Система методов экономической теории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система методов экономической теории.



Основы экономического анализа

Экономическая наука обладает не только специфическим предметом, но и собственной методологией исследования.

Методология экономической науки - это учение о принципах построения и способах научного познания предмета экономической теории.

Главные подходы к исследованию:

1) субъективный. Исходный пункт исследования - хозяйствующий субъект с суверенным «Я». Объект исследования – «экономический человек» со своекорыстным интересом. В основе поведения этого человека лежит эгоизм, а «невидимая рука» направляет рыночные силы; общество - совокупность разных субъектов;

2) неопозитивистско-эмпирический. На первом плане находится технический аппарат исследования. Результат - эмпирические модели. Общество исследуется на микро- и макроуровне;

3) рационалистический. Поведение человека объясняется через стремление к выгоде, а цель экономики - выявление законов, регулирующих хозяйственные отношения, объяснение того, «как это происходит» (Д. Рикардо). Общество делится на классы;

4) диалектико-материалистический. Осуществляется на основе объективного анализа внутренних связей экономических процессов и явлений в их реальности и развитии; экономические процессы и явления возникают, развиваются и уничтожаются. Детерминизм в общественной жизни.

Методология не тождественна методам, но именно она определяет совокупность методов исследования

Метод - совокупность приемов или операций теоретического и практического познания предмета экономической теории. Метод является способом достижения научной истины, выявления сущности экономических процессов и явлений. Методы экономических исследовании (рис. 4), отражая познанные законы и закономерности, выступают средством дальнейшего познания экономической реальности. Методы позволяют привести в систему хаотический набор фактов, данных, установить связи между ними и на этой основе выявить тенденции их движения.

Задачей экономической теории как науки является проникновение в глубь, в сущность экономических процессов и явлений, Это возможно только используя различные методы исследования.

 

 

 
 

 


Рис. 4. Методы экономических исследований

 

Различают общенаучные и специфические методы. Одним из основных общенаучных методов является системный подход. Он применяется не только в экономической теории, но и в других науках, поэтому и называется общенаучным. Он включает в себя такие известные и давно используемые наукой методы как:

- научная абстракция;

- анализи синтез;

- индукция и дедукция;

- единство логического и исторического подходов к исследованиям.

Метод научной абстракции состоит в очищении исследования объекта от случайного, временного и определении постоянных, типичных, характерных черт. С помощью этого метода формулируются категории и законы.

Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза воссоздается единая целостная картина. Посредством индукции обеспечи­вается переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимает метод единства исторического и логического. Историческое и логическое исследования не противоречат друг другу, а применяются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не являются обязательными для господствующей системы хозяйство­вания. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе подобные явления можно игнорировать.

Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Но он имеет тот недостаток, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теорети­ческое изучение хозяйства.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономической теории (политической экономии) это означает, что во всей совокупности экономи­ческих явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь те, которые возникают раньше других и являются основой более сложных. Напри­мер, в анализе рынка таким экономическим явлением является обмен товаров.

Специфическим методом исследования в экономической теории является экономический анализ.

Экономический анализ - это комплексное изучение хозяйственной деятельности экономического субъекта (или группы) с целью обоснования выбора оптимального варианта его деятельности. Экономический анализ способствует существенному повышению эффективности функционирования как всей рыночной системы, так и отдельных ее субъектов. Проводится он на различных уровнях исследования. В зависимости от этого различа­ет: - макроэкономический анализ - микроэкономический анализ.

Объектом макроанализа выступает вся экономика в целом или ее функциональные части. Микроанализ изучает поведение отдельного потре­бителя, фирмы или группы фирм.

По содержанию и направленности экономический анализ бывает:

1. общеэкономическим;

2. специально-экономическим (тематическим).

Основой экономического анализа является функциональный подход. Вспомните, изучая математику, вы знакомились с разделом, посвященным исследованию функций. Функции мы повсеместно встречаем в практике нашей жизни, даже не сознавая этого. Функция - это переменные величины, зависящие от других переменных величин. В экономической жизни общее мы везде наблюдаем явления, органически связанные друг с другом. Ее при этом одна из переменных величин влияет на другую переменную величину, то мы говорим о функциональной зависимости между этими явлениями. Например, если повышается цена на какой-либо товар, то (при прочих равных условиях) величина спроса на него уменьшается. Следовательно, можно сказать о функциональной связи между ценой и спросом. Если же выразить это кратко, то получим: спрос есть функция цены.

Существенным фактором, повышающим действенность экономического анализа, является моделирование. Оно позволяет исследовать экономические явления путем построения и изучения их условных образов, моделей. Поскольку из-за специфики рыночной системы экспериментальное моделирование (или эксперимент) невозможно, то в основном используется теоретическое. При этом изучаемый экономический процесс или явление можно:

1) описать словами (словесная модель);

2) нарисовать (графическая модель);

3) выразить математически в виде уравнения или системы уравнений (математическая модель).

Возможно и одновременное использование всех трех способов.

После построения математической модели необходимо проверить, насколько она соответствует реальным экономическим процессам (процедура верификации). Если модель была слишком упрощена, то полученные выводы теряют практическую значимость, если излишне сложна, то она не поможет разобраться в экономическом явлении.

Модели бывают статистические, в которых анализируется экономическая система или субъект в определенный момент времени, и динамиче­ские, в которых прогнозируется будущее развитие.

Различают также балансовые и оптимизационные модели. При заданных внешних параметрах балансовые модели допускают единственный вариант решения. Примером может служить межотраслевой баланс общественного продукта. В оптимизационных моделях не только рассчитываются различные варианты использования ресурсов, но и по заданным критериям выбирается оптимальный вариант.

Выделяют также линейные и нелинейные модели. В линейных моделях параметры связаны между собой соответствующей зависимостью, которая выражается определенной системой линейных уравнений. Нелинейные модели, в которых зависимости носят более сложный характер, требуют друг методов решения.

Принято также различать позитивный экономический анализ и нормативный экономический анализ (иногда говорят о позитивной и нормативной экономической теории).

Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений какони есть: например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него. В этом утверждении зафиксирована простая констатация факта. При этом не говорится хорошо это или нет. В этом смысле позитивный анализ в экономической теории ничем не отличается от метода исследо­вания в физике или химии.

Нормативный подход основан на исследовании того, как должно быть. Поэтому здесь выносятся оценки справедливо или нет, плохо или хорошо допустимо или недопустимо. Например, утверждение «неравенство в доходах в системе рыночного хозяйства несправедливо» или еще: «мы столкнулись с недопустимо высоким уровнем безработицы» - типичные образцы нормативного анализа. С оценочными суждениями постоянно приходится сталкиваться правительству, государственным деятелям при разработке и осуществлении экономической политики. Графически это можно изобразить так (См. рис. 5).

При формировании экономической политики осуществляется переход от позитивной экономики к нормативной.

Позитивная экономика изучает то, что объективно, реально существует; нормативная экономика выражает субъективные представления о том, что должно быть.

Необходимо подчеркнуть, что большинство разногласий между экономистами связано с нормативными подходами, с политикой, основанной на субъективных суждениях. Разные экономисты выдвигают и отстаивают различные теории или модели экономики. Но наибольшие расхождения связаны с существованием разных мнений или оценочных суждений относительно того, каким быть обществу.

 
 

 


Индукция Дедукция

 

 

Рис. 5. Позитивный и нормативный уровни экономического анализа.

 

Методология исследования экономических процессов предполагает также использование методов, которые применяются и другими общественными науками, в частности:

а) обследования: самообследование, интервьюирование, фотография рабочего дня, анкетирование, изучение документов, наблюдение, функционально-стоимостный анализ;

б) совершенствования: системный подход, аналогии, параметрический, блочный, моделирования;

в) анализа: системный, декомпозиция, сравнение, динамический, структуризация целей, экспертно-аналитический, нормативный, выделение главных компонентов, балансовый, корреляционный и регрессионный, матричный, аналитически-расчетный (экономико-математического моделирования);

г) обоснования: аналогий, сравнений, экспертно-аналитический, моделирования (фактического и желаемого), расчеты количественных показателей, нормативный;

д) внедрения: обучение, подготовка и повышение квалификации, материальное и моральное стимулирование нововведений, опора на массы и включение их в управление.

Экономическая политика государства реализуется в конкретных формах его экономико-административной деятельности. Помимо прочих видов деятельности, к ней относятся:

1. широкое распространение экономических знаний среди населения;

2. всесторонняя подготовка профессионалов-экономистов в системе экономического образования.

Особенно эта задача актуальна в настоящее время для России. Кардинальные перемены в сфере экономики, развитие рыночных институтов вызвали острую нехватку специалистов с экономическим образованием. Основу подготовки высокопрофессионального экономиста составляет изучение экономической теории. Результатом учебы должно стать формирование экономического образа мышления.

Что же подразумевается под этим термином? Ответ на этот вопрос свое время сформулировал Дж. М. Кейнс. Он подчеркивал, что "...экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным значениям"[1].

Но что же такое "техника мышления"?

В самых общих чертах - это то, чем человек руководствуется в своем поведении. За редким исключением экономические концепции строятся, опираясь на вполне определенную предпосылку. А именно, на то, что экономические субъекты предпринимают те действия, которые, по их мнению, принесут им наибольшую пользу.

Переход страны на рыночные отношения затронул и Вооруженные Силы. Являясь государственным институтом, армия соприкасается со многими элементами рыночной системы хозяйствования. Поэтому весьма актуальной становится задача подготовки высокопрофессионального офицера-финансиста, обладающего развитым экономическим мышления.

Это предполагает комплексную подготовку специалиста на базе изучения экономической теории.

Это даст возможность:

1) понимать экономическую стратегию и тактику правительства страны;

2) знать экономические законы развития общества, разбираться в социально-экономических процессах внутри страны и за рубежом;

3) выделять из множества экономических событий и явленийсамые существенные, определяющие;

4) подходить в процессе исполнения своих прямых обязанностей с позиций военно-экономического анализа к подготовке и решению различи военных задач, практических вопросов обучения и воспитания личного состава, к удовлетворению индивидуальных и коллективных потребностей личного состава;

5) глубокого понимания умения разъяснять подчиненным место и возможности каждого в решении общегосударственных задач.

Чем выше экономическая подготовка офицера, тем рациональнее стиль его экономического мышления, тем глубже он способен уяснить сущность режима экономии в войсках и на флотах, его взаимосвязь с задачей повышения боевой готовности. Сегодня - это насущная необходимость, связанная с решением широкого круга проблем. Одни из них относятся к переходу всего народного хозяйства на рыночные отношения, конверсии оборонной промышленности. Другие охватывают сферу использования людских, материальных, финансовых ресурсов непосредственно в Вооруженных Силах. Обязательным условием формирования современного экономического мышления офицера финансово-экономической службы является его высоко общеэкономическая и военно-экономическая подготовка, глубокое знание уставных положений, правовых основ ведения войскового хозяйства.

Выводы по 3 вопросу:

1. Метод - совокупность приемов или операций теоретического и практического познания предмета науки. В экономической теории применяются общенаучные и специфические методы исследований.

2. К общенаучным методам относятся: научная абстракция, анализи синтез, индукция и дедукция, единство логического и исторического подходов к исследованиям и др.

3. К специфическим методам экономической теории относятся экономический анализ и экономическое моделирование.

4. При формировании экономической политики осуществляется переход от позитивной экономики к нормативной. Позитивная экономика изучает то, что объективно, реально существует; нормативная экономика выражает субъективные представления о том, что должно быть.

 

 

Заключение

Выводы по лекции:

1. Предметом экономической теории является система экономически отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмен и потребления жизненных благ в мире ограниченных материальных ресурсов, требующих эффективного использования для наиболее полного удовлетворения возрастающих потребностей человека и общества.

2. Существует система методов научного изучения экономических явлений. Методология - это учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

3. Специфическим экономическим методом познания является экономический анализ, основой которого выступает функциональный подход.

4. Функции экономической теории включают практическую, познавательную и методологическую.

5. Позитивные утверждения воплощают факты («что есть»), тогда как нормативные - охватывают оценочные суждения («как должно быть»).

 

Тема № 2. Общие проблемы экономического развития

 

 

Содержание

 

Введение.

Учебные вопросы (основная часть):

1. Объективные условия и противоречия экономического развития.

2. Потребности и ресурсы: экономическая сущность и классификация. Проблема выбора в экономике.

Заключение.

 

 

Текст лекции

 

 

Учебные вопросы (основная часть):



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 2772; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.036 с.)