Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип убывания предельной полезности

Поиск

Большинство случаев выбора потребителей не сводится к принятию решений типа «все или ничего». Решения потребителей являются инкрементальными, имеющими приростной характер. Причем два различных варианта выбора, например, о потреблении того или иного продукта, могут различаться между собой на бесконечно малую физическую величину реального потребления этого продукта.

В экономической теории для характеристики результатов того, что нечто сделано в чуть большем или чуть меньшем объеме, используется понятие «предельный» («маржинальный» – от marginal).

Предельная полезность некоего блага (товара или услуги) представляет собой величину добавочной, дополнительной полезности, которую получает потребитель от потребления еще одной единицы блага (при прочих равных условиях).

Если дана функция полезности , то предельная полезность каждого товара – ее первая производная:

Предельную норму замещения вдоль кривой безразличия можно связать с предельными полезностями благ на каждой из осей. Изъятие ∆QY единиц товара Y из набора наносит потребителю ущерб. Снижение полезности составит (MUY – предельная полезность Y для потребителя). При замене потерянного количества Y тем количеством X, которое необходимо для возвращения потребителя в состояние прежней удовлетворенности, приобретенная полезность составила бы (MUX – предельная полезность X). Если потребителю необходимо вернуться на ту же самую кривую безразличия, прирост полезности от добавленного X равен потере полезности от изъятого Y:

 

Следовательно,

 

Предельная норма замещения Y на X поэтому может рассматриваться как отношение предельной полезности X к предельной полезности Y.

Тот же самый результат может быть получен более точно с помощью вычислений. Если функция полезности , тогда полный дифференциал равен:

 

 

Чтобы сохранить неизменность совокупной полезности, необходимо приравнять полный дифференциал нулю. Решение данного уравнения относительно дает:

 

 

Предельная полезность товара имеет тенденцию к уменьшению по мере того, как все большее количество потребляется за данный период. Принцип убывания предельной полезности состоит в том, что чем больше количество потребленных благ, тем меньше предельная полезность, извлекаемая из потребления каждой последующей единицы этого блага.

Например, желая утолить жажду, человек выпивает первый стакан воды и чувствует большое удовлетворение (то есть получает большую полезность при потреблении первой единицы данного блага). А вот выпив десятый подряд стакан воды, этот человек извлечет из его потребления значительно меньшую (если не отрицательную) полезность.

Приведенный пример не является типичным примером потребительского выбора, поскольку в нем не хватает таких элементов, как альтернативы (выбор из двух или большего количества благ) и ограничения (ограниченный бюджет). Как же принцип убывания предельной полезности можно применить в более сложной ситуации? Модель поведения потребителя объясняет, как на выбор потребителя влияют его предпочтения, доход и цены товаров. При этом предполагается, что потребитель максимизирует получаемую полезность при наличном бюджетном ограничении.

Представьте себе, что Вы пришли в кафе, где порцию мороженого можно купить за 20 рублей, а чашечку кофе – за 10 рублей. Вы можете позволить себе потратить 100 рублей. Что вы закажете?

В соответствии с правилом максимизации полезности вашей целью является выбор такого набора, который принесет Вам наибольшую возможную полезность. Скорее всего, Вы не закажете 5 порций мороженого. Пятая порция не принесет Вам столько же удовлетворения, сколько первая. Вместо пятой порции мороженого Вы можете купить 2 чашечки кофе. Поступив таким образом, Вы увеличите полученную вами общую полезность, так как первые чашечки кофе принесут Вам большее удовлетворение, чем последняя порция мороженого. Вы можете еще одну порцию мороженого заменить на кофе. По мере того, как Вы сокращаете свое потребление мороженого и увеличиваете потребление кофе, предельная полезность мороженого возрастает, а кофе – падает. В конце концов Вы достигнете точки, в которой Вы уже не в состоянии увеличивать общую полезность от потребления данных благ в рамках ограниченного бюджета. Это будет означать, что Вы достигли точки потребительского равновесия.

Таким образом, равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность в рамках данного бюджетного ограничения. Это есть равновесие в том смысле, что, как только потребитель получает такой набор, у него нет больше стимула менять его на другой.

Потребительское равновесие достигается, когда предельная полезность, получаемая в расчете на каждый рубль стоимости одного блага, становится равной предельной полезности, получаемой в расчете на каждый рубль стоимости другого блага. То есть отношение предельной полезности блага к его цене должно быть одинаковым для всех благ:

 

,

 

где MUA – предельная полезность блага А;

MUB – предельная полезность блага В;

PA – цена блага А;

PB – цена блага В.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 997; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.41.52 (0.01 с.)