экономикс», и представляет собой попытку синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм. Впервые курс «Экономикс», сменивший курс политической экономии классической школы, читался в 1902 г. в Кембриджском университете А. Маршаллом (1842-1924). В 1890 г. вышла его книга «Принципы экономикс», которая переведена на русский язык под названием «Принципы политической экономии». И здесь нет ошибки, так как А. Маршалл под термином «экономикс» подразумевал политическую экономию. А.Маршалл определял предмет экономической теории, или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее, стимулов к действию и мотивов противодействия. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике. Появление термина «экономикс» не случайно. Во-первых, это объясняется рационализмом американцев, их склонностью к сокращениям. Во-вторых, поскольку экономический кризис в конце XIX столетия и почти двадцатилетняя депрессия показали несостоятельность государственного вмешательства в экономику, А. Маршалл, воспевавший идею свободной конкуренции и рынка, не мог не выдвинуть идею ограничения роли государства в рыночной экономике, что и получило отражение в новом термине, в котором исчезла первая часть прежнего названия. «Экономикс» можно определить как многозначное понятие, характеризующее: 1) специальную науку о принципах рыночного функционирования экономики на микро- и макроуровнях; 2) науку, носящую более прикладной характер по сравнению с марксистской политической экономией, имеющей более абстрактный характер; 3) цикл учебных дисциплин в ВУЗах США и Западной Европы, включающий также экономическую историю, историю экономических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам. До недавнего времени в нашей экономической литературе термин «экономикс» рассматривался как символ буржуазной экономической науки, отрицания которой требовали не только чрезмерная идеологизация, основанная на классовом подходе к экономическим проблемам, но и практика хозяйствования административно-командной системы. В последние же годы многочисленные учебники по экономической теории выходят в свет именно под этим названием. Все это служит основанием для ряда политэкономов и сегодня разграничивать предмет политической экономии и экономикс. Однако, изменение в нынешних условиях названия учебной дисциплины «Политическая экономия» на «Экономическую теорию» не означает отказ от политической экономии как науки, как представляют это себе некоторые экономисты, объясняя порой такую необходимость тем, что «политическая экономия сегодня давно перестала быть наукой, а превратилась в шаманологию». Проявлением другой крайности является желание во что бы то ни стало сохранить термин «политическая экономия», и хотя в этой позиции имеется достаточно серьезная аргументация, ошибочно воспринимать изменение названия учебной дисциплины как отказ от науки. Эволюция терминов «экономия», «политическая экономия», «экономикс» и «общая экономическая теория» обусловлена историческими причинами, но, по существу, они являются названием одной и той же постоянно развивающейся науки, исследующей экономические явления, процессы хозяйствования на различных уровнях и во взаимосвязи и взаимозависимости. Меняются акценты, подходы, но наука остается все той же – наукой об экономической жизни отдельных людей, групп и общества в целом. Все определения экономической теории (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо за основу берутся различные аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение. Однако, если принять во внимание, что большинство современных экономистов признают экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, то наиболее общим (собирательным) и правильным можно считать определение экономической теории, данное А.И.Добрыниным: Общая экономическая теория - это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении и потреблении материальных и нематериальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах (понимая это не в физическом смысле, хотя это имеет место, а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно), что порождает конкуренцию за их использование. Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: -отраслевых (экономика торговли, промышленности, транспорта, и т.д.); -функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.); -межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.). Экономическая теория - одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др. Она призвана раскрыть одну часть социальных явлений в жизнедеятельности человека, наука права - другую, наука нравственности - третью и т.д., и только совокупность теоретических, социальных и исторических наук в состоянии объяснить функционирование общественной жизни. Экономическая теория учитывает знания, заложенные в конкретных экономических науках, а также социологии, психологии, истории и других, без учета которых полученные ею выводы могут оказаться ошибочными. Связь экономической теории с другими экономическими науками в самом общем виде может быть представлена на рисунке 1.1. Экономическая теория структурно включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику (поведение или функционирование национальной экономической системы в целом). В ее составе также можно выделить мезоэкономику (поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства) и мегаэкономику (поведение мировой экономики в целом). При изучении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять: сферу исследования - экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования - экономические явления; субъект исследования - человек, группа людей, государство; предмет исследования - жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства и их поведение в экономической среде. При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории - дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.
Рисунок 1.1 - Взаимосвязь экономической теории с другими экономическими науками
Еще К. Менгер подчеркивал, что экономическое знание дает не одна экономическая теория, а целая сеть конкретных экономических дисциплин со своими особыми задачами, предметом и логическими приемами. Конкретные экономические дисциплины вырабатывают систему правил, необходимых для практической деятельности, а потому относятся не к общей теории, а к искусству хозяйственной практики. Важнейшая задача экономической теории – быть «несущей конструкцией» не только всей системы экономических наук, но и отдельных учебных дисциплин, что является основой всей высшей школы.
Стабильное и динамичное развитие любого общества в целом зависит от выбора наиболее эффективного распределения имеющихся факторов производства и нахождения рационального ответа на три главных вопроса: Что производить? Как производить? Для кого производить? При кажущейся простоте поставленных вопросов поиск ответа на них, как правило, достаточно сложен. При решении проблемы «что производить?» надо иметь в виду, что общество не может получить все и немедленно. Приходится определяться, что производить в первую, что - во вторую очередь, а от чего следует пока отказаться. Выбор «что производить?» особенно труден для слаборазвитых стран, поскольку их усилия направлены в основном на то, чтобы прокормить и одеть население, а любое переключение ресурсов в другом направлении приводит к снижению жизненного уровня и, как следствие, к социально-экономической нестабильности. Сложен ответ на вопрос «как должны быть произведены товары и услуги?»: - кто, из каких ресурсов, с помощью каких технологий будет производить блага? - будут ли решать поставленные задачи частные лица или правителъство? - кто и на каких условиях будет финансировать производство? Требует размышления проблема «для кого производить?»: - кто должен потреблять продукт? - все ли слои населения способны заплатить за него? - для населения каких регионов он должен быть предназначен? п Успешное решение выше указанных проблем будет означать, что спрос и предложение уравновешенны и экономическое состояние общества стабильно.
Методология экономической теории - наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода: 1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма); 2) неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма); 3) рационалистический; 4) диалектико-материалистический. При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное «я» относительно независимо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики, и поэтому экономическая теория рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе – потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов. Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценке. Во главу ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику - экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли и макроэкономику - экономические проблемы в масштабе общества. Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучения экономической «анатомии» общества. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории - не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство и распределение общественного продукта. Такой подход признает деление общества на классы, в отличие от субъективистского, представляющего общество как совокупность равных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам. Диалектико-материалистический подход стороится на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующих в реальности. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, и в этом заключается их диалектика. В настоящее время в науке господствует рационалистическая методология, которая предполагает изучение и открытие объективных рациональных законов экономической цивилизации на основе целостного исследования экономической системы независимо от классового состава населения. В качестве инструментария используется математический аппарат, эконометрика, кибернетика. Результатом исследования выступают экономические модели, схемы, графики. Методологию нельзя смешивать с методами - совокупностью приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей. Если предмет науки и ее методология характеризуются тем, что исследуется, то метод - как исследуется. Одно вытекает из другого. В широком рассмотрении все методы экономической теории можно разделить на методы формальной, диалектической и математической логики. Формальная логика рассматривает экономические явления со стороны их скелета, формы, фундамента, как что-то статичное. Диалектическая логика способна рассматривать явления только в динамике, развитии, сопоставлении и сравнении. Математическая логика при изучении широко использует аппарат графических и математических приемов. Главный метод исследования, применяемый в экономической науке, - метод диалектики. Он представляет собой совокупность законов развития природы, общества и самого человеческого познания и выстраивает экономическую науку как целостную систему категорий и законов в их взаимосвязи и развитии, взаимозависимости и субординации. Метод диалектики конкретизируется в отдельных своих направлениях: Метод научной абстракции (от лат. abstractio - отвлечение). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Он исходит из того, что экономические явления и процессы практически никогда не протекают в чистом виде. Они заслонены нагромождением коллизий общественной жизни. Во-первых, они реализуются в виде тенденции, во-вторых, они всегда вплетены в саму общественную жизнь - в ее политический, социальный, национальный и иные аспекты. Отделить друг от друга разные аспекты общественной жизни всегда очень сложно. Особенно сложно выделить экономический аспект. В этом случае главным средством, методом познания выступает абстракция — отвлечение. Исследуя ту или другую экономическую проблему, мы отвлекаемся от несущественного, наносного, вторичного, т.е. от того, что не составляет существа исследуемого вопроса. Отвлечение происходит ради того, чтобы найти главное, существенное, содержательное в них. То, что их объединяет, а не отличает. Акция отличается от облигации, векселя, ваучера, краткосрочных и долгосрочных обязательств, но все они - ценные бумаги. Ручка, трактор, тетрадь, чулки удовлетворяют разные человеческие потребности, отличаются внешне, размером, назначением, но все они - товары, продукты труда. Анализ – расщепление целого на составные части с целью самостоятельного изучения каждой части, постепенного проникновения вглубь, автономного рассмотрения этих элементов и раскрытия сути экономического целого. Например, анализ механизма рынка осуществляется путем расчленения его на цену, стоимость, спрос, предложение и конкуренцию. Синтез – исследование отдельных частей целого уже в их взаимодействии и внутренних взаимосвязях, дающее представление в целом о механизме функционирования рынка. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину. Метод индукции – движение от частного к обобщению, построение теории на основе анализа конкретных фактов. Метод дедукции. Если существует определенная, уже устоявшаяся теория, то на ее основе можно рассчитывать предполагаемый ход развития событий, фактов. Дедукция означает движение от общего к частному, то есть от итоговых теоретических положений – к частным аспектам теории; от теоретических обобщений – к реальным фактам (приводимым в порядке иллюстрации и подтверждения теоретических выводов). Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются в экономической теории в единстве. Метод исторического и логического. Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Логический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономической теории это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой для их возникновения. Например, при анализе рынка таким экономическим явлением является обмен товаров. Логический способ исследования вовсе не противоположен историческому. Этот метод, в сущности, является не чем иным, как тем же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и от мешающих случайностей. С чего начинает история, с того же должен начинаться и ход мыслей и его дальнейшее движение будет представлять собой не что иное, как отражение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме. При этом логические умозаключения и выводы должны постоянно сопоставляться с фактами, опираться на исторический материал. Метод экономико-математического моделирования. Данный метод позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, их закономерности, последствия возможности и издержки влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели. Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Цель метода состоит в том, чтобы: • придать экономическим рассуждениям четкость и однозначность трактовки; • обеспечить использование количественных параметров в ходе анализа экономики; • создать модели, с помощью которых можно исследовать экономическую реальность. В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории. Функции - это переменные величины, зависящие от других переменных величин. Функции встречаются в повседневной жизни, и мы чаще всего не осознаем это. Они имеют место в технике, физике, химии, экономике и т.д. Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, то величина спроса при прочих равных условиях на него уменьшается. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос – зависимой переменной, или функцией. Таким образом, спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса. Графический метод. Большинство моделей, принципов экономической теории могут быть выражены графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении теории экономики важно знать математику и уметь составлять графики. Использование в экономических исследованиях в качестве иллюстрации различных чертежей, схем, графиков для пояснения теоретического материала, который в результате становится более наглядным. Например, график цикличности общественного воспроизводства, «крест Маршалла», кривая Лоренца и т.д. Экономический эксперимент. При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов. Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения. Например, поведение людей, предприятий и фирм в специально созданной оффшорной зоне в аспекте собираемости налогов, бегства капиталов или их привлечения и т.д. Другими словами, это исследование экономических проблем в специально созданной искусственной среде. Таким образом, методы, используемые экономической теорией – это целый комплекс способов, приемов познания экономической действительности. Если сказанное перевести на чисто экономический язык, то экономическая теория, выполняя методологическую функцию, дает научно обоснованный, объективный фундамент для исследований во всех остальных экономических (прикладных, отраслевых, стыковых и др.) дисциплинах. Логические понятия (или абстракции), отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями. Такими категориями являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, заработная плата, прибыль и многие другие. Все экономические процессы и явления развиваются под воздействием экономических законов. Экономические законы – это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах. Это законы развития отношений производства, распределения, обмена и потребления. Между законами развития общества (экономическими законами) и законами природы существуют общие черты и различия. Общее между ними то, что, как и законы природы, экономические законы объективны, то есть действуют независимо от воли и сознания людей. Различие же заключается в следующем: 1. Экономические законы являются законами человеческой деятельности. Они возникают в процессе деятельности людей и осуществляются через нее. Законы природы действуют и вне человеческого общества, например, закон всемирного тяготения; 2. Законы природы вечны, экономические законы исторически преходящи; 3. Открытие и применение экономических законов требует определенных усилий, так как это использование встречает сильное противодействие отживающих сил общества. Экономические законы объективны, то есть не зависят от воли и сознания людей, людьми они не изобретаются (как, например, законы юриспруденции). Однако встает вопрос, могут ли быть эти законы познаны человеком и использованы в экономической жизни? Ответ на этот вопрос однозначен. Необходимо научное познание экономических законов и сознательная реализация их требований обществом. Кроме экономических законов общая экономическая теория изучает экономические категории, то есть логические понятия, представляющие собой теоретическое выражения реальных условий жизни общества, например, товар, стоимость, деньги, равновесие, спрос, предложение и т.д. Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов – закономерности развития общества. В этой системе неверно выделять какие-то основные, главные законы. С позиций системного подхода к анализу общественной жизни все законы важны и взаимосвязаны. Нарушение в использовании одного закона нарушает всю систему и равновесие в обществе. Экономические законы классифицируются по следующим группам (в зависимости от их исторической устойчивости): 1) специфические экономические законы; 2) особенные экономические законы (законы для ряда эпох); 3) общие экономические законы. Специфические экономические законы – это законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования. Например, законы распределения при рабстве, крепостничестве и др. Особенные экономические законы - это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия. Например, закон стоимости (ценности). Общие экономические законы – законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства. Например, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон распределения общественного труда. Экономические законы сами по себе, однако, не действуют, экономический прогресс автоматически не осуществляется. Для этого необходимы действия людей, а они приводятся в движение своими потребностями и интересами. Помимо методов познания экономических явлений, существуют методы изложения этих познаний – позитивный и нормативный. Нормативный и позитивный методы характеризуют два варианта изложения результатов анализа: в стиле «долженствования» (подготовка рекомендаций для осуществления экономической политики фирмы, государства) или в стиле «научной нейтральности» (проведение абстрактного анализа экономической реальности). Характеристика данного разграничения впервые была предложена А. Смитом. Исходя из применения того или иного метода, различают позитивную и нормативную экономическую теории. Позитивный метод дает возможность увидеть связи между реальными экономическими явлениями и процессами, то, «что есть» в экономике. Например, утверждение, что «уменьшение налогов ведет к увеличению расходов населения на потребление», может быть подтверждено или опровергнуто на практике при изучении влияния налогообложения на расходы. Позитивная экономическая теория стремится отразить отношения между экономическими переменными, измерить эти соотношения, найти их количественные характеристики. Она ставит также перед собою цель осуществления предсказания о том, что может происходить в экономических процессах, когда изменяется та или иная переменная. Позитивную экономическую теорию нередко принято называть областью «чистой теории». Преимущественная сфера использования: экономикс. Нормативное утверждение обычно выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки - справедливо или нет, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо. Изложение строится в стиле того, «что должно быть». Например, утверждение, выраженное фразой: «люди, имеющие большой доход, должны платить больший подоходный налог, чем те люди, которые имеют низкий доход», является нормативным. Данный метод подачи материала отражает субъективные ценностные суждения людей о том, что хорошо и что плохо, и опираются на этические понятия, такие как «справедливость», а не на строгие экономические обоснования. Реальные экономические эффекты налогообложения, при котором богатые несут более тяжкое бремя налогов, чем бедные, является предметом изучения позитивной экономической теории. Преимущественная сфера использования – политическая экономия. Экономические теории формулируются в виде позитивных утверждений, хотя большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного анализа. Основными функциями экономической теории являются: - познавательная, позволяющая расширить наши познания в области сложных экономических процессов в постоянно меняющимся мире; - методологическая, дающая теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках; - практическая, позволяющая сделать правильный выбор при проведении государственной политики; - прогностическая, делающая возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития;- критическая, которая позволяет выявить не только преимущества, но и недостатки различных исследуемых объектов;- воспитательная, приобща
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.156.158 (0.018 с.) |