Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предельная производительность и издержки производства

Поиск

Предельная производительность - основополагающее понятие в теории предельной производительности, возникшей в конце XIX в. Разработка ее положений связана с именем Дж. Б.Кларка (США); в ее создании участвовали также А. Маршалл, Ф. Уикстид (Великобритания). В теории предельной производительности выдвигается положение, что стоимость продукции создается тремя основными производственными факторами: трудом, капиталом и землей. Каждый из них участвует в процессе производства стоимости, и поэтому все они в равной мере являются производительными. Участие каждого фактора в создании стоимости определяется его предельной производительностью, т. е. величиной создаваемого им предельного продукта, под которым понимается прирост продукции, полученной в результате увеличения данного производственного фактора на единицу при неизменной величине всех остальных факторов.Понятие предельного продукта предполагает, что в неизменных технических условиях последовательное увеличение одного из производственных факторов на единицу при неизменной величине других ведет к снижающемуся приросту продукции. В неоклассической теории это положение называется законом убывающей производительности последовательных затрат. Согласно этому закону применение каждого фактора зависит от соотношения цен предельного продукта и единицы фактора, на который относится данный предельный продукт (одного рабочего, одной производственной установки, единицы земельной площади и т.д.). Когда наступает равновесие, дальнейшее увеличение затрат фактора становится нерентабельным.Предполагается, что закон убывающей производительности может действовать лишь в условиях совершенной конкуренции: если нет препятствий для конкуренции и относительные цены факторов изменяются в соответствии с изменениями предельной производительности, то заработная плата, процент, рента и будут ценой факторов производства, совпадающей с их предельной производительностью. Стоимость продукции определяется как сумма произведений количества каждого из производственных факторов на его предельную производительность; слагаемые суммы функционально определяют долю факторов при распределении общественного продукта, что в математической форме может быть представлено в виде производственной функции: Y = R (К, L, N), где Y - продукция, К - капитал, L - труд, N – земля. Издержки производства — это расходы, денежные траты, которые необходимо осуществить для создания товара. Для предприятия (фирмы) они выступают как оплата приобретенных факторов производства. Такого рода расходы покрывают оплату материалов (сырья, топлива, электроэнергии), заработную плату работников, амортизацию, расходы, связанные с управлением производством. При продаже товара предприниматель получает денежную выручку. Одна часть ее компенсирует издержки производства (т.е. затраты денег, связанные с производством товара), другая дает прибыль, то, ради чего организуется производство. Это значит, что издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли. Таким образом, издержки производства — это затраты на производство данной готовой продукции, в отличие от единовременных затрат, связанных с авансированием капитала, который нужен для первоначальной организации производственного процесса.Альтернативные «явные» и «неявные» издержки. Большую часть издержек производства составляет использование производственных ресурсов. Если последние применяются в одном месте, то не могут использоваться в другом, так как обладают такими свойствами, как редкость и ограниченность. Например, деньги, израсходованные на покупку домны для производства чугуна, не могут одновременно быть истрачены на производство мороженого. В результате, используя какой-нибудь ресурс определенным образом, мы теряем возможность использовать этот ресурс каким-нибудь другим образом. Альтернативные издержки — это издержки на производство товара, оцененные с точки зрения потерянной возможности использования тех же ресурсов в других целях. В число альтернативных издержек, с которыми сталкиваются фирмы, входят выплаты рабочим, инвесторам, а также владельцам природных ресурсов. Все эти выплаты осуществляются с целью привлечь факторы производства, отвлекая их от альтернативных вариантов применения.С точки зрения экономики альтернативные издержки можно разделить на две группы: «явные» и «неявные».Явные издержки — это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.В число явных издержек входят: заработная плата рабочих (денежный платеж рабочим как поставщикам фактора производства — рабочей силы); оплата транспортных расходов; коммунальные платежи (свет, газ, вода); оплата услуг банков, страховых компаний; оплата поставщиков материальных ресурсов (сырья, полуфабрикатов, комплектующих).Неявные издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, т. е. неоплачиваемые издержки. Экономические и бухгалтерские издержки. Издержки производства, включающие нормальную или среднюю прибыль, представляют собой экономические издержки.Экономическими или вмененными издержками в современной теории считают расходы фирмы, осуществленные в условиях принятия наилучшего хозяйственного решения по использованию ресурсов. Это тот идеал, к которому фирма должна стремиться. Безусловно, реальная картина формирования общих (валовых) издержек несколько иная, так как любой идеал является труднодостижимым, Внутренние издержки — это связанные с использованием собственной продукции, которая превращается в ресурс дальнейшего производства фирмы. Внешние издержки — это затраты денег которые осуществляются для приобретения ресурсов, являющихся собственностью тех, кто не относится к владельцам фирмы.Издержки, которые фирма несет при производстве заданного объема продукции, зависят от возможности изменения количества всех занятых ресурсов. Постоянные издержки — это издержки, не зависимые в краткосрочном периоде от того, сколько фирма производит продукции. Они представляют собой издержки ее постоянных факторов производства.Постоянные издержки связаны с самим существованием производственного оборудования фирмы и должны быть поэтому оплачены, даже если фирма ничего не производит. Фирма может избежать издержек, связанных с ее постоянными факторами производства, только полностью прекратив свою деятельность. Постоянные издержки, которых нельзя избежать даже при прекращении деятельности, называются невозвратными издержками. Затраты на аренду помещения для офиса фирмы относятся к постоянным издержкам, которые не являются невозвратными, так как фирма может избежать этих затрат, прекратив свою деятельность. Но если фирма временно закрывается, она может уклониться от оплаты за любой переменный фактор производства. Переменные издержки — это издержки, которые зависят от объема выпуска продукции фирмы. Они представляют собой издержки переменных факторов производства фирмы.К ним относятся затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги и т.д. Большая часть переменных издержек, как правило, приходится на затраты труда и материалов. Так как затраты переменных факторов увеличиваются по мере роста выпуска продукции, то и переменные издержки растутс ростом выпуска.Итак, общие (валовые) издержки на произведенное количество товаров— это все издержки на данный момент времени, необходимые для производства того или иного товара.Для того чтобы более четко определить возможные объемы производства, при которых фирма обезопасит себя от чрезмерного роста издержек производства, исследуется динамика средних издержек.Чтобы понять, является ли выгодным производство дополнительной единицы продукции, необходимо сравнить между собой последовавшее бы за этим изменение дохода с предельными издержками производства.Предельные издержки — это издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.

Конкуренция и монополия

Конкуренция (от лат.Конкуриро – сталкиваюсь) – борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях получения максимальной прибыли.Конкуренция – это важнейший элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночных отношений в производстве и сбыте продукции. Функции конкуренции: эффективное распределение ограниченных ресурсов в соответствии с потребностями общества;стимулирование эффективности производства. Стремление удержаться на рынке, максимизировать свою выгоду заставляет предпринимателей совершенствовать производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства;распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства;установление равновесной рыночной цены. Типы конкурентного поведения: Добросовестная конкуренция. Конкуренция, которая ведёт к выигрышу потребителя и выражается в повышении качества продукции, снижении издержек производства. Потребитель получает более разнообразную продукцию лучшего качества по более низким ценам. Недобросовестная, нечестная конкуренция. Укрепление рыночного положения фирмы, связанное с использованием нерыночных методов конкурентной борьбы: Продажа по цене ниже себестоимости; Установление дискриминационных цен или коммерческих условий; Ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение потребителей о характере или качестве товара; Недобросовестное копирование товаров конкурентов, незаконное использование товарного знака; Нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров; Коммерческий шпионаж и т.п. Методы конкурентной борьбы: Ценовая конкуренция: борьба между производителями за сверхприбыль посредством уменьшения издержек производства и снижения за счёт этого цен без изменения ассортимента и качества товаров; использование ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках производства. Неценовая конкуренция: повышение качества продукции путём совершенствования технических характеристик товаров; улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя; производство товаров-заменителей; улучшение обслуживания покупателя, послепродажный сервис; использование массовой рекламы и т.п. В зависимости от степени развитости конкуренции и методов конкурентной борьбы различают два типа рынка: совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции. Совершенная конкуренция. Для рыночной структуры этого типа характерно: наличие на рынке значительного числа продавцов и покупателей; незначительная доля объема предложения со стороны отдельного продавца, что не позволяет ему влиять на рыночную цену (в условиях совершенной конкуренции отдельная фирма выступает как ценополучатель); продажа всеми продавцами однородной, стандартной, унифицированной продукции; одинаковая информация о положении дел на рынке для всех участников рынка (продавцов и покупателей); мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из неё. Рынок, который соответствует всем этим условиям, называется «совершенным», или «свободным». В условиях такого рынка продавцы не могут влиять на рыночную ситуацию и должны приспосабливаться к ней. Невозможность воздействовать на цену заставляет конкурирующие фирмы для сохранения или улучшения своей позиции на рынке снижать издержки производства, повышать качество продукции, использовать другие неценовые методы конкурентной борьбы. Совершенная конкуренция была характерна для рыночной экономики середины XIX в. Однако конкуренция объективно ведет к концентрации производства и капитала на крупных предприятиях и возникновению монополий, разрушающих конкуренцию. В современных условиях совершенная конкуренция скорее исключение, чем правило. Сегодня наиболее близки к рынкам совершенной конкуренции рынки сельскохозяйственной продукции, ценных бумаг, валюты и т.п. В конце XIX – начале XX в. происходит интенсивный процесс монополизации производства и рынков, в результате условия совершенной конкуренции нарушаются и формируется рынок несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция – тип рыночной структуры, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Фирмы, функционирующие на рынке несовершенной конкуренции, обладают монопольной (рыночной) властью – возможностью, увеличивая или сокращая объемы продаж, воздействовать на цены товаров с целью повышения прибыли. В зависимости от причин и путей монополизации рынка различают несколько типов монополий. Типы монополий. Монополия (от греч.моно – один, полео - продаю) – в широком смысле слова – господствующее, доминирующее положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности. Искусственная монополия – монополия, возникающая в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, в результате происходит концентрация производства и сбыта на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединению, слияниям, заключению соглашений, определяющих объемы выпуска продукции, рынки сбыта, цены и нарушающих нормальное функционирование рыночных механизмов. Естественная монополия. Технологические особенности производства, обусловливающие меньшие издержки производства на данном крупном предприятии, чем на множестве мелких (водо-, газо-, электроснабжение, телефонная связь и т.п.), порождают технологическую или естественную монополию – состояние рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологического преимущества крупных производств эффективнее в условиях отсутствия конкуренции. Естественная монополия возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение издержек производства и при этом товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. Временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом, возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения. Государственная монополия, базирующаяся на исключительном праве государства, например, на регулирование и предложение денег, производство некоторых общественных товаров покупку вооружения и т.п. Случайная монополия - результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно поддерживается. Модели рынка несовершенной конкуренции: чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция. Кроме этих трёх основных типов несовершенной конкуренции, существуют и другие, например: Монопсония - рыночная ситуация, при которой множеству продавцов противостоит один покупатель, имеющий возможность воздействовать на цены; Монополия, использующая ценовую дискриминацию (изменение цены в зависимости от количества приобретаемого блага, дифференциация цен по группам потребителей, территориям, времени и т.п.); Двусторонняя монополия – рыночная ситуация, при которой монополист-продавец противостоит монополисту-покупателю; Дуополия – рыночная ситуация, при которой в отрасли функционируют лишь две монополии и др.Чистая монополия. Чистая монополия-это рыночная структура, при которой товар, не имеющий близких заменителей, продаёт один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей. Признаками монопольного положения являются концентрация в одних руках всего объема продаж на рынке и возможность в силу этого устанавливать монопольные цены и получать монопольную прибыль. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. Предпосылками возникновения чистой монополии являются:производство уникальной продукции (отсутствия близких заменителей); наличие низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба;исключительное право доступа к каким-либо природным ресурсам;наличие государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак и т.п.Все эти факторы позволяют обладающей ими фирме занять доминирующее положение на рынке и являются препятствиями для проникновения на данный рынок других фирм.

Конкуренция – борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара в целях получения максимальной прибыли. Конкуренция это важнейший элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночных отношений в производстве и сбыте продукции. Виды конкуренции: 1) Предметная – вид конкуренции, при котором конкурируют аналогичные товары, (например, легковые автомобили нашей фирмы и легковые автомобили фирм-конкурентов); 2) Видовая – вид конкуренции, при котором конкурируют товары одного типа применения (например, автобусы, троллейбусы, трамваи); 3) Функциональная – вид конкуренции, при котором конкурируют товары, призванные выполнять определенную функцию, (например, перевозку пассажиров, т.е. самолеты, пароходы, железнодорожный транспорт и т.д.). Виды монополии: Монополия — фирма или ситуация на рынке, на котором действует такая фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первыми в истории создавались монополии сверх санкций государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п. 1) Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги). 2) Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. 3) Чистая монополия — ситуация, когда нарынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг. 4) Конгломерат - (Концерн, в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (например: в России ЗАО «Газметалл»). 5) Закрытая монополия. - Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав. 6) Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении)нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией. 7) Искусственная монополия. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка: создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм; ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям; создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии; применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства); "забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой. 8)Случайная монополия – результат ограниченной во времени привычки спроса над предложением, позволяющей продавцу повышать цену. Случайная монополия может перерасти в искусственную если дефицит сознательно поддерживается. Экономический вред монополии: В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Однако полностью обойтись без монополий нельзя: естественные монополии практически незаменимы, когда особенности используемых ими факторов производства не позволяют наличия более одного владельца, либо ограниченность ресурсов ведёт к объединению их владельцев. Так или иначе отсутствие конкуренции душит развитие отрасли в долгосрочном периоде, поскольку монополия создает наибольшую неэффективность ресурсов, нежели фирмы других видов несовершенной конкуренции или почти совершенные конкуренты. Монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли (MR=MC), что приводит к неэффективности распределения, когда произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно конкурентным. Отрицательные стороны монополии: 1) Увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства 2) "Эксплуатировать потребителей", завышая цены против их равновесного уровня, сокращая ассортимент продукции по сравнению с рынками, где действуют конкурентные фирмы 3) Тормозить внедрение достижений НТП (монополии имеют возможность получать высокие прибыли и без совершенствования производства); 4) Ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства. Подобные действия монополий приводят к менее эффективному по сравнению с совершенной конкуренцией распределению ограниченных ресурсов общества, порождая потери общества в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.237 (0.014 с.)