Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансовая система и её структураСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Финансы возникли с появлением государства. Само понятие финансов связано с движением (наличным или безналичным) денежных средств. Финансы - это экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения в денежной форме части стоимости национального продукта, создания и использования на этой основе денежных фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Первая связана с распределением и перераспределением части стоимости общественного продукта. В ходе этих процессов формируются и используются целевые денежные фонды субъектов хозяйствования, государства, доходы населения. Вторая обусловлена тем, что движение денежных средств может количественно отображаться различными финансовыми показателями, которые "сообщают", как распределяются и как используются финансовые ресурсы. Это позволяет обществу контролировать процесс создания денежных фондов, их перераспределение и стимулировать эффективное использование финансовых средств. Финансовые отношения осуществляются соответствующими учреждениями (финансовые органы, подразделения налоговой службы, банки и др.). Совокупность финансовых отношений и институтов, их реализующих, образуют финансовую систему. Известны два основных принципа построения финансовых систем: демократический централизм и фискальный федерализм. Первый был положен в основу финансовых систем СССР и ряда стран Восточной Европы. Принцип демократического централизма заключался, во-первых, в том, что значительная часть финансовых ресурсов (более 50 %) сосредоточивалась в руках государства, а оставшаяся часть была децентрализована, т.е. находилась в распоряжении предприятий, учреждений. Во-вторых, централизованное руководство финансами со стороны союзных государственных органов сочеталось с предоставлением определенных прав и самостоятельности республикам, предприятиям, учреждениям в использовании имеющихся у них денежных средств. В-третьих, статьи доходов и расходов государственного бюджета, республиканских и местных бюджетов в основном совпадали. Ф искального федерализма предполагает разделение полномочий в финансовой сфере между разными уровнями властиДоходы федерального правительства, штатов, местных органов власти здесь формируются за счет разных источников. Штаты, муниципальные власти имеют Право вводить новые виды налогов, которые поступают в их бюджеты в разных штатах существуют значительные расхождения в видах используемых налогов. Кроме того, правительство, штаты, местные власти независимы в своих расходах. Правительство финансирует оборону, космос, сельское хозяйство, внешние отношения и т.д., а муниципальные власти — программы в области образования, здравоохранения, дорожного строительства, охраны окружающей среды и т.д. В связи с тем, что доходов штатов, местных органов власти не хватает для покрытия их расходов, правительство оказывает финансовую помощь штатам, а они — муниципальным органам. Принципы построения финансовой системы в значительной мере определяют ее структуру. В финансовую систему входят государственные и децентрализованные (с точки зрения государственного управления) финансы. Последние, к которым относят финансы предприятий (учреждений, организаций), являются ее исходным звеном. В финансовой системе они занимают определяющее положение, так как, во-первых, обслуживают основное звено экономической системы, где создаются товары и услуги, во-вторых, образуют основную массу финансовых ресурсов страны. В зависимости от формы собственности выделяют финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных и др. Согласно отраслевой структуре различают финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий и т.д. Основная задача государственных финансов состоит в обеспечении государства денежными средствами, которые необходимы ему для выполнения экономических и политических функций. В состав государственных финансов включают государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, которые функционируют на разных уровнях управления (общегосударственном, региональном, местном). Одно из звеньев общегосударственных финансов — внебюджетные фонды. Они отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность, хотя и управляются соответствующими уровню государственного управления органами власти. К внебюджетным фондам относят фонды социального страхования, пенсионные, фонды занятости населения, разного рода целевые фонды и т.д. Их средства формируются за счет специальных целевых отчислений, других источников и используются для финансирования отдельных целевых мероприятий, программ. В зависимости от целевого назначения фонды делятся на экономические и социальные; в соответствии с уровнем управления — на государственные и региональные. Место государственного кредита как особого звена финансовой системы определяется необходимостью привлечения свободных денежных средств юридических и физических лиц для финансирования государственных расходов. Его основными формами являются государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды. Государственные займы связаны с аккумуляцией свободных денежных средств населения, предприятий, организаций путем выпуска и продажи на фондовом рынке государственных ценных бумаг (казначейских обязательств, облигаций и др.). Государство является заемщиком средств, а население, предприятия -- кредиторами. Ценные бумаги выпускают как правительство, так и местные органы власти. Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда имеет место, когда государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов государства. Например, государственный Центральный банк выдает ссуду правительству. Такое заимствование средств способствует развитию инфляции и поэтому в странах с рыночной экономикой практически не используется, но еще существует в некоторых странах СНГ. Государство может выступать не только в роли заемщика, но и в роли кредитора, оказывая финансовую помощь отдельным предприятиям в форме предоставления казначейских ссуд, которые выдаются на льготных условиях (по срокам и норме процента) за счет бюджетных средств. Таким образом, кредит помогает формированию дополнительных финансовых ресурсов государства и облегчает решение общегосударственных задач. Государственный бюджет Гос бюджет – это основной фин план гос-ва, кот по материальному содержанию есть централизованный фонд денежных средств, а по соц-эк-кой сущности – инструмент перераспределения нац дохода. Это ведущее звено фин системы, объединяющее такие категории, как налоги, гос расходы, гос кредит. Через бюджет осуществл-ся постоянная мобилизация рес-ов и их расходование. Гос-нный бюджет выполняет следующие основные функции: ·перераспределение нац дохода; ·гос регулирование и стимулирование эк-ки; ·стимулирование НТП; ·фин обеспечивание соц пол-ки; ·контроль за образованием и использованием централизованного фонда ден средств. Структура бюджета страны зависит прежде всего от ее гос устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухъярусное построение - гос и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено - бюджеты штатов, земель и соответствующих им административных образований. Гос бюджет отражает 2 взаимосвязанных процесса – аккумуляцию доходов в руках гос-ва и их использование для удовлетворения гос нужд Þ тесное взаимодействие с понятиями гос доходы и расходы. Доходы и расходы – 2-ве стороны кол-ной хар-ки централизованного фонда фин рес-ов гос.
Расходы: ·гос закупки товаров и услуг, ·гос трансфертные платежи, ·выплата гос долга и процентов по нему, ·покупка ценных бумаг и иностранной валюты. Доходы:· налоги, ·гос займы, ·поступления из внебюджетных и целевых фондов. Основная часть поступления яв-ся налоги. Налоги - обязательные платежи в бюджет, осуществляемые физическими и юридическими лицами. Налоговая система может включать два звена – гос налоги, местные налоги, либо три звена – гос (федеральные), налоги, закрепленные за бюджетами членов федерации, местные налоги. Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступления в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. Это: ·подоходный налог с населения (наибольшее поступления 25-45%); ·налог на прибыль корпораций; ·налог на добавленную стоимость; ·акцизы, таможенные пошлины.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.253 (0.007 с.) |