Закон изменения спроса и предложения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон изменения спроса и предложения.



Закон изменения спроса и предложения - важнейший закон рыночной экономики. Сторонники трудовой теории стоимости считают, что этот закон опреде­ляет колебания цен вокруг стоимости. Экономисты, приверженцы теории предельной полезности, используют этот закон для объяснения ценообразования на товарных рынках и рынках услуг вне связи с проблемой стоимости.

Закон изменения спроса и предложения состоит в том, что между ценой и предложением имеет место прямая связь, а между ценой и спросом - обратная. Это означает, что при прочих равных условиях при повышении цены предложение товаров и услуг возрастает, спрос на них уменьшается; при понижении цены предложение уменьшается, в то время как спрос растет.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение.

Как мы уже определили, экономика, функционирующая не как независимая рыночная система, а предполагающая государственное регулирование рынка, называется смешанной.

Концепция выполнения государством своих функций была разработана В. Репке и Л. Эрхардом. Согласно этой концепции государство определяет правила, способствующие достижению поставленных целей, но в экономическую и другие виды деятельности общества не вмешивается. Задача государства - беспристрастно гарантировать соблюдение всех законов и правил, чтобы обеспечить достижение вышеуказанных целей.

Таким образом, механизм современной рыночной экономики представляет собой совокупность механизмов рыночной саморегуляции и механизм государственного регулирования (см. рис. 3).

Современные концепции государственного регулирования, отражающие основные течения экономической мысли, возникли во многом, благодаря столкновению неоклассического и кейнсианского подходов, которые подробно изучаются в курсе истории экономических учений.

Границы государственного вмешательства в рыночную экономику обусловлены прежде всего функциональностью рыночного механизма. Государство может вмешиваться в него настолько, насколько, с одной стороны, позволяет, а с другой – требует этого сам механизм рынка.

Во-первых, механизм рынка исключает любые действия государств, разрывающие связи внутрирыночного механизма.

 
 

 

 


Рис. 3. Экономический механизм современной рыночной экономики

 

Во-вторых, механизм рынка допускает применение по отношению к себе преимущественно экономических методов и регуляторов.

В-третьих, конкурентный рынок требует осторожного применения самих экономических регуляторов. Действительно, непродуманная налоговая или денежная политика может, к примеру, нанести удары по экономике ничуть не меньше по своей разрушительной силе, чем, например, централизованное планирование или административный контроль над ценами.

В-четвертых, рынок требует исходить из того, что вмешательств государства в его механизм даже оправданными экономическими методами всегда дает как положительный, так и отрицательный результат.

Выводы по 2 вопросу:

1. Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка. Это важнейшие параметры рынка, которыми руководствуются производители и потребители в совей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

2. Субъектами рыночного хозяйства (рыночными агентами) Являются: домашние хозяйства, предприятия (фирмы), денежно-кредитные учреждения (банки и др.) и государство в лице органов трех ветвей власти и Центрального банка. Каждый из экономических агентов имеет собственные (часто не совпадающие с другими0 экономические интересы, согласование которых происходит на рынке.

3. Механизм современной рыночной экономики представляет собой совокупность двух подсистем: саморегулирования и государственного регулирования.

4. Работа рыночного механизма саморегулирования – это взаимодействие всех признаков и факторов. Он выполняет важнейшие функции в рамках всей хозяйственной системы. Ведущими среди них являются: ориентация экономической системы на удовлетворение растущих и меняющихся потребностей граждан, рациональное и эффективное использование ресурсов и др.

5. Необходимым элементом современной рыночной экономики выступает механизм государственного регулирования. Конкретные границы государственного вмешательства в экономику определяются исключением любых действий государства, ведущих к разрыву связей в механизме рыночной саморегуляции, применением преимущественно экономических методов управления, защитой рыночного механизма от нежелательных внешних воздействий и т.д.

 

Заключение

 

Выводы по лекции:

1. Историческими типами общественного хозяйства являлись натуральное и товарное хозяйство. Именно капиталистическое товарное хозяйство составляет объективную основу современной рыночной экономической системы.

2. Изначальной моделью рыночной экономики были отношения абсолютного господства экономической и политической власти централизованного государства. Вторая модель рыночной экономики характеризуется приматом личности над государством, господством частной собственности как главного двигателя развития. Именно данная модель реализована в наиболее развитых странах запада.

3. Экономическими целями современной рыночной системы хозяйствования являются:

экономический рост;

экономическая эффективность;

полная занятость трудоспособного населения;

стабильный уровень цен;

экономическая свобода;

справедливое распределение доходов;

экономическая обеспеченность;

торговый баланс.

4. Рыночный механизм можно охарактеризовать как механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу определения их количества, качества, структуры производства.

Задание на самостоятельную работу:

 

 

Занятие №2. Рынок как конкурентная система хозяйства. Сущность, функции, структура и инфраструктура рынка

 

 

Содержание

 

Введение.

Учебные вопросы (основная часть):

9. Конкуренция и ее виды.

10. Сущность, функции и структура рынка. Рыночная инфраструктура.

 

Заключение.

 

Текст лекции

 

Введение

 

Формирование рыночных цен – это процесс взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), преследующих диаметрально противоположные цели.

Как взаимоувязываются эти различные стремления экономических агентов? каким образом при возникновении дефицита или, напротив, избытка товаров эти перекосы сравнительно быстро устраняются? Кто стимулирует действия миллионов производителей и потребителей, принуждая расширять производство одних благ и сокращать предложение других?

Эту постоянную работу выполняет механизм цен и конкуренции. При этом цена способна выполнять свою функцию регулятора денежных и товарных потоков лишь при наличии конкурентной борьбы участников хозяйственной (экономической) деятельности. Конкуренция во многом направляет действия «невидимой руки», о которой писал А. Смит.

В ходе данного лекционного занятия нам предстоит исследовать сущность, виды и механизмы конкуренции, рассмотреть ее экономические последствия и функции, дать характеристику основным типам конкурентных рынков.

Важной задачей лекции выступает уяснение курсантами сущности рынка как системы специфических отношений, исследование его субъектов и объектов, структуры и инфраструктуры. Полученные Вами знания могут быть успешно применены при изучении маркетинга, мировой экономики и военной экономики, а также в практической деятельности.

 

Учебные вопросы (основная часть):

Конкуренция и ее виды

Конкуренция (от лат. concurere - сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

Конкуренция - это не просто соперничество за более прибыльное приложение капитала. Это, как пишет Фридрих фон Хайек, «процедура открытия таких факторов, которые без обращения к ней оставались бы никому неизвестными или, по меньшей мере, неиспользуемыми».

Как выяснить, что сегодня нужнее потребителю, как лучше, с меньшими затратами решить проблемы удовлетворения потребностей людей? Это позволяет сделать конкуренция. Успех в конкурентном процессе принадлежит тому, кто сможет обнаружить новые товары, новые технологии, новые потребности.

Конкуренция давит напредприятия «извне», заставляет их изыскивать новые методы производства. Давлению «извне» противостоит давление «изнутри» предприятия. Это давление оказываютработники на администрацию. Цель - увеличение их доходов, улучшение условий труда. Иначе конкурентное сокращение издержек может привести к снижению заработной платы.

Поскольку конкуренция побуждает к снижению затрат, а рабочая сила противостоит снижению заработной платы, выходом из этого противоречивого состояния становится технический и организационный прогресс, для которого необходим неограниченный доступ любого крупного и мелкого предприятия к информации, знаниям, развитию науки.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями.

Конкуренция - двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и о расширении своего производства. Для этого он стремится усовершенствовать его технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии Фридриху фон Хайеку сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии.

Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители - счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д. (рис. 1).

Сущность конкуренции проявляется в ее функциях, среди которых:

Ø нацеленность производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

Ø стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее выживание производителей;

Ø дифференциация товаропроизводителей;

Ø воздействие на производство с целью рационального распределения ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии с потребностями общества, спросом и нормой прибыли;

Ø ликвидация неэффективных предприятий;

Ø стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.

 

 

 
 

 


Рис. 1. Экономические последствия совершенной конкуренции

 

Для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции в западной экономической литературе используется теория английского ученого, авторитета в области конкуренции, М.Е. Портера, известная под названием «модель пяти сил конкуренции»:

1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.

2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены.

3. Угроза появления новых конкурентов.

4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков.

5. Экономические возможности и торговые способности покупателей.

Модель пяти сил конкуренции М.Е. Портера является концептуальным средством для формулирования и диагностики принципиальных структурных схем конкурентных сил. Использование этой модели - действительно простой путь понимания сложной проблемы.

Пять сил конкуренции определяют, в конечном счете, условия, в которых функционирует каждый конкурентный рынок и составляющие его экономические единицы.

Различают конкуренцию:

1) функциональную (конкуренция определенного товара);

2) видовую (по цене и качеству);

3) межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

4) внутриотраслевую и межотраслевую, механизм которых достаточно подробно исследован К. Марксом в III томе «Капитала»;

5) совершенную и несовершенную, получившую распространение в западной экономической литературе.

 

Рис. 2. Признаки свободной (совершенной) конкуренции

 

Совершенная конкуренция - абстракция, в жизни всегда есть элементы «несовершенства» конкуренции.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь.

Признаки совершенной конкуренции отражены на рисунке 2, экономические последствия совершенной конкуренции отражены на рисунке 1.

Основными теориями конкуренции являются:

1. Поведенческая теория конкуренции.

Исходя из латинского слова «concurrentia», означающее «столкновение» состязание и возникло поведенческое толкование конкуренции, первоначально в классической экономической теории. А.Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Он считал, что независимое поведение может возникнуть даже на рынке с двумя продавцами, но более вероятно – на рынке с двадцатью продавцами, поскольку в этом случае менее вероятен сговор между ними. Следовательно, при рассмотрении конкуренции классики делали акцент на таком поведение продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за наиболее выгодные условия продажи или покупки товаров. Неоклассики, конкретизировав экономический анализ и включив в него гипотезу рационального агента, связывали конкуренцию борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести.

2. Структурная концепция конкуренции.

Ее авторами являются Ф. Эджуорт, А. Курно. Дж. Робинсон, Э. Чемберлин и др. ученые, заложившие фундамент современной теории четырех основных типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии. Позиции этой группы ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция” чаще всего используется именно в структурном понимании. Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем.

3. Функциональная теория конкуренции.

Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста И. Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели – организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов.

Первоначально нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии и выпускающие не пользующуюся спросом продукцию.

Во второй половине XIX в. постепенно возникают крупные предприятия иих объединения. Так, в 1909 г. в США крупнейших промышленных предприятий с объемом производства в 1 млн. долл. и свыше насчитывалось 1,1% от общего числа предприятий, на них было занято 30,5 % всех рабочих, которые производили 43,8 % всей промышленной продукции страны. В настоящее время доля крупных предприятий составляет в США 0,5%, и они вырабатывают 35 % объема продукции. Конкуренция стала несовершенной, несвободной.

Последняя предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии (один продавец) и монопсонии (один покупатель), когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом являются не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка.

Существуют три модели несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция (рис. 3).

Монополи я (греч. monos - один, poleo - продаю) - исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникает несколько видов монополий:

Ø естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, земля и др.);

Ø натуральная монополия, означающая сосредоточение в отдельных руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую форму.

 

 

 

Рис. 3. Модели несовершенной конкуренции

 

Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и временном благоприятном соотношении спроса и предложения.

Устойчивая монополия формируется у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта в конце XX в. Известны такие формы устойчивых монополий как пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты. Эти монополии возникают в одной какой-либо отрасли хозяйства. Появление в одной отрасли избыточного капитала, не способного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты).

Всеобщая форма монополий возникла во второй половине ХХ века, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся основными либо покупателями, либо продавцами. Примеры таких монополий крайне редки. В США, например, это компания по производству алюминия «Алкоа» и др.

Появление монополий явилось результатом концентрации (укрупнения производства за счет дополнительно вовлекаемого капитала) и централизации производства (слияния мелких и средних предприятий в единое крупное). Слияние может происходить по-разному: либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним предприятием других (а именно скупка за бесценок предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ.

Свободная конкуренция достигла своего расцвета к 50-70-м гг. XIX века, монополии в то время только зарождались, были очень непрочны и быстро распадались. В прошлом столетии они получили широкое распространение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения), а также внутри монополий.

Монополия и монопсония - это крайние случаи несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия (греч. oligos - немногий, poleo - продаю), когда основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов, и олигопсония - несколько крупных покупателей. Примером олигополии могут служить три гиганта автомобильной промышленности США: «Дженерал моторз», «Форд» и «Крайслер», которые вместе производят свыше 90% всей продукции.

Третья модель несовершенной конкуренции монополистическая конкуренция - множество продавцов дифференцированной продукции.

Выводы по 1 вопросу:

1. Характерные черты конкурентных рынков можно обобщить в таблице:

 

  Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень большое Большое Несколько Одна
Тип продукта Стандартизированный Дифференцированный И тот и другой Уникальный
Контроль над ценой Отсутствует В узких рамках в краткосрочном периоде Ограниченный Значительный
Условия вступления в отрасль Очень легкие Сравнительно легкие Много препятствий Блокирован
Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля Производство автомобилей Местные предприятия общественного питания

 

2. Конкуренция по своему содержанию противоречива. С одной стороны она выражает стремление к свободе, экономической независимости – это проявление центробежных сил. С другой – стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий для защиты интересов национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала и др.

3. Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий. Конкуренция и монополия – это не две различные взаимоисключающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.074 с.)