Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 7. Распределение доходов между группами населения. Индивидуальный и семейный доходСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1.Неравенство доходов и его причины. Кривая Лоренца. 2.Образование и доход. 3.Программы поддержания уровня доходов. 4.Бюджет и активы семьи. Формы сбережений. • Литература, тесты, контрольные вопросы. Анализ природы доходов подводит к вопросу о том, какие факторы влияют на ваши доходы, а также как наилучшим образом использовать активы семьи для сбережений. Этими вопросами мы завершим тот раздел экономики, где рассматриваются законы поведения фирмы, домохозяйства в условиях рынка.
1.НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ И ЕГО ПРИЧИНЫ. КРИВАЯ ЛОРЕНЦА Мы рассмотрели связь заработной платы с предельной производительностью труда. Но почему существует разница в зарплате работников различных профессий и различных работников одной и той же профессии? Например, в США зарплата автомобилестроителей в 4 раза выше, чем в розничной торговле или чем у служащих банков, отелей. Дифференциация заработков объясняется, в основном, соотношением спроса и предложения на данную профессию. Здесь нет места каким-либо соображениям справедливости, возмещения затрат и т. п. Если, например, падает зарплата профессоров, значит уменьшается спрос на этот вид труда. Но почему отличаются условия спроса и предложения на различных рынках труда? Если бы все рабочие были однородны, все работы одинаково привлекательны для рабочих и рынки труда совершенно конкурентны, то все рабочие получали бы абсолютно одну и ту же ставку зарплаты. Отсюда ясно, почему на практике ставки зарплаты различны. 1.Рабочие — неоднородны. Они различаются по способностям, а также по уровням подготовки и образования в результате попадают в неконкурирующие друг с другом профессиональные группы. 2. Виды работ различаются своей привлекательностью. 3.Рынки труда обычно характеризуются несовершенной конкуренцией. Неоднородность рабочих лежит в основе наличия неконкурирующих групп. Например, относительно небольшое число работников имеет врожденную способность быть нейрохирургами, скрипачами, химиками-исследователями, космонавтами. Лишь немногие имеют финансовые средства для получения необходимой подготовки. В результате предложения этих конкретных видов труда является очень небольшим по отношению к спросу на них и соответственно, зарплата высокая. Эти и подобные им группы не конкурируют друг с другом или с другими квалифицированными или полуквалифицированными рабочими (скрипач не конкурирует с хирургом, продавец не конкурирует со скрипачом). Но ряд неквалифицированных рабочих разных профессий могут принадлежать к одной и той же группе. Например, работники автозаправочной станции, подсобные сельскохозяйственные рабочие и неквалифицированные строительные рабочие могут быть отнесены к одной и той же группе, ибо каждый из них может выполнить работу другого. Но никто из рабочих данной группы не составит эффективной конкуренции программистам, преподавателям математики, которые находятся в других, более ограниченных группах. Можно, конечно переходить из одной группы в другую. Но существуют факторы, ограничивающие мобильность. У людей разные интеллектуальные, физические способности. У одних — высокий коэффициент интеллекта позволяет им освоить профессии врача-хирурга, юриста, физика. Другие наделены исключительными физическими способностями и могут стать высокооплачиваемыми профессиональными спортсменами. Третьи наделены врожденным талантом художника или музыканта. Привлекательность работ — другой фактор дифференциации доходов. Практически всюду строительные рабочие получают более высокую заработную плату, чем банковские служащие. Строительные работы предполагают грязные руки, боли в спине, несчастные случаи и т.д. Банковская работа — это белый воротничок, приятное окружение, кондиционер, незначительный риск несчастных случаев и увольнений. В результате подрядчики на Стройках должны платить более высокую зарплату, чем платят банки. Есть виды работ, которые требуют риска. Но так мало людей, которые готовы заниматься изнурительной, неприятной работой или работой, связанной с риском. Они также попадают в неконкурентные группы. Значительно неравенство доходов между лицами, владеющими собственностью, а следовательно, получающими от нее доход, и лицами, не владеющими собственностью. "Именно доходы от собственности определяют положение домохозяйств на самой верхушке пирамиды доходов. Право наследования и тот факт, что богатство порождает богатство, усиливает роль, которую играет неравенство владения собственностью в увеличении неравенства доходов", - замечают авторы "Экономикс" К. Макконнелл и С. Брю. Отклонение от условий конкуренции на рынках труда могут быть вызваны географическими институциональными отклонениями мобильности. Географические ограничения связаны с тем, что многие рабочие привязаны к местам проживания. Институциональные ограничения мобильности связаны с искусственными ограничениями, устанавливаемыми различными институтами. Например,в университетах лица, не имеющие соответствующей степени, автоматически не принимаются на преподавательскую работу. Есть и другие факторы, которые влияют на неравенство доходов. Удача, случай, личные контакты - все это помогает разбогатеть. С другой стороны, множество несчастий, как длительная болезнь, несчастный случай, смерть кормильца, безработица, дискриминация по национальному признаку могут привести к бедности. "Вообще рыночная система - это бесстрастный механизм. Она не имеет совести, не приспосабливается к моральным нормам, определяющим, что есть "беспристрастное" или "справедливое" распределение дохода. Действительно, исключительно индивидуалистический характер капиталистической экономики вполне допускает высокую степень неравенства доходов", - высказываются по этому вопросу авторы "Экономикс" К, Макконнелл, С. Брю. Количественное измерение степени неравенства в распределении доходов характеризуется "кривой Лоренца". "Доля семей" расположена на оси абсцисс, а "доля дохода" - на оси ординат. Точка А на нашей кривой показывает долю доходов самых бедных (20%) семей, точка В показывает долю 40% семей нарастающим итогом, точка С - долю 60% семей и т. д. Биссектриса на графике означает случай абсолютно равномерного распределения дохода. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов. Чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если неравенство доходов уменьшается, кривая приближается к биссектрисе, если увеличивается - то отодвигается.
Кривая Лоренца.
В России по официальным данным в 1994-1996 гг. у 10 % самых богатых граждан сосредоточилось 38 % всех денежных доходов, а у такой же группы бедных они едва превысили 2 %. Соответственно 20 % высокообеспеченного населения имели 42 % всех денежных доходов в стране, а на долю 20 % бедняков приходилось лишь 7 % доходов. Денежные доходы 10 % наиболее обеспеченных россиян в 21 раз выше доходов 10 % наименее обеспеченных, в то время как в Латинской Америке коэффициент разрыва в уровне жизни населения равен 10, а в развитых странах 3-4. Если исключить долларовых миллиардеров с их неафишируемыми доходами на одном полюсе и нищих и бомжей на другом, то дифференциация населения по доходам в 1996 г. выглядела следующим образом: 1) 2,5 % семей имели доходы от 25 до 100 тыс. долл., в том числе 0,5% элитных семей имели от 75 до 100 тыс. долл. 2) 15 % семей (юристы, бухгалтеры, экономисты, владельцы малых предприятий) имели от 6 до 20 тыс. долл. 3) 15 % (средние управляющие, квалифицированные строители и т.п.) имели от 4 до 12 тыс. долл. \ 4) 5 % семей (работающие пенсионеры) с доходами 3-6 тыс. долл. в год, 5) 30 % семей (рабочие промышленности и сельского хозяйства, специалисты ВПК, учителя, врачи, научные работники) и 20 % (неработающие пенсионеры) имели годовой доход 1,5-2,5 тыс. долл., 6) 12,5% семей — безработные. В Указе Президента РФ от июня 1996 г. говорится: "Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиций социально-политической стабильности общества".
ОБРАЗОВАНИЕ И ДОХОД Дифференциация доходов в значительной степени связана с уровнем образования. Нужно принять во внимание, что распределение населения на группы по доходам отражает состояние на данный момент. Но у многих людей доходы меняются в течение жизни. Если в начале жизни доходы невысоки, то к 40 - 50 годам они достигают своего пика, и люди передвигаются в группы с более высокими доходами. При этом у людей со сроком обучения 17 и больше лет доход в два с лишним раза выше, чем у тех, кто имеет срок обучения 12 лет. Во многих странах образование стоит недешево. Но есть все основания утверждать, что эти расходы окупаются. "Даже если вам приходится занимать деньги в банке из расчета 6%, даже если вы в течение ряда лет вынуждены отказываться от выгодной работы, даже если вам приходиться жить вне дома и платить за питание и за книги, все равно, если вы получили профессию, доступ к которой открыт только выпускникам колледжей, ваши заработки в течение всей жизни, по всей вероятности, с лихвой компенсируют эти затраты", - утверждает Самуэльсон в своем учебнике. Он утверждает также, что среди выпускников колледжей больше людей, считающих себя счастливыми, меньше - психически больных, у них более широкие перспективы и более высокие стремления и если они все же озабочены чем-то, то это, как правило, вызвано действительными, а не мнимыми трудностями. Люди, получившие профессию, требующую способностей и многих лет обучения, попадают в неконкурентные группы. Например, высококвалифицированный рабочий не может составить конкуренцию врачу-хирургу или преподавателю математики. Соотношение спроса и предложения будет складываться в пользу высокообразованных работников. В экономической литературе получил распространение термин инвестиции в «человеческий капитал». Инвестиции в человеческий капитал - это любые затраты, направленные на повышение квалификации и способностей. Подобно затратам предпринимателей на станки и оборудование, затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, так как текущие расходы осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсироваться.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.29.146 (0.009 с.) |