Спрос и теория предельной полезности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос и теория предельной полезности



Поведение функции кривой спроса во многом определяется теорией предельной полезности. Теория предельной полезности опирается на следующие основные предположения.

1.Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара, меньше полезности предыдущей единицы товара.

2.Потребитель стремится получить максимальное субъективное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход.

Первая особенность находит отражение в законе убывающей предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности гласит, что по мере того, как вы потребляете все новые единицы одного и того же товара, растет общая полезность, получаемая вами, но при этом она возрастает все более медленными темпами вследствие того, что пре­дельная полезность данного товара (или добавочная стоимость, прино­симая последней единицей) имеет тенденцию к сокращению. Закон убывающей предельной полезности может быть представлен с помо­щью таблицы.

Таблица

Количество Общая Предельная
потребленного товара полезность полезность
     
     
     
     
     
     

 

Из таблицы видно, что хотя общая полезность увеличивается, тем­пы этого увеличения все время снижаются. Это означает, что предель­ная полезность будет сокращаться. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки потребителем единицы товара, когда возрастает количество приобретенных единиц этого бла­га.

Каждая последующая партия блага удовлетворяет все менее насущ­ную потребность людей, поэтому ее оценка все меньше. Если блага не хватает на менее насущные потребности, а хватает только на более на­сущные потребности, то оценка этого блага выше и определяется оцен­кой последней его партии.

Человек дает ту или иную оценку вещи в зависимости от того, ка­кую пользу она ему приносит.

Если, например, человеку для удовлетворения его производствен­ных и личных потребностей необходимо иметь 10 ведер воды, а в его распоряжении имеется 50, то излишек воды в 40 ведер не будет обла­дать никакой ценностью. Если же у него останется только 10 ведер, то каждое из них приобретет ценность, ибо лишение хотя бы одного из них не позволит человеку удовлетворить ту или иную потребность.

Величина ценности материальных благ определяется величиной пользы, которую приносит человеку та или иная вещь, Но при этом речь идет не о величине пользы вообще, а о предельной полезности ве­щи.

Предельная полезность - это не наибольшая и не средняя полез­ность, а именно наименьшая польза, ради получения которой эта вещь еще может рациональным образом употребляться. (Польза от той последней партии блага, на которую есть спрос).

Убывающая предельная полезность помогает объяснить закон убывающего спроса. Дело в том, что линия спроса совпадает с кривой предельной полезности. С увеличением количества предлагаемого товара цены на каждую единицу падают. Это объясняется тем, что каждая добавляемая порция товара удовлетворяет все менее настоятельную потребность и ценится меньше, чем предыдущие.

Теперь объясним поведение кривой спроса (кривой предельной полезности) с точки зрения рационального поведения покупателя, стремящегося получить максимальное субъективное удовлетворение используя свой ограниченный доход. Для этого нужно каким-то обра­зом оценить полезность. Есть два способа оценки полезности. Одни (кардиналисты) стремясь вычислить полезность, вводят условную еди­ницу - ютиль. Другие экономисты полагают, что предельная полез­ность является чисто субъективной, ее невозможно измерить количественно и вводят порядковую полезность, с помощью которой можно выяснить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворе­ния потребителя, хотя нельзя определить саму эту степень удовлетво­рения. Потребителю свойственно стремление так расходовать свои деньги, чтобы получить максимальное удовлетворение своих потребно­стей. Совершая покупку, он сравнивает данный вариант с альтернатив­ными вариантами расходования своих денег, пока не убедится, что этот вариант принесет не меньше полезности, чем другие.

Если бы потребитель использовал только два блага: А и Б, то предельную полезность единицы блага А надо было оценивать количе­ством единицы блага Б, от которых он готов отказаться ради приобретения этой единицы блага А. Но так как рынок предлагает многообразие товаров, то необходимо определить, от скольких единиц других благ покупатель готов отказаться ради приобретения одной до­полнительной единицы блага А. Поскольку деньги позволяют приобре­сти все остальные блага, то в итоге, для оценки предельной полезности единицы блага А необходимо выяснить, какую цену готов заплатить потребитель за эту единицу блага А.

Потребитель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потрачен­ную на данный товар, станет равной предельной полезности на денеж­ную единицу, израсходованную на другой товар.

МИа: Ра = МИб: Рб = МИс: Рс = МИд: Рд

где МИ - предельная полезность,

Р - цена. Это уравнение равнове­сия спроса покупателя.

 

4. РЫНОК СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕН­ЦИИ. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Понятие рынок является центральным для анализа распределения ресурсов.

Имеются четыре модели рынка.

Модель I. Чистая конкуренция. Она характеризуется рядом признаков.

1.Очень большое число предприятий-продавцов. Пример: рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа, рынок иностранных валют.

2.Стандартизированная продукция. При данной цене потребителю безразлично, у кого покупать продукт — все они аналоги. Вследствие стандартизации отсутствует основание для неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция — это конкуренция на базе различий в каче­стве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

3.Продавец не может осуществить контроль над ценами, так как каждая фирма производит небольшую долю продукции. Конкурентная фирма не может установить рыночную цену, но может только приспо­сабливаться к ней. Продавец здесь — ценополучатель.

4.Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы — свободно покидать от­расль. Не существует каких-либо препятствий — технологических, фи­нансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм.

Модель II. Чистая монополия. Одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Эта модель имеет свои характерные черты.

1.Единственный продавец. Чистая монополия — это отрасль, состоящая из одной фирмы.

2. Продукт монополии уникален, ему нет заменителей. Для покупа­теля нет альтернатив. Нет острой необходимости заниматься рекламой.

3.Чистый монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, так как она контролирует все предложения. При нисходя­щем спросе на продукт, монополист может вызвать изменение цены, манипулируя количеством предложенного продукта.

4. Вступление в отрасль в условиях чистой монополии заблокирова­но.

Примеры чистой монополии: газовые и электрические компании, компания кабельного телевидения, телефонная компания, алмазный синдикат "Де Бирс", фирма "Кэмпбэл", выпускающая в продажу 85% консервированных супов.

Модель III. Монополистическая конкуренция. Много продавцов поставляет на рынок много схожих товаров, отличающихся друг от друга отдельными характеристиками.

Различия между монополистической и чистой конкуренцией весьма значительны. Для монополистической конкуренции не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно небольшого их числа: 25, 35,60 или 70.

Характерные черты. 1).Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. 2). В противоположность чистой конку­ренции одним из основных признаков монополистической конкурен­ции является дифференциация продукции по качеству, по упаковке, размещению, набору услуг и т.п. 3). Экономическое соперничество ос­новано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. Многие фирмы делают акцент на торговые знаки и фабричное клеймо. 4) Лег­кое вступление в отрасль. Отсутствуют барьеры для вступления в от­расль.

Модель IV. Олигополия. Несколько крупных фирм контролирует рынок определенного товара и услуг.

Характерные признаки олигополизма. 1) Относительно малое чис­ло фирм господствует в отрасли. Немногочисленность фирм объясняет­ся применением дорогостоящих технологий, экономией издержек и барьерами к проникновению. 2) Продукция может быть стандартизи­рованной, а может быть и дифференцированной. 3) В олигополии силь­но побуждение к слиянию, поскольку объединение двух или более конкурирующих фирм может существенно увеличить их рыночную до­лю, дать преимущества крупного покупателя и поставщика. 4) Всеоб­щая зависимость. Никакая фирма в олигополистической отрасли не осмелится изменить свою цену, не попытавшись рассчитать наиболее вероятные ответные действия своих конкурентов. "Фирмы достаточно крупные для того, чтобы оказывать влияние на цену, похоже, уделяют пристальное внимание тому, что делают другие ведущие фирмы отрас­ли. "Форд" тревожится по поводу новых моделей и цен "Дженерал моторз", "Келлот компани" волнуют дела "Дженерал миллз", а фирма, владеющая сетью супермаркетов, испытывает беспокойство по поводу недельного ассортимента товаров в магазинах других фирм", — пишет С.Фишер ("Экономика").

Чистая (совершенная) конкуренция со множеством покупателей и продавцов также редка, как и чистая монополия, когда покупатели, не найдя замены, вынуждены платить назначенную монополистом цену. То, что происходит в реальной жизни, находится где-то между этими крайностями. Такая ситуация — это несовершенная конкуренция. Этот термин характеризует рынки, на которых продавцы имеют больше сво­боды в назначении цен, чем при совершенной конкуренции. Они обладают этой свободой, потому, что продают при условиях наличия или монополистической конкуренции, или олигополии. Профессор Джоан Робинсон видела в несовершенной конкуренции главную сла­бость капиталистической системы хозяйства. Поддерживая более высо­кую цену, чем они могли бы иметь при совершенной конкуренции, компании получают больше прибыли, а покупатель теряет.

Антимонопольное законодательство. Большая часть предприятий действует в условиях несовершенной конкуренции. Государства посред­ством антитрестовского законодательства стремятся поддержать кон­куренцию. Первый антитрестовский закон был принят в США в 1890 г. по инициативе сенатора Шермана. Закон объявлял недействительны­ми договоры, объединения и соглашения, ограничивающие торговлю и формирующие монополию. Судебная практика стала считать монопо­листом всякую фирму, артель или трест, которые продавали на рынке свыше 50% того или иного товара. Попытки монополизировать рынок наказывались тюремным заключением на срок от одного года или крупным денежным штрафом. В соответствии с законом Шермана в сталелитейной, алюминиевой, табачной промышленности принуди­тельно разделили немало компаний. В 1914 г. в США был принят еще один антитрестовский акт-закон Клейтона, запрещавший корпорации приобретать акции и активы других фирм, если это вело к существен­ному ослаблению конкуренции. В 1961 г. правительство США возбу­дило иск против ряда крупнейших электротехнических компаний, в частности против "Дженерал Электрик" и "Вестингауз". Суд, признав­ший наличие тайного сговора между компаниями с целью взвинчива­ния цен на продукцию, приговорил семерых предпринимателей к тюремному заключению. Сами компании были оштрафованы на два миллиона долларов, кроме того, им пришлось выплатить своим потре­бителям около 10 млн. долларов для компенсации убытков. Во Фран­ции в 1986 г. вышло постановление о ценовой конкуренции в промышленности, запретившее создание всякого рода союзов произво­дителей, в рамках которых можно было бы принимать соглашение об уровне минимальных цен, ниже которых потребитель не смог бы при­обрести продукцию. Антимонопольным законодательством не допус­кается деятельность объединений, способных оказывать давление на установление уровня цен. Запрещены, например, союзы оптовых и роз­ничных торговцев. Существует государственный совет по конкуренции, декретом которого может быть приостановлено чрезмерное повышение цен, введены временные меры, обусловленные кризисной ситуацией. В стране существует также национальный совет по потреблению, финан­совый трибунал, имеющий право на строгие санкции к нарушителям антимонопольного законодательства. В структурах министерств и муниципальных органов имеются группы государственных контролеров по ценам, общая численность которых не превышает 3000 высококвалифицированных специалистов, отвечающих за соблюдение дисциплины цен.

В России основным фактором, под воздействием которого формировалась антимонопольная политика, является открытие экономики для иностранной конкуренции и установление единого курса рубля по отношению к доллару. Закон РФ "О конкуренции" предусматривает дополнительные меры противодействия антиконкурентной практике предпринимательских фирм, в частности, признаются незаконными та­кие действия:

- изъятие товаров из обращения, а также ограничение или прекращение производства товаров с целью создания искусственного дефици­та;

- предварительный сговор об искусственном повышении, снижении или поддержании цен;

- соглашения о территориальном делении рынков или делении рын­ков по потребителям, а также установление квот на производство и ре­ализацию товаров;

- приобретение фирмой акций предприятий выпускающих анало­гичные товары, если она уже выпускает 30% таких товаров. Однако, не будут преследоваться экспортные картели, создаваемые для совместно­го выступления на мировом рынке.

В РФ также принят Федеральный закон "О естественных монополи­ях" (17.08.95 № 147-ФЗ), определяющий правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий и направленный на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

Законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопро­водам; услуги по передаче тепловой и электрической энергии; железно­дорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Госрегулирование в этих сферах, согласно закону, предусматривает установление цен и тарифов или их предельного уровня, централизо­ванное определение группы потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. Государство будет контролировать любые сделки по приобретению прав собственности, капиталовложения, продажу или сдачу в аренду основных фондов этих предприятий.

Контролирующие органы имеют право: принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о заключении догово­ров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений, о перечислении в феде­ральный бюджет прибыли, полученной в результате незаконных дей­ствий; принимать решения о наложении штрафа; завышение цен (тарифов), установленных органом регулирования, будет стоить 15000 минимальных размеров оплаты труда. Неисполнение предписания ка­рается штрафом до 10000 минимальных окладов. Предоставление орга­ну контроля недостоверных сведений - до 1000, а не предоставление в срок затребованных документов или иной необходимой информации - до 500 минимальных окладов. В Законе заложены также и нормы, по­зволяющие заинтересованным сторонам опротестовывать подобного рода решения органов в арбитражном суде.

Литература к теме

1. Учебник по основам экономической теории. В. Камаев и коллек­тив авторов. Тема 4.

2. Рыночная экономика. Микроэкономика. Ассоциация экономи­ческих вузов. Под редакцией проф. А. Смирнова и др. гл. 2, гл.З.

3. Реферат-дайджест учебника К. Макконнелла, С. Брю "Эконо­микс". Издательство "Менеджер" гл.4.

Темы для выступлений, докладов. Литература.

1. Теория потребительского поведения. Лит-ра: К. Макконнелл, С. Брю "Экономикс" гл.23.

2.Бем Баверк» "Основы теории ценности". Пример с конным рынко-м.Лит-ра: "Экономическая школа". Санкт-Петербург. Вып.1. Раздел 3.

3.Нечестная конкуренция. Лит-ра: К. Макконнелл, С. Брю "Эконо­микс" гл. 26.

4. Барьеры для вступления в отрасль. Лит-ра: К. Макконнелл, С. Брю "Экономикс" гл. 26.

5.Экономика спекуляции, рынка и страхования. Лит-ра: П. Самуэль-сон "Экономика" гл. 23 (Приложение).

6.Антитрестовское законодательство и регулирование. Лит-ра: К. Макконнелл, С. Брю "Экономикс" гл. 34.

Тесты для самопроверки (выделите правильные ответы)

Тест 1.

В таблице к тесту описаны характерные черты основных моделей рынка. Укажите:

1) какая модель отражает чистую конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию, чистую монополию.

2) какая модель отражает совершенную конкуренцию, а какая несовершенную?

Характерная   Модели рынка  
черта I II III IV
Число фирм Очень большое число Много Несколько Одна
         
Тип Стандарти- Дифференц. Стандарт. Уникальный
продукта зован     нет близких
        заменителей
      Ограничен  
      взаимной  
Контроль Отсутствует В довольно зависимост. Значитель-
над ценой   узких Значителен ный
    рамках при тайном  
      сговоре  
Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсутствуют Сравнительно легкие Наличие существенных препятствий Блокировано
         
         
Неценовая   Значитель Очень типична  
конкуренция Отсутствует ный упор на рек- ламу   Главным образом реклама связи фирмы с обществ. Организ.
         
         
         
         
Название ?... ?... ?... ?...
модели        

 

 

Тест 2.

Для какой модели рынка характерно применение следующих при­емов укрепления своих позиций и увеличения прибыли?

а. Манипулирование количеством предложенного товара и ценой.

б. Организация картелей.

в. Лидерство в ценах.

г. Реклама с акцентом на особых качествах своего товара. Товарные знаки, торговые марки.

д. Снижение издержек, повышение качества.

 

  а б в г д
1.Чистая монополия          
2.Монополистическая конкурен­ция          
3.Олигополия          
4.Чистая конкуренция          
В нужном столбце поставьте +.  

Тест 3.

    Снижение цены сокращает стоимость продаж и снижает совокупную выручку а б
в случае, когда элас-тичность спроса на товар выше 1 в случае, когда элас-тичность спроса на товар ниже 1
    Повышение цены увеличивает стои-мость продаж и повышает совокуп-ную выручку   в случае, когда элас-тичность спроса на товар ниже 1   в случае, когда элас-тичность спроса на товар выше 1

 

 

Тест 4.

Заполните таблицу.

 

Показатели эластич­ности спроса а б
Имеет ли смысл пони­жать цену Имеет ли смысл повы­шать цену
1. 0,3 (низкая) 2. 1 (единичная) 3. 2,1 (высокая)    

В случае положительного ответа поставьте +.

 

 

Тест 5.

В случае введения налога на продажи сумма налога распределится между продавцами и покупателями.

 

 

 

Г Основная тяжесть налога ля­жет на покупателя а б
если элас-тич­ность спроса > 1 если элас-тич­ность спроса < 1
  Основная тяжесть налога ля­жет на продавца если элас-тич­ность спроса > 1 если элас-тич­ность спроса < 1

 

 

Тест 6.

 

 

  Цена кофе повыси-лась. Вследствие этого а б
Упал спрос на кофе Упала вели-чина спроса на кофе
  Удалось убедить лю-дей во вреде кофе. Вследствие этого Упала вели-чина спроса на кофе Упал спрос на кофе.

 

 

Тест 7. В нужном столбце проставьте +.

Какую модель рынка пред-ставляют:   I   II   III   IV
а) электрические и водопро-водные ком­пании б) компании кабельного теле-видения, те­лефонная компания в) магазины розничной торгов-ли г) производство мебели д) пошив платья е) 4 фирмы, выпускающие 90% сигарет        

Нумерация (по моделям рынка) определена на стр. 31 (тест 1-10).

 

Упражнение-тренинг 1. "Определение равновесной цены"

Предположим, что на рынке действуют 500 покупателей и 500 продавцов. Их спрос и предложение приведены в таблице.

Таблица к упражнению

    Цена за 1 кг.   Общее количест-во на которое есть спрос   Общее количес-тво предложен-ного товара
     
5 дол. 2.500 кг 15.000 кг
4 дол. 5.000 кг 12.500 кг
З дол. 8.500 кг 8.500 кг
2 дол. 14.000 кг 5.000 кг
1 дол. 20.000 кг 1.000 кг

Необходимо найти равновесную цену, то есть цену, по которой количество яблок, предлагаемое продавцами и требуемое покупателями, совпадает.

Контрольные вопросы.

1.Какую зависимость выражает кривая спроса? Каковы неценовые факторы спроса?

2.Какую зависимость выражает кривая предложения? Каковы неценовые факторы предложения?

3.Что такое равновесная цена? Является ли равновесная цена неизменной или постоянно меняется в зависимости от разного рода факторов?

4.Что такое предельная полезность? Чем предельная полезность отличается от полезности вообще?

5.Почему кривая спроса совпадает с кривой предельной полезности?

6.Определите эластичность спроса и эластичность предложения. Практические значения этих показателей.

7. Каковы могут быть последствия государственного вмешательства в процесс установления цен?

8.Назовите характерные черты каждой из четырех моделей рынка.

9.Каковы задачи антимонопольного законодательства?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.059 с.)