Реальный и номинальный ввп. Дефлятор ввп. Индекс потребительских цен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реальный и номинальный ввп. Дефлятор ввп. Индекс потребительских цен.



Макроэкономические показатели исчисляются в стоимостном выражении, поэтому их значение зависит от динамики цен, покупательной способности денежной единицы. Поэтому различают номинальный и реальный ВВП.

Номинальный ВВП – объем национального производства в ценах текущего периода, т.е. на момент производства этого объема товаров и услуг.

Реальный ВВП – показатель ВВП, скорректированный с учетом изменения уровня цен (инфляции или дефляции); измеряется в ценах базового года. Таким образом, реальный ВВП измеряет общую рыночную стоимость товаров и услуг в постоянных (неизменных) ценах, он «очищен» от влияния инфляции. Чтобы определить величину реального объема производства, нужно произвести корректировку номинального ВВП. Для приведения номинального ВВП к его реальному значению исп-ся два индекса: индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП.

Индекс потребительских цен – соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг (рыночной корзины) для данного временного периода и совокупной ценой сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. ИПЦ выражает относительное изменение среднего уровня цен группы товаров за опред период. ИПЦ = Ст-ть потребит корзины в текущем году / /Ст-ть этой корзины в базовом году X 100%.

ВВП реал = ВВП ном /ИПЦ X 100%.

Дефлятор ВВП показывает изменение цен по всем конечным ТиУ, произведен в экономике, т.е. он более полно отражает изменение цен в общ-ве, охватывая все ТиУ. Тогда: ВВП реал = ВВП ном /Дефлятор X 100%.

Дефлятор ВВП отражает динамику цен не только потребительских товаров и услуг, но также цен на товары производственного назначения, покупаемые государством, цен товаров и услуг, купленных и проданных на мировом рынке. Поэтому дефлятор ВВП есть корректировка денежного, т.е. номинального ВВП с учетом изменения цен.

Реальный ВВП является более точным показателем развития экономики, так как он свободен от влияния инфляции или дефляции и отражает только изменения в объеме производства.

Главное отличие дефлятора ВВП от ИПЦ заключается в том, что при подсчете индекса ВВП состав рыночной корзины меняется год от года, а в индексе потребительских цен он фиксируется на уровне базисного года.
В определенной степени ИПЦ является условным показателем, так как имеет существенные недостатки. Во-первых, в реальной жизни потребители меняют состав рыночной корзины: повышение цен на одни товары ведет к замене их другими, более дешевыми товарами, в результате чего в рыночную корзину будет входить больше дешевых товаров и меньше дорогих. Во-вторых, ИПЦ не учитывает изменений в качестве товаров (а значит, и повышения цен на них), так как предполагает, что рост стоимости жизни связан только с инфляцией. Тем самым индекс потребительских цен завышает темпы инфляции.

Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Факторы совокупного спроса.

Совокупный (агрегированный) спрос (AD) есть не что иное, как общий спрос на продукцию отечественного производства, возникающий у всех экономических субъектов: фирм, домашних хозяйств, государства и заграницы. Кривая совокупного спроса описывается тем же уравнением, что и ВВП:AD = C + I + G + Xn, где C – спрос домашних хозяйств и индивидов; I – инвестиционный спрос фирм; G – спрос государства; Xn – спрос заграницы;

Графически кривая совокупного спроса выглядит аналогично обычной кривой спроса, только по оси абсцисс теперь стоит ВВП (Y), а по оси ординат – общий уровень цен в стране (P). Она также выпукла по отношению к началу системы координат и характеризуется обратной зависимостью величины спроса от механизма ценообразования. Если цены снижаются, каждый из субъектов стремится в наибольшей степени удовлетворить свои потребности, приобрести максимально желаемое количество благ, товаров, услуг. Таким образом, кривая спроса показывает, какое количество экономических благ хотят и готовы приобрести потребители при сложившемся в экономике уровне цен.

Ценовые факторы, т. е. те, которые неразрывно связаны с динамикой ценообразования.

Цена на рыночные товары и услуги является исходным моментом осуществления выбора покупателя. Любой потребитель всегда ориентируется на систему относительных цен и при одинаковом качестве выберет более дешевый товар, при одинаковой цене – более качественный.

Эффект богатства, или эффект Пигу. При росте общего уровня цен неизбежно возникает инфляция, процентная ставка в этих условиях падает, что снижает величину сбережений и активов. Итак, получается, что при росте цен активы населения уменьшаются на определенную величину, и, как следствие, совокупный спрос также падает. В противном случае при снижении цен агрегированный спрос растет. Иными словами, при постоянной величине дохода и снижающейся стоимости рыночных благ покупательные возможности субъекта растут: он за ту же сумму денег может приобрести уже больший набор товаров и услуг, соответственно чувствует себя несколько богаче.

Эффект процентной ставки, или эффект Кейнса. Равенство сбережений и инвестиций подразумевает совпадение желания домашних хозяйств сберегать с желанием фирм осуществлять долгосрочные капиталовложения. При росте цены и процентной ставки вкладывание средств в депозиты банков оказывается наиболее эффективным, и население принимает решение хранить деньги. В то же время фирмам невыгодно под высокий процент осуществлять инвестиции, поскольку так или иначе какой-то стартовый капитал они берут в кредит. Получается, что сбережения растут, а инвестиции снижаются. Вообще рост процентной ставки приводит не только к увеличению сбережений, но и к снижению потребления на ту же величину, что в совокупности снижает национальный доход и совокупный спрос. Когда же процентная ставка падает, домашние хозяйства больше тратят, а фирмы больше инвестируют, следовательно, ВВП растет параллельно с совокупным спросом.

Эффект импортных закупок, или эффект Манделла-Флеминга. Если цены в пределах какой-либо страны начинают расти, население частично прекращает потребление продуктов отечественного производства и отдает предпочтение импортным товарам. Это в свою очередь вызывает снижение величины чистого экспорта, доли потребления и совокупного спроса. В противном случае, когда цены снижаются, величина импортируемых благ в общей структуре рыночного предложения сокращается, потребление отечественных товаров и услуг растет, и спрос на них предъявляется все больший.

Неценовые факторы. К ним, как правило, относят наличие товаров-заменителей и цены на них, экономические и инфляционные ожидания покупателей, а также моду и вкусовые предпочтения. В рамках макроэкономики основными неценовыми факторами являются объем денежной массы, или денежное предложение в экономике, и скорость ее обращения. Чем больше денег находится на руках у населения, в обращении, тем выше покупательная способность, в результате чего цены на товары и услуги начинают расти, что и вызывает сокращение общего спроса.

Совокупный спроспредставляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции, рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объема выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.

В структуре совокупного спроса можно выделить: 1) спрос на потребительские товары и услуги; 2) спрос на инвестиционные товары; 3) спрос на товары и услуги со стороны государства; 4) спрос на наш экспорт со стороны иностранцев (или спрос на чистый экспорт, если спрос на импорт входит в первые три компонента совокупного спроса). Кривая совокупного спроса, AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Зависимость количественной теории денег: MV=PV => P=MV/Y или Y=MV/P, где P – Ур.цен в эк-ке; Y – реальн. объем выпуска, на который предъявлен спрос; М – кол-во денег в эк-ке; V – скорость обращ. денег. Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующим образом: чем выше уровень цен Р, тем меньше реальные запасы денежных средств, а следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт. Уравнение количественной теории денег также дает два неценовых фактора совокупного спроса: предложение денег М и скорость их обращения V. Увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразится на графике сдвигом кривой AD вправо. Увеличение государственных расходов непосредственно ведет к росту совокупного спроса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.007 с.)