Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предложение товаров в условиях свободной конкуренцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Спрос на рынке взаимодействует с предложением товаров. Предложение – это объем товаров, предназначенных к продаже на определенном рынке за определенный период времени и при заданном уровне цен. Предложение товаров выражает наличие у общества ресурсов и его способность производить продукты и оказывать услуги в условиях товарного производства. На рынок для продажи выносят разные товары: продукты, услуги, ресурсы. Их можно разделить на две группы: - воспроизводимые товары (их подавляющее большинство); - невоспроизводимые (природные ресурсы, шедевры искусства и др. уникальные вещи). Объем наличных невоспроизводимых товаров не может быть увеличен с помощью производственной деятельности. Количество же воспроизводимых товаров есть прямой результат этой деятельности. Поэтому экономическая наука изучает главным образом закономерности формирования предложения воспроизводимых товаров. Будучи выражением производственных возможностей общества, предложение товаров не совпадает с ними. Оно может как по объему, так и по структуре отличаться от производственных возможностей. Производственные возможности, как правило, используются не полностью, часть произведенной продукции идет на экспорт, а на внутреннем рынке продаются импортные товары. Формирование предложения проходит по-разному в условиях свободной конкуренции и в условиях, когда продавцы обладают монопольной властью на рынке. Поскольку свободная конкуренция исторически предшествовала образованию монополий и является более простой и общей формой рыночных отношений, то вначале экономическая теория анализирует формирование предложения товаров в условиях именно свободной конкуренции. Иначе говоря, на первом этапе исследования формирования предложения товаров предполагается, что на рынке продается товар примерно одинакового качества, он поставляется достаточно большим числом продавцов, доля каждого продавца в общем объеме товара незначительна и ни один из них не в состоянии регулировать уровень цены и объем продаж товара на рынке. В этих условиях объем предложения товара находится в прямой зависимости от уровня его цены и графически выражается в виде возрастающей кривой. См. рис 2. Как видно из графика, предложение товара возникает при условии, что цена достигла определенного уровня. При более низкой цене никто не хочет продавать товар. Затем, с повышением уровня цены, объем предложения увеличивается. Для кривой предложения могут рассчитываться коэффициенты эластичности по цене товара. Более подробно формирование предложения будет рассмотрено в других темах. Равновесие на рынке товара Равновесие на рынке товара зависит от множества факторов. Поэтому его рассматривают вначале в «чистом виде», то есть при предположении, что имеет место свободная конкуренция производителей и отсутствует государственное воздействие на уровень цен и объемы продаж в любой форме. Иначе говоря, предполагается, что спрос и предложение формируются только под воздействием цен, а цены свободно колеблются только под влиянием спроса и предложения. Цены, уравновешивающие спрос и предложение товара, называются равновесными. Им соответствует равновесный объем продаж. Равновесие спроса и предложения изображается в виде пересечения кривых спроса и предложения (рис. 3.) Координаты точки их пересечения выражают равновесный объем продаж (Q *) и равновесный уровень цены (р *). Состояние равновесия на рынке товара – это такое состояние, к которому тяготеет экономика. Отклонение цены от равновесного уровня, например, в сторону понижения вызывает рост спроса и сокращение предложения. За этим следует дефицит товара, что вызывает повышение цены, увеличение предложения и снижение спроса. В результате равновесие восстанавливается. И наоборот, противоположные процессы происходят при отклонении цены от равновесной в сторону повышения. Аналогичные процессы происходят при занижении или завышении объема предложения по сравнению с равновесным. В коротком периоде равновесие спроса и предложения достигается при цене, равной, с одной стороны, цене спроса, а, с другой – предельным издержкам производства товара. С точки зрения трудовой теории стоимости, это означает, что прирост стоимости затраченных ресурсов, необходимых для создания дополнительной единицы товара, равен стоимости товаров-заменителей данного товара. А с точки зрения неоклассической теории, равновесие в коротком периоде заключается в том, что предельная полезность товара равняется предельной полезности ресурсов, затрачиваемых на изготовление дополнительной единицы товара. В процессе развития производства растет производительность труда и происходит снижение уровня издержек. Это увеличивает предложение товара и ведет к снижению уровня цен, что можно изобразить в виде смещения кривой предложения вправо вниз и передвижения в том же направлении точки равновесия. В то же время с развитием общественного производства появляются новые, более качественные товары, что может вести к снижению спроса на данный вид товара. Это явление изображается в виде смещения кривой спроса влево вниз и сдвига в том же направлении точки равновесия. С помощью кривых спроса и предложения, таким образом, можно иллюстрировать процессы, происходящие на рынке данного товара. Их можно использовать и для анализа влияния на рыночное равновесие решений правительства о введении налогов или субсидий в производстве данного товара. Допустим, например, что на данный товар вводится дополнительный налог в виде акциза. С точки зрения производителей товара, введение налога в данном случае равносильно увеличению предельных издержек. Поэтому кривая предложения товара сместится влево вверх (из положения S 1 в положение S 2), что означает сокращение предложения товара. См. рис. 6. В результате уровень равновесной цены возрастет с р 1 до р 2, а равновесный объем продаж – сократится с Q 1 до Q 2. Если же государство, напротив, вводит субсидии производителям (продавцам) товара, то для них это равнозначно повышению цены или снижению предельных издержек. В результате предложение и равновесный объем продаж растут, уровень равновесной цены снижается. Это изображается сдвигом кривой предложения и точки равновесия вправо вниз.
Следует отметить, что повышение цены при введении налога будет меньшим, чем ставка налога. Так же и снижение цены при введении субсидии окажется меньшим, чем размер субсидии на единицу товара. Кроме того, из сказанного следует, что в коротком периоде введение таких налогов или субсидий, которые влияют на величину только постоянных издержек, но не меняют уровня предельных издержек, не приводит к изменению объема предложения. Например, если повышается размер пошлины за право заниматься данным видом деятельности, то в коротком периоде это не скажется на объеме и цене предложения, а проявится только в длительном периоде – в форме сокращения предложения и повышения уровня цены товара. Государство может установить верхний предел цены товара. См. рис. 7. Если он (р 1) ниже цены равновесия (р), то на рынке возникает дефицит товара, размер которого соответствует длине отрезка (Q 2, Q 1). В этом случае государство для преодоления дефицита товара должно установить субсидию производителям (продавцам) товара с тем, чтобы они увеличили предложение товара до размеров спроса. Размер субсидии на единицу товара изображен отрезком d (разность р 2 – р 1). Установление нижнего предела цены, если он выше равновесной цены, может вызвать избыток товара, что приводит к необходимости либо стимулирования производителей к сокращению объемов производства, либо к государственным закупкам избыточной продукции.
Контрольные вопросы, тесты, задачи 1. В чем различие понятий: «рынок» и «рыночная экономика»? 2. Каково соотношение между понятиями: спрос и действительные потребности общества? б) производственные возможности общества и предложение товаров? 3. Объясните, почему имеет место обратная зависимость объема спроса от уровня цены товара. 4. Какие факторы влияют на объем спроса и положение кривой спроса? 5. Какой вид имеет кривая предложения товара на конкурентном рынке в коротком периоде? 6. Какие факторы влияют на объем и положение кривой предложения товара в коротком периоде? в длительном периоде? 7. Что выражает равенство спроса и предложения товаров на конкурентном рынке в трудовой теории стоимости? неоклассической теории? 8. Как влияет государственное регулирование цен на состояние конкурентного рынка? 9. Известны зависимости спроса и предложения от цены: Цена Спрос Предложение 10 100 40 15 90 50 20 80 60 25 70 70 30 60 80 35 50 90 40 40 100 а) Вводится налог на продажу товара, равный 10 (с каждой единицы товара). Как изменится равновесный объем продаж? б) Государство установило цену товара на уровне 15. Каким должен быть размер дотации производителям товара (в расчете на его единицу)? 10. Спрос на товар и его предложение заданы в виде функций: QD = 100 - 5 P и QS = 30 + 2 P; где: QD – объем спроса, QS – объем предложения, Р – уровень цен. а) Определить: каковы равновесные объем продаж и уровень цен. б) Как они изменятся, если правительство вводит налог на продажу товара, равный 3,5 с каждой единицы товара? в) Какой должна быть величина дотаций производителю (на единицу товара), если правительство устанавливает верхний предел цены, равный 8? 11. Известна зависимость между спросом и ценой: Q = 12 - 2 Р. Объем продаж равен 10. При каком изменении цены (повышении или снижении) будет расти доход от продажи товара? 12. Спрос на товар и его предложение заданы в виде функций: QD = 240 - 6 P и QS = 120 + 4 P; где: QD – объем спроса, QS – объем предложения, Р – уровень цен. а) Рассчитайте коэффициент эластичности спроса по цене при равновесном объеме продаж. б) Какое изменение цены (повышение или снижение) в данном случае будет вести к увеличению дохода от продажи товара? 13. Изменение цены товара Б с 5 до 6 вызвало изменение спроса на товар А с 4000 до 5000. а)Чему равен коэффициент перекрестной эластичности КА,Б? б) Какими являются товары А и Б: замещающими, дополняющими или независимыми друг от друга? 14. Коэффициент перекрестной эластичности КА,Б равен 6. Цена товара Б уменьшается. Как это скажется на цене товара А? 15. Рост доходов на 18% привел к увеличению спроса на товар на 15%. Каков коэффициент эластичности спроса по доходу? 16. Эластичность спроса по доходу равна 1,1. По прогнозу доходы потребителей должны возрасти на 20 %. На сколько процентов изменится спрос? 17. Спрос на товар и его предложение заданы в виде функций: QD = 240 - 4 P и QS = 100 + 6 P; где: QD – объем спроса, QS – объем предложения, Р – уровень цен. Будет ли дефицит или излишек товара, если правительство установит нижний предел цены, равный: а) 16? б) 12? Какова величина этого дефицита или излишка в каждом случае? 18. Известна функция спроса: QD = aYbPc, где: QD – объем спроса, Y - уровень доходов покупателей, P – уровень цены на товар, a, b, c – постоянные параметры. Какой экономический смысл имеют: а) параметр b? б) параметр с? в) параметр а? 19. Путем эмпирических наблюдений и с помощью методов статистики институт установил, что между спросом на его образовательные услуги (Q) и уровнем цен на них (Р) существует взаимосвязь: . В каком направлении должен институт менять уровень платы за обучение, чтобы повысить свой денежный доход?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.183.186 (0.012 с.) |