Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в макроэкономический анализ.

Поиск

МАКРОЭКОНОМИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Направление подготовки

080100 – Экономика

 

Уфа 2011

 

УДК

ББК

Э

 

Рекомендованы к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол № от «» 2011 г.)

 

Составители: к. э. н., доцент Ахмадиева А.Ф.

Рецензент: к. э. н., доцент Исмагилов К.Р.

 

Ответственный за выпуск:

Заведующий кафедрой экономической теории,

д. э. н., проф. Лукманов Д.Д.

 

 

Введение

Целью составления данных методических указаний к практическим занятиям является оказание помощи студентам в процессе их самостоятельной работы по изучению названного курса, т.к. только целенаправленная самостоятельная работа, наряду с аудиторными занятиями, позволяет сформулировать творческий подход к анализу проблем хозяйственной жизни, являющихся предметом экономической теории.

Методические указания составлены в соответствии со следующими документами:

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «21» декабря 2009 г. № 747.

2 Основная образовательная программа высшего профессионального образования 080100 Экономика, утвержден ректором ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ «___» ________20__ г.

3 Рабочий учебный план по направлению подготовки 080100 Экономика, утвержденный ректором Башкирского ГАУ «22» марта 2011 г. (протокол № 8).

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры экономической теории (протокол № от «» сентября 2011 г.).

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Макроэкономика» отражают ее структуру, состоящую из 7 разделов: ведение в макроэкономический анализ; кругооборот расходов и доходов; система национального счетоводства (СНС) и макроэкономические показатели; экономический рост и развитие. Теории экономического роста; макроэкономическое равновесие. Классическая и кейнсианские модели макроэкономического равновесия; основные макроэкономические проблемы: цикличность, безработица, инфляция; цели и инструменты макроэкономической стабилизационной политики государства; мировая торговля и международные валютные отношения. Выделение внутри разделов наиболее значимых тем не только соответствует логике каждого раздела, но и сохраняет единую логику изложения всего курса. Все вопросы рассматриваемых тем содержат подвопросы, которые раскрывают содержание самого вопроса. В конце каждой темы приводятся основные термины и понятия, которые могут быть использованы для контроля уровня усвоения знаний и в качестве основы программы курса. Кроме того, некоторые дискуссионные вопросы приводятся под грифом: «дополнительные вопросы». Они могут быть использованы в качестве тем студенческих докладов и рефератов.

Первоначальную, исходную информацию, студент получает на лекции. Именно на лекции освещаются основные проблемы курса и его логика, сущность основных понятий и категорий, взаимосвязи между ними, различные методологические подходы к анализу тех или иных проблем, анализируются общие черты и различия между теоретическими концепциями. Поэтому подготовка к практическому занятию должна начинаться с прочтения и осмысления лекционного материала. Затем можно приступить к изучению рекомендованной литературы. Прочное усвоение основных положений современной экономической теории является основным условием превращения накопленной суммы знаний в систему убеждений, которые помогут студенту понять и осмыслить сущность происходящих процессов и явлений, предвидеть в какой-то мере общий ход развития общества и производства.

Целями освоения дисциплины «Макроэкономика» являются:

1) освоение теоретических основ макроэкономического анализа;

2) применение полученных знаний к реалиям современной практики.

Основными задачами дисциплины являются:

1) овладение приемами и методами макроэкономического анализа;

2) развитие способности к самостоятельному поиску, сбору и анализу макроэкономической информации;

3) формирование понимания сути макроэкономических проблем, возникающих в национальной экономике, и выбора возможных путей их решения.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;

- основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;

- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне.

Уметь:

- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи.

Владеть

- методологией экономического исследования;

- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне.

 

 

Введение в макроэкономический анализ.

Кругооборот расходов и доходов

Введение в экономическую теорию. Проблема выбора и уровни экономического анализа

 

План практического занятия

Предмет и метод экономической теории.

1) Экономика как хозяйственная деятельность и экономика как наука о ведении хозяйственной деятельности.

2) Место экономической теории в системе экономических наук.

3) Взаимосвязь и взаимозависимость микро- и макроэкономики.

Функции и методы экономической теории. Экономические законы и категории.

 

1) Функции экономической теории: познавательная, теоретико-методо-логическая и практическая.

2) Методология и методы экономической теории.

3) Экономические законы, категории, экономическое мышление.

 

Базовые экономические понятия. Экономические блага и агенты.

1) Потребности иих классификация (пирамида А. Маслоу, по парному признаку А.Маршалла).

2) Безграничность потребностей. Закон возвышения потребностей.

3) Экономические и неэкономические блага.

4) Ресурсы и факторы производства.

 

Макроэкономика: предмет, цели, инструменты.

Кругооборот расходов и доходов

План практического занятия

Предмет макроэкономики, цели, инструменты.

1) Макроэкономика или национальная экономика как целое. Предмет макроэкономики, цели, инструменты.

2) Особенности макроэкономического анализа.

2) Агрегированные макроэкономические показатели.

 

Субъекты рыночного хозяйства в макроэкономике.

1) Основные макроэкономические субъекты рыночного хозяйства: домашние хозяйства, фирмы, государство, заграница.

2) Инъекции и утечки.

 

Система национального счетоводства (СНС) и макроэкономические показатели

План практического занятия

Система национальных счетов (СНС): основные принципы построения.

1) Особенности системы национальных счетов (СНС). Основное макроэкономическое тождество.

 

2 Основные макроэкономические показатели и методы их расчета.

1) Валовой внутренний продут (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП).

2) Чистый национальный доход (ЧНД). Национальный доход (НД). Располагаемый доход (РД), располагаемый личный доход (ЛД).

3) ВВП и способы его измерения: по расходам, по доходам, по добавленной стоимости.

Номинальный и реальный ВВП, дефлятор ВВП. ВВП и чистое экономическое благосостояние (ЧЭБ).

1) Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен: дефлятор ВВП (индекс Пааше), индекс потребительских цен (ИПЦ – индекс Ласпейреса).

2) Национальное богатство. Чистое экономическое благосостояние (ЧЭБ).

2.2 Контрольные вопросы для самопроверки

1 Что представляет собой СНС?

2 В чем отличие показателя ВВП от показателя ВНП?

3 Опишите проблему двойного счета.

4 Чем отличаются три разных метода расчета ВВП?

5 Как учитываются при исчислении национального продукта товары и услуги,

не поступающие в рыночный оборот?

6 Покажите взаимосвязь различных показателей СНС, производных от ВВП.

7 В чем экономический смысл отличия друг от друга показателей номинального ВВП и реального ВВП? Что представляет собой потенциальный ВВП?

8 Объясните экономический смысл показателей национального богатства и

ЧЭБ?

2.3 Задания для самостоятельной работы студентов

А Впишите в собственный глоссарий определения следующих терминов и понятий: система национальных счетов; межотраслевой баланс; промежуточный продукт, добавленная стоимость, конечный продукт; валовой внутренний продукт (ВВП); валовой национальный продукт (ВНП); ВВП и способы его измерения: производственный, по доходам, по расходам; личные потребительские расходы (C), инвестиционные расходы (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (Xn); чистые факторные доходы; чистый национальный продукт; национальный доход; располагаемый личный доход; конечное потребление; сбережения; инвестиции (валовые и чистые); амортизация; номинальный ВВП, реальный ВВП; индекс Ласпейреса (дефлятор ВНП), индекс Пааше (индекс потребительских цен); отраслевая и секторальная структуры национальной экономики; теневая экономика; национальное богатство; ВВП на душу населения; чистое экономическое благосостояние (ЧЭБ).

2..4 Подготовьте выступления по следующим вопросам:

1) Модель народнохозяйственного кругооборота Ф.Кенэ.

2) Модель простого воспроизводства К.Маркса.

2) Модель «затраты - выпуск» В. Леонтьева (межотраслевой баланс – МОБ).

 

Теории экономического роста

План практического занятия

План практического занятия

План практического занятия

Политики государства

План практического занятия

 

План практического занятия

Теория глобализации.

1) Сущность и понятие глобализации.

2) Место России в мировой экономике в условиях глобализации.

7.2 Контрольные вопросы для самопроверки

1 В чем Вы видите отличия открытой экономики от закрытой экономики?

2 Как связаны между собой принцип сравнительного преимущества и международная торговля?

3 Каковы основные предпосылки теории сравнительных преимуществ Д.Рикардо?

4 Какие товары называются трудоемкими, капиталоемкими и землеемкими? Приведите примеры.

5 Что такое «голландская болезнь» и в чем Вы видите ее причины?

6 Какие из доводов защитников протекционизма, на Ваш взгляд, наиболее убедительны? аргументируйте свой ответ.

 

7 Охарактеризуйте особенности международной торговли России.

8 Что представляет собой теория глобализации? Назовите ее плюсы и минусы.

9 Каковы особенности таможенной деятельности России?

10 В чем суть и особенность валютных отношений?

11 Как определяется валютный курс? какие виды валютного курса Вы знаете?

12 В чем особенности валютной политики Российского государства?

 

7.3 Задания для самостоятельной работы студентов

А Впишите в собственный глоссарий определения следующих терминов и понятий: м ировое хозяйство; м еждународные экономические отношения; формы международных экономических отношений; международное разделение труда; факторы развития международного разделения труда; экономическая интеграция и международные экономические организации; мирохозяйственные связи; мировой рынок; международная торговля; внешняя торговля и торговая политика; платежный баланс; э кспорт и импорт; валютный курс; конвертируемость валют; теории международной торговли; теория сравнительного преимущества Д.Рикардо; теория внешней торговли Хекшена-Олина; парадокс Леонтьева; теорема Рыбчинского, «голландская болезнь»; альтернативные теории; теория глобализации; свободная торговля и протекционизм; государственное регулирование внешней торговли.

 

4.1.5 Дополнительные вопросы

1) Мирохозяйственные связи и положение Российской Федерации в мировой экономике.

2) Теории международной торговли: теория Хекшена-Олина.

3) Теории международной торговли: парадокс Леонтьева.

4) Теория тарифов и проблема протекционизма в международной торговле.

 

Темы эссе

1. Макроэкономика как особый раздел экономической теории. Ключевые макроэкономические проблемы.

2. Особенности макроэкономического анализа. Макроэкономическое моделирование.

3. Основные субъекты рыночного хозяйства, изучаемые макроэкономикой.

4. Система национальных счетов (СНС) и модель народнохозяйственного кругооборота.

5. Основные макроэкономические показатели и методы их расчета. Номинальный и реальный ВНП.

6. Экономический потенциал и национальное богатство.

7. Макроэкономическое равновесие. Модель AD – AS.

8. Доход, потребление и сбережения в кейнсианской теории.

9. Макроэкономическое равновесие. Модель «совокупный доход – совокупные расходы» («Кейнсианский крест»).

10. Инвестиции: понятие, виды. Принципы инвестиционной деятельности.

11. Макроэкономическое равновесие. Модель «инвестиции – сбережения».

12. Инвестиции и эффект мультипликатора.

13. Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла.

14. Факторы экономических циклов. Виды экономических циклов.

15. Модели экономических циклов.

16. Механизм распространения циклических колебаний. Эффект акселератора-мультипликатора.

17. Основные принципы государственной стабилизационной политики.

18. Понятие безработицы и ее виды. Естественный уровень безработицы. Закон Оукена.

19. Причины и последствия безработицы. Государственная политика в отношении безработицы: классический и кейнсианский подходы.

 

 

20. Государственное регулирование рынка труда.

21. Инфляция, ее измерение и виды. Инфляционные ожидания.

22. Механизм развития инфляции, индуцированный факторами спроса.

23. Механизм развития инфляции в результате фискальной экспансии.

24. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса.

25. Сеньораж и инфляционный налог.

26. социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.

27. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, цели, методы.

28. Государственный бюджет и его структура.

29. Бюджетный дефицит и его виды.Способы финансирования бюджетного дифицита.

30. Бюджетный дефицит и государственный долг. Государственный долг и его социально-экономические последствия

31. Налоги и их разновидности. Кривая Лаффера.

32. Принципы формирования налоговой системы. Распределение налогового бремени и факторы, его определяющие.

33. Бюджетно-налоговая политика и мультипликаторы государственных
расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

34. Понятие денег, типы денежных систем, структура денежной массы, ее измерение.

35. Анализ денежного рынка. Кейнсианская, классическая и монетаристская теории спроса на деньги.

36. Анализ денежного рынка. Предложение денег и факторы, его определяющие.

37. Анализ денежного рынка. Денежный мультипликатор.

38. Банковская система как организационная форма денежного рынка, ее структура и функции.

39. Кредитно-денежная политика государства. Проблемы эффективности проведения КДП.

40. Рынок ценных бумаг.

41. Модель LM как отражение взаимосвязей на денежном рынке.

42. Взаимосвязь товарного и денежного рынков. Модель IS – LM.

43. Последствия изменений условий равновесия на рынке благ и денег (Модель IS – LM). Инвестиционная и ликвидная ловушки.

44. Понятие экономического роста, показатели, типы, факторы, результаты.

45. Новая экономика и экономический рост.

46. Экономический рост. Модели экономического роста.

47. Экономический рост. Альтернативные взгляды.

48. Социальная политика государства: принципы и способы ее реализации.

49. Социальная политика государства. Проблема справедливого распределения в рыночной экономике.

50. Основы социально устойчивого экономического развития национальной модели экономики России.

51. формирование системы социальной защиты населения. Нциональные проекты.

52. Измерение неравенства в распределении доходов: кривая Лоренца и коэффициент Джини.

53. Государственная политика перераспределения доходов. Дилемма эффективности и справедливости.

54. Закрытая и открытая экономики. Формирование открытой экономики в России.

55. Внутреннее и внешнее равновесие: проблемы экономической политики.

56. Международная торговля. Теории международной торговли.

57. Торговая политика. Свободная торговля и протекционизм.

58. Платежный баланс: понятие, структура, дефицит и кризис. Платежный баланс Российской Федерации.

59. Валюта, ее виды и конвертируемость. Валютные отношения.

60. Валютные отношения. Мировая практика регулирования валютного курса.

Фонд контрольных вопросов

1. Макроэкономика: сущность, предмет, цели, проблемы.

2. Система национальных счетов. Основное макроэкономическое тождество.

3. Межотраслевой баланс. Модель «затраты – выпуск» В.Леонтьева.

4. Основные макроэкономические показатели: ВНП (ВВП). Способы их измерения.

5. Основные макроэкономические показатели: реальный ВНП, номинальный ВНП, индексы цен.

6. Взаимосвязь основных макроэкономических показателей: ВНП (ВВП), чистого национального продукта (ЧНП), национального дохода (НД), личного дохода (ЛД), личного располагаемого дохода (ЛРД).

7. Национальное богатство (НБ). ВВП и чистое экономическое благосостояние.

8. Макроэкономическая динамика: экономические циклы. Фазы экономического цикла.

9. Макроэкономическая динамика: экономические циклы. Индикаторы экономических циклов: проциклические, контрциклические, ациклические.

10. Макроэкономическая динамика: экономические циклы. Причины цикличности (теории экономических циклов): денежные, теории нововведений, теории, в центре которых находится действие мультипликатора и акселератора, теория политического делового цикла.

11. Макроэкономическая динамика: экономические циклы. Причины цикличности: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

12. Макроэкономическая динамика: экономические циклы. Виды экономических циклов.

13. Макроэкономическая динамика: занятость и безработица. Безработный, экономически активное население. Уровень безработицы.

14. Макроэкономическая динамика: занятость и безработица. Виды безработицы.

15. Социально-экономические последствия безработицы. Закон А. Оукена. Основные методы воздействия государства на уровень занятости.

16. Макроэкономическая динамика: инфляция, понятие, сущность, причины возникновения. Показатели инфляции.

17. Макроэкономическая динамика: инфляция. Виды инфляции: по темпам, по форме проявления, по критерию отношения к инфляции экономических агентов. Монетарные и немонетарные концепции инфляционных процессов.

18. Макроэкономическая динамика: инфляция. Сеньораж и инфляционный налог.

19. Макроэкономическая динамика: инфляция. Социально-экономические издержки инфляции («цена инфляции»). Кривая Филлипса. Антиинфляционная политика.

20. Общее макроэкономическое равновесие. Условия установления макроэкономического равновесия.

21. Совокупный спрос (AD). График совокупного спроса. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса.

22. Совокупное предложение (AS). График совокупного предложения. Ценовые и неценовые факторы совокупного предложения.

23. Классическая модель макроэкономического равновесия: модель «AD – AS». Нарушение равновесия со стороны спроса и предложения.

24. Нарушение макроэкономического равновесия. Эффект «храповика».

25. Располагаемый доход (Y). Потребление (C), функция потребления, графическое отображение. Сбережения (S), функция сбережения, графическое отображение. Недоходные факторы потребления и сбережения.

26. Потребление (C), сбережения (S). Показатели потребления и сбережений: средняя склонность к потреблению (APC), средняя склонность к сбережению (APS); предельная склонность к потреблению (MPC) и предельная склонность сбережению (MPS). Зависимость потребления и сбережений от дохода.

27. Инвестиции (I). Валовые и чистые, производные и автономные. Спрос на инвестиции. Недоходные факторы, влияющие на спрос на инвестиции.

28. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия: модель «I- S» («инвестиции - сбережения»). «Парадокс бережливости».

 

 

29. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия: модель «AE –GNP» («совокупные расходы – ВНП» или «Кейнсианский крест»).

30. Мультипликатор (автономных расходов). Мультипликативный эффект. Связь мультипликатора (Мр) с предельной склонностью к потреблению (сбережению).

31. Макроравновесие и макроэкономическая стабильность: «рецессионный разрыв» и «инфляционный разрыв».

32. Макроэкономическое равновесие. Монетарная политика. Механизм воздействия денежного предложения на национальный объем производства. Модель «IS –LM» (совместное макроэкономическое равновесие на рынках благ, денег и ценных бумаг и реальная процентная ставка).

33. Государственные финансы и финансовая система. Субъекты финансовых отношений. Структура финансовой системы.

34. Государственные финансы и финансовая система. Функции финансовой системы.

35. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Бюджетный дефицит (профицит). Причины возникновения. Методы финансирования бюджетного дефицита.

36. Государственный бюджет. Государственный долг: внутренний, внешний. Последствия накопления государственного долга.

37. Макроэкономическая политика (государственное регулирование экономики - ГРЭ). Субъекты и объекты ГРЭ. Цели и инструменты ГРЭ.

38. Макроэкономическая политика (государственное регулирование экономики - ГРЭ). Методы ГРЭ: административные и экономические (прямые и косвенные).

39. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика. Цели фискальной политики. Инструменты фискальной политики.

40. Налоги. Функции налогов. Основные элементы налогов. Виды налогов.

41. Налоги. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера.

42. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика. Изменение государственных расходов и налогов и бюджетные мультипликаторы: мультипликатор правительственных закупок, налоговый мультипликатор, мультипликатор сбалансированного бюджета.

43. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика. Виды фискальной политики: дискреционная и недискреционная. Эффективность фискальной политики.

 

44. Современная кредитно-банковская система. Двухуровневая банковская система: государственный центральный банк; коммерческие банки и специализированные небанковские институты. Виды банков. Функции банков.

45. Современная кредитно-банковская система. Виды банковских операций. Активы, пассивы. Комиссионные операции банков.

46. Современная кредитно-банковская система. Центральный банк и его функции.

47. Современная кредитно-банковская система. Кредит: сущность, функции и виды кредита.

48. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Объекты и субъекты, цели денежно-кредитной политики.

49. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Денежный рынок. Спрос на деньги: совокупный, деловой, как на запасную стоимость. Предложение денег. Равновесие денежного рынка. Нарушение равновесия на денежном рынке.

50. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Механизм денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики: операции на открытом рынке, изменение учетной ставки, изменение норматива обязательных резервов.

51. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Виды денежно-кредитной политики: политика «дорогих» и политика «дешевых» денег. Эффективность монетарной политики.

52. Экономический рост и развитие. Показатели экономического роста. Типы экономического роста.

53. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста: предложения, спроса, распределения.

54. Экономический рост и развитие. Экономический рост и механизм мультипликатора-акселератора.

 

 

55. Новая экономика и новое качество экономического развития. Последствия экономического роста.

56. Новые высокотехнологичные отрасли. Информационные ресурсы.

57. Экономический рост и развитие. Устойчивость экономического роста.

58. Экономический рост и развитие. Эффекты мультипликатора и акселератора и механизм экономического роста.

59. Экономический рост и развитие. Теория «человеческого капитала» Г.Беккера.

60. Экономический рост и развитие. «Золотое правило накопления» Фелпса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

а) основной литературы:

 

1 История экономических учений [Текст ]: учеб. пособие / под. ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А Макашевой. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 784 с. – (Высшее образование).

2 Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики [Текст ]: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В.Ломоносова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дело и Сервис», 2007. – 1040 с. – (Высшее образование).

3 Носова, С.С. Экономическая теория для бакалавров [Текст ]: учебное пособие / С.С. Носова, В.И. Новичкова. – М.: КНОРУС, 2009. – 368 с.

4 Симкина, Л.Г. Экономическая теория [Текст ]: учебник / Л.Г. Симкина. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 364 с.

5 Тарасевич, Л. С. Макроэкономика [Текст ]: учебник / Л.С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 654 с. – (Университеты России).

6 Экономика [Текст ]: учебник / под ред. А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008. – 831 с.

7 Экономическая теория [Текст ]: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л.С Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 672 с. – (Высшее образование).

 

б) дополнительной литературы:

 

1 Борисов, Е. Ф. Экономическая теория [Текст ]: учебник / Е. Ф. Борисов. – 3 - е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2003. – 400 с.

2 Киселева, Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс [Текст ]: учебное пособие / Е.А. Киселева. – М.: КНОРУС, 2008. – 384 с.

3 Макроэкономика. Теория и российская практика [Текст ]: учебник / [А. Ю. Юданов [и др.]]; под. ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. – 4-е изд. стер. – М.: КНОРУС, 2007. – 688 с.

4 Станковская, И.К., Стрелец, И.А. Экономическая теория [Текст ]: учебник / И.К. Станковская, И.А. Стрелец. – 3-е изд., испр. – М.: Эксмо, 2008. – 448 с.

5 Экономическая теория. Макроэкономика-1,2 Метаэкономика. Экономика трансформаций: Учебник / Под общ. ред. Г.П. Журавлевой. – М.: Дашков и Ко, 208. – 920 с.

 

в) нормативных актов:

 

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации.

3 Постановление ВС РФ от 22 мая 1992 г. №2815-1 «О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития» // РГ от 29 мая 1992 г.

4 Федеральный закон от 31 июня 1998 г. «Бюджетный кодекс Российской Федерации».

5 Федеральный закон от 4 мая 2000 г. №64-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Программой развития Организации Объединенных Наций» //СЗ РФ от 8 мая 2000 г., №19, ст. 2030.

6 Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

7 Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» //СЗ РФ от 15 декабря 2003 г. №50, ст. 4859.

8 Федеральный закон от 18 февраля 2006 г. №25-ФЗ «О принятии Российской Федерацией Устава Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций» //СЗ РФ от 20 февраля 2006 г., №8, ст. 853.

9 Ежегодные Послания Президента РФ Федеральному Собранию.

10 Бюджетные Послания Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике в **** г.».

 

г) электронных ресурсов:

 

1 Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика (Москва) – научный журнал. Страница журнала на официальном сайте МГУ:

2 http://msu.ru/depts/MSUPubl2005/journ.html#VMU

3 Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика (Санкт – Петербург) – научно-теоретический журнал

4 Сайт Издательского Дома: http://vesty.unipress.ru

5 Вопросы экономики (Москва) – журнал института экономики РАН

6 Сайт журнала: http://www.vopreco.ru

7 Мировая экономика и международные отношения (Москва)– научный журнал. Страница журнала на сайте Института Мировой экономики и международных отношений: http://www.imemo.ru/meimo

8 Российский экономический журнал (Москва) – специализированный экономический журнал. Сайт издательства: http://www.finstal.ru

9 Общество и экономика (Москва) – международный научный и общественно-политический журнал. Страница журнала на сайте: http://www.transecon.ru/RU/show_articles.php?izdan=12

10 Экономическая наука современной России (Москва) –

11 Страница журнала на сайте ЦЭМИ: http://www.cemi.rssi.ru/ecr

12 ЭКО: Экономика и организация промышленного производства (Новосибирск) – научный журнал. Сайт журнала http://www.econom.nsc.ru/eco

13 Сайт Госкомстата России - www.gks.ru

14 Сайт Министерства финансов РФ - www.minfin.ru

15 Сайт Президента РФ - www.kremlin.ru

16 Сайт Правительства РФ - www.government.ru

17 Сайт Государственной Думы РФ - www.duma.gov.ru

МАКРОЭКОНОМИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Направление подготовки

080100 – Экономика

 

Уфа 2011

 

УДК

ББК

Э

 

Рекомендованы к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол № от «» 2011 г.)

 

Составители: к. э. н., доцент Ахмадиева А.Ф.

Рецензент: к. э. н., доцент Исмагилов К.Р.

 

Ответственный за выпуск:

Заведующий кафедрой экономической теории,

д. э. н., проф. Лукманов Д.Д.

 

 

Введение

Целью составления данных методических указаний к практическим занятиям является оказание помощи студентам в процессе их самостоятельной работы по изучению названного курса, т.к. только целенаправленная самостоятельная работа, наряду с аудиторными занятиями, позволяет сформулировать творческий подход к анализу проблем хозяйственной жизни, являющихся предметом экономической теории.

Методические указания составлены в соответствии со следующими документами:

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «21» декабря 2009 г. № 747.

2 Основная образовательная программа высшего профессионального образования 080100 Экономика, утвержден ректором ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ «___» ________20__ г.

3 Рабочий учебный план по направлению подготовки 080100 Экономика, утвержденный ректором Башкирского ГАУ «22» марта 2011 г. (протокол № 8).

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры экономической теории (протокол № от «» сентября 2011 г.).

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Макроэкономика» отражают ее структуру, состоящую из 7 разделов: ведение в макроэкономический анализ; кругооборот расходов и доходов; система национального счетоводства (СНС) и макроэкономические показатели; экономический рост и развитие. Теории экономического роста; макроэкономическое равновесие. Классическая и кейнсианские модели макроэкономического равновесия; основные макроэкономические проблемы: цикличность, безработица, инфляция; цели и инструменты макроэкономической стабилизационной политики государства; мировая торговля и международные валютные отношения. Выделение внутри разделов наиболее значимых тем не только соответствует логике каждого раздела, но и сохраняет единую логику изложения всего курса. Все вопросы рассматриваемых тем содержат подвопросы, которые раскрывают содержание самого вопроса. В конце каждой темы приводятся основные термины и понятия, которые могут быть использованы для контроля уровня усвоения знаний и в качестве основы программы курса. Кроме того, некоторые дискуссионные вопросы приводятся под грифом: «дополнительные вопросы». Они могут быть использованы в качестве тем студенческих докладов и рефератов.

Первоначальную, исходную информацию, студент получает на лекции. Именно на лекции освещаются основные проблемы курса и его логика, сущность основных понятий и категорий, взаимосвязи между ними, различные методологические подходы к анализу тех или иных проблем, анализируются общие черты и различия между теоретическими концепциями. Поэтому подготовка к практическому занятию должна начинаться с прочтения и осмысления лекционного материала. Затем можно приступить к изучению рекомендованной литературы. Прочное усвоение основных положений современной экономической теории является основным условием превращения накопленной суммы знаний в систему убеждений, которые помогут студенту понять и осмыслить сущность происходящих процессов и явлений, предвидеть в какой-то мере общий ход развития общества и производства.

Целями освоения дисциплины «Макроэкономика» являются:

1) освоение теоретических основ макроэкономического анализа;

2) применение полученных знаний к реалиям современной практики.

Основными задачами дисциплины являются:

1) овладение приемами и методами макроэкономического анализа;

2) развитие способности к самостоятельному поиску, сбору и анализу макроэкономической информации;

3) формирование понимания сути макроэкономических проблем, возникающих в национальной экономике, и выбора возможных путей их решения.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;

- основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;

- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне.

Уметь:

- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи.

Владеть

- методологией экономического исследования;

- современными методиками расчета и анализа со



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.70.0 (0.012 с.)