Взаимодействие производительных сил и производственных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие производительных сил и производственных отношений



Содержание экономических отношений, типы ведения хозяйства и характер экономического строя общества обусловлены в конечном счете уровнем производительных сил общества. Однако связь эта неоднозначна. При одном и том же уровне развития производительных сил общества возможны различные формы собственности на средства производства и типы ведения хозяйства. Более того, одна и та же материально-техническая база производства может использоваться в разных типах ведения хозяйства.

В том случае, когда это имеет место, экономические отношения разных типов хозяйства обладают, с одной стороны, общими моментами, непосредственно обусловленными однотипностью применяемой техники и технологии производства, – к ним относятся, например, характер разделения труда, формы организации производства; – а, с другой, – отличаются друг от друга отношениями собственности.

Связь производительных сил и производственных отношений носит сложный, диалектический характер.

Каждый новый тип экономических отношений возникает, как правило, как требование, необходимое условие дальнейшего развития производительных сил. На первых этапах своего существования он ускоряет развитие производительных сил, позволяет им выйти на качественно новый уровень, недостижимый при прежнем экономическом строе. Дальнейший рост производительных сил требует постоянного развития самой системы экономических отношений.

Экономический строй претерпевает определенные изменения, приспосабливаясь ко все новым требованиям производительных сил. Однако на определенном этапе он, как это всегда было в истории, становится уже неспособным обеспечить очередной качественный скачок в производительных силах и превращается в тормоз их развития. Система экономических отношений все больше вступает в противоречие с растущими производительными силами. Это выражается в углублении кризисных явлений в обществе. Обостряется классовая борьба между классами, заинтересованными в смене экономического строя, и классами, заинтересованными в его сохранении. Она может принимать затяжной характер, может идти с переменным успехом, но рано или поздно победу одерживают классы, отстаивающие переход к более прогрессивной системе экономических отношений.

Благодаря классовой борьбе происходит смена отношений собственности и всего экономического строя общества. Производительные силы получают форму, необходимую для их дальнейшего подъема. Эта форма на каком-то этапе снова вступает в противоречие с развитием производительных сил и заменяется более развитой.

Описанное взаимодействие производительных сил и производственных отношений получило отражение в понятии способа производства.

Способ производства – это исторически определенное единство производительных сил и производственных отношений общества. Качественная определенность способа производства задается характером экономического строя общества, т.е. преобладающим типом ведения хозяйства, хотя последний в конечном счете и обусловлен уровнем производительных сил.

Способов производства известно столько же, сколько различных типов экономического строя общества. Это – первобытнообщинный способ производства, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический (первая фаза которого – социалистическое производство). Рядом экономистов выделяется также азиатский способ производства, который существовал в странах Древнего Востока.

Производительные силы могут совершать длительное развитие в рамках одного и того же способа производства, но рано или поздно их рост приводит к смене способа производства. Прогресс общества заключается в восхождении от одного способа производства к другому, от менее развитого состояния – к более развитому.

Основные трактовки предмета и метода экономической теории

Ранние экономические учения

Экономическая теория имеет длительную историю своего становления и развития. Первые дошедшие до нас древние рукописи, в которых так или иначе рассматривались экономические проблемы, относятся еще к 22 веку до н.э. (Древний Египет). Однако как самостоятельная наука экономика стала формироваться лишь, начиная с 4 века до н.э.

Термин «экономика» был введен в научный оборот греческим мыслителем Ксенофонтом (430-355 до н.э.). В переводе на русский язык он означает науку о законах ведения хозяйства. Примерно в то же время, в 4 веке до н.э., в Китае был составлен трактат «Гуань-Цзы», излагающий правила управления хозяйством, а в Индии написана книга под названием «Артхашастра» («наука о выгоде»), в которой рассматривались вопросы формирования и преумножения богатства государства[1].

Хотя изначально под предметом экономической науки и понимались законы, или правила, ведения хозяйства, ученые-экономисты в своих исследованиях выходили за эти рамки. Они ставили вопросы о сущности экономических отношений и законах их функционирования и развития и пытались дать на них ответы.

Так, мыслителями Древней Греции (Ксенофонт, Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.)) была установлена взаимосвязь развития общественного разделения труда и рыночных отношений; выделены две стороны товара: потребительная стоимость и меновая стоимость; поставлен вопрос о субстанции, делающей товары соизмеримыми в обмене, т.е. о субстанции стоимости; сформулированы основные функции денег и показано их происхождение из процесса развития товарного обмена. Если авторы «Гуань-Цзы» пришли к выводу о том, что источником богатства является труд; то в «Артхашастре» была выдвинута идея о том, что стоимость товара измеряется количеством дней работы, которое требуется для его изготовления, причем действительная (трудовая) стоимость товара может не совпадать с его рыночной ценой. Таким образом, уже в те давние времена появились зачатки трудовой теории стоимости, получившей развитие в 18-19 вв. и являющейся в настоящее время одной из основных фундаментальных концепций экономической науки.

Для экономической мысли того периода было характерно понимание богатства как совокупности материальных благ, а земледелия – как основной отрасли, где это богатство создается, что соответствовало тогдашнему уровню развития производительных сил. Купеческая и ростовщическая деятельность оценивались негативно. Аристотелем даже было введено специальное понятие «хрематистика» – для обозначения деятельности, направленной на увеличение денежного богатства (т.е. купеческой и ростовщической), которую он считал противоречащей природе человека и не относящейся к экономике. Под экономикой же Аристотель понимал деятельность, направленную на удовлетворение потребностей людей, т.е. производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.

Представления, характерные для ранних экономических учений, сохранялись на протяжении многих веков, вплоть до конца 14 в., хотя в них и вносились некоторые дополнения и изменения.

Среди авторов, внесших определенный вклад в развитие ранних учений, выделяются итальянец по происхождению, теолог Фома Аквинский (1225/26-1274) и арабский мыслитель Ибн Хальдун (1332-1406).

Фома Аквинский, – в отличие от более ранних толкователей христианского учения, осуждавших купеческую прибыль, – обосновывал ее необходимость – для возмещения торговых издержек и обеспечения средств существования торговца, а также считал, что «справедливая цена» означает «равенство пользы» для продавца и покупателя. Идея о «равенстве пользы» значительно позднее, в 18-19 веках, получила развитие в теории предельной полезности.

Ибн Хальдун сделал существенный шаг в разработке идеи о труде как основании стоимости и взаимосвязи цены и стоимости товаров, но главная его заслуга состоит в том, что он впервые поставил вопрос об объективных закономерностях общественного прогресса. Он считал, что общество в своем развитии проходит две стадии: примитивность и цивилизацию. На первой стадии производительность труда людей низка, и они производят только необходимые для их жизни средства. Для этой стадии характерно, что основными занятиями людей являются земледелие и скотоводство, и между ними нет сословного неравенства. С ростом же производительности труда, по мысли Ибн Хальдуна, люди начинают создавать избыточный продукт, сверх необходимого для их жизни. Здесь появляются ремесла, торговля, наука, искусство, возникает сословное неравенство, отношения господства и подчинения, борьба за власть, дающую возможность присваивать избыточный продукт. Тем самым Ибн Хальдуном была высказана, хотя и в зачаточной форме, идея о том, что основой прогресса общества является развитие материального производства, что отношения в обществе в конечном счете определяются уровнем его производительных сил. Эта идея получила дальнейшее развитие в экономических учениях 18-20 веков.

Меркантилизм

В Европе с конца 14-го и до середины 17 века преобладало учение, получившее название меркантилизм. Название этого учения происходит от итальянского слова mercante – торговец и объясняется тем, что оно выражало представления и интересы купечества, влияние которого в обществе в тот период резко усилилось в связи с ростом значения международной торговли.

Меркантилизм в своем развитии претерпел существенные изменения, которые послужили основанием выделения двух основных его этапов: раннего – конец 14-го – середина 16 вв. (У. Стаффорд, Г. Скаруффи) и позднего – вторая половина 16-го – середина 17 вв. (Т. Мен, А. Монкретьен, А. Серра). Вместе с тем ему были присущи общие черты, сохранявшиеся на всем протяжении его развития.

Меркантилисты отождествляли богатство с деньгами – золотом, серебром и видели главный источник его увеличения во внешней торговле. Они считали, что главная задача государства – увеличение количества золота и серебра в стране за счет внешней торговли, обосновали и всесторонне разработали политику протекционизма – государственного регулирования ввоза и вывоза денег и товаров в интересах увеличения национального богатства, которая в той или иной форме применяется и сегодня всеми промышленно развитыми странами.

Если сравнивать меркантилизм с более ранними учениями, то очевидна его противоположность им в толковании сущности и источника богатства, отношении к купеческой деятельности. Но такая метаморфоза в общественном сознании была отражением реальных процессов, происходящих в обществе. В тот период внешняя торговля действительно играла важнейшую роль в развитии национального хозяйства.

Под предметом экономической науки меркантилисты понимали законы ведения общественного хозяйства, понимая под ними в основном правила государственного регулирования экономики, а не объективные законы развития самих экономических отношений. Меркантилисты дали экономической науке новое название – «политическая экономия», т.е. наука о законах ведения общественного хозяйства. (В переводе с греческого politeia означает общественное устройство). Впервые это название употребил А. Монкретьен, написавший в 1625 году «Трактат политической экономии».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.007 с.)