Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая система и её структура

Поиск

 

Финансы возникли с появлением государства. Само понятие финансов связано с движением (наличным или безналичным) денежных средств. Финансы - это экономические отношения, возникаю­щие в процессе распределения, перераспределения в де­нежной форме части стоимости национального продукта, создания и использования на этой основе денежных фон­дов, необходимых для удовлетворения общественных по­требностей. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Первая связана с рас­пределением и перераспределением части стоимости обще­ственного продукта. В ходе этих процессов формируются и используются целевые денежные фонды субъектов хо­зяйствования, государства, доходы населения. Вторая обу­словлена тем, что движение денежных средств может количественно отображаться различными финансовыми показателями, которые "сообщают", как распределяются и как используются финансовые ресурсы. Это позволяет обществу контролировать процесс создания денежных фондов, их перераспределение и стимулировать эффектив­ное использование финансовых средств. Финансовые отношения осуществляются соответствующими учрежде­ниями (финансовые органы, подразделения налоговой службы, банки и др.). Совокупность финансовых отноше­ний и институтов, их реализующих, образуют финансовую систему. Известны два основных принципа построения финан­совых систем: демократический централизм и фискальный федерализм. Первый был положен в основу финансовых систем СССР и ряда стран Восточной Европы. Принцип демократического централизма заключался, во-первых, в том, что значительная часть финансовых ресурсов (более 50 %) сосредоточивалась в руках государства, а оставшаяся часть была децентрализована, т.е. находилась в распоря­жении предприятий, учреждений. Во-вторых, централизо­ванное руководство финансами со стороны союзных госу­дарственных органов сочеталось с предоставлением опре­деленных прав и самостоятельности республикам, пред­приятиям, учреждениям в использовании имеющихся у них денежных средств. В-третьих, статьи доходов и рас­ходов государственного бюджета, республиканских и мест­ных бюджетов в основном совпадали. Ф искального федерализма предполагает разделение полномочий в финансовой сфере между разными уровнями властиДоходы федерального прави­тельства, штатов, местных органов власти здесь формируют­ся за счет разных источников. Штаты, муниципальные влас­ти имеют Право вводить новые виды налогов, которые посту­пают в их бюджеты в разных штатах существуют значительные расхождения в видах используемых налогов. Кроме того, правительство, штаты, местные власти незави­симы в своих расходах. Правительство финансирует оборо­ну, космос, сельское хозяйство, внешние отношения и т.д., а муниципальные власти — программы в области образова­ния, здравоохранения, дорожного строительства, охраны окружающей среды и т.д. В связи с тем, что доходов штатов, местных органов власти не хватает для покрытия их расхо­дов, правительство оказывает финансовую помощь штатам, а они — муниципальным органам. Принципы построения финансовой системы в значи­тельной мере определяют ее структуру. В финансовую систему входят государственные и децентрализованные (с точки зрения государственного управления) финансы. Последние, к которым относят финансы предприятий (уч­реждений, организаций), являются ее исходным звеном. В финансовой системе они занимают определяющее положе­ние, так как, во-первых, обслуживают основное звено экономической системы, где создаются товары и услуги, во-вторых, образуют основную массу финансовых ресур­сов страны. В зависимости от формы собственности выде­ляют финансы государственных предприятий, кооператив­ных, акционерных и др. Согласно отраслевой структуре различают финансы промышленных, сельскохозяйствен­ных, торговых предприятий и т.д. Основная задача государственных финансов состоит в обеспечении государства денежными средствами, которые необходимы ему для выполнения экономических и полити­ческих функций. В состав государственных финансов вклю­чают государственный бюджет, внебюджетные фонды, госу­дарственный кредит, которые функционируют на разных уровнях управления (общегосударственном, региональном, местном). Одно из звеньев общегосударственных финан­сов — внебюджетные фонды. Они отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность, хотя и управляются соответствующими уровню государственного управления ор­ганами власти. К внебюджетным фондам относят фонды социального страхования, пенсионные, фонды занятости населения, разного рода целевые фонды и т.д. Их средства формируются за счет специальных целевых отчислений, других источников и используются для финансирования отдельных целевых мероприятий, программ. В зависимости от целевого назначения фонды делятся на экономические и социальные; в соответствии с уровнем управления — на государственные и региональные. Место государственного кредита как особого звена финансовой системы определяется необходимостью при­влечения свободных денежных средств юридических и физических лиц для финансирования государственных расходов. Его основными формами являются государст­венные займы, заимствование средств общегосударствен­ного ссудного фонда, казначейские ссуды. Государственные займы связаны с аккумуляцией сво­бодных денежных средств населения, предприятий, орга­низаций путем выпуска и продажи на фондовом рынке государственных ценных бумаг (казначейских обяза­тельств, облигаций и др.). Государство является заемщиком средств, а население, предприятия -- кредиторами. Ценные бумаги выпускают как правительство, так и мест­ные органы власти. Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда имеет место, когда государственные кредитные учреж­дения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов государства. Например, государствен­ный Центральный банк выдает ссуду правительству. Такое заимствование средств способствует развитию инфляции и поэтому в странах с рыночной экономикой практически не используется, но еще существует в некоторых странах СНГ. Государство может выступать не только в роли заемщика, но и в роли кредитора, оказывая финансовую помощь от­дельным предприятиям в форме предоставления казначей­ских ссуд, которые выдаются на льготных условиях (по срокам и норме процента) за счет бюджетных средств. Таким образом, кредит помогает формированию допол­нительных финансовых ресурсов государства и облегчает решение общегосударственных задач.

Государственный бюджет

Гос бюджет – это основной фин план гос-ва, кот по материальному содержанию есть централизованный фонд денежных средств, а по соц-эк-кой сущности – инструмент перераспределения нац дохода. Это ведущее звено фин системы, объединяющее такие категории, как налоги, гос расходы, гос кредит. Через бюджет осуществл-ся постоянная мобилизация рес-ов и их расходование. Гос-нный бюджет выполняет следующие основные функции: ·перераспределение нац дохода;

·гос регулирование и стимулирование эк-ки; ·стимулирование НТП;

·фин обеспечивание соц пол-ки;

·контроль за образованием и использованием централизованного фонда ден средств. Структура бюджета страны зависит прежде всего от ее гос устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухъярусное построение - гос и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено - бюджеты штатов, земель и соответствующих им административных образований. Гос бюджет отражает 2 взаимосвязанных процесса – аккумуляцию доходов в руках гос-ва и их использование для удовлетворения гос нужд Þ тесное взаимодействие с понятиями гос доходы и расходы. Доходы и расходы – 2-ве стороны кол-ной хар-ки централизованного фонда фин рес-ов гос.

 

Расходы: ·гос закупки товаров и услуг, ·гос трансфертные платежи, ·выплата гос долга и процентов по нему, ·покупка ценных бумаг и иностранной валюты. Доходы:· налоги, ·гос займы, ·поступления из внебюджетных и целевых фондов. Основная часть поступления яв-ся налоги. Налоги - обязательные платежи в бюджет, осуществляемые физическими и юридическими лицами. Налоговая система может включать два звена – гос налоги, местные налоги, либо три звена – гос (федеральные), налоги, закрепленные за бюджетами членов федерации, местные налоги. Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступления в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. Это: ·подоходный налог с населения (наибольшее поступления 25-45%); ·налог на прибыль корпораций; ·налог на добавленную стоимость; ·акцизы, таможенные пошлины.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.253 (0.007 с.)