Предмет, метод, основные макроэкономические школы и проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, метод, основные макроэкономические школы и проблемы



Предмет, метод, основные макроэкономические школы и проблемы

Как самостоятельная отрасль экономической науки МЭ сформировалась в 30-е годы XX-го столетия. Возникновение МЭ обычно связывают с творчеством выдающегося английского экономиста Джона М. Кейнса и, прежде всего, c выходом в свет его знаменитого труда «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).Макроэкономика – наука, изучающая развитие экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции, равновесия платежного баланса.

Предметом макроэкономики является круг проблем, которые она призвана изучать. Выделим семь макроэкономических проблем или макроэкономическую «великолепную семерку»: национальный продукт,

занятость (безработица),инфляция, экономический рост, экономический цикл, макроэкономическая политика государства, внешнее взаимодействие национальных экономик.

Макроэкономика, как отрасль науки, вышедшая из общей экономической теории, оперирует типичными экономическими методами. Как известно, к общим методам экономической теории относится, позитивный и нормативный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод анализа и синтеза, метод сочетания в исследовании исторического и логического. Вместе с тем макроэкономика оперирует специфическими методами. К ним относится МЭ агрегирование(это своего рода абстракция, позволяющая мысленно объединить в некое целое совокупность явлений, имеющих родственные индивидуальные характеристики (валовой внутренний продукт, рыночная ставка процента, темп роста цен, совокупный спрос, рыночное предложение и др.), МЭ моделирование(Макроэкономическая модель есть формализованное описание экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных связей между ними.) и принцип равновесности(Равенство инвестиций и сбережений).

До середины 60-х годов ХХ в. макроэкономика развивалась в рамках идей, сформулированных Кейнсом. В течение трех послевоенных десятилетий в западных странах наблюдался продолжительный период экономического роста. С начала 70-х годов ситуация изменилась. Резко ухудшились условия воспроизводства, разразилась стагфляция, упали темпы роста. Необходимость решения названных проблем определила содержание новой модели государственного регулирования. Теоретической основой этой модели послужили такие варианты неоклассического направления экономической теории, как теория экономики предложения (А.Лаффер), монетаризм (М.Фридмен), теория рациональных ожиданий (Р.Лукас), теория неоклассического синтеза (П.Самуэльсон). В соответствии с монетаристской теорией количество денег оказывает решающее влияние на экономическую активность и уровень цен, и задачей экономической политики является регулирование темпов роста предложения денег. С середины 50-х и до середины 70-х годов ХХ в. эта теория имела довольно широкое признание. Сторонники экономики предложения ратовали за использование таких инструментов экономической политики, которые бы оказывали активное воздействие на совокупное предложение или потенциальный выпуск. Начиная с 80-х годов ХХ в. сложилась неокейнсианская школа. Ее представители утверждают, что рыночный механизм не может обеспечить устойчивое экономическое равновесие в силу того, что индивиды преследуют свои собственные интересы, а цены и зарплата отличаются известной жесткостью. Известна также новая макроэкономическая школа, сторонники которой являются самыми радикальными противниками любого государственного вмешательства в экономику.

 

 

Система национальных счетов и её показатели.

Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе национальных счетов. Система национальных счетов (ее полное название Система счетов национального продукта и дохода) была разработана в конце 20-х годов группой американских ученых, сотрудников Национального Бюро Экономических Исследований, под руководством будущего лауреата Нобелевской премии Саймона Кузнеца. Попытки разработать систему макроэкономических показателей, позволяющих оценить состояние национальной экономики начали предприниматься в разных странах еще в годы первой мировой войны с целью оценки военного и экономического потенциала воюющих держав. Дальнейшее развитие они получили в середине 20-х годов в период бурного подъема в экономиках развитых стран с целью прогнозирования дальнейших тенденций экономического развития. Причем, исследования проводились не только в специально созданной в начале 20-х годов в США частной организации - Национальном Бюро Экономических Исследований, где эту работу возглавил известный американский экономист Уэсли Клер Митчелл, занимавшийся изучением проблем экономического цикла, что невозможно при отсутствии системы макроэкономических показателей. Параллельно работы в этом направлении велись и в Советской России во Всероссийском (а впоследствии Всесоюзном) Совете Народного Хозяйства – ВСНХ - в связи с необходимостью разработки пятилетних планов развития экономики страны, а также для оценки тенденций развития мировой экономики и перспектив мировой революции. В октябре 1929 разразился крах на Нью-Йоркской фондовой бирже, положивший начало самому глубокому и продолжительному мировому экономическому кризису – Великому Краху или Великой Депрессии 1929-1933 гг. В начале 1930 года Конгресс США принимает постановление о необходимости разработки системы индикаторов (показателей), которые позволили бы оценить состояние американской экономики. Практически такая система уже была создана. После второй мировой войны большинство стран в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций стали использовать методику расчета макроэкономических показателей, заложенную в Системе Национальных Счетов, что позволяет производить макроэкономические сопоставления по разным странам мира. Россия (СССР) начала использовать эту методику с 1987г.

Система национальных счетов представляет собой совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики. СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска (объема производства): валовый национальный продукт (ВНП); валовый внутренний продукт (ВВП); чистый национальный продукт (ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД); личный доход (ЛД); располагаемый личный доход (РЛД)

До начала 80-х годов основным показателем, характеризующим совокупный объем производства был показатель валового национального продукта. Однако в современных условиях в связи с интернационализацией экономических и хозяйственных связей и трудностями подсчета валового национального продукта (ВНП), поскольку национальные факторы производства каждой страны используются во многих других странах мира, основным показателем совокупного объема выпуска стал валовый внутренний продукт (ВВП).

 

ВВП и его особенности

Валовой внутренний продукт. Валовой внутренний продукт - это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны с помощью как национальных (принадлежащих гражданам страны), так и иностранных (принадлежащих иностранцам) факторов производства в течение одного года.

В ВВП невключается: труд на себя; труд на безвозмездной основе (дружеская помощь), подарки; стоимость товаров и услуг, производимых «теневой экономикой»;все перепродажи (продажи подержанных вещей);гос. трансферты (соц. платежи);сделки с ценными бумагами

Способы измерения ВВП. Для расчета ВВП может быть использовано три метода: ВВП, подсчитанный по расходам, представляет собой сумму расходов всех макроэкономических агентов. При подсчете ВВП по расходам суммируются: 1) расходы домохозяйств (потребительские расходы), которые обозначаются буквой С; 2) расходы фирм (инвестиционные расходы), обозначаемые буквой I; 3) расходы государства (государственные закупки товаров и услуг), которые обозначаются буквой G; 4) расходы иностранного сектора (расходы на чистый экспорт), обозначаемые Xn ВВП по расходам = потребительские расходы (С) + валовые инвестиционные расходы (I gross) + государственные закупки (G) + чистый экспорт (Xn). Вторым способом расчета ВВП является распределительный метод или метод расчета по доходам. В этом случае ВВП рассматривается как сумма доходов собственников экономических ресурсов, т.е. домохозяйств, (сумма доходов национальных факторов и доходов иностранных факторов). ВВП по доходам = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги + амортизация + чистый доход иностранных факторов. Третьим методом расчета ВВП является суммирование добавленных стоимостей по всем отраслям и видам производств в экономике (метод по добавленной стоимости).

Между стоимостью продукции фирмы и оплаты промежуточного продукта другим фирмам за приобретаемое сырье и материалы.

Добавленная стоимость отражает реальную стоимость созданную на данном предприятии: Iч=Iв-Aм.

Чистый внутренний продукт в отличие от ВВП, который характеризует совокупный объем производства, отражает производственный потенциал экономики, поскольку он включает в себя только чистые инвестиции и не включает восстановительные инвестиции (амортизацию). Поэтому, чтобы получить ЧВП, следует из ВВП вычесть амортизацию: ЧВП = ВВП – А

ЧВП может быть подсчитан и по расходам, и по доходам. ЧВП по расходам = потребительские расходы (С) + чистые инвестиционные расходы (I net) + государственные закупки (G) + чистый экспорт (Xn) 2) ЧВП по доходам = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги + чистый доход иностранных факторов

Национальный доход - это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов, т.е. сумма факторных доходов. Его можно получить 1) либо, если из ЧВП вычесть косвенные налоги и чистый доход иностранных факторов:

НД = ЧВП – косвенные налоги – чистый доход иностранных факторов 2) либо, если просуммировать все национальные факторные доходы: НД = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций

Личный доход, в отличие от национального дохода, является совокупным доходом, полученным собственниками экономических ресурсов. Чтобы подсчитать ЛД, необходимо из НД вычесть все, что не поступает в распоряжение домохозяйств, т.е. является частью коллективного, а не личного дохода, и добавить все то, что увеличивает их доходы, но не включается в НД. ЛД = НД – взносы на социальное страхование – налог на прибыль корпораций – нераспределенная прибыль корпораций + трансферты + проценты по государственным облигациям или ЛД = НД – взносы на социальное страхование – прибыль корпораций + дивиденды + трансферты + проценты по государственным облигациям

Третий вид совокупного дохода – располагаемый личный доход – это доход, используемый, т.е. находящийся в распоряжении домохозяйств. Он меньше личного дохода на величину индивидуальных налогов, которые должны заплатить собственники экономических ресурсов в виде прямых (в первую очередь, подоходных) налогов (а также личных процентных платежей домохозяйств по кредиту): ЛД = ЛД – индивидуальные налоги

Домохозяйства тратят свой располагаемый доход на потребление и сбережения(список инвестиций в обществе): РЛД = С + S

Потенциальный ВВП – это ВВП, соответствующий полной занятости всех ресурсов

Дефлятор ВВП (всеобъемлющий индекс) — ценовой индекс, используемый для пересчета в неизменные цены выраженной в деньгах стоимости всех товаров и услуг, входящих в валовой внутренний продукт. Представляет собой отношение номинального ВВП, выраженного в рыночных ценах текущего года, к реальному ВВП, выраженному в ценах базисного года. Д ВВП измеряет интенсивность инфляции (или дефляции)

 

 

Государственный бюджет

Гос бюджет – это основной фин план гос-ва, кот по материальному содержанию есть централизованный фонд денежных средств, а по соц-эк-кой сущности – инструмент перераспределения нац дохода. Это ведущее звено фин системы, объединяющее такие категории, как налоги, гос расходы, гос кредит. Через бюджет осуществл-ся постоянная мобилизация рес-ов и их расходование. Гос-нный бюджет выполняет следующие основные функции: ·перераспределение нац дохода;

·гос регулирование и стимулирование эк-ки; ·стимулирование НТП;

·фин обеспечивание соц пол-ки;

·контроль за образованием и использованием централизованного фонда ден средств. Структура бюджета страны зависит прежде всего от ее гос устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухъярусное построение - гос и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено - бюджеты штатов, земель и соответствующих им административных образований. Гос бюджет отражает 2 взаимосвязанных процесса – аккумуляцию доходов в руках гос-ва и их использование для удовлетворения гос нужд Þ тесное взаимодействие с понятиями гос доходы и расходы. Доходы и расходы – 2-ве стороны кол-ной хар-ки централизованного фонда фин рес-ов гос.

 

Расходы: ·гос закупки товаров и услуг, ·гос трансфертные платежи, ·выплата гос долга и процентов по нему, ·покупка ценных бумаг и иностранной валюты. Доходы:· налоги, ·гос займы, ·поступления из внебюджетных и целевых фондов. Основная часть поступления яв-ся налоги. Налоги - обязательные платежи в бюджет, осуществляемые физическими и юридическими лицами. Налоговая система может включать два звена – гос налоги, местные налоги, либо три звена – гос (федеральные), налоги, закрепленные за бюджетами членов федерации, местные налоги. Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступления в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. Это: ·подоходный налог с населения (наибольшее поступления 25-45%); ·налог на прибыль корпораций; ·налог на добавленную стоимость; ·акцизы, таможенные пошлины.

 

Банковская система.

Банковская система в современной рыночной экономике обычно включает три основные группы кредитно-финансовых институтов:

-центральный банк;

-коммерческие банки;

-специализированные кредитно-финансовые учреждения. Центральный банк осуществляет руководство всей кредитной

системой страны, он призван регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и др.

Центральный банк выступает в качестве агента правительства. в этом случае он консультирует правительство в таких областях, как управление национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика. Кроме того, он является представителем правительства в финансовых операциях последнего. Основными его функциями являются:

1)эмиссия национальной валюты, регулирование количества де. нег в стране;

2)поддержание стабильности национальной валюты;

3)общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнением финансового законодательства;

4)предоставление кредитов коммерческим банкам;

5)выпуск и погашение государственных ценных бумаг;

6)управление счетами правительства, выполнение зарубежных финансовых операций.

В России ЦБ был создан в 1992 г. на базе Госбанка СССР. В настоящее время ЦБ РФ выполняет традиционные для рыночного хозяйства функции органа государственного управления экономикой.

Коммерческие банки являются юридическими лицами, которым на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком, предоставляется право приачекать денежные средства от физических и юридических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности и платности.

Кроме этого, банки оказывают некоторые специальные услуги государству, предприятиям и населению. Сюда можно отнести: чековое обслуживание и расчетно-кассовые операции, выдачу денег под заклад имущества, средне- и долгосрочное кредитование специального назначения (например, компаний, разрабатывающих месторождения полезных ископаемых), проектное финансирование модернизации производства, предоставление ссуд в иностранной валюте, финансирование рисковых, венчурных проектов, лизинг оборудования и другие банковские операции и услуги.

Третий элемент банковской системы — специализированные кредитно-финансовые учреждения, которые занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. В их деятельности можно выделить одну или две основные операции, они доминируют в относительно узких секторах рынка ссудных капиталов и имеют специфическую клиентуру К их числу относятся инвестиционные банки, сберегательные учреждения, страховые компании, пенсионные фонды и инвестиционные компании и др.

 

Денежно-кредитная политика— совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита.

Цели

Возможные цели денежно-кредитной политики:

-Высокий уровень занятости

-Экономический рост

-Стабильность цен

-Стабильность процентных ставок

-Стабильность финансовых рынков

-Стабильность валютных рынков

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса стран

Инструменты

Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются:

-установка нормы обязательного банковского резерва (какую часть своих средств коммерческие банки должны держать в Центральном банке для обеспечения резерва);

-регулирование официальной учётной ставки (под какие проценты Центральный банк даёт кредиты другим банкам);

-операции на открытом рынке (покупка и продажа государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств…)

-валютные интервенции (покупка и продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарное предложение денег)

Устанавливая размер резервов, Центральный банк регулирует денежные потоки. Так при увеличении обязательных резервов уменьшаются активы банков, и они вынуждены увеличивать проценты, под которые они выдают кредиты организациям и частным лицам. Обычно норма банковского резерва повышается для поддержания ликвидности банковской системы в условиях экономического кризиса (страховка на случай, если большое число вкладчиков одновременно пойдут забирать свои деньги из банка)

Типы денежно-кредитной политики. Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набо­ром инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика "дорогих денег" (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Централь­ный банк, проводя рестрикционную политику, предприни­мает следующие действия: продает государственные цен­ные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обяза­тельных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, цент­ральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика "дорогих денег" является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика "дешевых денег" (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она за­ключается в расширении масштабов кредитования, ослабле­нии контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам

Предмет, метод, основные макроэкономические школы и проблемы

Как самостоятельная отрасль экономической науки МЭ сформировалась в 30-е годы XX-го столетия. Возникновение МЭ обычно связывают с творчеством выдающегося английского экономиста Джона М. Кейнса и, прежде всего, c выходом в свет его знаменитого труда «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).Макроэкономика – наука, изучающая развитие экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции, равновесия платежного баланса.

Предметом макроэкономики является круг проблем, которые она призвана изучать. Выделим семь макроэкономических проблем или макроэкономическую «великолепную семерку»: национальный продукт,

занятость (безработица),инфляция, экономический рост, экономический цикл, макроэкономическая политика государства, внешнее взаимодействие национальных экономик.

Макроэкономика, как отрасль науки, вышедшая из общей экономической теории, оперирует типичными экономическими методами. Как известно, к общим методам экономической теории относится, позитивный и нормативный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод анализа и синтеза, метод сочетания в исследовании исторического и логического. Вместе с тем макроэкономика оперирует специфическими методами. К ним относится МЭ агрегирование(это своего рода абстракция, позволяющая мысленно объединить в некое целое совокупность явлений, имеющих родственные индивидуальные характеристики (валовой внутренний продукт, рыночная ставка процента, темп роста цен, совокупный спрос, рыночное предложение и др.), МЭ моделирование(Макроэкономическая модель есть формализованное описание экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных связей между ними.) и принцип равновесности(Равенство инвестиций и сбережений).

До середины 60-х годов ХХ в. макроэкономика развивалась в рамках идей, сформулированных Кейнсом. В течение трех послевоенных десятилетий в западных странах наблюдался продолжительный период экономического роста. С начала 70-х годов ситуация изменилась. Резко ухудшились условия воспроизводства, разразилась стагфляция, упали темпы роста. Необходимость решения названных проблем определила содержание новой модели государственного регулирования. Теоретической основой этой модели послужили такие варианты неоклассического направления экономической теории, как теория экономики предложения (А.Лаффер), монетаризм (М.Фридмен), теория рациональных ожиданий (Р.Лукас), теория неоклассического синтеза (П.Самуэльсон). В соответствии с монетаристской теорией количество денег оказывает решающее влияние на экономическую активность и уровень цен, и задачей экономической политики является регулирование темпов роста предложения денег. С середины 50-х и до середины 70-х годов ХХ в. эта теория имела довольно широкое признание. Сторонники экономики предложения ратовали за использование таких инструментов экономической политики, которые бы оказывали активное воздействие на совокупное предложение или потенциальный выпуск. Начиная с 80-х годов ХХ в. сложилась неокейнсианская школа. Ее представители утверждают, что рыночный механизм не может обеспечить устойчивое экономическое равновесие в силу того, что индивиды преследуют свои собственные интересы, а цены и зарплата отличаются известной жесткостью. Известна также новая макроэкономическая школа, сторонники которой являются самыми радикальными противниками любого государственного вмешательства в экономику.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.127 (0.044 с.)