Макроэкономические пропорции развития нац-ной эк-ки, проблемы и задачи развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макроэкономические пропорции развития нац-ной эк-ки, проблемы и задачи развития.



Макроэкономические пропорции развития нац-ной эк-ки, проблемы и задачи развития.

Макроэкономические пропорции – количественное соотношение между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, регионами. Виды пропорций: • воспроизводственная; • отраслевая – выделяют межотраслевые и внутриотраслевые пропорции; • технологическая; • региональная; • институциональная; • социальная. Пропорции не постоянны, они могут нарушаться. Для стабилизации экономики, преодоления ее разбалансированости и применяется государственное регулирование. Важнейшей характеристикой национальной экономики являются сложившиеся макроэкономические пропорции — количественное соотношение между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, регионами.

Показатель воспроизводственной структуры отражает на макроуровне соотношение между стадиями воспроизводства ВВП (производством и потреблением, потреблением и накоплением, производством товаров и сферой услуг и др.). Они дают представление о степени социальной ориентации, преодоления избыточной ресурсоемкости, динамике потребления, инвестиционных возможностях общества и экспортной направленности.

Отраслевая структура показывает динамику межотраслевых пропорций, роста отраслей, социальной ориентации, наукоемкое™, ресурсосбережения. Выделяют межотраслевые пропорции — между взаимосвязанными отраслями (промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, животноводством и растениеводством и др.), а также внутриотраслевые - между производствами внутри одной отрасли (например, выпуском чугуна и стали в металлургии, тракторов и комбайнов в сельскохозяйственном машиностроении).

Технологическая структура конкретизирует соотношение между традиционными и новейшими технологиями, показывает объем внедрения наукоемких высоких технологий.

Региональная структура (территориальная) отражает пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

Институциональную структуру характеризуют формы организации и управления производством.

Социальная структура отражает совокупность социальных групп, их относительную динамику.

Выделяют следующие устойчивые тенденции изменения пропорций, присущих большинству национальных экономик:

1) опережающее развитие наукоемких отраслей;

2. снижение удельного веса промышленности, что обусловлено опережающим ростом сферы услуг и повышением эффективности производства;

3. ускорение развития обрабатывающей промышленности по сравнению с добывающей;

4. расширение участия страны в международном разделении труда, что выражается в более быстром развитии внешнеторгового оборота по сравнению с ростом производства внутри страны.

Пропорции не постоянны, они могут нарушаться. Для стабилизации экономики, преодоления ее разбалансированности применяется государственное регулирование.

Типы нац.хозяйственных систем и их характеристика.

Эк-кая модель каждой страны — это рез-т, длит. истор. процесса, в теч. кот. выстраивается соотношение эл-тов модели и формируется мех-зм их взаимодействия.

Среди наиболее представительных европейских страновых вариантов ученые-экономисты выделяют модели: германскую (широко известная модель социального рыночного хозяйства и социального правового государства); британскую (ее наиболее характерная черта — дерегулирование); французскую (известна своим дирижизмом, или государственным интервенционизмом); итальянскую (ее характерная особенность — кооперативизм); • шведскую (известна как «государство благосостояния»)

Страновое разнообразие моделей эк-ки указанных выше и др. стран Европы имеет тенденцию к сближению с общеевропейской моделью, формируемой идеологией и требованиями Европейского союза (ЕС).

Доминантное положение в мире занимает американская модель, которая характ-ется интенс. перераспр-ем акционерной собств-сти.

Особое место принадлежит японской экономической модели - социальная организация общества, предусматривающая гармонизацию отношений на всех его уровнях и во всех сферах на основе уважения традиций японского образа жизни.

Наряду с указ. м. выделить и особую китайскую модель смешанной экономики, форм-юся в усл. эволюции эк-ки «чистого соц-зма».

Из привед. выше моделей разв. стран м. выделить (по критерию «социальности») либеральную, соц. ориентированную и соц-демокр. группы. Эти группы рыночных моделей отличаются друг от друга:

  1. структурой собственности — в первой налицо абсолютное преимущество частной собственности; во второй и третьей поддерживаются пропорции смешанной экономики;
  2. социальной политикой — первая рассчитана на определенную, наименее защищенную группу населения; вторая — на все население; в третьей проводится, по сути, уравнительная политика;
  3. участием государства в перераспределительных процессах — оно нарастает от первого модельного типа к третьему;
  4. границами государственного участия в экономике — они расширяются в указанном выше направлении.

Критериями отнесения страновых моделей к той или иной группе выступают их базовые характеристики. В общую совокупность таких характеристик, принципов входят следующие:

-отношения собственности, роль частной собственности и ее соотношение с государственной и другими формами собственности;

-уровень развития и формы организации рыночной среды в целом и отдельных ее сфер;

-границы и методы государственного воздействия на экономику;

-цели и средства проводимой экономической политики;

-формы взаимодействия государства и бизнеса;

-методы регулирования эк-х процессов обеспечения устойчивого развития;

-объем и значение государственного сектора в производственном комплексе и др

Индикаторы эк.развития.

Индикатор - ориентирующий эк. показатель, измеритель, позволяющий в определенной степени предвидеть, в каком направлении следует ожидать развития эк. процессов. Сравнение их значений в динамике за ряд лет с научно обоснованными нормативами или значениями аналогичных показателей эк. развитых гос-в характеризует степень приближения социально-экономических процессов к устойчивой динамике и уровню мировых стандартов.
Индикаторы могут различаться на глобальном, нац., региональном, локальном, отраслевом уровнях и на уровне предприятий и населенных пунктов.
Система индикаторов включает общесистемные (все сферы в целом) индикаторы:
• интегральный показатель устойчивого развития, базирующийся на индексе развития человеческого потенциала:; • производство ВВП на душу населения; • уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду. и индикаторы, отражающие закономерности и процессы устойчивого развития социальной, эк. и экологической сфер, основных звеньев системы «человек — экономика — окружающая среда».
В настоящее время разработка индикаторов устойчивого развития осуществляется различными международными организациями, однако она еще далека от завершения.
В качестве наиболее общим индикаторов устойчивого развития принят интегральный показатель устойчивого развития, который основан на индексе развития человеческого потенциала. Общесистемные индикаторы устойчивого развития РБ характеризуют механизмы всех сфер в целом. Их возможно количественно измерить, сопоставить в динамике, они позволяют сравнить аналогичные процессы устойчивого развития в зарубежных странах. Нац. стратегия устойчивого соц.-экон. развития РБ на период до 2020 года. Осн. цель устойч. развития РБ — динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инвестиционного развития экономики и соц. сферы, сохранения окр. среды для нынешнего и будущих поколений Длит.период, необход. для достижения конечных целей НСУР-2020, требует выделения следующих этапов социально-экономического развития: • первый этап (2001—2005 гг.) — базовый, характеризуется созданием макроэкономических условий для стабильного соц.-экон. развития и охраны окружающей среды, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики; • второй этап (2006—2015 гг.) — этап активной структурной перестройки и модернизации экономики. Приоритетные направления: технологическое перевооружение производства на базе внедрения новейших технологий; стимулирование внутренних и внешних инвестиций и фундаментальных разработок; обеспечение динамичного развития инвестиционных процессов; создание системы институтов гражданского общества; • третий этап (после 2015 г.) — формирование основ постиндустриального информационного общества, приближение к уровню жизни населения экономически развитых государств в рамках социального рыночного хозяйства.

Здравоохранение РБ

Здравоохранение представляет собой систему гос., общественных и мед. мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Управление отраслью осуществляют Мин-во здравоохранения. Отрасль здравоохранение имеет подразделения: лечебно-профилактическая помощь; охрана здоровья матери и ребенка; санитарно-курортное лечение; санитарно-эпидемиологическая служба; лекарственное обеспечение; медицинская экспертиза; медицинская наука и образование.

С целью повышения эффективности функционирования системы здравоохранения Правительством страны и Мин-вом здравоохранения разработан ряд программных документов. Среди них Концепция развития здравоохранения РБ на 2003-2007 годы, в которой обоснована новая медико-экономическая модель отрасли.

Законом «О здравоохранении» (2002 г.) определены следующие направления государственной политики в области охраны здоровья населения:

• создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;

• ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;

• профилактическая направленность здравоохранения;

• доступность медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения населения;

• приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей;

• экономическая заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения;

• ответственность государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здоровья населения и другие направления.

Анализ функционирования здравоохранения как отрасли национальной экономики проводится по следующим структурным подразделениям:

• лечебно-профилактическая помощь;

• охрана здоровья матери и ребенка;

• лекарственное обеспечение населения;

• санитарно-эпидемиологическая служба;

• медицинская экспертиза;

• медицинская наука и образование

42 Система Образования Образование - отрасль, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осущ-х образовательную деят-ть. Это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, гос-ва, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физ. развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей НЭ.Гос. политика РБ в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осущ-я перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования и др. Образование делится на основное и дополнительное. Основное вкл: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование.Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углубление профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности. Дополнительное образование может проводиться на всех уровнях основного образования, а также в учреждениях внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.Управление образованием осуществляет Министерство образования Республики Беларусь, другие министерства и ведомства, имеющие образовательные учреждения, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов. Основным источником финансирования учреждения образования является государственный бюджет.

Система гос.управления.

Занимая свое определенное место в системе других государственных органов Р Б, взаимодействуя с ними, органы государственного управления (исполнительной власти) ввиду необходимого единства управления сами в то же время являются целостной системой, т. е. такой организационной и функциональной общностью, в которой все звенья, все составные части взаимосвязаны и объединены единством руководства. Конституция Республики Беларусь, текущее законодательство не содержит категории «система». В науке управления и административном праве эта категория применяется давно.
Система органов государственного управления (исполнительной власти) представляет собой основанную на разделении труда совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев аппарата управления, каждое из которых обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определенные функции

Государственное регулирование экономики – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики.

Функции государственного регулирования экономики: • целевая; • направляющая и координирующая; • функция распределения и перераспределения; • стимулирующая; • контрольная.

Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры госуправления и аппарата, способного профессионально действовать в новой экономической и политической среде.

Государственная власть в РБ осуществляется на основе разделения ее на: • законодательную; • исполнительную; • судебную. Госорганы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживая и уравновешивая друг друга.

Беларусь – президентская республика. Президент – глава государства, обладает большими властными полномочиями в области внешней и внутренней политики, издает: декреты, имеющие силу закона, указы, распоряжения. Парламент – Национальное Собрание РБ – представительный и законодательный орган РБ, состоит из 2 палат: Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 человека). Каждая из палат Парламента обладает самостоятельными полномочиями. Правительство – Совет Министров РБ – это коллегиальный центральный орган государственного управления РБ, осуществляющий исполнительную власть в РБ. В своей деятельности Правительство полностью подотчетно Президенту. Судебная власть в РБ принадлежит только судам. В судебную систему РБ входят: • Конституционный суд; • общие суды (во главе находится Верховный Суд); • хозяйственные суды (во главе – Высший Хозяйственный Суд).

Проблема внешнего долга РБ

Государственный долг связан с налоговой системой. Это обусловлено тем, что государственный долг даже на заре возникновения государств выполнял макроэкономическую функцию. Ему была отведена роль альтернативы увеличения налогового бремени для живущих поколений, т.е. роль своеобразного инструмента «переложения» этого бремени на будущие поколения.
Государственный долг -это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. [6,с.125] В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.

В настоящее время проблема внешнего долга является одной из наиболее острых проблем для белорусской экономики: пик платежей по внешнему долгу приходится на 2013–2014 годы. Объем ресурсов, необходимых для погашения основного долга в 2013 году, составит около 2,3 млрд. долларов, что превышает платежи 2012 года в 2,6 раза. Валовой внешний долг Р Б на любой данный момент времени представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и необусловленных обязательств, которая требует выплаты основного долга и/или процентов дебитором в некий будущий период времени и которая представляет собой обязательства резидентов Р Б перед нерезидентами.

Однако в период с 2000 по 2013 годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре валового внешнего долга страны. Его колоссальный рост, первоначальное увеличение доли корпоративного долга, а затем увеличение доли государственного долга, краткосрочной, а затем долгосрочной составляющих, конвертация внутреннего государственного долга во внешний обусловливают необходимость более тщательного исследования тенденций и динамики внешнего долга Б.

За период с 2000 по 2013 гг. валовой внешний долг Беларуси увеличился в 15 раз: с 2 224,7 (в 2000 г.) до 34 116,2 млн. долл. США.

Основными держателями белорусского государственного внешнего долга выступают Россия (50,4%), МВФ (24,4%), Китай (12,7%), Венесуэла (8%) и другие кредиторы. Весь долг представлен долгосрочными обязательствами (средний срок кредитов — более одиннадцати лет) Правительства РБ (свыше 90%) и обязательствами резидентов Р.Б. под гарантии Правительства (соответственно, менее 10%) по кредитам и займам.

По итогам 2013 года Министерство экономики Беларуси прогнозирует рост внешнего госдолга до 17 млрд. долларов и валового внешнего долга до 41,6 млрд. долларов.

Целью управления валовым внешним долгом является поддержание его на безопасном для страны уровне, а также минимизация рисков неисполнения обязательств перед иностранными кредиторами, формирование по-

ложительной кредитной истории страны, обеспечение ее инвестиционной привлекательности.

Одной из основных проблем управления долгом является отсутствие работающей системы обмена информацией между органами, ответственными за управление долгом органов госуправления, и органами, регулирующими внешний долг частного сектора. Поэтому для проведения системного анализа состояния долга необходимо создать единую интегрированную электронную базу данных, которая будет заключать в себе данные и по внешнему госдолгу, и по долгу других секторов экономики

55. Основные макроэк. Показ., хар-ие финн. Состояние эк. РБ (2011-2012 г)

Важнейшими измерителями совокупной экономической деятельности являются валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). (ВВП)- измеряет стоимость текущего производства конечных товаров и услуг на территории данной страны за определенный период. ВНП - Представляет собой совокупную рыночную стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг за определенный период времени. ВНП измеряет стоимость, произведенную факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, в том числе и на территории других стран.Валовые показатели выпуска ВНП и ВВП не отражают реальную картину повышения благосостояния общества. Они не предусматривают вычета той части годового продукта, которая необходима для возмещения стоимости машин и оборудования, потребленных в ходе производства данного года. Необходим показатель, скорректированный на сумму амортизационных отчислений.

Чистый национальный продукт (ЧНП) представляет собой сумму конечной продукции товаров и услуг, оставшуюся для потребления после замены списанного оборудования.

Реальный ВВП - это то же количество товаров и услуг, измеренных в неизменных ценах базового года. Если мы разделим номинальный ВВП на реальный ВВП, то получим дефлятор ВВП, т.е. коэффициент пересчета, представляющий собой взвешенное среднее значение цен всех конечных товаров и услуг.

Инфляции – переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Инфляция в Беларуси в августе 2011 года по сравнению с июлем составила 8,9%, с декабрем 2010 года - 53,6%. Годовая инфляция в августе 2011 года по сравнению с августом 2010 года составила 60,7%.За восемь месяцев 2011 года продовольственные товары подорожали на 55,3%, в том числе за август - на 9,7%. Непродовольственные товары за январь-август 2011 года подорожали на 68,6%, в том числе за август - на 10,8%. Платные услуги населению за 8 месяцев выросли в цене на 27,4%, в том числе за август - на 3,5%.

Важным показателем, характеризующим макроуровень современной национальной экономики является уровень безработицы. Валовой национальный продукт создают люди. Чем больше занятость в обществе, чем больше рабочих мест, тем больше создается продукта и более высокий уровень удовлетворения материальных потребностей. В экономике Р Б уровень зарегистрированной безработицы на конец июля 2011г. составил 0,7% от экономически активного населения (на конец июля 2010 г – 0,8%).

К основным макроэкономическим показателям также относится валютный курс. Валютный курс – цена единицы национальной валюты, выраженная в единицах иностранной валюты. Валютный курс может устанавливаться законодательно или определяется в процессе их взаимной котировки.

Национальная валюта, которая свободно обменивается на другие валюты, называется конвертируемой.В Республике Беларусь остро стоит проблема конвертируемости белорусского рубля в связи с его обесцениванием в результате инфляции и спада производства.

Национальный Банк Республики Беларусь на 24 мая 2011 года установил официальный курс доллара США на уровне 4930 рублей. Таким образом, Беларусь в очередной раз пошла на девальвацию официального курса. На 23 мая официальный курс составлял 3155 рублей за доллар. Это означает, что одномоментно рубль был девальвирован на 56,3%.

Финансовая система РБ

Финансы - совокупность эко отношений по формир, распред и исп-нию фондов ден средств, или финан ресурсов, через особые фонды и учреждения. Реализуются эти отношения через финансовую систему — совокупность различных сфер финан отношений, форм и методов образования и использования фондов ден средств. В состав финансовой системы государства исходя из роли субъектов финансовых отношений в процессе общественного воспроизводства традиционно включаются 2 крупные сферы:
1. Финансы предприятий (организаций) - децентрализованные финансы.2. Общегосударственные финансы - централизованные финансы.
Финансы предприятий подразделяются в зависимости от характера деятельности на: 1. Финансы коммерческих организаций, 2. Финансы некоммерческих организаций.
В зависимости от отрасли экономики: 1. Финансы промышленных предприятий. 2. Финансы агропромышленного комплекса, 3. Финансы строительных организаций 4. Финансы энергетики и т.д.
В состав финансов некоммерческих организаций, исходя из организационно-правовой формы субъектов, различают: 1. финансы учреждений. 2. Финансы общественных и религиозных организаций.
3. Финансы благотворительных и др. фондов.
Исходя из хозяйственного кодекса РБ, к субъектам хозяйствования. Кроме коммерческих и некоммерческих организаций, отнесены также ФЛ и ИП. Таким образом, целесообразно дополнить этим звеном сферу финансовой системы.
Централизованные финансы включают следующие звенья: 1. Государственный бюджет. 2. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды. 3. Государственный кредит.
Отдельной сферой финансовой системы являются органы управления финансами, которые организуют деятельность всех других сфер. В составе этой сферы, исходя из структуры органов управления, различных государств, выделяют звенья: 1. органы общего управления финансами (высшие органы законодательной и исполнительной власти). 2. Органы оперативного управления: •МинФин •ЦБ •МНС •Гос. таможенный комитет, 3. Органы отраслевого управления: Финансовые службы министерств и ведомств;
Финансовые службы предприятий и организаций.

Финансовая политика РБ

Финансовая политика на современном этапе прошла длительный и тернистый путь развития. С момента приобретения РБ суверенитета пришлось формировать собственную бюджетную, налоговую денежно-кредитную систему. Это было сопряжено с определёнными трудностями, проявившимися в высоких темпах инфляции, наличии бюджетного дефицита, в росте внешнего государственного долга, падении темпов производства и снижении уровня жизни. За последние годы в области финансовой политики произошли серьёзные изменения. Одним из условий полноценного развития страны (как на макро-, так и на микроуровне) является верный выбор финансовой политики. Основу финансовой политики и финансового механизма составляет стратегическая концепция, правильность которой проверяется практикой. Финансовая политика РБ регламентируется следующими документами:

  1. Программой социально-экономического развития РБ на 2011-2015 гг.;
  2. Прогнозом социально-экономического развития РБ на соответствующий год;
  3. Законом РБ о бюджете на соответствующий год;
  4. Концепцией развития банковской системы республики
  5. Национальной программой привлечения инвестиций в экономику Р Б на период до 2015 г.;
  6. Инвестиционным кодексом РБ и др.

Основные положения документов, определяющих финансовую политику, следующие:

  • обеспечение устойчивого экономического роста на качественном уровне, позволяющее повысить реальные доходы населения;
  • создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабилизации;
  • снижение налоговой нагрузки;
  • повышение эффективности государственных расходов и сокращение уровня расходов бюджета по отношению к ВВП;
  • поэтапная консолидация государственных ресурсов в бюджете;
  • концентрация бюджетных средств с целью реализации важнейших государственных программ и мероприятий;
  • оптимизация и совершенствование управления государственным долгом.

В РБ показатели финансовой безопасности находятся в допустимых границах и далеки от критических значений. В рамках финансовой политики особое внимание следует уделять активизации инвестиционных процессов.

Невысокие темпы экономического роста, наличие инфляции и дефицита государственного бюджета, низкий уровень рентабельности отраслей народного хозяйства, необходимость поддержки определенных групп населения, ограниченность финансовых ресурсов на всех уровнях экономики свидетельствуют о необходимости поиска путей совершенствования финансовой политики.

 

Государственный бюджет РБ

Государственный бюджет является основной составляющей финансовой системы любой страны. Государственныйбюджет – это денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Бюджетная система того или иного государства образуется в зависимости от социально-экономических, правовых и других особенностей развития государства. Бюджет выполняет две главные функции:

1) распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества, уровнями государственного управления и т.д.);

2) контрольную (сигнализация обо всех отклонениях движения бюджетных средств).

Контрольная функция бюджета состоит в проведении контролирующих мер за процессом использования и формирования денежных средств в структурных звеньях экономики. Распределительная функция бюджета состоит в том, что государство осуществляет распределение денежных поступлений через различные каналы. С помощью бюджетной системы государство осуществляет сочетание государственных, местных и коллективных интересов через систему налогов, бюджетных выплат и трансфертов.
Бюджет РБ – многоплановый инструмент, отражающий сложный компромисс необходимости многопланового развития экономики и социальной поддержки всех слоёв населения. Кроме государственного бюджета в РБ формируются местные бюджеты. Местныебюджеты – это бюджеты городов, районов, областей. В современных условиях развития экономики РБ усиливается тенденция повышения их значимости.
К бюджету также относятся внебюджетныефонды, которые количественно не всегда включаются в состав бюджета, однако, по принципу распределения и использования они равнозначны бюджетным расходам государства. Внебюджетные фонды находятся в распоряжении центральных и местных органов власти, группируясь по определённому целевому назначению. По мере усложнения хозяйственных связей их число увеличивается. Внебюджетные фонды расширяют возможности государственного регулирования экономикой.
Структура государственного бюджета РБ имеет свои особенности. Расходная часть бюджета РБ характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и государственного регулирования экономики. Бюджетные ассигнования носят целевой характер и, как правило, невозвратны. Так предоставление бюджетных средств называется бюджетнымфинансированием, поскольку данное расходование средств отличается от банковского предоставления кредитных ресурсов. Одна из особенностей нашего бюджета – бюджетные субсидии аграрному сектору РБ. Они имеют социальную, политическую и экономическую направленность, поскольку государство весьма заинтересовано в стабилизации этого сектора экономики. К расходным статьям бюджета Республики Беларусь относятся статьи по обслуживанию внешнего и внутреннего долга, кредитование экспорта и т.д.Доходная часть бюджета РБ почти на 80 % формируется за счёт налоговых поступлений, поступлений от приватизации государственной собственности и т.п. Согласно экономической теории доходная часть бюджета должна покрывать расходные статьи бюджета. Однако в условиях переходного периода, когда объективно необходима структурная перестройка экономики, расходная часть бюджета превышает доходную часть и данная разница образует бюджетный дефицит.

Налоговая система

Налоги являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Налог – одно из проявлений суверенитета государства. Налоговая система Республики Беларусь включает в себя республиканские и местные налоги.

Налоговая система - совокупность всех взимаемых в гос налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль. Основы бюдж-нал-ой системы страны заложены в Конституции РБ. Налог — это принудительно изымаемые гос или местн орг власти средства с физ и юр лиц, необходимые для осущ гос своих функций.

Две осн функции налогов: фискальную и эко (рег-щую и распр-ную). Фискальная функция основная в формировании денежных фондов государства. Эко функция - исп налогов в качестве инструмента перер-ния НД, влияния на процесс производства и инвестиций, на масштабы и темпы роста эко.

Налоги: прямые, которыми облагаются доходы и имущество (на недвижимость, земельный, за пользование прир рес, н на прибыль и др.), и косвенные, включаемые в цену товаров, работ, услуг в виде надбавок, оплачиваемых покуп (это акцизы, НДС, н на топливо, сельхоз).

В орг плане все налоги, отчисления и сборы подр на 3 гр: платежи, упл из выручки (косвенные налоги); платежи, включаемые в себестоимость ПТРУ; платежи, уплачиваемые из балансовой прибыли (н на недв, на прибыль с товарооборота, на доходы)

 

Основные виды налогов РБ.

Состав налогов налоговой системы РБ можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др.

Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия, то есть по характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов – на прямые и косвенные.

Первые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. К числу прямых относятся: подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налоги на недвижимость и имущество, владение и пользование которыми служит основанием для обложения.

В свою очередь прямые налоги делятся на личные и реальные.

По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов: - налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц и др.); - налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности и др.); - смешанные налоги, которые уплачивают как юридические, так и физические лица (земельный налог, налог на недвижимость и др.).

По уровню бюджета, в который зачисляются суммы налогов, различают закрепленные и регулирующие налоги.

В зависимости от целевой направленности введения налога выделяют общие и целевые налоги. Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования общегосударственных мероприятий. Целевые налоги зачисляются в обособленные целевые бюджетные или внебюджетные фонды.

Наиболее важное значение для предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь имеет классификация налогов в зависимости от источника уплаты налоговых платежей и сборов: По данному признаку налоги подразделяются на: - налоги и отчисления, включаемые в выручку от реализации продукции (работ, услуг); - налоги и отчисления, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг); - налоги и сборы, уплачиваемые за счет средств, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования (налог на прибыль, налог на недвижимость, местные налоги и сборы и др.).

Налоги можно также классифицировать и по другим основаниям: по методу налогообложения (от ставки - равные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные), по способу налогообложения (кадастровые, декларационные, налично-денежные, безналичные) и т.д.

Налоговая система Республики Беларусь предусматривает два вида налогов, сборов (пошлин) по уровню их введения:

- республиканские налоги, сборы (пошлины);

- местные налоги и сборы.

Республиканские налоги устанавливаются и вводятся в действие по решению высшего представительного органа государства в форме закона. Местные налоги устанавливаются местными органами власти, взимаются на подведомственной им территории и поступают в доход местных бюджетов.

К налогам (сборам), включаемым в выручку от реализации товаров (работ, услуг) относятся:

- налог на услуги; - налог на добавленную стоимость; - сбор в республиканский фонд поддержки; - производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; -акцизы (для подакцизных товаров)

Макроэкономические пропорции развития нац-ной эк-ки, проблемы и задачи развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.059 с.)