Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Скорость обращения денег. Кейнсианский и монетаристский подходы к вопросу о стабильности скорости обращения денег.

Поиск

Скорость обращения денег (англ. velocity of money, velocity of circulation) — средняя частота, с которой денежная единица используется для покупки новых отечественных товаров и услуг за определённый период времени. Скорость обращения денег во многом зависит от объёмов экономической активности при заданной денежной массе. Если период времени заявлен, скорость может быть представлена числом. В противном случае показатель должен быть задан в форме число за период времени.

Непрямое измерение
На практике обычно применяются непрямые методы измерения скорости обращения:
где
— скорость обращения денег для всех транзакций; — сумма транзакций в номинальном исчислении; — денежная масса.
(руководствуясь принципами классической дихотомии, можно представить как произведение уровня цен и реальной совокупной стоимости транзакций)
Величины и позволяют рассчитать.
При исследовании конкретной экономики интерес представляют затраты на конечный выпуск. Можно записать следующее отношение:
где
— скорость для транзакций, учитываемых при подсчёте национального или внутреннего продукта; — номинальный национальный или внутренний продукт.
Монетаризм и кейнсианство. Сравнительный анализ
Сравним кейнсианскую теорию и монетаризм, показав их в полярных формах. В действительности линия, разделяющая современных кейнсианцев и монетаристов, не столь четкая. Но у них есть и важные идеологические различия, касающиеся роли государства, вопроса о внутренней стабильности капиталистической экономики. Рассмотрим эти различия в этой главе.
3.1 Взгляды на частный и государственный секторы
а) Нестабильность и государственное вмешательство.
Кейнсианцы основываются на том, что капитализм, и в особенности система свободного рынка, страдает врожденными пороками, среди которых наиболее важным является кейнсианское утверждение, что капитализм лишен механизма, обеспечивающего экономическую стабильность.
Государство, с точки зрения кейнсианцев, может и должно играть определенную активную роль в стабилизации экономики; дискретная фискальная политика и кредитно-денежная политика необходимы для смягчения резких экономических подъемов и спадов, которые в противном случае будут сопровождать развитие капитализма. Посредством этих действий, несоответствие между планируемыми инвестициями и сбережениями действительно существует и вызывает колебания деловой активности, выражающиеся в периодической инфляции и (или) безработице, могут быть сведены к минимуму.
Многие рынки не являются конкурентными, что так же ведет к негибкости в плане понижения цен и ставок заработной платы. Следовательно, колебания совокупных расходов воздействуют в первую очередь на уровень производства и занятости, а не на цены.
б) Стабильность и свободная конкуренция.
Подход монетаристов состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Рассуждения основываются на том, что обеспечиваемая рыночной конкуренцией гибкость цен и ставок заработной платы ведет к тому, что колебания совокупных расходов воздействуют на цены продукции и ресурсов, а не на уровень производства и занятости. Следовательно, рыночная система, неподверженная государственному вмешательству в функционирование экономики, отличается значительной макроэкономической стабильностью. Проблема в том, что закон о минимальной ставке заработной платы, законодательная деятельность в интересах профсоюзов, поддержание цен на сельскохозяйственную продукцию, законодательство о монополиях в интересах бизнеса и другие мероприятия государства поощряют и усиливают негибкость в плане понижения цен и заработной платы. Свободный рынок сам по себе способен обеспечить значительную макроэкономическую стабильность, но государственное вмешательство вопреки своим благим намерениям подрывает эту способность.

Денежная масса и денежная база. Модель предложения денег.

Единство денег безналичного оборота и наличных денег обуслови­ло возможность рассмотрения их как совокупности в виде денежной массы, под которой понимается совокупный объем наличных денег и денег безналичного оборота.

Различия между безналичными денежными расчетами и безналич­ным оборотом, который совершается с помощью передачи ценных бу­маг, проявляется и в том, что в состав денежной массы в обращении не входят ценные бумаги.Денежная масса в обращении характеризуется величиной денежно­го агрегата M2, в состав которого включаются наличные деньги в обра­щении М0 (сумма наличных денег в обращении вне банков, т.е. за выче­том остатков в кассах банков, а также остатки средств в национальной валюте на расчетных, текущих счетах и депозитах нефинансовых пред­приятий, организаций и физических лиц, являющихся резидентами РФ. В этот агрегат не включаются депозиты в иностранной валюте).

Сравнительно недавно в РФ для характеристики величины денеж­ной массы стал применятьсяпоказатель М2Х, в состав которого поми­мо величины М2 включаются также все виды депозитов в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте - X). При этом для характеристики относительной обеспеченности оборота денежной массой используется коэффициент К2 2Х/ВВП. Величина этого коэффициента 2) при­звана характеризовать относительную обеспеченность оборота платеж­ными средствами.

В РФ структура денежной массы характеризуется сравнительно боль­шим удельным весом наличных денег, который достигает в отдельные периоды 35% ее совокупного объема, что намного больше, чем в разви­тых странах. Поэтому по мере развития безналичных расчетов будет улучшаться и структура денежной массы в направлении уменьшения доли наличных денег и повышения удельного веса денег безналичного оборота.

Применение большой массы наличных денег обус­ловлено значительным объемом расчетов наличными, благодаря чему появляется возможность освобождения некоторых операций от налогообложения. Поэтому получение бюджетом причитающихся ему доходов способствует усилению заинтересованности общества в разви­тии безналичных расчетов и, соответственно, в снижении массы налич­ных денег в обороте.

Определенный интерес в последнее время вызывает денежная база, величина которой представляет собой итог:

• суммы наличных денег в обращении и в кассах коммерческих банков;

• средств в фонде обязательных резервов банков;

• остатков на корреспондентских счетах коммерческих банков в ЦБ РФ.

Величина денежной массы намного превышает величину денежной базы. Поэтому не следует для характеристики мас­сы денег в обращении пользоваться данными о денежной базе. Регули­рование объемов денежной массы и денежной базы осуществляется с помощью мер денежно-кредитной политики, проводимых ЦБ РФ.

В составе мер, предусмотренных денежно-кредитной политикой, можно отметить изменение учетной ставки при предоставлении ресур­сов ЦБ в порядке рефинансирования коммерческих банков, установле­ние норм образования Фонда обязательных резервов коммерческих банков; подлежащих хранению в ЦБ; применение нормативов, регули­рующих деятельность коммерческих банков; ограничения операций ком­мерческих банков в ЦБ и т.д. Эти меры призваны предотвратить чрез­мерный рост денежной массы и денежной базы.

Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т. е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты. К ним обычно относят следующие.

Агрегат M-1 — («деньги для сделок») — это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги.

Агрегаты М-2 и М-3 включают кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако они похожи на деньги в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой — они позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют «почти деньгами».

Наиболее полные агрегаты денежного предложения — L и D. L наряду с М-3 включает прочие ликвидные (легко реализуемые) активы, такие, как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, так как без особых трудностей могут быть превращены в наличность. Агрегат D включает все ликвидные средства и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты.

Агрегаты М-3, L и D более четко отражают тенденции в развитии экономики, чем М-I: резкие изменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в ВНП. Так, быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто сопровождается спадами. Однако большинство экономистов предпочитают использовать агрегат М-1, так как он включает активы, непосредственно используемые в качестве средства обращения. В дальнейшем будем понимать под предложением денег агрегат М-1

Каким образом деньги поступают в экономику, позволяя ей функционировать и развиваться с наибольшей эффективностью, или, другими словами, кто определяет денежное предложение? Деньги эмитируются (выпускаются в обращение) тремя типами учреждений: коммерческими банками, государственным казначейством и эмиссионным банком.

Основные факторы, определяющие предложение денег:

1) розничный товарооборот. От его объема и структуры зависят выручка торговых организаций, поступление выручки от пассажирского транспорта;

2) поступление налогов и сборов с населения;

3) поступления на счета по вкладам в Сбербанк и коммерческие банки;

4) поступление наличных денег от реализации государственных и других ценных бумаг;

5) золотовалютные резервы. Их увеличение создает условия для проведения активной денежно-кредитной политики на открытом рынке, при определении объема кредитных ресурсов и позволяет увеличивать предложение денег;

6) общин дефицит финансового баланса и его важнейшей части - бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит показывает недостаток средств на выплату заработной платы и финансирование других государственных расходов. В любом случае бюджетный дефицит влияет на денежное предложение и на эмиссию денег;

7) экспортно-импортное сальдо торгового баланса. Экспорт способствует увеличению предложения денег, а импорт сокращает их предложение. Активное сальдо торгового баланса - важный элемент денежно-кредитной политики, способствующий увеличению предложения денег;

8) кроме торгового баланса предложение национальной валюты зависит от других статей платежного баланса. Так, баланс показывает, что вывоз капитала из страны превышает его ввоз, что создает дополнительную нагрузку на денежное обращение и увеличение предложения денег;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.123 (0.008 с.)