Предельные (маржинальные) величины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предельные (маржинальные) величины



Под предельной (маржинальной, от фр. marginal - находящийся на краю чего-либо, дополнительной) величиной понимают прирост одной вели­чины, вызванный приростом другой величины на единицу (при условии, что все остальные величины остаются неизменными).

В примере с пшеницей прирост минеральных удобрений на единицу (ме­шок) дает различный прирост урожая. Все приведенные величины прироста урожая (5, 7, 10, 9, 7, 4 ц.) и будут предельными величинами, точнее, предельными продуктами такого фактора, как минеральные удобрения. Еще раз обратим внимание на то, что величина предельного продукта в соответствии с законом убывающей отдачи с определенного момента начинает постоянно снижаться (хотя это часто происходит и с самого начала).

Закон возрастающих затрат демонстрирует, что по мере прироста урожайности пшеницы затраты минеральных удобрений на прирост каждого центнера пшеницы (их называют предельными издержками) изменяются, причем с тен­денцией к возрастанию. Можно сделать вывод, что в этом случае изменяется (сокращается) и доход, получаемый от применения каждого дополнительного мешка удобрений, - его называют предельным доходом.

Наконец, предельные величины используются не только производителем, но и потребителем. Например, при оценке ими полезности того или иного блага. Потребитель исходит прежде всего из доступности (редкости) для него того или иного блага. Если чистая питьевая вода для него редкость, то за каждый литр ее он готов дорого заплатить (исходя из имеющихся у него денег и их покупательной способности). Но по мере все большей доступности для потребителя питьевой воды он оценивает ее полезность для себя во все меньшую величину и готов платить намного меньше за каждый литр. Таким образом, по мере увеличения количества блага его предельная полезность снижается.

Все это частные случаи концепции предельных величин (предельного ана­лиза, маржиналистской теории, маржинализма). Она широко применяется в экономической теории и практике и базируется на постоянном соотнесении производимых благ (пшеница) или уже имеющихся благ (питьевая вода) с затратами на их производство или их доступностью (редкостью). Важнейшая идея концепции состоит в том, что на определенном этапе затраты на производство блага (издержки производства) начинают расти быстрее, чем само производство этого блага. Другая важнейшая идея концепции такова: чем обильнее благо, тем менее оно ценится. Как писал Маршалл, «чем большим количеством какой-либо вещи человек обладает, тем меньше, при прочих равных условиях (т.е. при равенстве покупательной силы денег и при равном количестве денег в его распоряжении), будет цена, которую он готов уплатить за небольшое до­полнительное ее количество, или, другими словами, его предельная цена спроса на нее снижается». В сущности, это формулировка принципа убывающей предельной полезности (будет изучен позже).

Выводы по 2 вопросу:

1. Проблема эффективности - основная проблема экономической-теории, которая исследует пути наилучшего использования или применения редких ресурсов с тем, чтобы достичь наибольшего или максимально возможного удовлетворения безграничных потребностей общества (цель производства). Та­ким образом, экономическая наука - это наука об эффективности, об эффектив­ном использовании редких ресурсов.

Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате этого процесса количеством какого-либо продукта, т.е. охватывает проблему «ЗАТРАТЫ - ВЫПУСК» ().

2. Альтернативные (вмененные) издержки или цена выбора - это выго­да от наилучшей из нереализованных альтернативных возможностей при при­нятии хозяйственных (экономических) решений.

Учет альтернативных затрат при экономическом выборе является важней­шим принципом микроэкономического анализа.

3. Закон возрастания вмененных (альтернативных) издержек можно сформулировать следующим образом: в условиях ограниченности и специфичности ресурсов альтернативные затраты неуклонно возрастают по мере увеличения выпуска любого из альтернативных видов продукции.

4. Непрерывное увеличение использования одного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приводит к прекращению роста отдачи от него, а затем и к ее сокращению.

Заключение

Выводы по лекции:

1. Кривая производственных возможностей, или трансформации, является упрощенной моделью действительности и свидетельствует о том, что экономика полной занятости всегда альтернативна, т.е. необходимо выбирать между производством тех или иных продуктов путем перераспределения ресурсов.

2. Эффективность характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в ре­зультате этого процесса количеством какого-либо продукта, т.е. охватывает проблему «затраты - выпуск». Различают разные виды эффективности, наиболее значимым из которых является социально-экономическая эффективность.

3. Уровень эффективности - важнейшая характеристика качества системы и качества решений (действий), изменяющих ее. Вариант функционирования экономической системы, обеспечивающий наибольшую ее эффективность в данных условиях (при заданных ограничениях) является оптимальным.

4. Альтернативные (вмененные) издержки или цена выбора - это выгода от наилучшей из нереализованных альтернативных возможностей.

Учет альтернативных затрат при экономическом выборе является важнейшим принципом микроэкономического анализа. Как видно из кривой производственных возможностей при последовательном переходе ко все большему выпуску одного из благ мы обнаружим, что альтернативные затраты возрастают.

Таким образом, закон возрастания вмененных (альтернативных) издержек можно сформулировать следующим образом: в условиях ограниченности и специфичности ресурсов альтернативные затраты неуклонно возрастают по мере увеличения выпуска любого из альтернативных видов продукции.

 

 

Тема №3. Экономические системы и их сущность

 

 

Содержание

 

Введение.

Учебные вопросы (основная часть):

3. Типы и модели экономических систем. Формационный и цивилизационный подходы к общественно-экономическому развитию.

4. Отношения собственности и их место в экономической системе общества. Теория «прав собственности».

5. Формы экономической реализации отношений собственности. Экономическое устройство общества.

 

Заключение.

 

 

Текст лекции

 

Учебные вопросы (основная часть):

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.007 с.)