Кругооборот расходов и доходов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кругооборот расходов и доходов



Введение в экономическую теорию. Проблема выбора и уровни экономического анализа

 

План практического занятия

Предмет и метод экономической теории.

1) Экономика как хозяйственная деятельность и экономика как наука о ведении хозяйственной деятельности.

2) Место экономической теории в системе экономических наук.

3) Взаимосвязь и взаимозависимость микро- и макроэкономики.

Функции и методы экономической теории. Экономические законы и категории.

 

1) Функции экономической теории: познавательная, теоретико-методо-логическая и практическая.

2) Методология и методы экономической теории.

3) Экономические законы, категории, экономическое мышление.

 

Базовые экономические понятия. Экономические блага и агенты.

1) Потребности иих классификация (пирамида А. Маслоу, по парному признаку А.Маршалла).

2) Безграничность потребностей. Закон возвышения потребностей.

3) Экономические и неэкономические блага.

4) Ресурсы и факторы производства.

 

Проблема выбора и уровни экономического анализа.

1) Фундаментальные аксиомы экономики. Экономический выбор.

2) Проблема выбора и уровни экономического анализа.

1.1.2 Контрольные вопросы для самопроверки

1 Что означает термин «экономика»?

2 Как исторически менялось представление о предмете экономической теории?

3 Какова роль экономической теории в системе экономических наук?

4 Что отличает микроэкономику от макроэкономики?

5 Кто впервые ввел термин «политическая экономия». В чем различие предметов «политической экономии» и «экономической теории»?

6 Охарактеризуйте познавательную, теоретико-методологическую и практическую функции экономической теории.

7 Что значит методология исследования? Объясните, что означают позитивный экономический анализ и нормативный экономический анализ?

8 Опишите методы экономической теории?

9 Для чего необходимо экономическое мышление?

10 Назовите основные этапы развития экономической науки. Охарактеризуйте их.

11 Проранжируйте потребности по А. Маслоу, по А.Маршаллу. Какие еще классификации Вы знаете?

12 Озвучьте и объясните закон возвышения потребностей. Приведите примеры, подтверждающие закон возвышения потребностей.

13 Что представляют собой экономические и неэкономические блага?

14 Ограниченность экономических благ носит не абсолютный, а относительный характер. Почему, объясните?

15 Объяснить, чем отличаются факторы производства от ресурсов?

16 Что представляют собой личный и вещественный факторы производства? Какова роль человеческого капитала в экономике?

17 Назовите субъекты (агентов) экономических отношений. Определите рыночные и нерыночные институциональные единицы.

18 Что представляет собой индивидуальный экономический субъект (агент)?

19 Объясните две «фундаментальные аксиомы» экономической теории.

20 В каких вопросах заключается проблема выбора? Почему?

 

 

1.1.3 Задания для самостоятельной работы студентов

А Впишите в собственный глоссарий определения следующих терминов и понятий: экономика как хозяйственная деятельность и экономика как наука о ведении хозяйственной деятельности; экономические блага; безграничные потребности;, ограниченные ресурсы; экономический выбор; экономические отношения; микро- и макроэкономика; функции экономической теории (познавательная, методологическая, практическая); методология научного исследования: по­зитивный и нормативный экономический анализ; методы экономической теории: анализа и синтеза, индукции и дедукции, единства исторического и логического, графический, экономико-математическое моделирование, функциональный анализ, статический анализ, метод сравнительной статики, динамический анализ; экзогенные и эндогенные параметры; предельный анализ: предельные и средние величины; краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; экономические законы и категории; потребности, закон возвышения потребностей; экономические и неэкономические блага; ресурсы и факторы производства; классификация ресурсов: природные, трудовые, материальные, финансовые; факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательские способности; личный (человеческий капитал) и вещественный факторы производства; безграничность потребностей и ограниченность ресурсов – фундаментальные аксиомы экономики; проблема выбора: что производить, как производить, для кого производить?

 

1.1.4 Подготовьте выступления по следующим вопросам:

1) Модель человека в экономической теории.

2) Принципы экономического атомизма (независимость в принятии решений отдельными экономическими агентами) и экономического рационализма (нацеленность экономических субъектов на максимизацию своей чистой выгоды).

3) Теории, направления, концепции современной экономической науки.

 

 

Макроэкономика: предмет, цели, инструменты.

Кругооборот расходов и доходов

План практического занятия

Предмет макроэкономики, цели, инструменты.

1) Макроэкономика или национальная экономика как целое. Предмет макроэкономики, цели, инструменты.

2) Особенности макроэкономического анализа.

2) Агрегированные макроэкономические показатели.

 

Субъекты рыночного хозяйства в макроэкономике.

1) Основные макроэкономические субъекты рыночного хозяйства: домашние хозяйства, фирмы, государство, заграница.

2) Инъекции и утечки.

 

Кругооборот доходов и расходов.

1) Потоки и запасы.

2) Народнохозяйственный кругооборот. Схема народнохозяйственного кругооборота.

1.2.2 Контрольные вопросы для самопроверки

1 В чем особенности макроэкономического анализа экономики?

2 Почему книга Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»

произвела революцию в экономической теории? В чем проявляется ее революционность?

3 Что является предметом изучения в макроэкономике?

4 Охарактеризуйте методы макроэкономического анализа.

5 Что означают позитивный и нормативный методы макроэкономического анализа?

6 Назовите основные цели макроэкономической политики.

7 Какие основные инструменты применяются в макроэкономической политике?

8Видите ли Вы различия в субъектах рыночного хозяйства, изучаемых макроэкономикой и микроэкономикой?

9 Чем отличаются утечки от инъекций в кругообороте доходов и расходов?

10 Каковы основные соперничающие направления в современной макроэкономической теории?

 

1.2.3 Задания для самостоятельной работы студентов

А Впишите в собственный глоссарий определения следующих терминов и понятий: макроэкономика, национальная экономика как целое; предмет, цели макроэкономики; особенности макроэкономического анализа; агрегированные макроэкономические показатели; методы макроэкономического анализа (агрегирование, моделирование); позитивный и нормативный экономический анализы, принцип «при прочих равных условиях»; общественное воспроизводство; потоки и запасы; субъекты макроэкономической хозяйственной деятельности: домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница; утечки и инъекции; кругооборот доходов и расходов; неоклассики, новые классики, монетаристы, кейнсиансы, неокейнсиансы

1.2.4 Подготовьте выступления по следующим вопросам:

1) Общественное воспроизводство. Схемы воспроизводства К.Маркса.

2) Современная структура национальной экономики.

Система национального счетоводства (СНС) и макроэкономические показатели

План практического занятия

Система национальных счетов (СНС): основные принципы построения.

1) Особенности системы национальных счетов (СНС). Основное макроэкономическое тождество.

 

2 Основные макроэкономические показатели и методы их расчета.

1) Валовой внутренний продут (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП).

2) Чистый национальный доход (ЧНД). Национальный доход (НД). Располагаемый доход (РД), располагаемый личный доход (ЛД).

3) ВВП и способы его измерения: по расходам, по доходам, по добавленной стоимости.

Номинальный и реальный ВВП, дефлятор ВВП. ВВП и чистое экономическое благосостояние (ЧЭБ).

1) Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен: дефлятор ВВП (индекс Пааше), индекс потребительских цен (ИПЦ – индекс Ласпейреса).

2) Национальное богатство. Чистое экономическое благосостояние (ЧЭБ).

2.2 Контрольные вопросы для самопроверки

1 Что представляет собой СНС?

2 В чем отличие показателя ВВП от показателя ВНП?

3 Опишите проблему двойного счета.

4 Чем отличаются три разных метода расчета ВВП?

5 Как учитываются при исчислении национального продукта товары и услуги,

не поступающие в рыночный оборот?

6 Покажите взаимосвязь различных показателей СНС, производных от ВВП.

7 В чем экономический смысл отличия друг от друга показателей номинального ВВП и реального ВВП? Что представляет собой потенциальный ВВП?

8 Объясните экономический смысл показателей национального богатства и

ЧЭБ?

2.3 Задания для самостоятельной работы студентов

А Впишите в собственный глоссарий определения следующих терминов и понятий: система национальных счетов; межотраслевой баланс; промежуточный продукт, добавленная стоимость, конечный продукт; валовой внутренний продукт (ВВП); валовой национальный продукт (ВНП); ВВП и способы его измерения: производственный, по доходам, по расходам; личные потребительские расходы (C), инвестиционные расходы (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (Xn); чистые факторные доходы; чистый национальный продукт; национальный доход; располагаемый личный доход; конечное потребление; сбережения; инвестиции (валовые и чистые); амортизация; номинальный ВВП, реальный ВВП; индекс Ласпейреса (дефлятор ВНП), индекс Пааше (индекс потребительских цен); отраслевая и секторальная структуры национальной экономики; теневая экономика; национальное богатство; ВВП на душу населения; чистое экономическое благосостояние (ЧЭБ).

2..4 Подготовьте выступления по следующим вопросам:

1) Модель народнохозяйственного кругооборота Ф.Кенэ.

2) Модель простого воспроизводства К.Маркса.

2) Модель «затраты - выпуск» В. Леонтьева (межотраслевой баланс – МОБ).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.014 с.)