Монополия: понятие и характерные черты



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монополия: понятие и характерные черты



Чистая монополия – это упрощенная модель рыночной структуры. В реальности, если и есть, то очень немного продуктов, у которых нет заменителей. И редко когда на национальном или мировом рынке есть только один продавец. Чистая монополия чаще характерна для местных рынков, чем для общенациональных (одна телефонная компания в маленьком городке, обеспечивающая местную связь).

Предприятие может стать единственным поставщиком продукции на рынке вследствие различных обстоятельств. В соответствии сэтим можно выделить три основных вида монополии.

Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Например, патентной защиты, авторских и иных исключительных прав.

Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одно предприятие обслуживает весь рынок. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В такой ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством предприятий приведет к тому, что масштабы производства каждого предприятия будут неэффективно малы. Таким образом, в основе естественных монополий лежит экономия на масштабах производства. К естественным также относятся монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

Открытая монополия. В данном случае предприятие на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются предприятия, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты могут появиться на рынке позже.

Как и всякая классификация, приведенная выше является условной. Некоторые предприятия могут принадлежать одновременно к разным видам монополии. Например, электрические компании могут быть отнесены к естественным монополиям (так как присутствует эффект экономии на масштабах), а также к закрытым монополиям (так как существуют барьеры для конкуренции). Другой пример. Патентное свидетельство дает предприятию закрытую монополию в краткосрочном периоде, но такая монополия может быть открытой на долгосрочном временном интервале (из-за ограниченности срока действия патента, а также из-за того, что конкуренты могут изобрести новые продукты). Преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии.

Все монополии подвержены ударам конкуренции со стороны товаров-субститутов.

Если производитель-монополист получает экономическую прибыль, это может побудить новых потенциальных продавцов конкурировать с монополистом путем производства аналогичного товара. Поэтому должны существовать барьеры для входа в отрасль – ограничители, которые предотвращают появление дополнительных продавцов на рынке предприятия-монополиста. В противном случае рост количества производителей и продавцов на рынке привел бы к потере монопольной власти. Монопольный контроль над ценой исчез бы, так как рынки стали бы конкурентными.

Основными барьерами для входа на рынки, способствующими появлению монополии и помогающими ее поддерживать, являются следующие.

Исключительные права, полученные от правительства. Иногда государство предоставляет предприятиям статус единственного продавца. Во многих случаях власти сами руководят монополиями (почта, например). Многие государства сами имеют монополию в продажах крепких напитков, в игорном бизнесе (организация государственных лотерей).

Патенты и авторские права, обеспечивающие создателям новых продуктов или произведений искусства исключительные права, чтобы продавать или предоставлять лицензии на использование их изобретений и творений. После истечения срока действия патента барьер для входа на рынок исчезает, то есть создаваемая таким образом монополия является временной.

Собственность на все предложение какого-либо производственного ресурса. Монополия может поддерживаться в результате владения всеми источниками предложения конкретного ресурса, необходимого для производства монополизированного товара (например, месторождениями полезных ископаемых).

Какие-либо уникальные способности или знания также могут создать монополию (талантливые певцы, музыканты, художники, актеры, спортсмены).

Предприятия, у которых есть технологические секреты, обладают монополией. Если другие предприятия не могут воспроизвести их приемы обработки и производства продуктов (секретная формула «Coca-Cola» обеспечивает фирме монополию на ее напиток).

Преимущества низких издержек крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. В более низких средних издержках производства по мере роста предприятия может выразиться экономия на масштабах производства. Это может способствовать установлению монопольной власти и стать барьером для входа на рынок других производителей (монополия, защищая свой рынок сбыта, может устанавливать относительно низкие цены, соответствующие своим низким издержкам).

На рисунке 7.1 показана долгосрочная кривая средних издержек отдельного предприятия и кривая рыночного спроса на его товар. Как видим, средние издержки производства снижаются на протяжении всего интервала значений выпуска, для которого кривая спроса лежит выше кривой LRATC. Это значит, что при всех величинах выпуска, за который покупатели готовы заплатить такую цену, которая превышает средние издержки, предприятие всегда может снизить средние издержки еще больше, производя больше продукции. При данных обстоятельствах при любой величине выпуска единственный продавец может предложить все требуемое количество товара с более низкими затратами, чем два или более продавца.

Рис. 7.1 – Преимущества низких издержек производства естественной монополии



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.008 с.)