ТОП 10:

РАЗДЕЛ II. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ



ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

ТЕМА 3. Отношения собственности

И их роль в экономике

 

Во всяком обществе отношениям собственности на сред­ства производства принадлежит ведущая роль в системе экономических отношений. Это определяется двумя обстоя­тельствами:

1) собственность на средства производства характеризу­ет сущность социально-экономических отношений, господ­ствующих в данном обществе;

2) собственность определяет форму, посредством кото­рой рабочая сила приводит в действие средства производ­ства и осуществляет процесс труда.

Во-первых, собственность - это основа, фундамент всей системы об­щественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления.

Во-вторых, от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.

В-третьих, собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем, главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил.

В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы сущест­вует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков пере­хода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собс­твенности оказывает положительное воздействие на весь ход развития об­щества.

В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.

Собственность как объективное отношение, пронизывающее все общественное ус­тройство, издавна привлекала мыслителей. Представители разных цивилизаций излагали свои взгляды на природу собственности и ее роль в развитии общества.

Платон на основе идеалов древнегреческого мира создал учение об идеаль­ном государстве, в котором все граждане совместно владеют условиями произ­водства. Доказательства превосходства общей собственности построены им на основе учения о нравственности. Нравственность есть осознание единства, сущности и духовности, она сама по себе всеобща: действовать в духе единения — нравственно. Частная собственность ставит интерес личности выше общего интереса, каждый хочет владеть собственностью только для себя. Поэтому ча­стная собственность безнравственна. Лишь одному слою граждан не позволяет философ владеть собственностью – политикам.

Цивилизация Древнего Рима имела иные идеалы. Здесь впервые личность выде­лилась из своей общности, стало преодолеваться чувство рода, препятствующее развитию индивидуальности. В основе стоицизма заложена идея личности и индиви­дуальной ответственности. Предпочтение отдавали уже частной собственности.

Идеалы Рима получили развитие в романо-германской цивилизации. Реформа­ция вызвала в Западном мире изменение нравственных ценностей в отношении к жизни, природе и мирозданию. Под влиянием протестантской этики, настроенной на эгоистический индивидуализм личности, возникли представление о человеке эконо­мическом, теория гражданского общества и классового государства, учение о час­тной собственности как естественном праве, а понятие «свобода личности» сведено к понятию «человек, владеющий собственностью».

Важнейший шаг в изучении собственности сделала экономическая мысль прошлого века. П.-Ж.Прудону (1809-1865) принадлежит знаменитая фраза: «Собственность - это кража». Такое определение не получило всеобщего признания и было подвергнуто обоснованной критике, но в позиции Прудона была весьма ценная деталь ¾ если одно лицо владеет вещью, то другое лицо лишено возможности ее иметь. Значит, не природа, а общественные отношения лежат в основе собственности.

По мнению крупнейших теоретиков социализма К. Маркса и Ф. Энгельса, необходимо различать материальные и идеологические отношения собственности. Как материальное отношение собственность — это производственные отношения, взятые в их це­лостности. В качестве экономической категории собственность представляет собой общественные отношения непосредственно производ­ства и неотделимые от них общественные отношения распре­деления, обмена (обращения) и потребления.

В современной литературе собственность получила самые разнообразные трактовки. Например, такие:

- Собственность – система исторически объективных отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления, характеризующих присвоение средств производства и предметов потребления.

- Собственность – отношения людей друг к другу по поводу присвоения средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ.

- Собственность – материальные ценности, имущество, принадлежащие кому-нибудь или находящиеся в полном распоряжении кого-нибудь или чего-нибудь.

- Собственность – это способ соединения факторов производства: работника – со средствами производства.

Становится ясно, что общественные отношения порождают целую гамму отношений между ее участниками, а также между ними и обществом в лице государства. Социальная сущность этих отношений и есть выражение присущих данному обществу экономических отношений собственности.

Собственность тесно связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми. Поскольку конечной целью всякой хозяйственной деятельности является достижение определенного эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и капитала. Поэтому отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людей.

В качестве юридической категории собственность представляет собой отношения владе­ния, пользования и распоряжения объектом собственности, отра­жающие общественные отношения производства, распреде­ления, обмена и потребления и закрепляемые в нормах права.

Это выражается в системе правовых норм, регулирующих указанные отношения и образующих институт права собственности. Английский юрист П. Оноре выделил совокупность в отношениях собственности 11 элементов (так называемый «пучок» прав собственности):

1. Право владения;

2. Право пользования;

3. Право управления;

4. Право на доход, от использования собственности;

5. Право на капитальную стоимость вещи;

6. Право на безопасность.

7. Право на передачу по наследству или завещанию;

8. Бессрочность прав собственности;

9. Запрещение вредного использования;

10. Имущественная ответственность предлагаемых возможностей отчуждения собственности в уплату долга;

11. «Возвратный характер» прав собственности, т.е. возврат переданных кому-либо правомочий по истечении срока договора при нарушении его условий и т.д.

Несмотря на то, что «пучок» прав содержит указание на исключительность и абсолютность прав собственника в отношении своего имущества, из этого не следует, что, права частного (или государственного) собственника, в самом деле, неограниченны. При всей абсолютности своих прав собственник не может ими пользоваться за пределами, которые ограничены законами и даже административными распоряжениями.

Система отношений собственности включает, прежде всего, два полюсных отношения – присвоения и отчуждения. Можно сказать, что собственность представляет собой отношения по поводу материальных благ, заключающихся в принадлежности данных благ одним лицам (или их коллективам) и в отчужденности от них всех других лиц.

Присвоение выражается в том, что никто не может использовать средства производства, не вступая в отношения с их собственником. Отчуждение – это лишение данного лица возможности использовать некий предмет в производстве и потреблении, что и происходит в процессе продажи объекта собственности.

Присвоение – сложный многоуровневый социально-экономический процесс. Он соответствует структуре хозяйственной жизни и развивается вместе с нею. Вна­чале люди преимущественно присваивали дары природы посредством собиратель­ства, охоты и рыболовства. Потом сложились два типа хозяйства - присваивающее (имеющее дело с готовыми дарами природы) и производящее. Они сосуществуют до сих пор, хотя роль каждого из них в экономике разных стран неодинакова.

В современных условиях, с переходом от индивидуального к общественному производству, присвоение приобретает еще более сложную структуру. В целом для общества исходным моментом присвоения, с которым связаны общественные цели и интересы, является производство. Но при этом для различных социальных слоев, групп населения овладение продуктами труда и получение дохода осуществляется через отдельные звенья этой системы, конкретные формы при­своения: охоту, рыболовство, производство, обмен или распределение. А сам доход выступает в виде продукта, заработной платы, пенсии, прибыли и т. д.

Различают способ присвоения и формы присвоения. Способ присвоения ис­пытывает постоянное воздействие со стороны изменений в способе производ­ства, развития обмена и распределения, а формы присвоения — более консерва­тивны. При определенных условиях форма присвоения может даже искусственно задерживаться на уровне неразвитых способов производства. Способ присвое­ния может не совпадать с конкретным видом собственности. На данном фоне проявляется действие объективных законов собственности и законов присвое­ния.

Известны два закона собственности и два закона присвоения, которые действу­ют парно, во взаимосвязи. Первым является закон собственности на продукт своего труда. Ему соответствует закон присвоения: труд – изначальный способ присвое­ния. Он создает собственность и ее цену.

На базе первого закона собственности функционирует натуральное и простое товарное производство. Присвоение здесь осуществляется двояким образом: непос­редственно через труд и через обмен продуктами своего труда на рынке. Собствен­ность на созданный продукт выступает при таком присвоении как непосредственно возникающая из труда ее владельца. Это трудовая собственность. Современное рыночное хозяйство своим происхождением обязано наемному труду и капиталу. Преобразование трудовой частной собственности в капиталистическую происхо­дит на основе перехода первого закона собственности во второй – в закон собственности на продукт чужого труда. Ему соответствует уже другой закон при­своения: товарное обращение – изначальный способ присвоения. На базе этих за­конов основано крупное общественное производство. Присвоение здесь осуществ­ляется также двояким образом, но через иные формы – товарное обращение и распределение доходов.

Собственность - это отношения между человеком или сообществом людей (субъектом) с одной стороны и любой субстанцией материального мира (объектом) с другой стороны, заключающейся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом, характеризующие принадлежность объекта субъекту.

Субъект собственности (собственник) – это активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. Субъект собственности – заведомо одушевленные лица; когда мы говорим «государство» является собственником, то здесь мы прибегаем к методу абстракции. Олицетворять, реализовать практически право собственности могут только люди.

Объект собственности – это пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, энергии, имущества, информации, интеллекта и т.д. целиком и в какой-то степени принадлежащих субъекту.

Отношения собственности – понятия, включающие с одной стороны субъективно-объективное отношения, т.е. имущественное отношение собственника к своей вещи, а с другой стороны эти первичные отношения служат материальной предпосылкой отношений между субъектами, т.е. субъектно-объективными. Последние являются экономическими отношениями собственности отражающими имущественные взаимосвязи данного субъекта другими субъектами.

Отношения, возникающие между субъектом собственности и объектом собственности характеризуют одновременно меру обладания объектом со стороны субъекта его прав на объект и вид функций реализуемой субъектом в процессе практического воплощения собственности, меру и характер использования в своих правах.

Говоря о связях между субъектами и объектами собственности необходимо различать:

- владения

- пользования

- распоряжения

- ответственность.

Они являются одновременно юридическими и экономическими категориями.

Владение – начальная исходная форма собственности, отражает юридическую документально закрепленную фиксацию субъекта собственности или любое факт реального обладания объектом собственности. Владение есть первичная форма, но она носит исторический характер. Владелец, которому принадлежит объект, может обладать правом, удовлетворенным наличием требуемых документов, или просто признанным как факт несуществующего не пользуясь им. Отдельные владельцы издавна делегировали полномочия распорядительства своей собственностью управляющим, сохраняя при этом получение дохода от собственности. Таким образом, владения, взятые в отдельности ещё не являются в полной мере собственностью в социальном экономическом смысле этого слова, т.к. собственность подразумевает не только владение, но и распорядительство и использование объекта.

Пользование – отношения собственности, означающие применения объекта собственности в соответствии с его назначением, по желанию усмотрением пользователя. Владения и пользования могут соединяться в руках одного субъекта или быть раздельными между различными субъектами. Последнее означает, что пользоваться вещью можно и не будучи ее владельцем. Например: наемный работник использует средства производства, не являясь их владельцем или владелец гостиницы сам ею обычно не пользуется.

Распоряжение – наиболее всеобъемлющий высший способ реализации отношений между объектом и субъектом собственности. Дающий субъекту право и возможность поступать по отношению к субъекту и использовать его любым желаемым способом вплоть до передачи другому субъекту преобразованием в другой объект и даже ликвидации. Субъект, обладающий правом распорядительства, имеет возможности основных правомочий собственности.

Установление путей применения объекта собственности, право совершения сделок по отношению к объекту собственности (продажа, дарения, сдача в наем).

Ответственность – «время – ответ» означает как интерес к активному использованию средств производства, так и ответственность за них, за судьбу, за их эффективное функционирование, за их возмещение ущерба нанесенного убытка.

Отношения собственности связывают:

1.Субъект и объект собственности (кто за что отвечает);

2.Разные субъекты (кто перед кем отвечает);

Связи между субъектом и объектом собственности можно выразить через «пучок» прав собственности.

Экономисты выдвигают в качестве основы современного рыночного хозяйства многообразие форм собственности.

Форма собственности выражает конкретно-исторический тип присвоения. Формы собственности различаются по четырем основным признакам:

- субъекты собственности

- цели хозяйствования

- характер управления

- принципы распределения и использования доходов

Экономические цели (интересы) – это осознанные потребности субъектов собственности. Например, экономическая цель функционирования частной фирмы состоит в получении максимального дохода, прибыли.

Характер управления – это способ принятия административных решений. Характер управления зависит от того, кто владелец. Например, при коллективной форме собственности основные хозяйственные решения принимаются трудовым коллективом совместно.

Эволюционное развитие (и отмирание) формы собственности выражается в постепенном изменении, «размывании» этих основных признаков.

Основными формами собственности являются:

1. Общенародная, обладающая общей и равной доступностью для всех членов общества представляющую в виде природных ресурсов;

2. Государственная, представленная ресурсами недр, основными производственными фондами, оборотными средствами: является частью общенародной собственностью, передаваемая органами народовластия в ведение государственных органов на условиях использования с делегированием ответственности. В современном мире нет ни одной страны, где бы государство и местные сообщества не имели в своей собственности хозяйственные объекты, природные ресурсы, историко-культурные ценности и т.д. Публичные формы собственности применяются в тех сферах, где:

- объективно велика потребность в прямом, централизованном управлении (железнодорожный транспорт, почтовая связь и т.п.);

- ориентация на прибыльность не может быть критерием, достаточным для функционирования в общественных интересах (система образования и здравоохранения, дорожное строительство, коммунальное хозяйство).

3. Региональная государственная, переданная в ведение и распоряжение местных или региональных государственных органов;

4. Коллективная, которая представляет собой неделимую часть вышеперечисленных форм собственности, переданную на определенный срок в ведение и распоряжению коллективу предприятия и используемую в соответствии с действующим законодательством.

5. Совместно-долевая – в виде имущества, ценностей, денежных средств, ценных бумаг созданных приобретенных, первоначально принадлежащих двум или нескольким лицам, используемых ими по собственному усмотрению при соблюдении общих, установленных законом, правил и ограничений.

6. Индивидуальная – она выступает в виде предметов, имущества, инфляции, принадлежащему лично индивидууму и используемых с соблюдением правовых норм, распространяющихся на граждан собственников.

7. Частная собственность – это отношение собственности, при которых экономическое лицо, обособленно, независимо от других осуществляет функции присвоения и распоряжения, а все правомочия собственника сконцентрированы в руках этого лица. При частной собственности (в ее классической форме) субъектами собственности могут быть индивид, группа индивидов, семья. Производство ориентировано на максимизацию дохода, прибыли. Управление осуществляется единолично, весь продукт и прибыль, если она есть, присваиваются собственником материальных ресурсов. Частная собственность предоставляет владельцам экономическую свободу, дает возможность самостоятельно решать, как использовать ресурсы (желательно чтобы это не наносило вреда остальным членам общества). Эта свобода имеет и оборотную сторону. Частные собственники несут всю полноту экономической ответственности за принятые решения. В случае удачи им достается вся прибыль, в противном случае они могут потерять часть или даже всю свою собственность.

Основным средством преобразования отноше­ний собственности в переходный к рынку период в Казахстане, как и в других бывших союзных рес­публиках, стала политика разгосударствления и приватизации. Она началась в 1991 г., и в рамках процессов разгосударствления и приватизации на сегодняшний день выделяется 4 этапа.

Напервом этапе (1991-1992 гг.) при­оритетным направлением являлось широкомасштабное реформирование общенародной собственности. Оно осуществлялось путем передачи предприятий в коллективную или акционерную собствен­ность трудовых коллективов на льготных условиях и про­дажи объектов торговли и сферы услуг, в том числе и за жилищные купоны. На первом этапе раз­государствления и приватизации на­чальной формой выступало акциони­рование.

Второй этап охватывает период с 1993 по 1995 гг. Он осуществлялся в соответствии с «Национальной програм­мой разгосударствления и приватизации в РК на 1993 - 1995 гг.». В январе 1993 г. были внесены существенные изменения в законы «О собственности», «О разго­сударствлении и приватизации» и «О предприятиях». Право полного хозяй­ственного ведения – право собственни­ка – отменялось, и было введено поня­тие хозяйственного ведения; т.е. очер­чены границы полномочий государ­ственных предприятий. Но на большин­стве из них продолжали существовать коммерческие структуры, которыми уп­равляли руководители этих же предпри­ятий.

Основной целью второго этапа при­ватизации являлось создание необходи­мых условий перехода от централизо­ванно-плановой к рыночной экономи­ке на основе персонификации права собственности в процессе возвращения государством населению республики национального имущества путем без­возмездной и возмездной передачи про­изводственных объектов и других ма­териальных и нематериальных активов. В дальнейшем в условиях массовой при­ватизации (2-й этап программы разго­сударствления и приватизации) особое значение имело качественное формиро­вание рынка ценных бумаг. Ведь основ­ным инструментом были приватизаци­онные инвестиционные купоны. Дан­ный подход стал достаточно результа­тивным.

Программа второго этапа определи­ла основные направления институцио­нальных реформ:

• «малая приватизация», осуществ­ляемая посредством аукционов и кон­курсов малых предприятий торговли, коммунального хозяйства, бытового об­служивания;

• массовая приватизация средних предприятий, имеющих численность ра­ботающих от 200 до 5000 тысяч чело­век, в том числе и за ПИКи;

• приватизация по индивидуальным проектам крупных и уникальных ком­плексов (предприятий с численностью работающих свыше 5000 тысяч чело­век);

• приватизация государственных сельскохозяйственных предприятий.

На третьем этапе (1996-1998 гг.), основные направления которого опре­делены Указом Президента, имеющим силу закона, объектами приватизации были предприятия госсобственности, требовавшие нестандартных методов и способов передачи в частную собствен­ность, т. е. крупные и крупнейшие предприятия, а также предприятия-мо­нополисты. Этот этап получил назва­ние приватизации по индивидуальным проектам. В 1995 г. по этим проектам приватизировано 5 предприятий, в 1996 г. – 28.

Передача крупных казахстанских предприятий в иностранное управление должна была происходить на конкурс­ной основе, позволяющей выявить и оп­ределить наиболее выгодных инвесто­ров. Однако обычной нормой стала бестендерная форма.

На внеконкурсной основе были пе­реданы в иностранное управление та­кие флагманы промышленности, как АО «Жезказганцветмет», АО «Кармет», Соколовско-Сарбайское ГПО, Донской ГОК, АО «Феррохром» и др. Практика бестендерной приватизации является нарушением п. 2.1 Положения «Об уча­стии иностранных инвесторов в процес­се приватизации государственной соб­ственности в Республике Казахстан»: «Иностранный инвестор может участво­вать в приватизации объекта государ­ственной собственности в рамках ин­дивидуальной приватизации посред­ством аукциона или конкурса (коммер­ческого или инвестиционного). В исключительных случаях выбор иност­ранного инвестора может быть произ­веден Госкомимуществом без проведе­ния аукциона или конкурса. В этом слу­чае условия участия иностранного ин­вестора в приватизации оговариваются в ходе переговоров между приватиза­ционной комиссией и иностранным ин­вестором».

Третий этап приватизации охватывал период с 1996 по 1998 гг. и осуществ­лялся в соответствии с «Программой приватизации и реструктуризацией го­сударственной собственности в РК на 1996-1998 гг.» от 27 февраля 1996 года № 246. Основной целью программы тре­тьего этапа являлось достижение и зак­репление преобладания частного секто­ра в экономике РК путем завершения в основном процесса приватизации. Тре­тий этап включал приватизацию соб­ственности только за денежные сред­ства и предполагал реализацию:

• государственного предприятия как имущественного комплекса;

• производственных и непроизвод­ственных подразделений и структурных единиц предприятия как имуществен­ного комплекса, приватизация которо­го не нарушает замкнутый технологи­ческий цикл;

• имущества предприятия, которое производится лишь в случаях ликвида­ции госпредприятия, исключительно на аукционе;

• акций и долей государства в ус­тавных фондах хозяйственных товари­ществ, а также передачу в доверитель­ное управление государственных паке­тов акций и долей государства в АО и ТОО;

• секторных программ в:

- электроэнергетическом комплексе,

- нефтегазовом и нефтехимическом комплексах,

- металлургическом и горнорудном комплексах,

- транспортно-коммуникационном комплексе, АПК, социальной сфере.

Четвертый этап приватизации охва­тывал период с 1999 по 2000 гг. и осу­ществлялся в соответствии с «Програм­мой приватизации и повышения эффек­тивности управления государственным имуществом на 1999-2000 гг.», утверж­денной Постановлением Правительства РК от 1 июня 1999 года № 683.

В соответствии с программой:

• осуществлена передача права вла­дения и пользования государственны­ми пакетами акций отраслевым мини­стерствам и ведомствам;

• определены 10 ведущих предпри­ятий, в которых государство оставило за собой долевое участие (т.н. «голубые фишки»).

• проведено разделение государ­ственного имущества на республикан­ское и коммунальное, что предполага­ет увеличение доходов местных бюдже­тов и проведение инвестиционной по­литики на местах, исходя из первооче­редных задач регионов.

В последние годы доминировал ме­ханизм открытого аукциона (этим спо­собом было приватизировано в 1997 г. 4813 объектов, в 1998 - 2069; в 2000 -1420). На третьем и четвертом этапах с точки зрения дерегулирования эконо­мики был сделан значительный шаг от монополизированной всеобщей госу­дарственной собственности к многоукладности экономики и многообразию форм собственности. Можно констати­ровать, что идеология свободно конку­рирующих хозяйственных субъектов в Казахстане закрепилась достаточно прочно: в структуре промышленного производства по формам собственнос­ти за 2000 г. частная преобладает – 83%; собственность других государств со­ставляет 14%, госсобственность – 3%.

Более чем десятилетний период реализации политики разгосударствления и приватизации в стране позволяет отметить следующие основные моменты. Главное – сформирован и функционирует частный сектор экономики, который создает 75% ВВП страны. Образован новый социальный слой частных собственников. Развива­ется малое и среднее предпринимательство. Достигнуто оздоровление финансового состояния предприятий. Снята напряженность бюджета за счет ликвидации расхо­дов на содержание убыточных предприятий, жилого фонда. Поступившие от прива­тизации средства позволили направить значительные средства на решение самых неотложных задач в переходный для экономики страны период. В экономике в целом создана конкурентная среда за счет создания и функционирования различ­ных рыночно-ориентированных хозяйственных структур.

Оценивая в целом результаты политики госу­дарства в области преобразования отношений и структуры собственности за 1991-2001 гг. следует сказать, что в этот период, в основном, был завершен процесс разго­сударствления и приватизации, устранена монопо­лия государства в сфере отношений собственности и в экономике страны сформирован частный сек­тор, создана основа для развития малого и средне­го бизнеса, сформированы рыночные отношения в соответствующих секторах экономики.

 

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государствен­ной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государ­ства в экономике.

Разгосударствление означает снятие с государства большин­ства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полно­мочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Разгосударствление не означает полного ухода государства из экономичес­кой сферы. Современное производство не может успешно развиваться без го­сударственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.

Основными способами разгосударствления являются:

1) либерализация рынков;

2) коммерциализация;

3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);

4) денационализация.

Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Это предполагает:

1) снятие различного рода запретов и устранение барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов;

2) диверсификация производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм.

Коммерциализация государственных предприятий заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.

Еще одним способом разгосударствления является создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением.

И еще один способ разгосударствления – это денационализация государственной собственности, которая в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.

Разгосударствление может осуществляться по следующим направлениям:

1) разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения, демонополизация;

2) создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках за­кона;

3) формирование новых организационных структур, создание новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.д.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.

Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополиз­ма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это — центральная проблема перехода к рыночной экономике. В тесной связи с разгосударствлением находитсяприватизация. Приватизация — одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Различие между приватизацией и разгосударствлением сво­дится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отноше­ний собственности, а вторая является понятием, охватывающим весь комп­лекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функ­ционирования экономики как независимой от государства сферы обществен­ной деятельности людей. В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Непосредственными целями приватизации являются:

1) сокращение задолженности государственного сектора;

2) развитие рынка;

3) стимулирование предпринимательства;

4) формирование слоя мелких и средних собственников;

5) расширение индивидуальных свобод;

6) развитие народного капитализма;

7) ослабление профсоюзов.

Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации.

Мировой опыт говорит о множестве задач, решаемых с помощью приватизации предприятий. Сюда можно отнести повышение рентабельности предприятий, сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет, ликвидацию внутренней и внешней задолженности, борьбу с монополизмом, расширение рынка капиталов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, ослабление профсоюзного движения, создание широкой социальной базы мелких собственников в политических целях. Для постсоциалистических стран немаловажным является развитие многоукладной экономики, становление социальной базы нового общественного строя – широкого среднего класса.

Приватизация государственных предприятий, которые не являются в конкретный момент приоритетным в макроэкономической политике правительства, обычно обеспечивает резкое повышение эффективности производства. Другой причиной проведения приватизации предприятий во многих странах оказывается необходимость финансирования дефицита бюджета при ограниченности традиционных источников поступлений.

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой можно сформулировать ряд принципов:

1. Приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму, поэтому отбор приватизируемых предприятий должен быть очень тщательный, для необходимого обеспечения общественных благ.

2. Приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий, мешающих конкуренции для повышения эффективности и доступности для более широкого слоя населения.

3. Изменения структуры собственности должны носить постепенный характер, чтобы не нарушить установившиеся экономические связи.

4. Обязательными условиями приватизации должны быть новые инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев.

5. Приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.226 (0.027 с.)