Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Товарное производство. Теория стоимостиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные вопросы 1. Понятие, предпосылки и этапы развития товарного производства 2. Товар и его свойства 3. Трудовая теория стоимости 4. Теория предельной полезности о ценности товара Понятие, предпосылки и этапы развития товарного производства Товарное производство – это производство для обмена. Обмен – отношение между собственниками вещей, в котором каждый присваивает чужую вещь посредством и при условии отчуждения собственной. Не всякий переход вещи из рук в руки или смена ее собственника является обменом. И не всякое производство является товарным. Эти отношения возникли на определенном этапе развития общества и претерпели значительное изменение. Сегодня они имеют весьма многообразные формы своего проявления. Предпосылками товарного производства являются: 1) общественное разделение труда (производители специализируются на изготовлении различных продуктов и создают их не для своего личного потребления, а для других людей); 2) обособление производителей как собственников средств производства. Разделение труда имело место в общине, но ее члены не обменивались товарами, поскольку не были обособленными собственниками средств производства. Так же и на капиталистической фабрике: рабочие не обмениваются продуктами труда, как товарами, поскольку не являются их обособленными производителями. На ранних этапах развития общества производство носило натуральный характер, то есть продукт предназначался не для обмена, а непосредственно для потребления. Так обстояло дело не только в первобытных общинах, но и в рабовладельческом и феодальном обществах. Постепенно с развитием разделения труда образовывались излишки продуктов, которыми стали обмениваться. Однако длительное время основная часть продукта не принимала форму товара. Затем, с дальнейшим разделением труда в животноводстве и земледелии, появлением и развитием ремесла, развитием отношений частной собственности сформировался и стал расти слой производителей, который изготовлял для обмена уже основную часть своей продукции. Это и означало возникновение товарного производства. Его первой формой было простое товарное производство, – такое, при котором сам производитель является собственником средств производства и не использует наемный труд (крестьяне, ремесленники). Простое товарное производство возникло еще в глубокой древности. Оно имело место и в общине в период ее разложения, и в рабовладельческом и феодальном обществах, сохраняется оно и в современном обществе; но оно всегда было и остается подчиненным экономическим укладом, не определяющим характера экономического строя общества. Развитой формой товарного производства является капиталистическое товарное производство. Оно предполагает наличие двух классов: класса наемных работников и класса капиталистов - собственников средств производства, использующих наемный труд. В капиталистическом товарном производстве становится товаром рабочая сила, то есть способность людей к труду. Товарное производство приобретает всеобщий характер – подавляющая масса продуктов производится как товары. Объектом товарных отношений становится все, что имеет какую-либо ценность: земля и ее недра, знания, информация, честь и совесть, даже тело. Капиталистическое производство стало господствующим укладом общества в 19 веке, вытеснив с этой роли феодальные отношения. С дальнейшим его развитием в нем стали появляться и усиливаться элементы отрицания товарного хозяйства – элементы общественного регулирования и народнохозяйственной планомерности, связанные с повышением роли государства в экономике и заменой свободной конкуренции на государственно-монополистическое регулирование экономики. Если предположить социалистическую экономику, то в ней происходит отрицание товарного характера производства, хотя экономические отношения и сохраняют черты товарного производства и обмена. Преодолевается обособление производителей как собственников средств производства, поскольку господствующей формой собственности становится общественная собственность. Производство для обмена сменяется производством для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества, ведущимся по общему плану. Место обмена занимает планомерное распределение ресурсов и продуктов, находящихся в собственности всего общества. Производство приобретает непосредственно общественный характер, дальнейшее развитие которого ведет к постепенному преодолению остающихся черт товарных отношений. В структуре современной рыночной экономики, в том числе – российской, присутствуют различные разновидности товарного производства, отличающиеся друг от друга прежде всего формой собственности на средства производства и способом соединения работников со средствами производства. Среди них выделяется два основных типа товарного производства: простое товарное производство и капиталистическое производство. Простое товарное производство представлено мелким (некапиталистическим) товарным производством и коллективно-трудовым товарным производством, которые играют роль подчиненных хозяйственных укладов. Капиталистическое же производство является господствующим типом товарного производства и выступает в следующих основных формах: индивидуальное капиталистическое производство, корпоративное капиталистическое производство, товарное производство в государственном секторе экономики. Кроме того, в структуре современной рыночной экономики имеют место различные промежуточные (переходные) формы, сочетающие в себе черты разных типов товарного производства. Своими отличительными особенностями обладает товарное производство в условиях наличия монополизма на рынке. Особые моменты в функционировании товарного производства обусловливаются также постиндустриальными тенденциями и процессами глобализации экономики. Оба основных типа товарного производства, как и их разновидности, а также промежуточные (переходные) формы, свойственные современной рыночной экономике, наряду с особенностями, обладают общими чертами товарного производства вообще – строя обособленных производителей, связанных общественным разделением труда, подчиняются общим законам и закономерностям товарного производства. Товарное производство является той экономической формой, из которого и на основе которого выросло капиталистическое производство. Кроме того, товарное производство есть наиболее общая черта основных типов ведения хозяйства, свойственных рыночной экономике. Поэтому исходный пункт анализа отношений современной экономики образует изучение товарного производства. Товар и его свойства Товар – это прежде всего продукт труда, произведенный для обмена. На основе товарного производства приобретают форму товаров, то есть становятся объектами обмена, купли-продажи, как уже говорилось, не только продукты труда, но и другие, самые разнообразные ценности – рабочая сила, земля, знания. Товар обладает потребительной стоимостью, или полезностью, то есть способностью удовлетворять те или другие потребности людей[8]. Кроме того, товар всегда обладает меновой стоимостью, то есть способностью обмениваться в определенной пропорции на другие товары. Чем больше меновая стоимость товара, тем к большему объему других товаров он приравнивается в обмене. Обмениваемость товаров друг на друга в определенных пропорциях говорит о том, что они обладают неким общим свойством, соизмеряющим их в процессе обмена и устанавливающим пропорции их обмена. С точки зрения этого свойства, товары отличаются лишь как большие или меньшие его количества. Это свойство называется стоимостью товаров. Стоимость это – не природное свойство товаров, а свойство, которым их наделяет общество в процессе обмена. Ряд российских экономистов считает, что для обозначения свойства, лежащего в основе обмена товаров, лучше подходит термин «ценность», а не «стоимость». Однако термин «ценность» используется людьми не столько для обозначения явления товарных цен, сколько в ином, более широком смысле. Люди ценят здоровье и жизнь свои и близких, дружбу, шутку и многое такое, что не имеет цены. Термин «ценность» может употребляться и в таких значениях, как ценность научных знаний (для понимания и преобразования мира), произведений искусства (для сохранения и развития культуры), чистого воздуха (для обеспечения жизни и здоровья людей), ценность нравственных качеств человека и т.п. В этом случае он отражает отнюдь не цену товаров, а нечто, что не имеет товарной цены в принципе, хотя и ценится людьми. В русском языке используются такие понятия, как духовные ценности, культурные, научные, национальные, исторические и т.п., но нет таких выражений, как «духовные стоимости», «культурные стоимости» и т.д. И ценность жизни – это совсем не то, что «стоимость жизни». Термин же «стоимость» всегда указывает, чего стоит товар, предполагает цену, которую надо заплатить за товар, или по которой его можно продать, т.е. он является категорией именно товарных отношений. В других случаях данный термин обычно вообще не употребляется. Предпосылкой стоимости является наличие у товара потребительной стоимости. Если товар никому не нужен, то его невозможно обменять на другие товары. Однако отсюда не следует, что потребительная стоимость, или полезность, товара определяет его меновую стоимость. Экономика большинства государств современного мира основывается на товарном производстве. Товар выступает элементарной формой богатства и, по выражению К. Маркса, экономической «клеточкой» общества. Вопрос о том, что лежит в основе цены товара и какова природа этой основы, является ключевым вопросом экономической теории. Ответ на него определяет понимание того, что является источником общественного богатства и доходов членов общества, что лежит в основе издержек производства и прибыли, всех других стоимостных категорий. В понимании сущности стоимости товара в современной науке сложились разные концепции, две основные из них – трудовая теория стоимости и теория предельной полезности. Трудовая теория стоимости Трудовая теория стоимости является исторически первой концепцией стоимости. Ее зачатки можно обнаружить еще в рукописях 3-4 веков до нашей эры (Китай: «Гаунь-Цзы», Индия: «Артхашастра»), работах мыслителей средневековья (Ибн-Хальдун). Систематическое изложение трудовой теории стоимости содержится в трудах великих английских экономистов А. Смита и Д. Рикардо. Качественно новым этапом в развитии трудовой теории стоимости явилось марксистское учение о стоимости. В нем, в отличие от экономистов – классиков, стоимость изучается не только с точки зрения ее количественной определенности, а прежде всего – как определенное экономическое отношение, имеющее вещные формы своего выражения, которое возникло с появлением товарного обмена, прошло ряд этапов в своем развитии и продолжает развиваться в систем отношений товарного производства и обмена. Такой подход позволил К. Марксу разрешить ряд противоречий, имевшихся в трудах экономистов – классиков, выяснить закономерности появления и развития денег, понять объективные основы рыночного ценообразования. В трудовой теории стоимости полезность вещей понимается как их объективная способность удовлетворять потребности людей. С категорией «полезность» тесно связана категория «потребительная стоимость». Полезность делает вещь потребительной стоимостью, но полезность обусловлена свойствами вещи, не существует вне вещи. Полезность вещей является результатом действия сил природы и труда человека. Вещи могут обладать различными полезными свойствами, которые познаются людьми и могут быть измерены. «Открыть … многообразные способы употребления вещей, – писал К. Маркс, – есть дело исторического развития. То же самое следует сказать об отыскании общественных мер для количественной стороны полезных вещей»[9]. Потребительная стоимость рассматривается как всеобщая категория, свойственная любым экономическим системам. Выделяется также общественная потребительная стоимость как потребительная стоимость, создаваемая в условиях общественного разделения труда не для удовлетворения личных потребностей производителя, а для удовлетворения общественных потребностей. Полезностью обладают не только вещи, но и другие блага. Полезность труда состоит в его способности создавать полезные вещи, потребительные стоимости. Услуга – это «полезное действие той или иной потребительной стоимости – товара ли, труда ли»[10]. Наряду с определением потребительной стоимости как всеобщей категории, трудовая теория стоимости выделяет ее специфическую роль в товарном производстве, состоящую в том, что она служит носителем меновой стоимости (стоимости). Реализация потребительной стоимости осуществляется только в процессе ее потребления, но всегда в определенной экономической форме, в товарном производстве – посредством обмена товаров (товарного обращения). Если товар никем не куплен, то он не признан и потребительной стоимостью. В отношениях нетоварного производства (натурального, непосредственно общественного) признание продукта труда потребительной стоимостью осуществляется без опосредствования товарным обменом. В условиях товарного производства специфической общественной мерой потребительных стоимостей становится их стоимость. Стоимость понимается как категория товарного производства, как внутренняя мера меновой стоимости товаров, как «то общее, что выражается в меновом отношении, или меновой стоимости товаров» (Маркс)[11]. Главный фундаментальный вывод трудовой теории стоимости относительно стоимости состоит в том, что «труд представляет собою действительное мерило меновой стоимости всех товаров»[12], «полезность не является мерой меновой стоимости, хотя она абсолютно существенна для этой последней. Если предмет ни на что не годен, … он будет лишен меновой стоимости…»[13] Определяя субстанцию стоимости трудом, затраченным на производство товара, трудовая теория стоимости исходит прежде всего из той роли, которую труд играет в жизни и развитии общества, из того факта, что общество при любой его организации в той или иной форме – прямо или опосредствованно – должно распределять общественный труд в соответствии с общественными потребностями, выделять на удовлетворение каждой общественной потребности соответствующе количество общественного труда. Она установила, что в товарном производстве, на всех стадиях его развития, механизмом, обеспечивающим приведение производства в соответствие с общественными потребностями, является регулирование цен законом стоимости, согласно которому стоимость определяется рабочим временем, общественно необходимым для производства товара. Для изучения механизма рыночного ценообразования его необходимо вначале рассмотреть в наиболее общей форме. Это предполагает выбор соответствующего исходного пункта анализа. Таким исходным пунктом могут быть только отношения товарного производства в его наиболее простом и абстрактном виде. Из двух основных типов товарного производства – простого и капиталистического – роли исходного пункта анализа в полной мере отвечает простое товарное производство. Это объясняется тем, что оно является, с одной стороны, наиболее простым и исторически первым типом товарного производства, имеющим место и в современной рыночной экономике, а, с другой, – абстрактным выражением всех тех конкретных разновидностей товарного производства, которые предполагают непосредственное соединение работников со средствами производства. В свою очередь, и отношения товарного производства для выяснения сущности стоимости должны изучаться вначале в наиболее простой форме, в «чистом виде». Для этого используются следующие предпосылки, выражающие условия товарного производства, абстрагирование от которых невозможно без утраты специфики товарного производства. 1) Наличие свободной конкуренции, т.е. беспрепятственного перелива труда внутри отрасли и между отраслями производства. Данная предпосылка отражает тот факт, что свободная конкуренция исторически предшествует образованию субъектов рынка, обладающих монопольной властью, что монополизм вырастает на базе свободной конкуренции. 2) Равенство природных условий производства для всех товаропроизводителей. В создании продуктов труда участвуют, как известно, два фактора – природа и труд. Наличие только природного фактора при отсутствии труда означает исчезновение производства. Труд же может осуществляться и при одних и тех же природных условиях, что дает основание на начальном этапе анализа абстрагироваться от действия природного фактора на процесс формирования стоимости и рассматривать проявление одного главного фактора, выражающего специфику производства, – труда. 3) Обмен товаров ограничивается обменом предметов потребления, а средства производства создаются и расходуются в процессе производства предметов потребления. Основанием для использования данной предпосылки послужило следующее. Производство, как известно, в конечном счете ведется для потребления. На ранних стадиях развития товарного производства производители сами изготовляли средства производства. Цепочку производителей, участвующих в создании предметов потребления – от заготовки сырья до выпуска конечного продукта – можно рассматривать как одного товаропроизводителя. При наличии перечисленных выше предпосылок производство представляет собой прежде всего труд самого производителя. Он является не самоцелью, а средством приобретения продуктов труда других производителей. Цель простого товаропроизводителя – потребление приобретенных через обмен товаров. Прежде чем участвовать в обмене, он должен произвести собственный товар, т.е. найти сферу приложения своего труда, приобрести профессию и квалификацию, выбрать место жительства, определить продолжительность своего рабочего времени и т.п. Раз эти условия его жизнедеятельности определены и товар произведен, то в обмене производитель становится потребителем, выбирающим предметы потребления, обмениваемые на свой товар. Производители как участники обмена сопоставляют приобретаемые товары по их полезности, значимости для своей жизни и с затратами на создание своих товаров и на этой основе совершают потребительский выбор. Допустим, что некоторый товаропроизводитель приобретает предмет потребления А в обмен на свой продукт Б. Это означает, что потребительную стоимость для него имеет продукт А, а товар Б служит лишь средством приобретения последнего. Производитель мог бы изготовлять и другие товары, обменивая на них продукт А, например, В, Г, Д и т.п. Все они, будучи средствами присвоения продукта А, отличаются для него лишь затратами труда, которые требуются для их производства. Наиболее выгодным для него является тот товар, который позволяет посредством обмена получить предмет потребления А с наименьшими затратами труда. Кроме того, производитель мог бы и сам освоить производство продукта А, если оно требует затрат труда, более низких, чем производство любого другого товара, необходимого для обмена на продукт А. Поэтому тот факт, что производитель все же производит товар Б с целью обмена на продукт А означает, что затраты труда на изготовление товара Б для него не превосходят затрат труда на изготовление продукта А, а также любых других продуктов, посредством которых можно приобрести последний. Если это условие нарушается, то производитель меняет сферу приложения труда так, чтобы приобретать нужные предметы потребления с меньшими затратами труда. Таким же образом поступают и другие товаропроизводители. В результате идет перелив общественного труда между сферами и отраслями производства. При этом если труд, в среднем необходимый производителям для изготовления какого-либо товара, больше труда, в среднем необходимого для приобретения этого товара через обмен на другие товары, то производство данного товара становится невыгодным и начинает сокращаться. В противном случае, – когда труд, в среднем необходимый для производства данного товара, меньше труда, необходимого для приобретения его через обмен на другие товары, – изготовление данного товара, наоборот, становится относительно более выгодным и начинает увеличиваться. Общее равновесие в переливе общественного труда при предположенных условиях достигается тогда и только тогда, когда по всем товарам достигается равенство затрат труда, в среднем необходимых для производства товаров и в среднем необходимых для их приобретения через обмен на другие товары. Иначе говоря, состояние общего равновесия при данных предпосылках означает, что посредством обмена товаров обмениваются равные количества труда, в среднем необходимого для их изготовления, а объем производства каждого товара соответствует действительной общественной потребности в нем. Этот труд и образует субстанцию стоимости товаров[14]. Из сказанного следует, что открытый трудовой теорией стоимости закон стоимости выражает сущность условий равновесия перелива общественного труда между отраслями и видами производства в товарном производстве, рассматриваемом в наиболее общем виде. Вместе с тем из сделанных предположений следует также и вывод о постоянном нарушении указанного равновесия. Каждый отдельный производитель стремится улучшить условия своей жизни, т.е. увеличить объем приобретаемых через обмен предметов потребления при тех же или меньших затратах труда. Это побуждает его повышать производительную силу своего труда – путем улучшения потребительских свойств изготавливаемых продуктов и экономии рабочего времени. Объективная заинтересованность в экономии труда реализуется в постоянных усовершенствованиях производственного процесса. На этой основе, с одной стороны, у производителей, обладающих на том или ином временном отрезке более высокой, чем средняя, производительностью труда, образуется избыточная стоимость как разность между общественной и индивидуальной стоимостью товара, а, с другой, – идет постоянное снижение стоимости товаров. Товары, изготовляемые производителями, не улучшающими производственный процесс, постепенно обесцениваются, что ведет к ухудшению условий их жизни, принуждая повышать производительность труда или менять сферу приложения труда. В результате этих процессов происходят постоянные изменения как в стоимости товаров, так и в составе общественных потребностей, что вызывает нарушения рыночного равновесия и соответствующие переливы общественного труда между отраслями и сферами производства. В ходе дальнейшего изучения процесса формирования стоимости идет поэтапное снятие сделанных вначале предпосылок и переход к его рассмотрению во все более конкретном виде. Так, снимается допущение о том, что в качестве товаров производятся не только предметы потребления, но и средства производства. В этом случае производители часть своего продукта обменивают на средства производства и часть – на предметы потребления. Регулирование меновой стоимости товаров их стоимостью, в этом случае будет состоять в том, что стоимость конечного продукта посредством товарообмена распределяется между производителями, участвовавшими в изготовлении товара, в соответствии с затратами труда, в среднем необходимыми для производства изготовленных ими товаров. Если для создания конечного продукта требовались средства производства, то затраты труда, в среднем необходимые для производства этого продукта включает в себя не только труд, требующийся конечному производителю, но и труд по изготовлению средств производства. Стоимость затраченных средств производства тем самым «переносится» на стоимость готового товара, а последняя посредством товарообмена распределяется между всеми производителями, участвовавшими в производстве конечного товара. С развитием общественного разделения труда увеличивается доля средств производства, приобретаемых производителями путем обмена, по сравнению с долей, которую они изготавливают сами. Стоимость конечного продукта делится между все большим числом товаропроизводителей, участвующим в его производстве на разных стадиях. Затраты производителя соответственно выступают в двух формах: 1) затраты продукта (стоимости) на приобретение средств производства; 2) затраты собственного (живого) труда производителя. Доход производителя распадается на доход от живого труда и доход от возмещения стоимости затраченных средств производства. Таким образом, стоимость товара создается живым трудом, но она образуется из затрат живого труда непосредственно в производстве товара (новая стоимость) и стоимости затраченных средств производства (перенесенная стоимость). При этом стоимость товара выражает минимально необходимый уровень средних затрат труда на производство товара. Если бы общественная стоимость товара была ниже минимальных средних затрат труда, необходимых производителям данного товара для его изготовления, то они объективно были бы не заинтересованы в его производстве, а вынуждались бы переключаться на производство других товаров. Этот процесс продолжался бы до тех пор, пока общественная стоимость не сравнялась бы с уровнем минимально необходимых средних затрат труда на создание товара. Если же, напротив, общественная стоимость товара устанавливалась выше минимальных средних затрат, необходимых для производства товара, то у его производителей образовывалась бы избыточная стоимость. А это означало бы, что в переливе труда не достигнуто равновесие. Другие производители стали бы переключаться на изготовление того же товара, что привело бы к исчезновению указанной избыточной стоимости и снижению общественной стоимости товара до уровня минимально необходимых средних затрат труда. Соответствие стоимости товара уровню минимальных средних затрат труда, необходимых для производства товара означает, что предельные затраты труда на производство товара в состоянии равновесия равняются средним затратам. Действие закона стоимости, таким образом, ведет к сближению средних и предельных затрат труда в производстве товаров. Для состояния равновесия, далее, характерно, что производство всех товаров совпадает со спросом на них. Это означает равенство производства и действительных потребностей общества и выделение на производство каждого продукта только общественно необходимых затрат труда, т.е. распределение общественного труда строго в соответствии с действительными потребностями общества. В простом товарном производстве действительные потребности общества выступают в виде совокупности частных потребностей производителей, выраженной в форме рыночного спроса, а общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ) – в форме стоимости товаров, регулирующей производство и обмен товаров. Соответствие пропорций обмена товаров соотношению ОНЗТ, производства – действительным потребностям общества осуществляется не как некое достигнутое состояние, а как процесс постоянного приближения одного к другому. Стоимость товаров регулирует пропорции их обмена, но эти пропорции в каждом отдельном акте обмена, как правило, не соответствуют соотношению ОНЗТ. Как определенное экономическое отношение, стоимость состоит в том, что заключенный в товарах общественный труд выражается в форме потребительной стоимости какого-либо товара, в развитой форме – в виде денег. Цена является денежным выражением стоимости товара (речь идет о продуктах труда), а величина стоимости определяется общественно необходимым трудом, заключенным в товаре. Размер общественно необходимого труда, затраченного на всю массу товаров данного вида, задается общественной потребностью в этом виде товаров. Цена как денежная форма выражения стоимости, согласно трудовой теории стоимости, качественно отличается от стоимости и может количественно совпадать с ней лишь случайно, отклоняясь от нее под воздействием различных рыночных факторов. Трудовая теория стоимости выражает общие условия общественного воспроизводства. Люди направляют созидательный расход своих жизненных сил – труд – прежде всего на создание тех благ, которые имеют бόльшую полезность. Поэтому полезность благ при прочих равных условиях косвенным образом выражается в количестве труда, который посвящается их созданию. Распределение труда по сферам и видам деятельности в соответствии с общественными потребностями всегда осуществляется в определенной экономической форме: прямо – в натуральном, непосредственно общественном производстве; посредством обмена товаров – в товарном производстве. Трудовая теория стоимости изучает специфическую экономическую форму сопоставления затрат и результатов общественного труда, его распределения по отраслям и видам работ в условиях товарного производства. Этим определяются ее исторические рамки. Одним из ключевых положений трудовой теории стоимости является вывод о двойственном характере труда, воплощенного в товаре. Он заключается в следующем. Труд в товарном выступает как конкретный труд и как абстрактный. Как конкретный труд, он создает потребительную стоимость товара; является трудом в конкретной форме, отличной от других видов труда; трудом определенной сложности и интенсивности; выполняющим конкретные операции; характеризуется индивидуальными затратами труда работника, его выполняющего. Его затраты могут быть измерены до обмена товара. Как абстрактный, труд товаропроизводителя является прямой противоположностью конкретного труда. Это – труд, создающий стоимость товара; труд вообще, качественно однородный, сведенный к простому труду нормальной интенсивности, затрата человеческих сил безотносительно к конкретной форме трудовых операций. Это – труд, общественно необходимый для производства товара. И его количество, содержащееся в каком-либо конкретном товаре, измеряется только в форме приравнивания товара к другим товарам в процессе обмена, а не прямо в рабочем времени, что обусловлено самой природой товарного производства. Правильное понимание двойственного характера труда, заключенного в товаре, имеет решающее значение для понимания всей трудовой теории стоимости. Закон стоимости является основным законом товарного производства. Эта роль проявляется в трех основных функциях закона стоимости. 1) Закон стоимости принуждает производителей приводить свое производство в соответствие с действительными потребностями общества. Если, например, производители какого-либо товара допускают перерасход общественного рабочего времени или изготовляют продукции больше, чем необходимо для удовлетворения общественной потребности, то стоимость их совокупной товарной массы будет меньше, чем фактически затраченное ими рабочее время. В результате производители получат от общества труда меньше, чем необходимо для обеспечения им нормальной жизнедеятельности и продолжения процесса производства. Это вынудит их либо сокращать издержки, либо уменьшать объемы производства данного товара и увеличивать производство тех товаров, которых недостает для удовлетворения общественных потребностей. И, наоборот, если какого-либо товара произведено меньше, чем общественная потребность в нем, то его стоимость будет выше затраченного на производство рабочего времени. Это создает условия и стимулы для увеличения производства данного товара, в результате чего оно приводится в соответствие с общественными потребностями. 2) Закон стоимости стимулирует производителей к экономии рабочего времени. Стоимость выражает общественно необходимое рабочее время, затрачиваемое на производство товара. Поэтому производителям, которые допускают перерасход общественного труда, обмен по стоимости не возмещает весь затраченный труд, а следовательно, не обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности и воспроизводства товара. Это принуждает их под страхом разорения снижать издержки производства, экономить общественный труд, повышать эффективность производства. Производители же, достигшие более высокой эффективности производства, чем общественно нормальная на данный момент, получают при обмене по стоимости от общества больше рабочего времени, чем расходуют. Таким образом, закон стоимости не только принуждает, но и поощряет производителей к экономии общественного труда. Он является конкретно-исторической формой проявления закона экономии рабочего времени в условиях товарного производства. 3) Закон стоимости обусловливает тенденцию к имущественной дифференциации товаропроизводителей, обогащению одних и разорению других. Одни производители в силу большей эффективности производства или более благоприятной рыночной конъюнктуры извлекают из обмена дополнительную стоимость и становятся богаче. Другие, напротив, – разоряются, если их товар оказался избыточным на рынке, или уровень издержек и качества их товара стал ниже, чем у конкурентов. Закон стоимости тем самым определяет направление развития товарного производства: создаются предпосылки капиталистического производства – одни производители, разоряясь, лишаются средств производства, другие, обогащаясь, – становятся собственниками средств производства, которые можно использовать для найма работников. Простое товарное производство закономерно перерастает в капиталистическое. Против трудовой теории стоимости, начиная с 19 в., выдвигались самые разнообразные аргументы. Для современной критики трудовой теории стоимости, например, характерно предположение о том, что трудовая теория стоимости рассматривает товарные отношения односторонне, только со стороны производства (предложения, издержек), что она не учитывает спрос, поведение потребителя, который за более полезный товар готов заплатить бóльшую цену, – независимо от того, сколько труда затрачено на производство товара. В действительности же трудовая теория стоимости в исходном пункте анализа товарных отношений уже выделяет две стороны товара: потребительную стоимость и меновую стоимость, причем потребительная стоимость рассматривается раньше, чем меновая стоимость, – как необходимое условие существования последней, ее материальный носитель. Трудовая теория стоимости признает, что при прочих равных условиях за более полезный товар потребитель может заплатить более высокую цену. Вместе с тем она различает понятия стоимости, рыночной цены и индивидуальной оценки товара потребителем. Потребительские оценки оказывают влияние на рыночную цену товара, но сами эти оценки формируются под воздействием рыночных цен на другие товары, зависят от уровня доходов потребителей. Рыночные же цены и доходы выражают прежде всего определенные отношения материального производства, объективным законом которых является закон стоимости. Поэтому они, как и индивидуальные потребительские оценки, могут быть поняты только на основе объективной сущности цены – стоимости. Для исследования стоимости в чистом виде трудовая теория стоимости вначале предполагает равенство спроса и предложения. После того, как субстанция стоимости понята и на этой основе изучен процесс возникновения и развития денег, образования цены как формы выражения стоимости, она переходит к более конкретному анализу цены как формы проявления стоимости, в том числе исследует формирование рыночной стоимости и цены товара как опосредствованное взаимодействием спро<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.163.95 (0.015 с.) |