Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Монопольная власть и конкуренцияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Конкуренция – неотъемлемый атрибут рыночных отношений. Это – борьба субъектов рыночных отношений за наиболее выгодные условия купли-продажи товаров. Как писал Ф. Энгельс, это – «... борьба всех против всех». В конкуренции участвуют не только производители (продавцы) товаров, но и их покупатели. В то же время объективной закономерностью развития рыночных отношений является образование субъектов рынка, обладающих монопольной властью на рынке. Под монопольной властью понимается наличие у субъекта рыночных отношений возможности влиять на уровень рыночных цен и объем продаж товара. Субъект, обладающий монопольной властью, называется субъектом монополистической деятельности. Основные формы проявления монопольной власти: 1) Чистая монополия (монополия) – наличие на рынке товара всего одного продавца при отсутствии ближайших заменителей товара и доступа фирм-конкурентов на рынок. 2) Олигополия – на рынке товара небольшое число продавцов (от двух до десяти) сосредоточили в своих руках значительную часть объема товара (70-100%). Доля каждого из них в общем объеме продаж существенна, среди олигополистов есть такие, которые могут влиять на уровень цен и объем продаж в отрасли. При принятии решений каждый из них должен учитывать реакцию конкурентов. Близких заменителей товара нет. Вход в отрасль и выход из нее затруднены. 3) Монополистическая конкуренция – на рынке товара большое число производителей, выпускающих продукцию одного назначения, но обладающую разными потребительскими свойствами. Вход фирм в отрасль и выход из нее свободный. Доля каждого производителя в общей сумме товара не превышает 1-10%. При установлении цен и объемов продаж фирмы не принимают во внимание реакцию конкурентов на принимаемые решения, поскольку эти решения оказывают слабое влияние на результаты хозяйствования конкурентов. 4) Монопсония – на рынке товара всего один покупатель. 5) Олигопсония – на рынке товара немного покупателей, которые приобретают значительную часть объема товара. (Ситуация, обратная олигополии). Возможны также сочетания перечисленных форм монопольной власти: - двойная монополия (монополист на рынке товара является одновременно монопсонистом на рынке ресурса, из которого производится товар); - двусторонняя монополия (на рынке товара встречаются монополист и монопсонист) и т.п. Главной причиной и материальной основой образования субъектов монополистической деятельности является процесс концентрации и централизации капитала, в результате которого отдельные предприятия сосредоточивают в своих руках значительную часть производства или сбыта определенного товара и тем самым получают возможность воздействовать на уровень цен и объем продаж на рынке товара, извлекать дополнительную прибыль. Как правило, укрупнение масштабов производства на основе концентрации и централизации капитала позволяет приобретать преимущества в конкурентной борьбе: использовать более производительную и специализированную технику, больше средств выделять на финансирование и внедрение научно-технических разработок, подготовку кадров и проталкивание товаров (в том числе – посредством рекламы), сокращать уровень издержек в сфере снабжения и сбыта за счет их централизации. Повышение эффективности производства при увеличении его размеров в экономической науке получило название растущего эффекта от расширения масштаба производства. Если этот эффект имеет место, то происходит увеличение размера эффективных предприятий и одновременно – сокращение их числа, необходимого для удовлетворении общественной потребности в товаре. Развитие этого процесса и приводит к образованию олигополий и чистых монополий. Если число эффективных предприятий близко к 1, то это означает, что наименьший уровень издержек производства, необходимых для удовлетворения спроса на товар, достигается, когда производство (снабжение) ведется всего одним производителем (поставщиком) товара. В этом случае имеет место естественная монополия. Кроме указанной выше, могут быть и другие причины образования субъектов рынка, наделенных монопольной властью. К ним относятся: - предоставление государством одному или немногим предприятиям исключительного права на производство (реализацию) определенного вида товара; - патенты и авторские права на производство определенного вида товара или применение определенной технологии; - собственность на весь запас какого-либо ресурса, не имеющего близких заменителей. Образование субъектов, обладающих монопольной властью, не устраняет конкуренцию, а, напротив, усиливает ее. Более разнообразными становятся формы и методы конкуренции. Это – конкуренция внутриотраслевая и межотраслевая, между монополистическим объединениями и предприятиями, не входящими в них (аутсайдерами), между группами собственников в составе одного монополистического объединения. Конкуренция идет даже между чистыми монополистами, работающими в разных отраслях. Они конкурируют между собой за большую долю в доходах потребителей их продукции, хотя эта продукция может иметь разное назначение. Ведь если потребители больше денег тратят на покупку товаров у одного монополиста, то у них остается меньше денег на приобретение товаров у других монополистов. Поэтому между монополистами идет борьба за «перетягивание» доходов потребителей на свои товары. Монополисты в конкурентной борьбе могут использовать и такие методы, как демпинговое ценообразование (с целью вытеснить конкурентов с рынка), проталкивание через лоббистов нужные им решения государственных органов, подкуп чиновников, получение различных льгот и привилегий, использование средств массовой информации и рекламы для дезинформации потребителей, промышленный шпионаж, ограничение доступа к тем или иным ресурсам и кредитам и т.п. Монополизм не является антиподом конкуренции, а представляет собой закономерное следствие ее развития, ее «оборотную сторону», которая, в свою очередь, развивает и саму конкуренцию. Конкуренция, с одной стороны, ведет к развитию производства, и в этом ее несомненная прогрессивная роль. Но, с другой стороны, она имеет и негативные последствия. Это – и укрывание передового опыта работы (препятствование его распространению); и разорение предприятий, поставленных в искусственно созданные конкурентами невыгодные условия хозяйствования; «удушение» одних фирм другими, вплоть до физической расправы над руководителями и поджогов предприятий; и скрытое рекламой ухудшение качества товаров; и рост издержек на рекламные кампании и войны, судебные тяжбы и службы безопасности и т.д. Негативные последствия конкуренции обусловлены тем, что она представляет собой соперничество между частными собственниками в условиях рыночных отношений. Такая форма состязательности людей не является единственной. В условиях общей собственности работников на средства производства (коллективной, общенародной) возникает принципиально иная форма трудового соперничества – соревнование. Общее владение средствами производства объединяет людей. Отношения между ними не являются товарообменом. Благосостояние каждого из них зависит от общего результата труда коллектива. Эта объективная зависимость порождает соревнование, цель которого –не вытеснение конкурента с рынка, а нахождение лучших способов достижения общей цели – повышения результативности совместного труда. В условиях преобладания общественной собственности на средства производства победа в соревновании одних коллективов или работников не ухудшает, а улучшает положение всех остальных членов общества. Выигрывают все. Здесь никто не заинтересован в укрывании передового опыта работы. Поэтому он быстро и беспрепятственно распространяется. Соревнование – это более гуманный способ состязательности трудящихся, который позволяет намного быстрее развивать производство, чем в условиях конкуренции. Это доказано практикой строительства и развития социализма в СССР в 1930-60-е г. г., когда наша страна имела наиболее высокие в мире темпы экономического развития. С созданием в 1960-е г. г. в экономике СССР затратного хозяйственного механизма, суть которого противоречит повышению эффективности производства, соревнование неизбежно стало угасать и превращаться в формальность. Это говорит о том, что для развития соревнования трудовых коллективов требуется соответствующая система управления экономикой – именно такая, которая стимулирует повышение эффективности производства и позволяет его реально осуществлять.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.12.52 (0.009 с.) |