Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные макроэкономические показатели и их взаимосвязь↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные макроэкономические показатели и их взаимосвязь Рассмотрим основные макроэкономические понятия. Основными макроэкономическими понятиями, характеризующими результаты экономической деятельности страны выступают валовой внутренний продуктm (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Исчисление важнейших макроэкономических показателей производится в системе национальных счетов (СНС) -- комплексе таблиц, имеющих форму бухгалтерских счетов, в которых отражаются процессы производства, распределения и конечного использования общественного продукта и национального дохода.Ключевым макроэкономическим показателем системы национальных счетов в России выступает валовой внутренний продукт (ВВП), который дублирует показатель валового национального продукта (ВНП) с некоторым отклонением. Валовой внутренний продукт (ВВП) - макроэкономический показатель, представляющий собой рыночную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период времени (обычно за год) всеми производителями Независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или являются собственностью иностранцев.Под ВВП понимается сумма добавленных стоимостей, означающая разность между выручкой и стоимостью материальных затрат на выпуск и реализацию продукций. Валовой национальный продукт (ВНП)- макроэкономический показатель, представляющий собой рыночную совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, не только внутри страны, но и за рубежом.В закрытой экономике ВНП = ВВП, В открытой экономике ВНП отличается от ВВП величиной чистых факторных доходов из-за рубежа:ВНП = ВВП + ЧФД (1) Чистые факторные доходы из-за рубежа - это разница между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории этой страны. Чистый национальный; продукт (ЧИП) - представляет собой наиболее точный, макроэкономический показатель созданных и купленных населением данной страны товаров и услуг за определенный период времени (обычно за год). ЧНП исчисляется путем вычитания из ВВП (ВНП) амортизации: ЧНП = ВВП (ВНП) - амортизационные отчисления. (7) Если из ЧНП вычесть чистые косвенные налоги на бизнес (косвенные налоги за минусом субсидий бизнесу), то получим национальный доход(НД). Национальный доход (НД) -- важнейший макроэкономический показатель совокупных доходов всего населения данной страны за определенный период времени (обычно за год); вновь созданная стоимость. Национальный доход определяется по формуле: НД = ЧНП -- чистые косвенные налоги па бизнес. (8) Основными компонентами НД являются: доходы наемных работников и некорпоративных собственников; прибыль фирм; рентные доходы; процентный доход. Личный доход (ЛД) - сумма доходов, реально получаемых населением после вычета из НД: · взносов населения в социальную систему страхования;· налогов на прибыль корпораций;· нераспределенной прибыли корпораций плюс трансфертные платежи. Личный располагаемый доход (ЛРД)- та часть личного дохода, которая остается в распоряжении домашних хозяйств после уплаты ими налогов государству в лице федерального правительства, правительства субъектов федерации (в России) и местных органов власти, а также налогов на личное имущество и наследство. Личный располагаемый доход определяется по формуле. ЛРД = ЛД - индивидуальные налоги. (9) Следовательно, ЛРД есть, доход, который домашние хозяйства используют в своем окончательном виде. Он выступает в двухосновных формах: а) потребление (С); б) сбережения (S). Сбережения определяются как доход за минусом потребления: S = Y - C. (10) Валовой национальный располагаемый доход- суммированный ВНП и чистые трансферты из-за границы за минусом трансфертов, переведенных за границу. Следовательно, валовой национальный располагаемый доход направляется на конечное потребление и национальное сбережение. Национальное богатство (НБ)- совокупность материальных и нематериальных благ, созданных трудом предшествующих и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени; важный макроэкономический показатель, характеризующий экономическую мощь страны. Методы исчисления национального продукта. Перепродажа подержанных вещей. Реальный и номинальный ВВП. Дефлятор ВВП. Индекс потребительских цен. Макроэкономические показатели исчисляются в стоимостном выражении, поэтому их значение зависит от динамики цен, покупательной способности денежной единицы. Поэтому различают номинальный и реальный ВВП. Номинальный ВВП – объем национального производства в ценах текущего периода, т.е. на момент производства этого объема товаров и услуг. Реальный ВВП – показатель ВВП, скорректированный с учетом изменения уровня цен (инфляции или дефляции); измеряется в ценах базового года. Таким образом, реальный ВВП измеряет общую рыночную стоимость товаров и услуг в постоянных (неизменных) ценах, он «очищен» от влияния инфляции. Чтобы определить величину реального объема производства, нужно произвести корректировку номинального ВВП. Для приведения номинального ВВП к его реальному значению исп-ся два индекса: индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП. Индекс потребительских цен – соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг (рыночной корзины) для данного временного периода и совокупной ценой сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. ИПЦ выражает относительное изменение среднего уровня цен группы товаров за опред период. ИПЦ = Ст-ть потребит корзины в текущем году / /Ст-ть этой корзины в базовом году X 100%. ВВП реал = ВВП ном /ИПЦ X 100%. Дефлятор ВВП показывает изменение цен по всем конечным ТиУ, произведен в экономике, т.е. он более полно отражает изменение цен в общ-ве, охватывая все ТиУ. Тогда: ВВП реал = ВВП ном /Дефлятор X 100%. Дефлятор ВВП отражает динамику цен не только потребительских товаров и услуг, но также цен на товары производственного назначения, покупаемые государством, цен товаров и услуг, купленных и проданных на мировом рынке. Поэтому дефлятор ВВП есть корректировка денежного, т.е. номинального ВВП с учетом изменения цен. Реальный ВВП является более точным показателем развития экономики, так как он свободен от влияния инфляции или дефляции и отражает только изменения в объеме производства. Главное отличие дефлятора ВВП от ИПЦ заключается в том, что при подсчете индекса ВВП состав рыночной корзины меняется год от года, а в индексе потребительских цен он фиксируется на уровне базисного года. Цена на рыночные товары и услуги является исходным моментом осуществления выбора покупателя. Любой потребитель всегда ориентируется на систему относительных цен и при одинаковом качестве выберет более дешевый товар, при одинаковой цене – более качественный. Эффект богатства, или эффект Пигу. При росте общего уровня цен неизбежно возникает инфляция, процентная ставка в этих условиях падает, что снижает величину сбережений и активов. Итак, получается, что при росте цен активы населения уменьшаются на определенную величину, и, как следствие, совокупный спрос также падает. В противном случае при снижении цен агрегированный спрос растет. Иными словами, при постоянной величине дохода и снижающейся стоимости рыночных благ покупательные возможности субъекта растут: он за ту же сумму денег может приобрести уже больший набор товаров и услуг, соответственно чувствует себя несколько богаче. Эффект процентной ставки, или эффект Кейнса. Равенство сбережений и инвестиций подразумевает совпадение желания домашних хозяйств сберегать с желанием фирм осуществлять долгосрочные капиталовложения. При росте цены и процентной ставки вкладывание средств в депозиты банков оказывается наиболее эффективным, и население принимает решение хранить деньги. В то же время фирмам невыгодно под высокий процент осуществлять инвестиции, поскольку так или иначе какой-то стартовый капитал они берут в кредит. Получается, что сбережения растут, а инвестиции снижаются. Вообще рост процентной ставки приводит не только к увеличению сбережений, но и к снижению потребления на ту же величину, что в совокупности снижает национальный доход и совокупный спрос. Когда же процентная ставка падает, домашние хозяйства больше тратят, а фирмы больше инвестируют, следовательно, ВВП растет параллельно с совокупным спросом. Эффект импортных закупок, или эффект Манделла-Флеминга. Если цены в пределах какой-либо страны начинают расти, население частично прекращает потребление продуктов отечественного производства и отдает предпочтение импортным товарам. Это в свою очередь вызывает снижение величины чистого экспорта, доли потребления и совокупного спроса. В противном случае, когда цены снижаются, величина импортируемых благ в общей структуре рыночного предложения сокращается, потребление отечественных товаров и услуг растет, и спрос на них предъявляется все больший. Неценовые факторы. К ним, как правило, относят наличие товаров-заменителей и цены на них, экономические и инфляционные ожидания покупателей, а также моду и вкусовые предпочтения. В рамках макроэкономики основными неценовыми факторами являются объем денежной массы, или денежное предложение в экономике, и скорость ее обращения. Чем больше денег находится на руках у населения, в обращении, тем выше покупательная способность, в результате чего цены на товары и услуги начинают расти, что и вызывает сокращение общего спроса. Совокупный спроспредставляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике. При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции, рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объема выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен. В структуре совокупного спроса можно выделить: 1) спрос на потребительские товары и услуги; 2) спрос на инвестиционные товары; 3) спрос на товары и услуги со стороны государства; 4) спрос на наш экспорт со стороны иностранцев (или спрос на чистый экспорт, если спрос на импорт входит в первые три компонента совокупного спроса). Кривая совокупного спроса, AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Зависимость количественной теории денег: MV=PV => P=MV/Y или Y=MV/P, где P – Ур.цен в эк-ке; Y – реальн. объем выпуска, на который предъявлен спрос; М – кол-во денег в эк-ке; V – скорость обращ. денег. Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующим образом: чем выше уровень цен Р, тем меньше реальные запасы денежных средств, а следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y. К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт. Уравнение количественной теории денег также дает два неценовых фактора совокупного спроса: предложение денег М и скорость их обращения V. Увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразится на графике сдвигом кривой AD вправо. Увеличение государственных расходов непосредственно ведет к росту совокупного спроса. Устойчивость частного рыночного хозяйства. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. Если имеют место диспропорции, нарушения, то это происходит прежде всего в результате внешнего вмешательства. Данное положение направлено против идей Кейнса, призыв которого к государственному вмешательству ведет, по мнению монетаристов, к нарушению нормального хода хозяйственного развития. 2. Число государственных регуляторов сокращается до минимума, исключается или снижается роль налогового, бюджетного регулирования (административных методов). В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, служат «денежные импульсы», денежная эмиссия. Фридмен утверждал, ссылаясь на «монетарную» историю Соединенных Штатов, что между динамикой денежной массы и динамикой национального дохода существует самая тесная корреляционная связь и денежные импульсы — самая надежная настройка экономики. Денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм; увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей — к росту цен. Поскольку изменения денежной массы сказываются на экономике не сразу, а с некоторым опозданием (лагом) и это может вести к неоправданным нарушениям, то следует отказаться от краткосрочной денежной политики. Ее следует заменить политикой, рассчитанной на длительное, постоянное воздействие на экономику, имеющее целью рост производственного потенциала. Данное положение, как и другие, также направлено против кейнсианского курса на текущее урегулирование конъюнктуры: кейнсианские коррективы запаздывают и могут приводить к противоположным результатам. Классическая модель. Совокупное (агрегированное) предложение – это объем национального производства, реализуемый на рынке при определенном уровне цен. Зачастую под этим понятием понимают валовой внутренний продукт (ВВП). Кривая совокупного предложения, подобно кривой предложения на микроуровне экономики, также выгнута по отношению к началу координат, только оси отражают более общие понятия: по оси абсцисс откладывается весь объем национального производства, по оси ординат – общий уровень цен. Кривая совокупного предложения, AS показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике. Динамика цен на ресурсы. Когда цены на первичное сырье растут, производитель не может позволить себе использовать слишком большое их количество. В результате он вынужден сокращать масштабы производства. Нельзя сказать, что в краткосрочном периоде кривая совокупного предложения принимает единственно верное положение на плоскости. Дело в том, что если рыночные цены крайне жесткие при фиксированной величине номинальной заработной платы, то кривая предложения имеет вид горизонтальной линии. В этом случае фирмы могут изменять объемы выпускаемого продукта, вовлекая все новые ресурсы и факторы производства, при этом уровень цен на рынке неизменен в любом случае, даже при растущих издержках. Фирма сама выбирает путь развития и таким образом в случае необходимости может как нарастить, так и сократить масштабы производства. Случай, когда при номинальной заработной плате цены относительно менее жесткие, т. е. в некоторых случаях могут незначительно изменяться, описывается слегка наклонной кривой агрегированного предложения. Получается, что фирмы также функционируют в условиях неполной занятости, только теперь они перестраивают производство, имея реальные возможности отчасти подстроить уровень цен под динамику производственных издержек. Говоря о жесткости номинальных величин, следует заметить, что в краткосрочном периоде, поскольку он охватывает, как правило, небольшой временной промежуток, она определяется прежде всего длительностью трудовых договоров, контрактов с поставщиками факторов производства, полуфабрикатов и иных исходных материалов и сырья, а также издержками «меню». Последние представляют собой достаточно сложный механизм, они характерны преимущественно для крупных мировых компаний, занимающихся сетевым маркетингом. Примером могут служить косметические компании Oriflame, Avon, MaryKay и др., которые имеют по всему миру огромный штат служащих и работа которых основана на распространении косметической продукции по каталогам. Следует заметить, что краткосрочная кривая совокупного спроса правым концом фактически упирается в точку потенциального производства, после чего по достижении экономикой состояния полной занятости меняет вид и становится вертикальной линией. Таким образом, определяющим фактором динамики предложения в краткосрочном периоде является величина совокупного спроса, которая лишь впоследствии может отразиться на уровне цен. Получается, что если государство принимает решение активизировать производство, оно начинает воздействовать на потребительский спрос посредством налоговой и кредитно-денежной политики, увеличивая государственные расходы при одновременном сокращении налоговой ставки, а также расширяя денежное предложение и пр. Классическая теория совокупного предложения описывает объемы национального производства в долгосрочном периоде, в экономике, которая характеризуется полной занятостью ресурсов. В долгосрочном периоде все реальные величины (объем производства, уровень занятости и др.) жесткие, практически не изменяются, а номинальные величины (номинальная заработная плата, ставка процента, цены), напротив, крайне подвижны. Итак, анализ долгосрочной кривой агрегированного предложения может быть построен на следующих условиях: 1) все рынки являются конкурентными, любые признаки монополизма отсутствуют, и любая фирма соперничает с другими в производстве уникального продукта и привлечении своего потребителя; 2) уровень цен крайне динамичен, поэтому объем производства находится в зависимости исключительно от факторов производства, главными из которых являются труд и капитал, и от качества применяемых технологий; 3) количественные и качественные изменения сырья и материалов, технологий и принципов производства происходят крайне медленно; 4) экономика характеризуется состоянием полной занятости всех ресурсов и факторов производства; Поскольку реальный объем производства совпадает с потенциальным, а цены относительно гибки, долгосрочная кривая предложения находится в вертикальном положении. Иными словами, фирма, регулируя величину применяемых ресурсов, факторов производства и многих других производственных характеристик, может легко скользить вдоль этой кривой, что будет сопровождаться соответствующим повышением или снижением уровня цен. Кейнсианская модель рассматривает функционирование экономики на сравнительно коротких отрезках времени. Анализ совокупного предложения базируется на следующих предпосылках: экономика функционирует в условиях неполной занятости факторов производства; цены, номинальная заработная плата и другие номинальные величины относительно жесткие, медленно реагируют на рыночные колебания; реальные величины (объем выпуска, занятость, реальная заработная плата и др. У более подвижны, быстрее реагируют на рыночные колебания.. Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна (в крайнем случае, при жестких ценах и номинальной заработной плате). Причинами относительной жесткости номинальных величин в краткосрочном периоде служат: длительность трудовых договоров, государственное регулирование минимальной заработной платы, ступенчатый характер изменения цен и заработной платы (когда фирмы меняют цены и заработную плату постепенно, "порциями", с оглядкой на конкурентов). Следует обратить внимание на то, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального выпуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой AS. Классическая модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде. Анализ совокупного предложения в классической теории строится исходя из следующих условий: объем выпуска зависит только от количества факторов производства (труда и капитала) и технологии и не зависит от уровня цен; изменения в факторах производства и технологии происходят медленно; экономика функционирует в условиях полной занятости факторов производства, следовательно, объем выпуска равен потенциальному; цены и номинальная заработная плата - гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках. Кривая AS в этих условиях вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов. Объяснение формы кривой AS в классической модели связано с анализом рынка труда, поскольку труд считается главным фактором, изменения которого могут влиять на уровень выпуска в краткосрочном периоде. Сдвиги AS возможны лишь при изменении величины факторов производства или технологии. Если такие изменения отсутствуют, то кривая AS в долгосрочном периоде (LRAS) фиксирована на уровне потенциального выпуска, и любые колебания совокупного спроса отражаются лишь на уровне цен. Равновесный объем национального производства и равновесный уровень цен в модели AD-AS. Использование модели совокупного спроса и совокупного предложения для анализа механизма экономических колебаний и политики стабилизации. Пересечение кривых AD и AS определяет равновесный объем выпуска и уровень цен в экономике. При нарушении равновесия в экономике, близкой к полной занятости, например, в результате изменения совокупного спроса, вслед за непосредственной реакцией и установлением краткосрочного равновесия продолжается движение к состоянию устойчивого равновесия. Этот переход осуществляется через корректировку цен. Под влиянием высокого уровня спроса увеличивается объем производства, но некоторое время продукция реализуется по старым ценам. Однако, постепенно начинают расти издержки: при отсутствии достаточного количества свободных ресурсов и роста спроса на них увеличивается их цена, например, растет заработная плата. Это ведет к росту цен на готовую продукцию. Величина спроса в результате начинает снижаться (движение вдоль кривой AD2 от точки В к точке С) и экономика возвращается к прежнему уровню выпуска, но при более высоком уровне цен. Долгосрочное равновесие устанавливается в точке С. В условиях неполной занятости факторов рост совокупного спроса может длительное время стимулировать увеличение совокупного предложения, вплоть до достижения потенциального уровня выпуска. В случае сокращения совокупного спроса (уменьшение предложения денег, увеличение налогов и т.д.), кривая AD сдвигается влево, показывая снижение выпуска в краткосрочном периоде при относительной устойчивости цен. В дальнейшем корректировка цен в сторону понижения (при Y<Y*, увеличении безработицы, снижении заработной платы и других издержек) постепенно вернет экономику к исходному уровню выпуска. На графике это отразится движением вниз вдоль новой кривой AD до уровня Y*. Кривая совокупного предложения есть не что иное, как сумма кривых долгосрочного и краткосрочного периодов, наложенных на одну плоскость. Таким образом, когда фирма изменяет количество одного фактора, для нее заканчивается краткосрочный период. Здесь она, имея определенное количество факторов производства и ресурсов, может регулировать объемы выпускаемой продукции. По достижении состояния занятости всех ресурсов (так говорят, как правило, когда занято 80–85 % ресурсов) расширить масштабы производства становится уже невозможным, поэтому динамике подвергается уровень цен. Следовательно, во время всего жизненного цикла фирмы двигаются вдоль общей кривой совокупного предложения, постепенно переходя из краткосрочного положения в долгосрочное. Пересечение кривых совокупного спроса и предложения в пределах одной плоскости дает возможность наблюдать состояние общего макроэкономического равновесия. Выражаясь экономическим языком, макроэкономическое равновесие представляет собой равновесие экономики и ее рыночного механизма, когда спрос на факторы, готовую продукцию, рабочую силу, ценные бумаги и т. д. приблизительно равняется их предложению, поступающему от других экономических субъектов, в зависимости от того, во владении и пользовании кого они находятся. Соответственно точка пересечения спроса и предложения, с одной стороны, показывает равновесный объем выпуска, а с другой – равновесный уровень цен, который устраивает и покупателей, и продавцов. Макроэкономическое равновесие может быть нарушено, изменено. Например, экономика изначально находилась в состоянии, близком к полной занятости. Предположим, что предложение денежной массы в стране увеличилось, что делает экономических субъектов более платежеспособными. В результате спрос на различные товары, услуги и иные блага начинает расти. Кривая агрегированного спроса движется вдоль кривой предложения, устанавливается краткосрочное равновесие. Увеличение спроса стимулирует развитие производства и его объемов. Первоначально цена продукции не меняется, однако по мере роста предельных издержек производитель принимает решение об установлении более высокого уровня цен. Потребительский спрос снижается, что характеризует возврат экономики к прежнему уровню выпуска, только при большем уровне цен. Пересечение кривых AD и AS в точке N отражает соответствие равновесной цены и равновесного объема производства (рис. 25.3). При нарушении равновесия рыночный механизм будет выравнивать совокупный спрос и совокупное предложение; сработает, прежде всего, ценовой механизм.В данной модели возможны следующие варианты: 1) совокупное предложение превышает совокупный спрос. Сбыт товаров затруднен, запасы нарастают, рост производства тормозится, возможен его спад; 2) совокупный спрос обгоняет совокупное предложение. Картина на рынке иная: запасы сокращаются, неудовлетворенный спрос стимулирует рост производства.Равновесие означает, что общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления. Условием рыночного равновесия служит равновесие спроса и предложения на всех основных рынках. СС- реальный объем ВВп, который потребители готовы приобрести при каждом уровне цен.СС состоит: С-потребление(наиболее постоянный и большая часть СС;определяется величиной располаг дохода и реального потребления;зависит от доходов,имущ-ва,и уровня цен); Инвестиции(вкл закупки вновь произведенного ОК и ТМЗ; зависит от объема выпуска,ст-тиОК,ожидаемой конъюнктуры); Гос закупки(вкл закупку товаров и услуг коллективного и индивидуального потребления;зависит от политики на увел или снижгос расходов); Чистый экспорт(И-завис от вел-ны внутренних дох-ов, объема пр-ва, цен на внутр и внешних рынках,обменногокурса,Э-определдоходами,объемом пр-ва за рубежом, соотношением цен и валютным курсом) Ценовые факторы:кол-во денег в обращении и скорость обращения ден единиц(MV=PY) Неценовые факторы:1)потребительских расходов:дох-дынаселения,ожид потр,налоги,%ставка,задолж по потр кредитам;2)инвестрасходов:пром политика гос-ва,технологии,налоги,% ставки,ожидпроизводителей,защищинвествложений,избыточные мощности;3)гос расходов: решения правительства о выделении средств на те или иные цели;4)изменение И и Э: ВВП других стран,колебания вал курса,протекционистская политика. Рассмотрев общее макроэкономическое равновесие, необходимо обратиться к равновесию, которое может возникнуть непосредственно на товарном рынке, т. е. рынке товаров и услуг, которые потребители приобретают для удовлетворения своих нужд. Здесь также представлены две основные модели: классическая и кейнсианская. Классики считают, что ситуация, когда совокупных расходов всех экономических субъектов (ВВП = потребительские расходы + инвестиционные расходы фирм + государственные расходы + расходы заграницы на покупку товаров нашего производства – наши расходы по приобретению импортной продукции) может не хватить для покупки всех товаров, произведенных в условиях полной занятости ресурсов, просто невозможна. Иными словами, равновесие устанавливается всегда. Кроме того, даже если предположить, что равновесие может быть нарушено, то в этом случае заработная плата, уровень цен и процентной ставки придут в движение и начнут расти. Это позволит при снижающемся спросе снизить величину предложения, т. е. обеспечить производственный спад. Классическая модель: 1. Экономика является саморегулируемой в силу абсолютной гибкости цен, рационального поведения субъектов и в результате действия автоматических стабилизаторов. На рынке ка-питала встроенным стабилизатором является гибкая ставка процента, на рынке труда — гибкая ставка номинальной зарплаты. Саморегулируемостьэкономики означает, что равновесие на каждом из рынков устанавливается автоматически, а любые отклонения от равновесного состояния вызываются случайными факторами и являются временными. Система встроенных стабилизатором позволяет экономике самостоятельно, без вмешательства со стороны государства, восстановить нарушенное равновесие. 2. Деньги служат счетной единицей и посредником в товарных сделках, но не являются богатством, то есть не имеют самостоятельной ценности (принцип нейтральности денег). 3. Занятость в силу саморегулирования рынка труда представляется как полная, а безработица может быть только естественной. Кейнсианская макроэкономическая модель макроэкономического равновесия: исходные предпосылки. Кейнсианцыполагают, что механизма саморегулирования равновесия не существует. В то же время само равновесие не совпадает с полной занятостью ресурсов, т. е. равновесный объем производства всегда меньше потенциального. Это главным образом связано с невыполнением равенства сбережений и инвестиций, поскольку они осуществляются разными экономическими субъектами с различными целями и мотивами. Например, мотивы домашних хозяйств больше сберегать заключены в следующем: покупка более дорогих товаров, обеспечение себя в старости и детей в будущем, а также страхование от непредвиденных обстоятельств как экономического характера, так и иных потенциальных опасностей. Принимая решение об инвестировании, фирмы прежде всего мотивируют это желанием получить максимум возможной прибыли и относительно низкой величиной реальной процентной ставки. Кейнсианская модель: В кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, во-первых, в коротком периоде экономические субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того в экономике в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т. д.) реальная гибкость цен отсутствует.Особое значение имеет относительная жесткость номинальной зарплаты. Однако основная особенность кейнсианской модели заключается в том, что реальный и денежный сектор экономики оказываются взаимосвязанными Указанная взаимосвязь обусловливаетсяспецификой кейнсианской трактовки денежного спроса, согласно которой деньги являются богатством и имеют самостоятельную ценность, Кейнсианская модель ОЭР описывает экономику как целостную систему, в которой все рынки являются взаимосвязанными, и изменение условий равновесия на одном из рынков вызывает изменение равновесных параметров на других рынках и условий ОЭР в целом. Производственное потребление входит в процесс производства, включает потребление средств производства и средств труда.Непроизводственное потребление – за пределами процесса производства. Окончательное потребление продуктов и услуг конечных, которые предназначены для удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей. В процессе произв. потребления кон.продукты и услуги создаются, а в процессе непроизв. потребл-я они потребляются. Простейшая функция потребленияимеет вид: C = a+b(Y- Т), где С - потребительские расходы; а - автономное потребление, величина которого не зависит от размеров текущего располагаемого дохода; b - предельная склонность к потреблению; Y- доход; Т- налоговые отчисления; (Y- Т) - располагаемый доход (доход после внесения налоговых отчислений). В макроэкономических моделях этот показатель часто обозначается как Yd или DI. Предельная склонность к потреблению (MFC) - доля прироста расходов на потребительские товары и услуги в любом изменении располагаемого дохода. В классической концепции величина потребления зависит от текущего располагаемого дохода, соответственно текущее бюджетное ограничение представлено в виде: у Т = С + S.В анализе распределения располагаемого дохода на потребление и сбережение ведущая роль принадлежит сбережениям. Ход рассуждении примерно следующий: домашние хозяйства рассматривают сбережения как отложенное потребление, стремясь максимизировать объем потребления в долгосрочном периоде. Поэтому они сравнивают пользу от потребления сегодня с выгодами будущего потребления. Параметром, выражающим степень предпочтения текущего потребления будущему, является ставка процента. Чем она выше, тем более эффективными становятся сбережения, следовательно, и отложенное (будущее) потребление, чем ниже -тем предпочтительней потребление сегодня. Таким образом, сбережение есть возрастающая функция от ставки процента, а потребление — соответственно, убывающая. В кейнсианской концепции поведение потребителя интерпретируется принципиально иным образом. Во-первых, величина дохода выступает в качестве экзогенного параметра. Во-вторых, объем потребления зависит только от текущего располагаемого дохода. В-третьих, распределение дохода на потребление и сбережение зависит не от объективного параметра экономической конъюнктуры (текущей ставки процента), а от предпочтений потребителя: традиций, сложившегося мировоззрения, общественных установок и т. п., то есть от фак-торов субъективного характера.Кейнс подчеркивал, что вероятность того, что домашнее хозяйство изменит свое потребление в результате колебаний процентной ставки на один или два пункта, очень низка. Что касается сбережений, то если их и можно представить как функцию от процентной ставки, то как неубывающую, но не возрастающую функцию. Зависимость потребления от абсолютной величины текущего рас-полагаемого дохода Кейнс сформулировал в виде основного психологического закона, согласно которому «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растут доходы». Кейнсианская функция потребления, соответствующая основному психологическому закону, выглядит: C(y)=C0+Cyyv. (1) Соответственно функция сбережений: S(y)=S0+Syyv (2) где Сy= С/у -- предельная склонность к потреблению по доходу (выражает, насколько возрастет потребление при ро-сте дохода на единицу); Sy= S/y -- пр< |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.104 (0.013 с.) |