Ценовые войны на олигополистических рынках. Теория игр и стратегия поведения олигополии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценовые войны на олигополистических рынках. Теория игр и стратегия поведения олигополии



Ценовая война – это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке предприятиями.

Отправной точкой данной модели является предположение каждого предприятия, что его конкуренты выберут цену и будут твердо придерживаться своего решения. То есть каждый производитель считает, что если он снизит свою цену, то его соперники не будут в ответ снижать свои цены.

Допустим, что на рынке есть только два продавца какого-либо товара, у третьего продавца нет возможности выйти на рынок. Допустим также, что каждый продавец производит товар при неизменных средних издержках производства (см. рис. 8.3).

Теория игр анализирует поведение лиц или организаций с противоположными интересами.

Суть подхода Неймана-Моргенштерна можно уяснить с помощью простого примера. Представим себе рынок, где действуют два предприятия – А и Б. Менеджеры этих предприятий осознают, что когда они понижают свою цену, то конкурент может либо сохранить свою цену неизменной, либо понизить ее. Прибыль, которую можно получить, зависит от реакции соперника.

Менеджеры подсчитывают прибыль как для случая, в котором конкурент сохраняет свою цену неизменной, так и для случая, в котором он также отвечает понижением цены. Итогом этого является матрица результатов, которая показывает выгоду или убыток от каждой возможной стратегии для каждого возможного ответа соперника по игре.

На рисунке 8.4 представлена матрица результатов, из которой видны доходы, которые может получить при различной ценовой стратегии предприятие А и его конкурент – предприятие Б.

Предположим, себестоимость их продукции – 1 рубль. Если каждое предприятие установит цену 5 рублей и продаст 100 единиц в месяц, то, имея 4 рубля прибыли на единицу продукции, каждое из предприятий получит общую прибыль 400 рублей в месяц.

Если каждое предприятие установит цену 4 рубля и продаст 120 единиц продукции, то оно получит общую прибыль 360 рублей в месяц. Конечно, 5 рублей – это цена, которая максимизирует прибыль, но в условиях олигополии эта цена может не быть стабильно равновесной, что видно из рисунка 8.4.

 

Рис. 8.4 – Матрица результатов управленческих решений

 

Видно также, что кроме двух уже упомянутых возможностей, предприятие А должно учитывать еще две. Первая – снизить цену до 4 рублей, в то время как Б держит 5 рублей. Это позволит ему забрать у Б множество потребителей и продать 150 единиц товара, получив 450 рублей прибыли. Вторая – держать цену 5 рублей, в то время как Б снизит цену до 4. В этом случае Б заберет уА множество потребителей, оставив ему возможность продать лишь 60 единиц и получить прибыль 240 рублей в месяц.

Какое решение должно быть принято? Поиск ответа состоит в рассмотрении различных предположений, которые каждое предприятие может сделать о поведении соперника. В данном случае похоже, что предприятию А лучше всего держать цену 4 рубля, независимо от того, что делает предприятие Б.

А сознает также, что взгляды Б на эту игру – зеркальное отражение его собственных. После соизмерения возможных последствий различных решений каждое предприятие поймет, что наиболее рациональным будет предположить худшее, и, вероятнее всего, цена 4 рубля будет равновесной.

Однако обоим предприятиям было бы выгодно поддерживать цену 5 рублей, и они могут договориться об этом. Такое соглашение не увеличит прибыли, однако оно устраняет неизбежные потери, которые происходят, когда каждое предприятие пытается снизить цену. Риск соперничества на олигополистических рынках толкает предприятия к сговору, чтобы поддерживать цены.

Картели при олигополии.

Картель – это группа предприятий, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. Законодательствами многих стран картели запрещены.

Существует несколько известных международных картелей. Например, картель Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Он стремится регулировать выпуск сырой нефти его членами с целью контролировать цену, чтобы максимизировать групповые прибыли. Компания «De Beers» тоже действует как картель, выступая в форме синдиката, через который основные производители необработанных алмазов (их всего несколько) могут продавать свои продукты.

Картель – это группа предприятий, а не одно предприятие. Поэтому он сталкивается с трудностями при установлении монопольных цен, которых не существует для чистой монополии. Главная проблема, с которой сталкивается картель, это проблема согласования решений между предприятиями - членами и установления системы ограничений (квот) для этих предприятий.

Рассмотрим, как осуществляется формирование картеля.

Предположим, что в регионе несколько производителей цемента желают образовать картель. Допустим, действуют 15 региональных поставщиков, и продукт стандартизирован. Предприятия назначают цены, равные средним издержкам. Каждое предприятие боится поднять свою цену из опасения потерять потребителей, в результате чего его экономическая прибыль может стать отрицательной. Допустим, следовательно, что выпуск находится на конкурентном уровне QС (рис. 8.5 а), соответствующем размеру выпуска, при котором кривая спроса пересекает кривую MC, являющуюся горизонтальной суммой кривых предельных издержек каждого продавца. Кривая MC была бы кривой предложения, если бы рынок был полностью конкурентным. Каждое предприятие выпускает часть от QС.

Рис. 8.5 – Образование картеля

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.007 с.)