Модель совершенной конкуренции



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель совершенной конкуренции



В современной экономической теории нередко используется модель совершенной конкуренции.

Эта модель строится на следующих предпосылках:

- На рынке продается однородный товар.

- Число продавцов (производителей товара) достаточно велико и доля каждого из них ничтожно мала, что не дает ни одному из продавцов возможности влиять на уровень цен и объем продаж товара. Каждый из продавцов лишь приспосабливается к тем ценам, которые складываются на рынке независимо от него. Приспособление заключается в выборе объема продаваемого товара.

- Каждый из участников рынка (продавец, покупатель) обладает полной информацией, необходимой для принятия наиболее выгодных решений об объеме продаж, или покупок товара, и всегда принимает такие решения.

В условиях совершенной конкуренции убывающая зависимость объема спроса от цены товара при прочих равных условиях признается всеми экономическими теориями. Однако трактовка сущности этой зависимости неодинакова в разных экономических школах. Две основные принципиально различные трактовки указанной зависимости дают теория предельной полезности и трудовая теория стоимости.

Теория предельной полезности исходит из того, что полезность средств производства (и вообще всех производственных ресурсов) определяется полезностью производимых с их помощью предметов потребления. Поэтому исходным пунктом в этой теории является анализ потребительского рынка, формирование цен спроса на этом рынке.

С точки зрения теории предельной полезности, индивидуальная цена спроса того или иного предмета потребления, как уже говорилось, является денежным выражением его предельной полезности (т.е. предельной ценностью). Если предположить, что количество товара измеряется не целым числом единиц, а любыми положительными числами, а предельная ценность представляет собой непрерывную дифференцируемую функцию от количества товара, то предельную ценность можно рассматривать как производную функции денежного выражения полезности товара.

Кривая индивидуальной предельной ценности товара, согласно теории предельной полезности, совпадает с кривой индивидуального спроса на товар. Это положение обосновывается следующим образом. Если задана цена товара (Р), то потребитель сравнивает ее с предельной ценностью товара (МВ) и увеличивает объем покупки, пока МВР. Если, например, предельная ценность равна 10, а цена – 8, то некоторое увеличение объема покупки даст прирост выигрыша потребителю, поскольку прирост ценности будет выше прироста затрат на покупку. Прирост выигрыша потребителя будет положительным до тех пор, пока предельная ценность товара не сравняется с его ценой. Дальнейшее увеличение объема покупаемого товара приведет к уменьшению выигрыша потребителя, поскольку предельная ценность станет меньше цены.

Рыночный спрос формируется как сумма индивидуального спроса. Если задан уровень цены товара, то каждый потребитель выбирает такой объем покупки, при котором предельная ценность товара сравнивается с ценой. Отсюда делается вывод о том, что предельная ценность товара для всех потребителей в процессе их приспособления к цене товара устанавливается на одинаковом уровне, равном цене. Кривая рыночного спроса образуется как сумма по горизонтали индивидуальных кривых спроса, причем для каждой ее точки выполняется равенство цены и предельной ценности товара для каждого потребителя, участвующего в формировании спроса.

Вывод о том, что кривая спроса есть одновременно и кривая предельной ценности товара, играет в теории предельной полезности основополагающую роль. Однако нетрудно заметить, что, как уже говорилось, цена спроса зависит от цен всех остальных товаров и размера дохода потребителя. Поэтому при внимательном изучении теории предельной полезности оказывается, что в ней цена отдельного товара определяется через цены других товаров, образуются логические порочные круги, в которых отсутствует выход на объективную основу цены.

С точки зрения трудовой теории стоимости, индивидуальная цена спроса определяется стоимостью товаров, которые по своей полезности заменяют дополнительную единицу данного товара. Остановимся на этом подробнее.

О цене спроса можно говорить в том случае, когда объем покупаемого товара задан. Кроме того, цена спроса, как теоретическая модель, предполагает, что доход потребителя и цены всех товаров, кроме одного товара, например, – товара Х, неизменны. Допустим, что qx – количество товара Х; px(qx) – индивидуальная цена спроса на это количество товара Х, т.е. максимальная цена, по которой потребитель (при прочих равных условиях) согласен приобрести заданный объем qx товара Х.

При установлении цены на уровне цены спроса потребителю – при прочих равных условиях – одинаково предпочтительны два варианта выбора:

а) покупка товара Х в объеме qx;

б) покупка Х в объеме qx – 1 (т.е. меньшем на единицу) и использование денежной суммы px(qx) на приобретение некоторого набора других товаров (qy).

Отсюда следует, что px(qx) = qy× py, где: py – вектор цен на товары, выражаемые вектором qy. Поскольку цены товаров выражают их стоимость, то логично предположить, что qy× py выражает стоимость товаров, заменяющих по потребительной стоимости дополнительную единицу товара Х.

Поэтому индивидуальная цена спроса равняется стоимости набора благ, который по своей потребительной стоимости заменяет потребителю дополнительную единицу данного товара. Она растет или снижается вместе с увеличением или снижением стоимости товаров-заменителей.

Чем выше полезность дополнительной единицы товара Х, тем, разумеется, требуется больше других благ для ее замены, тем выше цена этой единицы. Но в то же время цена спроса определяется именно стоимостью заменяющих дополнительную единицу Х благ. Чем она ниже, тем ниже цена спроса и наоборот.

Таким образом, без понимания сущности стоимости невозможно понять цену спроса, и попытки вывести уровни равновесных цен всех товаров на основе их цен спроса или кривых спроса не могут дать ничего, кроме выражения цен одних товаров через цены других.

Поскольку любой денежный доход в конечном счете выражает соответствующее количество затрат труда, то индивидуальная цена спроса, хотя и в превращенной форме, выражает количество труда, которое потребитель согласен отдать ради получения дополнительной единицы данного товара. Она служит своего рода специфической, стоимостной мерой индивидуальной потребительной стоимости предметов потребления в товарном производстве.

Рыночная цена спроса на заданный объем товара формируется на основе индивидуальных цен спроса. Если заданы уровни цен всех товаров, кроме одного, то цена индивидуального спроса на данный товар может быть представлена как функция от объема его покупки: psx = psx (qsх); где: х – индекс товара, s – индекс потребителя. При увеличении количества товара qsх она снижается, а при его уменьшении – возрастает.

Модель рыночной цены спроса может быть сформулирована следующим образом: При рыночной цене спроса для всех покупателей товара выполняется равенство цены товара и стоимости благ, заменяющих его дополнительную единицу товара, а общий объем покупки товара равен его предложению.

Если цена ниже рыночной цены спроса, то это означает наличие дефицита товара, т.е.: , что приведет к повышению цены. И, наоборот, если цена окажется выше рыночной цены спроса, то возникнет избыток товара, т.е.: В этом случае цена начнет падать, пока не сравняется с рыночной ценой спроса. Рыночная цена при заданном объеме предложения товара постоянно стремится к рыночной цене спроса.

Поскольку индивидуальная цена спроса выражает максимальное количество труда, которое отдельный потребитель согласен отдать ради приобретения дополнительной единицы данного товара, рыночная цена спроса в превращенной форме выражает максимальное количество труда, который все потребители данного товара согласны затратить для приобретения его дополнительной единицы. Иначе говоря, она выражает в денежной форме ОНЗТ по условиям потребления товара (ОНЗТ-2).

Рыночные цены спроса на средства производства, в свою очередь, находятся в прямой зависимости от уровня цен спроса на предметы потребления, которые посредством их изготовляются, и, следовательно, служат специфической мерой общественной потребительной стоимости средств производства, денежным выражением ОНЗТ по условиям потребления последних.

Понимание объективной основы цен спроса позволяет понять и суть кривой спроса – графического изображения зависимости объема спроса от уровня цены товара (при прочих равных условиях).

Вернемся к модели индивидуальной цены спроса. Предположим, что цены всех товаров фиксированы и меняется цена только одного товара Х.

Пусть qХ – объем товара Х; р(qХ) – цена индивидуального спроса на товар Х в объеме qХ; р – рыночная цена товара Х.

Тогда при рыночной цене товара выше цены спроса на первую единицу товара Х, т.е. при р > р(1), индивидуальный спрос на данный товар будет отсутствовать. Если цена установится на уровне р(1), то потребителю будет одинаково предпочтительно: покупать одну единицу товара Х или вместо нее покупать ее заменители. Если цена снизится ниже р(1), но будет выше р(2), т.е.: когда р(2) < p < р(1), то индивидуальный спрос на товар будет равен 1. При понижении цены товара до уровня р(2) потребителю будет одинаково предпочтительно: покупать 1 или 2 единицы товара Х. Если уровень цены перейдет в интервал: р(3) < p < р(2), то объем спроса будет равен 2 единицам. И т.д.

В общем случае получаем:

а) если выполняется: р(qХ) < p < р(qХ – 1), то спрос равен qХ;

б) если же: p = р(qХ), то потребитель может выбрать и qХ и qХ – 1 товара Х.

Иначе говоря, кривая индивидуального спроса qХ(р) (см. рис. 2) представляет собой прерывистую линию, состоящую из вертикальных отрезков (цена является ординатой графика, а объем спроса – абсциссой), причем ордината конца каждого предыдущего отрезка совпадает с ординатой начала каждого последующего, и этими ординатами являются цены индивидуального спроса, которые играют роль своего рода каркаса кривой спроса.

Индивидуальную кривую спроса не правомерно было бы рассматривать как выражение кривой предельной полезности товара, поскольку в действительности ее опорные точки (точки разрыва) – цены спроса всецело зависят от стоимости товаров заменителей и меняются при любом изменении последних.

На основе индивидуальных кривых спроса можно построить модель формирования рыночной кривой спроса. Обозначим через индивидуальную кривую спроса s-го потребителя на товар Х, вид которой описан выше. В этом случае объем рыночного спроса будет равен сумме объемов индивидуального спроса: .

Если объем рыночного спроса рассматривать – в силу достаточно большого числа покупателей – для упрощения не как дискретную, а как непрерывную переменную, то зависимость объема спроса от уровня цены и цены спроса от объема приобретаемого товара будет выражаться одной и той же кривой, только в одном случае аргументом будет цена, а функцией – объем спроса; а в другом, – объем покупки – аргументом, а цена спроса – функцией.

При этом сущность кривой рыночного спроса будет состоять в том, что она выражает зависимость между размером общественной потребности в товаре и ОНЗТ по условиям потребления (поскольку кривая рыночной цены спроса выражает зависимость ОНЗТ по условиям потребления от объема товара).

Важно также отметить, что указанная зависимость определяется уровнем цен всех остальных товаров (в конечном счете – уровнем стоимости последних). Она меняется при любом их изменении. Вне цен других товаров данная зависимость совершенно не определена. Поэтому цены спроса могут быть поняты только на основе понимания стоимости товаров, но не наоборот, стоимость не может быть понята на основе цен спроса.

Таким образом, трудовая теория стоимости, в отличие от теории предельной полезности, указывает объективное основание цен спроса.

Формирование предложения товаров в условиях совершенной конкуренции происходит в зависимости от соотношения цен и издержек производства и имеет свои особенности в краткосрочном (коротком) и долгосрочном (длительном) периодах.

Под краткосрочным периодом понимается период, в течение которого предприятие не может изменить техническую базу производства или перейти на выпуск другого вида продукции, поскольку для этого требуется определенное время. Оно лишь выбирает наиболее выгодный, с точки зрения соотношения затрат и результатов, объем продукции данного вида и этим формирует индивидуальное предложение товара. При этом предприятие сопоставляет величину предельного дохода (MR), – т.е. прироста дохода при повышении объема выпуска на единицу, – с величиной предельных издержек (МС). Поскольку в предполагаемых условиях цена считается заданной, то предельный доход будет постоянным и равным цене товара (Р).

В коротком периоде не меняется объем постоянных издержек производства, предприятие может влиять только на уровень переменных издержек, зависящий от объема выпуска продукции.

Если уровень цены продукции меньше минимального уровня средних переменных издержек, т.е.: p < AVCmin, то при любом объеме выпуска доход от продажи продукции будет меньше величины переменных издержек: pq < VC. В этом случае производство товара лишь увеличивает убытки предприятия. Поэтому предприятию выгоднее всего остановить производство.

Если цена сравнялась с минимальными средними переменными издержками, т.е.: p = AVCmin, то единственным объемом производства, при котором размер убытков предприятия не будет возрастать, является тот объем (qm), при котором достигается минимальный уровень средних переменных издержек. В этом случае прирост дохода от производства qm единиц продукции лишь возместить прирост издержек, связанный с выпуском этой продукции. Поэтому при таком уровне цены, с точки зрения выгоды, для предприятия одинаково предпочтительны два варианта: ничего не производить или выпускать продукцию в объеме, равном qm.

При повышении цены над уровнем AVCmin доход от производства продукции может быть выше, чем прирост переменных издержек, требующий для выпуска продукции. В этом случае предприятие увеличивает объем выпуска до тех пор пока прирост издержек не сравняется с уровнем цены товара, т.е. пока не будет выполняться: МС = р.

При этом, если цена ниже минимальных средних издержек, то предприятие не будет получать прибыли, а при превышении ценой этого уровня у предприятия будет образовываться прибыль.

Из сказанного следует, что в коротком периоде объем индивидуального предложения товара равен 0 до тех пор, пока цена не повысится до уровня AVCmin. Это значит, что кривая краткосрочного предложения товара при таком уровне цены располагается на оси цен. При дальнейшем возрастании цены для предприятия наиболее выгоден объем выпуска, при котором достигается равенство: МС = MR = р. Иначе говоря, кривая краткосрочного индивидуального предложения товара совпадает с кривой предельных издержек, начиная с некоторой точки, имеющей координаты: qm, AVCmin. График краткосрочного индивидуального предложения товара изображен на рис. 3.

 

 
 


Р

MC, S

 


AVCmin

 
 

 

 


 

0 qm q

Рис. 3. Общий вид кривой индивидуального предложения конкурентной фирмы в коротком периоде

Рыночное предложение товара представляет собой сумму индивидуального предложения отдельных поставщиков. Поэтому кривая рыночного предложения образуется путем сложения по горизонтали кривых индивидуального предложения. Она имеет аналогичный, восходящий вид. При низком уровне цены предложение товара равно нулю. Затем, при повышении цены до уровня, при котором хотя бы у одного предприятия минимальные средние переменные издержки оказываются выше цены, объем рыночного предложения становится положительным и далее, с ростом цены, увеличивается.

Причем каждая точка этой кривой выражает такой объем рыночного предложения товара, при котором выполняется равенство предельных издержек цене: МС = Р.

На положение кривой предложения в коротком периоде влияют следующие факторы: число производителей в отрасли, уровень цен на используемые предметы труда и рабочую силу, применяемая технология (определяет удельный расход ресурсов на единицу продукции).

Изложенная трактовка формирования предложения товара в коротком периоде разделяется и в трудовой теории стоимости, и в теории предельной полезности, различие между которыми заключается лишь в трактовке сущности предельных издержек.

Предельные издержки выражают прирост величины переменных издержек при увеличении объема выпуска на единицу. К переменным издержкам, как уже говорилось, относятся: затраты на предметы труда и оплату труда работников основного производства (включая налоги на заработную плату).

С точки зрения трудовой теории стоимости, предельные издержки – это прирост капиталистических издержек производства, т.е. величины С + V, выражающей стоимость затрачиваемых факторов производства – средств производства и рабочей силы. С точки зрения неоклассической теории, предельные издержки служат денежным выражением максимальной полезности, которая могла быть создана при ином использовании расходуемых ресурсов.

В длительном периоде, как уже говорилось, предприятия с целью увеличения прибыли могут менять техническую базу производства, свой размер, а также переходить на производство иного вида продукции.

Согласно неоклассике, если у предприятий данной отрасли образуется экономическая прибыль (т.е. прибыль сверх нормальной), то в отрасль будут входит все новые фирмы – до тех пор, пока цена продукта не снизится и экономическая прибыль не станет равной нулю. Если же, наоборот, предприятия отрасли будут получать экономические убытки, то пойдет их отток из отрасли – до тех пор, пока вследствие повышения цены товара убытки не исчезнут. Кроме того, конкуренция заставит все предприятия отрасли снижать уровень издержек производства до уровня минимальных долгосрочных средних издержек, возможный при имеющихся технологиях.

В итоге, как считают неоклассики, в долгосрочном периоде в конкурентной отрасли цена установится на уровне минимальных долгосрочных средних издержек, а кривая долгосрочного предложения будет совпадать с кривой этих издержек.

Если цены используемых в отрасли ресурсов будут не зависеть от объема их потребления в отрасли, то кривая долгосрочного предложения в отрасли будет представлять собой горизонтальную линию, проходящую на уровне: Р = LACmin. См. рис. 4, кривая S. Если же они будут возрастать с увеличением объема потребления ресурсов, то она будет иметь восходящий вид (кривая S1).

При появлении новых, более эффективных технологий или при удешевлении используемых ресурсов эта кривая смещается вправо вниз, что означает повышение рыночного предложения. Если же, наоборот, происходит удорожание ресурсов, то она сдвигается влево вверх (уменьшение предложения).

Поскольку в неоклассической теории к издержкам производства относятся, кроме затрат переменного и постоянного капитала, также процент на капитал и земельная рента (в том числе – «неявные» процент и рента), то цена предложения, по этой теории, складывается из следующих слагаемых:

- амортизация,

- материальные затраты,

- оплата труда (включая налог на заработную плату),

- процент на применяемый капитал,

- земельная рента.

Как было показано выше, ставка процента и рента в неоклассической теории, по сути, количественно не определены. С одной стороны, они обусловливают уровень цен товаров, а, с другой, – их величина обусловливается этим уровнем. Кроме того, рыночная ставка процента постоянно колеблется, и какой ее уровень должен быть взят для определения долгосрочных средних издержек, не ясно. Поэтому и цена долгосрочного рыночного предложения в неоклассической теории не может быть признана количественно определенной.

В трудовой теории стоимости, как это было показано в темах 11 и 16, цена рыночного предложения товара в условиях свободной конкуренции в длительном периоде равна модификации стоимости – общественной цене производства, которая, в свою очередь, соответствует уровню:

1) средней цены производства – в случае, когда природные условия не оказывают существенного влияния на уровень издержек производства предприятий;

2) цене производства в «замыкающих» условиях производства – когда уровень издержек производства зависит от природных условий производства.

В первом случае зависимость объема долгосрочного рыночного предложения от уровня цены, – при постоянстве имеющихся технологий, – будет графически выражаться, как и в неоклассике, горизонтальной линией (рис. 4, кривая S), во втором случае – восходящей линией (рис. 4, кривая S1).

В обоих случаях график долгосрочного рыночного предложения будет выражать ОНЗТ-I (по условиям производства) – прирост затрат общественного труда, необходимый для увеличения объема выпуска продукции на 1 единицу, – но в модифицированной форме цены производства, складывающейся из издержек производства, ренты[57] и средней прибыли: С + V + R + cp∙К. В первом случае этот прирост будет постоянной величиной, во второй – растущей.

Если рассмотреть формулу цены рыночного предложения, предлагаемую неоклассической теорией, в терминах трудовой теории стоимости, то она будет выглядеть следующим образом: С + V + R + i∙К.

Если не считать трактовки сущности издержек производства, то ее отличие от формулы, используемой в трудовой теории стоимости, состоит лишь в том, что в нее входит не средняя прибыль, а процент на капитал. Как уже говорилось ранее, неоклассическая теория не в состоянии выяснить объективную основу ставки процента, поскольку рассматривает ее не с позиции отношений между производителями-собственниками капитала, а как отношение между производителями, с одной стороны, и домашними хозяйствами, с другой. Точно так же неоклассика не в состоянии выявить и объективную основу цен, уравновешивающих межотраслевой перелив капитала, о чем также говорилось выше. Трудовая же теория стоимости не только устанавливает объективную основу средней нормы прибыли, но и доказывает необходимость установления рыночных цен (в условиях свободной конкуренции) на уровне цен производства для равновесия в межотраслевом переливе капитала. Она более адекватно отражает реальные экономические процессы, в том числе – формирование цен рыночного предложения.

Равновесие на рынке товара зависит от множества факторов. Поэтому его рассматривают вначале в «чистом виде», то есть при предположении, что имеет место свободная конкуренция производителей и отсутствует государственное воздействие на уровень цен и объемы продаж в любой форме. Иначе говоря, предполагается, что спрос и предложение формируются только под воздействием цен, а цены свободно колеблются только под влиянием спроса и предложения. Цены, уравновешивающие спрос и предложение товара, называются равновесными. Им соответствует равновесный объем продаж.

Равновесие спроса и предложения изображается в виде пересечения кривых спроса и предложения (рис. 5.) Координаты точки их пересечения выражают равновесный объем продаж (Q*) и равновесный уровень цены (р*).

Состояние равновесия на рынке товара – это такое состояние, к которому тяготеет экономика. Отклонение цены от равновесного уровня, например, в сторону понижения вызывает рост спроса и сокращение предложения. За этим следует дефицит товара, что вызывает повышение цены, увеличение предложения и снижение спроса. В результате равновесие восстанавливается.

И наоборот, противоположные процессы происходят при отклонении цены от равновесной в сторону повышения. Аналогичные процессы происходят при занижении или завышении объема предложения по сравнению с равновесным.

В коротком периоде равновесие спроса и предложения достигается при цене, равной, с одной стороны, цене спроса, а, с другой – предельным издержкам производства товара.

С точки зрения трудовой теории стоимости, это означает, что прирост стоимости затраченных ресурсов, необходимых для создания дополнительной единицы товара, равен стоимости товаров-заменителей данного товара. А с точки зрения неоклассической теории, равновесие в коротком периоде заключается в том, что предельная полезность товара равняется предельной полезности ресурсов, затрачиваемых на изготовление дополнительной единицы товара.

В длительном периоде сущность равновесия на рынке товара, с точки зрения трудовой теории стоимости, состоит в том, что ОНЗТ-I (по условиям производства товара) уравниваются с ОНЗТ-II (по условиям потребления товара). Иначе говоря, затраты общественного труда, необходимые для производства дополнительной единицы товара, становятся равными затратам общественного труда, необходимым для замены этого товара другими товарами. Данное равенство означает также соответствие производства товара действительной общественной потребности в нем.

С точки же зрения теории предельной полезности, равновесие на конкурентном рынке товара в длительном периоде достигается при условии равенства цены, с одной стороны, денежному выражению предельной полезности товара, а, с другой, – минимальным средним издержкам его производства. Поскольку же, как уже говорилось, в этой теории издержки производства, по сути, определяются ценами ресурсов, а цены ресурсов – ценами товаров, то неоклассическая трактовка сводится к логически порочному кругу, в котором цена одного товара определяется через цены других товаров, а объективная основа равновесной цены так и не выясняется.

В процессе развития производства растет производительность труда и происходит снижение уровня издержек. Это увеличивает предложение товара и ведет к снижению уровня цен, что можно изобразить в виде смещения кривой предложения вправо вниз и передвижения в том же направлении точки равновесия. В то же время с развитием общественного производства появляются новые, более качественные товары, что может вести к снижению спроса на данный вид товара. Это явление изображается в виде смещения кривой спроса влево вниз и сдвига в том же направлении точки равновесия. С помощью кривых спроса и предложения, таким образом, можно иллюстрировать процессы, происходящие на рынке данного товара.

Их можно использовать и для анализа влияния на рыночное равновесие решений правительства о введении налогов или субсидий в производстве данного товара.

Допустим, например, что на данный товар вводится дополнительный налог в виде акциза. С точки зрения производителей товара, введение налога в данном случае равносильно увеличению предельных издержек. Поэтому кривая предложения товара сместится влево вверх (из положения S1 в положение S2), что означает сокращение предложения товара. См. рис. 6. В результате уровень равновесной цены возрастет с р1 до р2, а равновесный объем продаж – сократится с Q1 до Q2.

Если же государство, напротив, вводит субсидии производителям (продавцам) товара, то для них это равнозначно повышению цены или снижению предельных издержек. В результате предложение и равновесный объем продаж растут, уровень равновесной цены снижается. Это изображается сдвигом кривой предложения и точки равновесия вправо вниз.

 

Следует отметить, что повышение цены при введении налога будет меньшим, чем ставка налога. Так же и снижение цены при введении субсидии окажется меньшим, чем размер субсидии на единицу товара.

Кроме того, из сказанного следует, что в коротком периоде введение таких налогов или субсидий, которые влияют на величину только постоянных издержек, но не меняют уровня предельных издержек, не приводит к изменению объема предложения. Например, если повышается размер пошлины за право заниматься данным видом деятельности, то в коротком периоде это не скажется на объеме и цене предложения, а проявится только в длительном периоде – в форме сокращения предложения и повышения уровня цены товара.

Государство может установить верхний предел цены товара. См. рис. 7. Если он (р1) ниже цены равновесия (р), то на рынке возникает дефицит товара, размер которого соответствует длине отрезка (Q2, Q1). В этом случае государство для преодоления дефицита товара должно установить субсидию производителям (продавцам) товара с тем, чтобы они увеличили предложение товара до размеров спроса. Размер субсидии на единицу товара изображен отрезком d (разность р2р1).

Установление нижнего предела цены, если он выше равновесной цены, может вызвать избыток товара, что приводит к необходимости либо стимулирования производителей к сокращению объемов производства, либо к государственным закупкам избыточной продукции.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.166.56 (0.029 с.)