Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование издержек производства↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Экономика предприятия и предпринимательской деятельности – образовательная и научная дисциплина, которая изучает методы и правила хозяйственной организации. На функционирование предприятий в условиях изменяющейся конкурентной среды влияет большое количество внутренних и внешних факторов, изменение которых даёт возможность предприятию менять траекторию развития в благоприятную для себя сторону. Цель настоящего учебного пособия – ознакомить студентов с постоянно возникающими бизнес-ситуациями, их оценкой и учётом в деятельности предприятия; на практических примерах научить их решать возникающие проблемы и определить стратегию развития предприятия. Учебное пособие состоит из двух частей – «Ресурсы предприятия» и «Результативность финансово-хозяйственной деятельности предприятия». В I части Практикума «Ресурсы предприятия» представлен материал по темам: 1. Предприятие и предпринимательство. 2. Эффективность производства, капитальных вложений, инвестиционных проектов. 3. Планирование деятельности предприятия. 4. Производственная программа и производственная мощность предприятия. 5. Основные фонды предприятия. 6. Оборотные средства предприятия. 7. Кадры и производительность труда. Оплата труда. Во II части «Результативность финансово-хозяйственной деятельности предприятия» изложен материал по темам: 1. Формирование издержек производства. 2. Ценообразование на продукцию. 3. Прибыль и рентабельность. 4. Инновационная деятельность предприятия. 5. Комплексные задания для самостоятельной работы и кроссворды.
Учебное пособие содержит практическую часть, которая состоит из задач и ситуаций, сгруппированных по указанным темам, в рамках дисциплины «Экономика предприятия и предпринимательской деятельности» и теоретическую часть, где представлены основные понятия и формулы необходимые для решения задач и ситуаций по каждой теме. Пособие включает в себя методический материал, практические задания, примеры решения задач, а также задачи и ситуации для самостоятельного решения и необходимую литературу по темам. Особенностью данного учебного пособия является то, что в нём по каждой теме представлены подробные методические рекомендации, позволяющие показать возможные варианты решения, дать анализ и характеристику предлагаемых ситуаций. Задачи расположены по принципу от простого к сложному, предусмотрена возможность решения различных вариантов задач. В конце пособия представлены комплексные задания по всему материалу и экономические кроссворды по отдельным темам. Материал изложен в соответствии с типовой программой дисциплин «Экономика предприятий и предпринимательской деятельности» и «Экономика предприятия (фирмы). Учебное пособие подготовлено на кафедре экономики предприятия и менеджмента ГОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права», в частности: введение, гл. 3 – 5 (часть I) и гл.1,5 (часть II) – канд. экон. наук, проф. Чернова Т. В; гл. 1,2,7 (часть I) и гл. 4,5 (часть II) – канд. экон. наук, доцент Шпак Г. Б; гл. 6 (часть I) и гл. 2,3 (часть II) – доцента Дроновой Л. А.
ФОРМИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА
План семинарского занятия 1. Понятие себестоимости продукции. Показатели себестоимости продукции и методы их расчёта. 2. Классификация затрат предприятия. 3. Виды себестоимости. 4. Технико-экономические факторы снижение себестоимости продукции. 5.Смета затрат на производство и калькуляция себестоимости продукции. 6. Особенности учёта затрат в условиях рынка: система «Директ-костинг».
Методические указания к изучению темы Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Все затраты предприятия могут быть квалифицированы по ряду признаков, приведённых ниже. Примеры решения задач Пример 1 Определите плановую себестоимость продукции и величину снижения затрат за счёт увеличения объёма производства. Исходные данные: На предприятии в отчётном периоде объём выпуска продукции составил 2000 шт., а затраты на её выпуск – 4 млн руб., при этом условно-постоянные расходы составили 2,2 млн руб. В плановом периоде предусматривается увеличить выпуск продукции на 20%. Решение: Определим долю условно-постоянных расходов в себестоимости продукции: . Плановые затраты на выпуск продукции: млн руб. Снижение затрат в плановом периоде за счёт увеличения объёма производства: млн руб. Затраты на единицу продукции составляли: - в отчётном периоде: (тыс. руб.); - в плановом периоде: (тыс. руб.). То есть затраты снизились на 180 руб. Пример 2 Себестоимость товарной продукции предприятия в базисном периоде составила 380,5 тыс. руб. В отчётном периоде предполагается повысить производительность труда на 6 % и среднюю заработную плату – на 4 %. Объём производства возрастёт на 8 % при неизменной величине постоянных расходов. Удельный вес оплаты труда в себестоимости продукции – 23 %, постоянных расходов– 20 %. Определите процент снижения себестоимости и полученную экономию под воздействием указанных факторов. Решение: Снижение себестоимости продукции за счёт роста производительности труда, превышающего рост заработной платы: Снижение себестоимости за счёт увеличения объёма производства при неизменных постоянных расходах: За счёт действия обоих факторов себестоимость продукции снизилась следующим образом: 0,46 + 1,4 = 1,86%. Экономия от снижения себестоимости продукции составляет: (тыс. руб.). Пример 3 Предположим, что все затраты предприятия за один день его работы сложились только из двух слагаемых: 1) заработной платы основного производственного рабочего в размере 600 руб.; 2) заработной платы бухгалтера в размере 500 руб. Известно также, что 60% времени бухгалтер занимался производственной, а 40% - непроизводственной деятельностью. Классифицируйте данные затраты. Решение: Рассчитаем заработную плату бухгалтера, относимую к производственной и непроизводственной видам деятельности: 500 × 60: 100 = 300 (руб.). 500 × 40: 100 = 200 (руб.).
Остальное решение предоставлено в виде таблицы 1.1
Таблица 1.1 – Результаты расчёта
Пример 4 Рассчитайте сумму общехозяйственных расходов, относимую на заказ Y. Исходные данные: Основная заработная плата производственных рабочих в целом по предприятию составила 1 600 тыс. руб., в том числе по заказу Y – 80 тыс. руб. Прямые затраты по производственным и непроизводственным видам деятельности – 12 млн и 240 тыс. руб. соответственно. Общехозяйственные расходы составили 1 836 тыс. руб. Решение: Сумма общехозяйственных расходов, включаемая в затраты на производство: (тыс. руб.). Процент распределения общехозяйственных расходов между объектами калькулирования: Сумма общехозяйственных расходов, включаемая в стоимость заказа Y: (тыс. руб.).
Пример 5 Плановый выпуск продукции – 10 тыс. шт. Накладные расходы, включенные в плановую себестоимость, – 10,8 тыс. руб. Ожидаемый фактический выпуск продукции – 12 тыс. руб. Плановая себестоимость одного изделия – 5,52 руб. Определите: 1) сумму экономии от снижения себестоимости продукции за счёт сокращения накладных расходов при перевыполнении плана по объёму производства; 2) процент снижения плановой себестоимости продукции. Решение: 1. Доля накладных (постоянных) расходов в себестоимости продукции: - по плану: 10 800: 10 000 = 1,08 (руб.); - фактически: 10 800: 12 000 = 0,9 (руб.). 2. Себестоимость одного изделия в связи с ростом объёма производства снизится на: 1,08 – 0,9 = 0,18 (руб.). Сумма годовой экономии: Э = 0,18 × 12 000 = 2 160 (руб.). 3. Себестоимость всего выпуска снизится на:
1.4 Задачи и ситуации для самостоятельного решения Задача 1. Определите фактический и плановый уровень затрат на 1 руб. товарной продукции, а также планируемый темп прироста (снижения) затрат, если известно, что производится 17000 изделий в год. Себестоимость изделия составляет 5,4 руб. Планом на предстоящий год предусмотрено увеличить выпуск продукции на 10% и снизить её себестоимость на 5%. Цена изделия – 6,0 руб. Задача 2. Чёрный вес вала двигателя – 9,5 кг, чистый вес – 7,5 кг. Цена заготовки – 27,5 руб., отходов – 850,0 руб. за 1 т. Основная заработная плата основных производственных рабочих на всех операциях по обработке изделия составила 28 руб., дополнительная – 20%, общепроизводственные расходы по цеху составляют 150%, общехозяйственные – 120%.Определите производственную себестоимость изделия с учётом начисления единого социального налога.
Задача 3. Цех изготавливает три вида изделий. Исходные данные приведены в таблице 1.2 Таблица 1.2 – Исходные данные
Дополнительная заработная плата составляет 10%, единый социальный налог принимаем по установленному нормативу. Общепроизводственные расходы по смете за год составили 170 тыс. руб. Определите: а) цеховую себестоимость изделий А, Б, В; б) изменение себестоимости при условии, что за счёт внутренних резервов цеха увеличился выпуск изделий: А – на 20 шт., Б – на 25 шт., В – на 10 шт.
Задача 4. Определите цеховую себестоимость изделия. Трудоёмкость изготовления изделия составляет 12,3 нормо-часа при 4-м тарифном разряде работ и часовой тарифной ставке 4-го разряда 13,7 руб. Норма расхода материала на одно изделие – 50 кг по цене 720 руб. за одну тонну. Отходы составляют 5% веса и реализуются по цене 110 руб. за одну тонну. Цеховые расходы составляют 270%. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования принять в размере 150%, дополнительную заработную плату – 15%, отчисления на социальные нужды – по установленному нормативу.
Задача 5. Выпуск товарной продукции на предприятии увеличился в плановом периоде на 15%, что привело к относительному сокращению условно-постоянных расходов, а следовательно, к снижению себестоимости продукции. Основные показатели приведены в таблице 1.3 Таблица 1.3
Исчислите сумму условно-постоянных расходов по видам затрат в базисном году, относительную экономию за счёт сокращения условно-постоянных затрат. Задача 6. Чёрный вес изделия – 35 кг. Цена штампованной заготовки – 4,17 руб., отходов – 80 руб. за одну тонну. Сумма расценок по операциям обработки изделия составляет 10,9 руб. Общепроизводственные расходы по смете составляют 320%, общехозяйственные – 110%. Дополнительная заработная плата – 20%, отчисления на социальные нужды – по установленному нормативу. Определите производственную себестоимость изделия. Задача 7. Используя исходные данные таблицы 1.4, определите, как изменится себестоимость товарной продукции за период, если объём продаж возрастёт на 20%, а среднегодовая стоимость основных фондов увеличится на 5%. Таблица 1.4 – Исходные данные
Задача 8. В механическом цехе изготовлено 2 200 валов и 1500 втулок. Основная заработная плата за изготовление одной втулки – 240 руб., одного вала – 130 руб. Определите сумму цеховых расходов, подлежащих включению в себестоимость каждой детали, если общая их величина составляет 1 162,8 тыс. руб.
Задача 9. Стоимость материалов для изготовления машины – 391 руб.; транспортно-заготовительные расходы – 15%.; возвратные (реализуемые) отходы – 10,1 руб. Основная заработная плата производственных рабочих – 99,2 руб., дополнительная – 20%. Расходы: на содержание и эксплуатацию оборудования– 192%; цеховые – 7%, общехозяйственные – 48%, внепроизводственные – 0,7%. Отчисления на социальные нужды принять по установленному нормативу. Определите цеховую, производственную и полную себестоимость машины.
Задача 10. Затраты на сырьё и материалы во II квартале года по сравнению с I возросли на 40%, и был изменён объём производства и реализации продукции. Прочие составляющие переменных издержек производства, приходящихся на единицу продукции, остались неизменными, удельные совокупные издержки выросли на 22,8 руб.; общие постоянные расходы не изменились. В I квартале удельные совокупные издержки производства составили 98,2 руб., а удельные издержки – 30,2 руб. Доля затрат на сырьё и материалы в структуре себестоимости в I квартале составила 70%. Определите, на сколько процентов был изменён объём производства.
Задача 11. В I квартале произведено 10 тыс. изделий по цене 90 руб. за единицу. Постоянные расходы составляют 180 тыс. руб., удельные переменные расходы – 60 руб. Во II квартале планируется увеличить прибыль на 10%. На какую сумму для этого необходимо произвести продукции? Задача 12. По данным таблица 1.5 определите все виды себестоимости изделия. Таблица 1.5 – Исходные данные
Транспортно-заготовительные расходы предприятия составляют 20%; дополнительная заработная плата – 20%; отчисления на социальные нужды – по установленному нормативу.
Задача 13. На предприятии за счёт совершенствования технологии производительность труда планируется повысить на 10%, заработную плату – на 3%. Удельный вес заработной платы в структуре себестоимости продукции составляет 30%. Рассчитайте, как это отразится на себестоимости продукции. Задача 14. Определите расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, цеховые, общехозяйственные и внепроизводственные расходы, приходящиеся на одно изделие, а также все виды себестоимости изделия, используя исходные данные (таблица 1.6). Таблица 1.6 – Исходные данные
Дополнительная заработная плата на предприятии составляет 20%, отчисления на социальные нужды – по установленному нормативу. Задача 15. Предприятие предполагает в плановом периоде увеличить объём выпускаемой продукции на 10% за счёт роста производительности труда. Стоимость основных фондов при этом не изменится. Коэффициент реагирования затрат равен единице. На основании сметы затрат предприятия за отчётный период (таблица 1.7) определите: а) относительную экономию на условно-постоянных расходах; б) новый уровень затрат на производство и экономию при увеличении средней заработной платы на предприятии в 2 раза.
Таблица 1.7 – Исходные данные
Задача 16. Определите процент снижения себестоимости продукции за счёт относительной экономии на условно-постоянных расходах при условии увеличения объёма производства товарной продукции на 15% в плановом периоде, используя исходные данные таблицы 1.8. Неуказанные затраты считать переменными. Таблица 1.8 – Исходные данные
Задача 17. В плановом периоде предприятие предполагает за счёт модернизации оборудования увеличить объём продаж на 20%. При этом среднегодовая стоимость основных фондов увеличится на 5%. Коэффициент реагирования затрат принять равным единице. Используя исходные данные таблицы 1.9, определите: а) изменение себестоимости товарной продукции за период; б) снижение себестоимости продукции за счёт экономии на условно-постоянных расходах. Таблица 1.9 – Исходные данные
Оставшаяся часть затрат (не указанная в таблице 1.9) приходится на экономический элемент «Основные материалы», полностью состоящий из условно-постоянных затрат.
Задача 18. За счёт совершенствования технологии производства продукции в плановом году предприятие предполагает повысить производительность труда. Это будет сопровождаться ростом заработной платы. Используя данные таблицы 1.10, определите, как отразятся предполагаемые изменения на себестоимости продукции.
Таблица 1.10 – Исходные данные
1.5 Литература по теме
1. Афитов Э. А. Планирование на предприятии: учеб пособие / Э. А. Афитов. – Минск: Вышэйшая школа, 2001. – 285 с. 2. Мяснянкина О. В. Экономика предприятия: учеб. пособие / О. В. Мяснянкина, Б. Г. Преображенский. – М.: КНОРУС, 2008.– 192 с. 3. Николаева С. А. Принципы формирования себестоимости / С. А. Николаева. – М.: Аналитика-Пресс,1997. – 144 с. 4. Николаева С. А. Особенности учёта затрат в условиях рынка: система «Директ-костинг». Теория и практика / С. А. Николаева. – М.: Финансы и статистика, 1993. – 128 с. 5. Шепеленко Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учеб. пособие / Г. И. Шелепенко. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2000. – 544 с. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРОДУКЦИЮ
План семинарского занятия
1. Роль и функции цены продукции. 2. Элементы цен. Основные факторы ценообразования. 3. Виды цен. 4. Методы ценообразования на продукцию современных предприятий. 5. Методы распределения косвенных производственных издержек. 6. Планирование предельных (минимальных) цен с помощью графика безубыточности.
Пример Предприятие планирует выпустить новое изделие себестоимостью 5 000 руб. и рентабельностью 25 %. Определите цену нового изделия методом полных затрат. Решение: Цизд = 5 000 + 0,25 ∙ 5 000 = 6 250 руб. 1.2 Расчёт цены по методу средние рыночные стандартные издержки плюс прибыль. Основой расчёта являются средние издержки производства плюс наценка. Последняя варьируемая в широких пределах в зависимости от вида товара. Например, в США применяются наценки на табачные изделия – 20 %, фотокамеры – 28%, книги – 34%, женские платья – 41 %, в розничной бакалейной торговле наибольшие наценки делают на кофе, консервированные молочные продукты и сахар, достаточно высокие – на замороженные продукты, желе и некоторые консервы. Наценки колеблются в широких пределах. Например, на те же самые замороженные пищевые продукты наценки составляют 13 – 53 %. Эта разница зависит от объёма продаж, скорости оборачиваемости товарных запасов и др. Но самое главное, наценка должна учитывать особенности текущего спроса и конкуренции. Рыночные издержки формируются по группе товаров (услуг) аналогичных потребительских свойств. Пример использования данного метода Сделаем несколько допущений. Эластичность спроса от средней цены до более высокой равна – 0,2, до более низкой – 0,6. Предположим, что указанный в таблице 2.1 объём продаж ожидается при продаже по цене за единицу: Таблица 2.1 – Расчёт прибыли при различных вариантах цен, руб.
Из данной таблицы видно, что при разных комбинациях цен можно получить различные итоговые прибыли, и даже убыток. В реальной жизни просматриваются все возможные варианты и останавливаются на том, который даёт наилучший результат. Для таких расчётов лучше использовать соответствующее программное обеспечение. 1.3 К методам ценообразования на основе издержек производства относится расчёт цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. В данном случае предприятие стремится к установлению такой цены, которая обеспечивает ему желаемый объём прибыли. Основой расчёта является построение графика безубыточности (рисунок 2). млн руб. 12
- переменные расходы 9 - общие расходы (себестоимость) - постоянные расходы - выручка от реализ. продукции
600 800 Объём производства Q, шт. Рисунок 2 – График безубыточности для определения цены товара График показывает, что при цене товара 15 руб. (из расчёта, что будет продано 800 тыс. шт. на сумму 12 млн руб.) предприятие достигнет безубыточности при продаже 600 тыс. шт., а желаемая прибыль в 3 млн руб. будет получена при продаже 800 тыс. шт. Если же предприятие назначает цену за товар 20 руб., то для получения желаемой прибыли ему не надо продавать так много товара. Однако следует иметь в виду, что при более высокой цене товар может не пользоваться спросом.
2. Экономические методы определения цен Фирмы часто испытывают необходимость в проектировании и освоении производства такой продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий. Существует ряд методов определения цен на такую продукцию в зависимости от уровня её потребительских свойств с учётом нормативов затрат на единицу параметра.
Метод удельных показателей При данном методе цена нового изделия Цн рассчитывается по формуле где Цб – цена базисного изделия, Пб – величина параметра базисного изделия, Пн – величина параметра нового изделия. Например, разработан двигатель мощностью 20 кВт. В качестве базисов берётся аналогичный двигатель, но мощностью 10 кВт по цене 210 000 руб. Пб = 10 кВт, Пн = 20 кВт. Тогда цена нового двигателя составит (210 000/10) × 20 = 420 000 руб. Этот метод несовершенен. Он игнорирует все другие потребительские свойства изделия и применим только для товаров с несложной конструкцией и характеризующихся одним потребительским параметром.
2.2 Метод регрессионного анализа этот метод применяется для определения зависимости цены от изменения нескольких технико-экономических параметров продукции: Ц = F(Х1, Х2,…, Хn), где Х1, 2,…,n – параметры изделия. Количественная зависимость между изменениями результативного (Ц) и факторных (Хj) признаков находится на основе метода регрессионного анализа. Пример: Для бумаги определённого назначения статистическими методами установлена регрессионная зависимость: Ц = -56,5 + 0,38х1 + 0,67х2, где х1 – масса 1 м2; х2 – белизна, %. Предприятие намерено выпускать новый для себя вид продукции с параметрами: х1 = 110 г/м2 и белизной – 80 %. Тогда в качестве базовой цены следует принять Ц = - 56,5 + 0,38 × 110 + 0,67 × 80 = 38,9 (руб./м2). Балловый метод Суть метода состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определённое число баллов, суммирование которых даёт оценку технико-экономического уровня изделия. Цена данным методом рассчитывается так: 1. Определяется цена одного балла: 2. Определяется цена нового изделия:
где Цб – цена базисного изделия; Ббi – балловая оценка i-го параметра базового изделия; Бнi – балловая оценка i-го параметра нового изделия; Ц| – цена одного балла; Vi – весомость параметра; Например, фирме необходимо рассчитать отпускную цену на новый автомобиль:
Цена базовой модели 435 000 руб. Тогда: 1. Цена балла 2. Цена нового автомобиля руб. Агрегатный метод Суть данного метода заключается в суммировании (вычитании) цен отдельных конструктивных частей изделий, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли:
Цена нового узла может быть вычислена методом прямого счёта: где Цi констр.элементов – цена отдельного конструктивного элемента, руб.; Цбаз – цена базового элемента, руб.; Цуз.ан – цена заменяемого (аннулируемого) элемента, руб.; Цнов.уз – цена добавленного элемента, руб. Предположим, изделие стоило 18 000 руб. к нему добавили ещё один узел, стоимость изготовления и монтажа которого на выпускаемом изделии составляет 2 000 руб. Тогда при рентабельности 15 % к себестоимости, цена нового изделия должна быть равна: 18 000 + 2 000 × 1,15 = 20 300 руб. 2.5 Метод структурной аналогии основан на знании удельного значения некоторых с
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.20.132 (0.011 с.) |